Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Поколение учащихся за рубежом

По данным исследования «Интернационализация образования в США в XXI веке: будущее интернационализации и обучения иностранным языкам», почти 40 процентов американских компаний заявили, что упускают международные деловые возможности из-за отсутствия персонала с опытом ведения глобального бизнеса.

Просмотров: 419

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

Н.А. ПЫХТИНА, заместитель директора Института международных программ Российского университета дружбы народов

По данным исследования «Интернационализация образования в США в XXI веке: будущее интернационализации и обучения иностранным языкам», почти 40 процентов американских компаний заявили, что упускают международные деловые возможности из-за отсутствия персонала с опытом ведения глобального бизнеса, более четверти сделали вывод, что в настоящее время трудно найти сотрудников, обладающих международными знаниями и опытом, необходимыми языковыми компетенциями. И почти 85 процентов отметили, что в последние десять лет предпочитают руководителей и сотрудников, имеющих такие компетенции1. Можно предположить, что в течение следующих десяти лет спрос на сотрудников, имеющих международный опыт, способных работать в кросс-культурной среде и быстро адаптироваться, а также владеющих иностранными языками, будет только увеличиваться.

В 2014 году по инициативе Института международного образования была запущена пятилетняя программа «Поколение учащихся за рубежом» (англ. – Generation Study Abroad)2 с финансированием 2 млн. долларов США. Ее цель – удвоение числа американских студентов за рубежом к концу 2020 года. В рамках программы открыт Фонд для обучения за рубежом, который предоставляет стипендии студентам и выпускникам колледжей и вузов. В программе принимают участие 500 американских вузов, 10 тыс. студентов и выпускников, 1 тыс. преподавателей вузов и спонсоры из числа работодателей. Предполагается, что благодаря этой программе обучение за рубежом станет неотъемлемой частью программ высшего образования.

Положительная динамика

По данным Ассоциации международных деятелей образования (англ. – Association of International Educators)3, в среднем по стране только 1,5 процента от общего числа американских студентов уезжают учиться за границу. Вместе с тем в разных штатах ситуация может существенно отличаться, поскольку в США вопросы управления и финансирования государственных школ и вузов находятся в ведении субъектов федерации. В округе Колумбия и 22 штатах этот показатель значительно превышается, а в 28 – ниже среднего значения. Наблюдается постоянное увеличение общего количества студентов, уезжающих на обучение за рубеж (см. табл. 1).

Таблица 1. Количество американских студентов, обучающихся за рубежом

Количество американских студентов, обучающихся за рубежом

Полиэтнический состав населения оказывает влияние на расовое и этническое многообразие среди студентов, обучающихся за рубежом. Из них 78 процентов белые, составляющие 62 процента от всех студентов в системе высшего образования США. Американцы азиатского происхождения составляют 8 процентов от обучающихся за рубежом студентов, что близко к их фактической доле от всех американских студентов. Афроамериканские студенты составляют 14 процентов от студентов в вузах США, но только 5 процентов обучающихся за рубежом. Испаноязычные студенты составляют 13 процентов всех лиц, зачисленных в вузы США, но только 7 процентов из тех, кто учится за границей.

Несмотря на увеличение общей численности студентов, обучающихся за рубежом, доли афроамериканских, латиноамериканских и индейских студентов, обучающихся за границей, остаются неизменными в течение последних десяти лет4.

Принимающие страны

Американские студенты консервативны в выборе страны для обучения за рубежом. Ключевым фактором выбора является для них английский язык. Более 68 процентов студентов из США получают академические степени в анг­лоязычных странах, 25 процентов составляют неанглоязычные страны Западной Европы, которые активно вводят преподавание на английском языке (см. табл. 2)5.

Таблица 2. Основные страны академической мобильности студентов из США*

Основные страны академической мобильности студентов из США

*Источник: Институт международного образования (2015). «Top 25 Destinations of U.S. Study Abroad Students, 2012/13 – 2013/14». Открытый отчет о международных образовательных обменах. Электронный ресурс: http://www.iie.org/opendoors.

Первое место по числу американских студентов в последние несколько лет занимает Великобритания, а вот следующие пять позиций – у неанглоязычных стран: Италии, Испании, Франции, Китая и Германии. Значительный приток студентов из США наблюдается в Ирландии. Новыми популярными направлениями академической мобильности становятся Азия и Латинская Америка.

Сроки обучения

Программы обучения за рубежом доступны в течение всего года. Тем не менее большинство американских студентов предпочитает уезжать на семестр или на летние курсы.

