Китайские студенты за рубежомОбразование является одним из важнейших приоритетов государственной политики Китая и третьей по величине статьей расходов жителей Поднебесной после путешествий и предметов роскоши. Начиная с 2000 года мобильность китайских студентов по всему миру возросла в двенадцать раз. Просмотров: 1294
Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016. Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор
В.В. БЕЛОУС, директор Департамента развития экспорта образовательных услуг Российского университета дружбы народов Образование является одним из важнейших приоритетов государственной политики Китая и третьей по величине статьей расходов жителей Поднебесной после путешествий и предметов роскоши. Начиная с 2000 года мобильность китайских студентов по всему миру возросла в двенадцать раз1. Целевые ориентиры Согласно недавно проведенному онлайн-опросу ежедневной Китайской молодежной газеты (англ. – China Youth Daily), в котором принял участие 1621 респондент (как студенты, так и их родители), выяснилось, что большинство молодых людей едут за границу для получения диплома и повышения своего социального статуса. Опрос также выделил другие факторы, которые влияют на решение обучаться за границей. Так, 47 процентов студентов считают, что зарубежное образование позволит им получить преимущества при устройстве на работу, 43 процента едут за границу для получения более качественного образования, 39 процентов полагают – зарубежное образование позволит им расширить кругозор, 29 процентов ищут возможности избавиться от родительской опеки, 28 процентов ищут возможности избежать прессинга китайской экзаменационной системы, 22 процента – едут учиться за границу без каких бы то ни было четких целей2. Китай является страной номер один по отправке своих граждан для обучения за рубежом. В последнее время наметилась тенденция отправлять детей на обучение в зарубежные страны в более раннем школьном возрасте. Американское образовательное агентство USEDUO3, предоставляющее услуги по приему иностранных студентов в 8-12 классы средней школы (пансионы) с последующим поступлением в американские университеты и колледжи, выделяет три основных категории китайских учащихся и их родителей.
Китайские родители отмечают, что основными факторами, влияющими на принятие решения об обучении ребенка за границей, являются (в процентах): всестороннее образование и развитие – 46, высокое качество образования – 41, креативность образовательного процесса – 23, непредвзятость образования – 17, персонифицированное обучение – 14, важность получения фундаментальных знаний – 9. Спрос и предложение Миллионы китайцев мечтают поступить в топ-университеты мира, в первую очередь – американские. В 2000 году национальным бестселлером в Китае стала книга «Девушка из Гарварда» (англ. – Harvard Girl), написанная родителями китайской девушки Лю Итин, поступившей в Гарвардский университет. Книга описывает строгий образ жизни, который вела Лю, и включает советы ее родителей о том, как воспитывать детей, чтобы они могли поступить в самые престижные университеты мира4. В последние годы растет число китайских студентов, обучающихся в США на уровне бакалавриата и средней школы. Так, в 2013-2014 учебном году на уровне бакалавриата в США обучалось 110 тыс. китайских студентов, что в 11 раз превышает этот показатель по отношению к 2006-2007 учебному году. Количество виз, выданных китайским гражданам для обучения на уровне средней школы в 2013 году, составило 32 тыс., в то время как в 2005 году подобных было выдано всего 639. Вторым по популярности направлением среди китайских студентов является Австралия. Мобильность китайских студентов в эту страну в период с 2007 по 2013 годы возросла почти в 2 раза5. Большинство китайских студентов обучается в Австралии на уровне бакалавриата и магистратуры. Вместе с тем, наблюдается устойчивый рост количества обучающихся на уровне среднего образования, языковых курсах и программах ДПО. Устойчивый рост численности китайских студентов наблюдается также в Канаде и Великобритании. Количество китайских студентов в Канаде возросло более чем в 2 раза в период c 2005 по 2011 годы6. Мобильность китайских студентов в Великобританию по данным Института международного образования в период с 2007 по 2013 годы увеличилась на 80 процентов7. По данным отчета 2013 года Юнита международного высшего образования Великобритании (англ. – UK Higher Education International Unit) в 2011-2012 учебном году китайское студенческое землячество являлось в стране крупнейшим и составляло 78 715 чел. Образование на уровне бакалавриата получали 37 240 человек, магистратуры – 37 065, аспирантуры – 4 4158. В соответствии с инициативой премьер-министра Великобритании для международного образования (англ. – the Prime Ministers Initiative for International Education, PMI)9 Китай входит в первоочередной список, состоящий из девяти стран, по набору студентов и сотрудничеству в области образования. Начиная с 2000 года, Китай и Великобритания подписали серию рамочных соглашений по развитию образовательного сотрудничества. Ежегодно на