В 2013-2014 учебном году 38,1 процента студентов предпочитали уезжать за границу в период летних каникул продолжительностью более двух недель, на один семестр в течение учебного года – 31,9 процента студентов, остальные 30 процентов студентов выбирали программы с другой продолжительностью обучения. Для сравнения, в 2010-2011 учебном году самым распространенным типом обучения за рубежом были краткосрочные программы: летние курсы, курсы в период зимних каникул, на восемь недель или меньше в течение учебного года. Здесь обучались 58,1 процента студентов. На программах со средней продолжительностью (один семестр, одна или две четверти) обучались 38 процентов студентов. И только 3,7 процента студентов обучались на программах в течение одного академического года6.

Направления подготовки

Традиционно в программах обучения за рубежом участвуют студенты, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки. В последнее десятилетие эта тенденция меняется: на обучение стало уезжать все больше студентов, обучающихся по естественнонаучным, социальным и бизнес- направлениям.

​США является перспективной страной для рекрутинга студентов на обучение, так как внутри самой страны есть заинтересованность в увеличении исходящей мобильности. Кроме того, стоимость обучения и проживания в США гораздо выше аналогичных в других странах, особенно в сравнении с развивающимися странами.

В целом в США входящая мобильность значительно превышает исходящую. По мнению Филиппа Альтбаха, директора Центра международного высшего образования при Бостонском колледже и члена Совета по повышению конкуренто­способности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, американские студенты по большей части не являются «международно ориентированными в своих воззрениях», и он не ожидает, что в будущем США станут важным образовательным рынком для стран-экспортеров образования7.

Власть стереотипов

Сложившаяся ситуация стала результатом нескольких факторов. На протяжении веков сочетание географической изоляции и экономического господства США привели к тому, что большинство американских граждан считает, что им не нужно учиться говорить на других языках или узнавать о других странах. К тому же только около 40 процентов населения США имеет действующий заграничный паспорт, и половина из них является военными8. Это означает, что многие студенты, поступая в вуз, не имеют заграничных паспортов и, вероятно, никогда не выезжали за границу. Даже среди тех студентов, которые имеют паспорт, многие никогда никуда не выезжали. К тому времени, когда студенты привыкают к жизни в вузе и начинают рассматривать возможность обучения за рубежом, они, как правило, уже на полпути к получению диплома и заостряют своё внимание на требованиях по завершению учебной программы.

Дискуссии об обучении за рубежом проходят, как правило, в среде специалистов высшего образования. Средст­ва массовой информации сосредоточены на вопросах безопасности или освещении несчастных случаев, связанных с учебой за рубежом, при этом преимущества обучения за рубежом для будущей карьеры, значимости такого обучения для американских работодателей остаются фактически без внимания.

Кроме того, часто обучение за рубежом воспринимается как легкое и крайне дорогое времяпрепровождение в период учебы. По данным исследования, проведенного для «Руководства студентам об учебе за границей» (англ. – A Student Guide to Study Abroad)9, стоимость обучения за рубежом была названа причиной номер один среди отталкивающих студентов от учебы за границей. Хотя стоимость обучения в американских университетах в ряде случаев выше, чем в европейских и тем более азиатских.

Разница в стоимости обучения в вузах США очень большая. В самых престижных государственных университетах оплата обучения может быть столь же высокой, как и в част­ных вузах.

Некоторые программы обучения за рубежом могут фактически быть дешевле, чем плата за обучение и различные сборы за эквивалентное обучение в вузах США. Вместе с тем изменение сложившихся стереотипов по обучению за рубежом требует, безусловно, значительного времени и огромных усилий со стороны всех заинтересованных сторон.

Финансовая поддержка

В США стипендии и гранты для обучения за рубежом предоставляются специальными организациями в рамках целевых программ, в том числе определенным группам населения (афроамериканцам, азиатским американцам, латиноамериканцам, индейцам, студентам с ограниченными возможностями, меньшинствам).