уровне правительств проходят британо-китайские образовательные саммиты, а британо-китайская программа научного сотрудничества на уровне аспирантуры (англ. – UK-China Higher Education Research Partnership for PhD Studies, UKCPIE)10 предоставляет возможность китайским аспирантам и их научным руководителям пройти стажировку в Великобритании в период от трех месяцев до одного года. Такие же возможности предоставляются британским исследователям на территории Китая. Начиная с 2009 года, Китай является основным источником иностранных студентов не только для англоязычных стран, но и для Японии, Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и Южной Кореи. Первое место среди них по числу китайских студентов занимает Япония. Это объясняется не только географической близостью, но также экономическим и технологическим развитием Страны восходящего солнца. В 2014 году контингент китайских студентов, обучавшихся в Японии, достиг 77 792 человек11. Второе место по числу китайских студентов среди неанглоязычных стран занимает Франция. Однако Французский государственный центр информации по вопросам получения высшего образования во Франции Кампюс Франс (фран. – Cаmpus France) отмечает ежегодное снижение численности китайских студентов, получающих высшее образование во Франции. В период с 2009 по 2013 годы их количество снизилось с 21 038 до 18 83912. Французское высшее образование представлено в Китае 6 офисами Кампю Франц в городах Пекин, Шанхай, Ухан, Шеньян, Ченду и Гуанчжоу13. В последние годы наметился возрастающий интерес китайских студентов к получению образования в Германии. Академическая мобильность китайских студентов в эту страну в период с 2009 по 2013 годы увеличилась на 12 процентов14. Китайское землячество является второй крупнейшей диаспорой иностранных студентов в Германии после диаспоры турецких студентов. На территории Китая действуют представительства Германской службы академических обменов (англ. — German Academic Exchange Service, DAAD) с головным офисом в Пекине и информационными офисами в Шанхае и Гуанчжоу. Ежегодно DAAD предоставляет несколько десятков стипендий для граждан Китая с целью обучения в Германии на уровнях магистратуры, докторантуры, постдокторских программах, способствует установлению и развитию партнерских отношений, поддержанию академических обменов между вузами Германии и Китая, а также занимается продвижением немецкого языка на территории Китая. Правительство Германии разработало и реализует четкую стратегию по продвижению Германии в качестве привлекательного места для проведения исследований, развития и инноваций в Китае. Ведущие страны-экспортеры активно используют для продвижения образовательных услуг возможности двух крупнейших в стране выставок: Китайской образовательной выставки (англ. – China Education Expo) и Китайского международного образовательного выставочного тура (англ. – China International Education Exhibition Tour, CIEET). Китайская образовательная выставка, начавшая работу в 2000 году, ежегодно представляет национальные павильоны Аргентины, Австралии, Канады, Чили, Кипра, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Израиля, Италии, Японии, Республики Корея, Малайзии, Новой Зеландии и Филиппин. Организаторами со стороны иностранных государств являются дипломатические миссии, аккредитованные в Китае, национальные профильные министерства и агентства по продвижению высшего образования. Китайский международный выставочный тур, организуемый по городам Пекин, Шанхай, Ханчжоу, Гуанчжоу, Нанкин, Хэфэй, Шеньян ежегодно проходит в весенне-летнее время. Зарубежные образовательные организации активно принимают в нем участие. Так в 2015 году США были представлены 51 участником (причем это были не только вузы, но и средние школы), Канада – 49, Великобритания – 47, Япония – 37, Австралия – 34, Франция – 29, Новая Зеландия – 24, Республика Корея – 13. Российскую Федерацию представляли 4 вуза: Дальневосточный федеральный университет, НИУ «Высшая школа экономики», Московский государственный институт международных отношений и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Основные факторы, влияющие на принятие решения об обучении ребенка за границей
Продвижение в интернете Среди инструментов рекрутинга важную роль играют интернет-платформы, продвигающие в сети обучение за рубежом. Интернет-платформа «Образование в Великобритании» (англ. – Education UK) предоставляет информацию об обучении в Великобритании на 36 языках мира, включая китайский. Официальный сайт правительства Австралии «Учись в Австралии» (англ. – Study in Australia) распространяет информацию об образовательных возможностях Австралии на 18 языках, в том числе китайском. Следует отметить, что образование в Австралии продвигается не только через национальный сайт, но и сайты отдельных австралийских городов на китайском языке. На 14 языках мира, включая китайский, работает интернет-портал «Учись в США» (англ. – StudyUSA). На 6 языках, в том числе китайском, работает сайт Центра по продвижению учебы и академической ориентации в Италии (итал. – Centro di promozione accademica per l'orientamento allo studia in Italia). Портал по продвижению высшего образования в Республике Корея «Учись в Корее» (англ. – Study in Korea) предоставляет информацию о возможностях обучения в Корее на китайском и 3 других языках мира. В целом маркетинговые коммуникации в сети интернет играют важную роль в вопросе рекрутинга студентов из КНР. Согласно данным отчета консалтинговой компании We Are Social «Цифровой ландшафт Китая 2014» (англ. – China Digital Landscape)15 в Китае насчитывается 618 млн. активных пользователей интернет, которые проводят в сети в среднем 25 часов в неделю. Многие университеты мира используют для продвижения своих образовательных программ версии официальных сайтов на китайском языке. В качестве примера можно выделить сайты Ноттингемского и Ливерпульского университетов, Университета Суонси (Великобритания), Тилбургского университета (Нидерланды). В отчете «Цифровой ландшафт Китая 2014» отмечается, что 81 процент пользователей применяет для выхода в интернет мобильные устройства. Известно, что китайское интернет-пространство жестко контролируется государством и такие привычные для подавляющего большинства пользователей интернет в мире социальные сети, как Facebook, Youtube, Twitter, не работают на территории Китая, но имеют соответствующие китайские аналоги. Так, социальная сеть Weibo является аналогом Twitter, Renren – аналог Facebook, Youku и Tudou. являются аналогами Youtube. Крупнейшей социальной сетью в Китае является QZone, более известная как QQ, которая насчитывает 625 млн. активных пользователей в месяц. Многие ведущие зарубежные университеты вошли в китайские социальные сети для активного продвижения своих образовательных возможностей для потенциальных студентов. Социальную сеть Weibo используют в маркетинговых коммуникациях Университет Монаш (Австралия), Университет Дьюка, Мичиганский и Иллинойский университеты (США), Оксфордский, Бристольский и Ноттингемский университеты (Великобритания). В четырех социальных сетях Youku, Wechat, QQ и Weibo представлены Австралийский национальный университет и Лондонский университет Сити. И, пожалуй, лидером по присутствию в китайских социальных сетях является Тилбургский университет (Нидерланды), который представлен в пяти социальных сетях Renren, Youku, Wechat, QQ и Weibo. Следует отметить, что практически все российские вузы, расположенные на приграничных с Китаем территориях имеют версии официальных сайтов на китайском языке. Среди них Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Амурский государственный университет, Тихоокеанский государственный университет, Иркутский государственный университет, Забайкальский государственный университет. В то же время только 8 вузов-участников проекта «5-100» имеют версии своих сайтов на китайском языке. Это Санкт-Петербургский государственный университет, НИУ «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, НИТУ «МИСиС», Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (национальный исследовательский), Национальный исследовательский Томский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет. Только два российских университета вошли в китайские социальные сети: Казанский (Приволжский) федеральный университет разместил информацию о себе в сети Weibo, а Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева создал страничку в сети Renren. Зарубежные перспективы В настоящее время топ-университеты Китая не могут удовлетворить потребность обучаться в них для всех желающих. Университеты «второй руки» неприемлемы для богатых китайских семей, как следствие – эти семьи планируют отправить своих детей обучаться за границу. Растущий средний класс стремится дать детям зарубежное образование. По мнению бывшего министра образования США Вильяма Беннетта, китайские семьи среднего класса предпочтут, скорее всего, потратить свои доходы на образование детей, нежели на отдых16. По данным Министерства образования КНР, в 2014 году 459,8 тыс. китайцев выехали на обучение за границу17. Следует отметить, что 423 тыс. (92 процента) из них обучались на основе самофинансирования, около 21 тыс. – за счет государственной поддержки и свыше 15 тыс. были спонсированы предприятиями и организациями. Правительство Китая прилагает усилия, для того чтобы зарубежное образование стало более доступным талантливым китайцам. В соответствии с разработанным Национальным планом среднесрочной и долгосрочной образовательной реформы и развития на период 2010-2020 годы (англ. – China’s National Plan for Medium and Long-term Education Reform and Development, 2010-2020)18 Китайский стипендиальный совет (англ. – Chinese Scholarship Council) ежегодно выделяет молодым китайцам несколько тысяч стипендий для обучения за границей. Помимо этих стипендий, ряд университетов и компаний также выделяют стипендии сотрудникам для обучения за границей (как правило, в магистратуре и аспирантуре)19. Важнейшим фактором при выборе того или иного университета для обучения за рубежом является репутация вуза, его позиция в мировых университетских и предметных рейтингах. Сноски
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|