Приведем десяток вариантов финансовой поддержки обучения за рубежом для американских студентов10:

  • Стипендии Совета по международным образовательным обменам (англ. – Councilon International Educational Exchange, CIEE). Каждый год Совет по международным образовательным обменам предоставляет различные стипендии и гранты для американских студентов для обучения за рубежом.
  • Стипендии Совета центра американских внешнеполитических исследований (англ. – Council of American Overseas Research Centers, CAORC). Программа стипендиальной поддержки изучения редких языков (англ. – The Critical Language Scholarship (CLS) Program) является частью программы правительства США по увеличению числа американцев, изучающих и осваивающих редкие иностранные языки. Для американских студентов программа предоставляет полное финансовое обеспечение интенсивной языковой подготовки по таким языкам, как азербайджанский, арабский, бенгальский, индонезийский, китайский, корейский, пенджаби, русский, турецкий, урду, фарси, хинди, японский, и пребывание в странах, где эти языки являются официальными государственными, от семи до десяти недель. Уровень владения языком для предоставления стипендии устанавливается отдельно для каждого указанного языка. Сумма стипендии полностью покрывает расходы участников: транспортные, за визу, проживание, питание, групповые интенсивные языковые занятия, путешествия по стране и билеты на культурные мероприятия в рамках программы стипендиальной поддержки изучения дефицитных языков.
  • Стипендия национальной школы хартий (англ. – Ecole des Chartes Exchange Fellowship). Включает ежемесячные выплаты и бесплатное обучение американских или канадских аспирантов в Национальной школе хартий в Париже в течение трех месяцев. Национальная школа хартий является старейшим учреждением в Европе, специализирующимся на архивных науках, в том числе палеографии, библиографии, текстовом редактировании и истории книги.
  • Программа Фулбрайта (англ. – Fulbright Program). Крупнейшая в США программа международных обменов предлагает студентам и выпускникам проводить международные исследования в аспирантуре, осуществлять передовые исследования, преподавать в университетах, начальных и средних школах по всему миру. Стипендии выдаются для всех областей знаний в более чем 155 странах мира.
  • Студенческий грант на проведение глобальных исследований (англ. – Global Studies Foundation Student Grant). Предназначен для поддержки подготовки по иностранным языкам и академических исследований за рубежом. Этот грант дает дополнительные средства для американских студентов, которые уже учатся за рубежом при условии наличия официальной программы исследования за рубежом, проводимого в аккредитованном учебном заведении. Фонд особенно заинтересован в финансировании исследований в стратегически значимых странах и иностранных языках.
  • Стипендия для обучения за рубежом «Золотой ключ» (англ. – Golden Key Study Abroad Scholarship). Студенты, которые участвуют в программах обучения за границей или будут приняты на такую программу сразу после получения данной стипендии, могут получить 1 тыс. долларов США. Ежегодно предоставляется всего 10 таких стипендий (3 – до 20 октября, остальные 7 – до 15 апреля).
  • Стипендия Библиотеки герцога Августа в Вольфенбюттеле (англ. – Herzog August Bibliothek Wolfenbuettel Fellowship). Бывают долгосрочными и кратко­срочными для проведения исследований в библиотеках в Ньюберри (Велико­­британия) и в Вольфенбюттеле (Германия). Преду­сматривает 1050 евро в месяц плюс до 600 евро на различные расходы.
  • Стипендия Джона Питерса (англ. – John T. Petters Scholarship). Средства стипендии доступны для студентов, которые являются членами Фонда Джона Питерса и/или некоммерческих организаций, или для студентов, которые не попадают под данные категории, но проводят исследования за рубежом по программам международного бизнеса.
  • Стипендии Американского института зарубежных исследований (англ. – American Institute For Foreign Study (AIFS) Study Abroad). Ежегодно Американский институт зарубежных исследований предоставляет стипендии студентам на летние программы и на семестр. Студенты в заявке должны продемонстрировать высокую академическую успеваемость. Стипендии предоставляются как для летних, так и для семестровых программ.
  • Грант для обучения за рубежом общества «Пи каппа пи» (англ. – Phi Kappa Phi Study Abroad Grant). Предназначены для помощи студентам и оказания им поддержки по их направлениям подготовки за рубежом. Предоставляются ежегодно 50 грантов в размере 1 тыс. долларов США.

Ключевые моменты

Большинство американских студентов для получения степени едет в англоязычные страны, более всего студентов обучается в Великобритании. Многие выбирают учебу в неанглоязычных странах, особенно в тех, которые предлагают обучение на английском языке. Франция и Германия входят в первую пятерку стран, принимающих студентов из США на образовательные программы с получением академической степени. Среди них особенно популярны программы с одним годом обучения в магистратуре на английском языке. Китай также становится все более популярным местом для американских студентов, стремящихся получить академическую степень, отчасти из-за роста числа предложений программ на английском языке.

​Среди американских вузов растет интерес к интернационализации за счет развития межвузовского партнерства, что дает возможность разработки совместных программ или программ двойных дипломов. Популярными среди американских студентов становятся математические и естественнонаучные направления подготовки, что может быть ключевым для многих университетов других стран, где программы обучения по таким направлениям традиционно считаются сильными.

Количество студентов, обучающихся по бакалаврским и магистерским программам (всего 46,5 тыс. чел.), примерно одинаковое (около 42 процентов для каждого уровня). По программам PHD обучаются примерно 16 процентов. Почти в шесть раз больше американских студентов, участвующих в программах включенного обучения за рубежом с целью получения образовательных кредитов (273 тыс. студентов).

Более половины (58 процентов) американских студентов, обучающихся за рубежом для получения академической степени, делают это по гуманитарным и социальным наукам, в области бизнеса и менеджмента. Изучающие инженерные и физико-математические науки, а также медицину составляют 19,6 процента американских студентов за рубежом.

Зарубежные страны привлекают на обучение американских студентов грантами и стипендиями. Например, китайское правительство в настоящее время предлагает стипендии на конкурсной основе для потенциальных студентов на сумму свыше 6367 долларов США (40 тыс. юаней).

США является перспективной страной для рекрутинга студентов на обучение, так как внутри самой страны есть заинтересованность в увеличении исходящей мобильности. Кроме того, стоимость обучения и проживания в США гораздо выше аналогичных в других странах, особенно в сравнении с развивающимися странами. Для обучения за рубежом в США существует много возможностей получения грантов или стипендий, в отдельных случаях могут быть использованы образовательные кредиты.

Среди американских вузов растет интерес к интернационализации за счет развития межвузовского партнерства, что дает возможность разработки совместных программ или программ двойных дипломов. Популярными среди американских студентов становятся математические и естественнонаучные направления подготовки, что может быть ключевым для многих университетов других стран, где программы обучения по таким направлениям традиционно считаются сильными. Большинство американских студентов предпочитает выезжать на краткосрочные программы обучения, особенно в летний период.

Таким образом, для российских вузов, планирующих начать набор американских студентов или увеличить их число, целесообразно обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • введение преподавания на английском языке;
  • создание коротких летних программ;
  • раскручивание бренда университета в США;
  • установление партнерских взаимоотношений с американскими вузами;
  • ориентация в приемной кампании на социальные, физико-математические и естественнонаучные направления подготовки.

СНОСКИ

  1. 2014 U.S. Business Needs for Employees with International Expertise. Shirley J. Daniel and Fujiao Xie, Ben L. Kedia. Prepared for the «Internationalization of U.S. Education in the 21st Century: The Future of International and Foreign Language Studies. A Research Conference on National Needs and Policy Implications» // April, 11-13, 2014. Williamsburg Lodge, p. 1-38.
  2. [Institute of International Education website: About the Initiative [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа http://bit.ly/AO88KP2, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 11.04.2016)].
  3. NAFSA: Association of International Educators website: Trends in U.S. Study Abroad [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bit.ly/AO88KP3, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 07.04.2016).
  4. What will it take to double study abroad? (A «Green Paper» on the Big 11 Ideas from IIE’s Generation Study Abroad Think Tank) Raisa Belyavina, Wagaye Johannes. Institute of International Education (IIE). May, 2014, p. 9.
  5. New Frontiers: U.S. Students Pursuing Degrees Abroad (A 2-year analysis of key destinations and fields of study) Raisa Belyavina, Jing Li and Rajika Bhandari. Institute of International Education (IIE), May 2013, p. 6.
  6. Источник: Институт международного образования. (2015). «Duration of U.S. Study Abroad, 2003/2004 – 2013/2014». Открытый отчет о международных образовательных обменах. Электронный ресурс: http://www.iie.org/opendoors.
  7. [USA Today website: Study: Foreign universities show little interest in U.S. expansion By Ryan Lasker, The George Washington University August 25, 2015 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bit.ly/AO88KP7, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.01.2016)].
  8. What will it take to double study abroad? (A «Green Paper» on the Big 11 Ideas from IIE’s Generation Study Abroad Think Tank) Raisa Belyavina, Wagaye Johannes. Institute of International Education (IIE). May, 2014, p. 8.
  9. A Student Guide to Study Abroad. Институт международного образования. 2013. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bit.ly/AO88KP9, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 20.02.2016)].
  10. [Allabroad.us website: Funding. Study Abroad Scholarships [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bit.ly/AO88KP11, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 19.01.2016)].
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Китайские студенты за рубежом
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Международная деятельность Новгородского государственного университета
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