Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы

Более 160 тысяч иностранных студентов обучаются на сегодняшний день в российских государственных университетах. К 2020 году их число должно увеличиться до 300 тысяч. Что изменилось в сфере экспорта образовательных услуг за последние годы и какие действия намерено предпринять государство для развития экспорта образования – статья «АО».

Просмотров: 3627

Как догнать… самих себя?

Более 160 тысяч иностранных студентов обучаются на сегодняшний день в российских государственных университетах. К 2020 году их число должно увеличиться до 300 тысяч.

Именно такая цифра выводится из обозначенного в программных документах развития российского образования целевого показателя «увеличение доли иностранных студентов к общему контингенту студентов» до 5 процентов к 2020 году. Об этом, в частности, заявляется в Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов. По некоторым оценкам, в СССР в 1950 году прошлого века доля иностранных студентов достигала 5,4 процента. Так, сможем ли мы за семь-восемь лет «догнать сами себя» шестидесятилетней давности? Еще несколько лет назад на этот вопрос не мог ответить даже министр образования России А. Фурсенко, признав тогда, что у страны нет стратегической программы развития экспорта российских образовательных услуг, и специалисты не имеют чёткого представления о том, что препятствует развитию экспорта. В 2008 году было даже проведено специальное заседание коллегии Минобрнауки, посвященное проблемам экспорта образования. Речь шла и о недостаточности нормативно-правовой базы для поддержки экспорта образования, и о слабом развитии академической мобильности, и о недостатках самой структуры подготовки кадров. «Так, целый ряд развивающихся государств и стран СНГ испытывают всё большую потребность в подготовке специалистов второй ступени высшего образования – магистров, а также кандидатов и докторов наук. При этом в российских вузах из числа иностранных граждан только 4,9 процента учатся в магистратуре и 3,6 – в аспирантуре. Не полностью удовлетворяется спрос и на повышение квалификации уже дипломированных специалистов», – отмечал на заседании коллегии директор департамента международного сотрудничества министерства В. Ничков. (С какой массой трудностей сталкивались, например, филиалы российских вузов и славянские университеты в странах СНГ, не раз убеждались и члены Аккредитационной коллегии Рособрнадзора: даже обеспечение учебниками и методической литературой становилось проблемой из-за таможенных несуразностей.)

В итоге на коллегии было заявлено о необходимости разработки и последующей реализации стратегического «более скоординированного комплексного плана действий Министерства и других заинтересованных федеральных и региональных органов власти».

Что с тех пор сделано на практике, об этом чуть ниже. А пока хочется сослаться на выводы не только чиновников, но и академического сообщества. Так, на научно-практической конференции «Экспорт российских образовательных услуг: задачи и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала», проходившей в ноябре 2009 года в Академии народного хозяйства (год спустя после министерской коллегии), были обозначены следующие ключевые задачи, требующие, по мнению экспертов, кардинального решения:

  • реорганизация устаревшей системы отбора по квотам путем введения единых экзаменов за рубежом;
  • изменение нормативных требований, не позволяющих зачислить студента на годовое или семестровое обучение («сейчас в США очень популярна идея semester-abroad – обучение в течение семестра или года в другом вузе; предполагается, что в ближайшие годы в США так будет учиться до половины студентов», – комментируют специалисты);
  • облегчение визового режима для иностранных преподавателей и студентов;
  • решение проблем инфраструктуры вузов, безопасности и ксенофобии (и, судя по совсем недавним опросам иностранных студентов, обучающихся в московских вузах, ксенофобия вышла на первые места среди всех неблагоприятных факторов обучения в России);
  • резкое увеличение финансирования образования (так, по словам руководителя Центра мониторинга и статистики образования Минобрнауки РФ М. Аграновича, между финансированием образования и числом иностранных студентов есть прямая зависимость – чем больше государство тратит денег на образование в расчете на одного учащегося, тем выше будет число иностранных студентов).

Интересно отметить еще одну проблему, затронутую как на министерской коллегии, так и на упомянутой конференции в Академии народного хозяйства. Речь о русском языке. Если на коллегии было заявлено о повышении качества владения русским языком иностранными абитуриентами как о «задаче безотлагательной» (в частности, через правовое оформление подготовительных факультетов для иностранных граждан), то эксперты – представители академического сообщества, напротив, говорили о необходимости отказаться от требования хорошего знания русского языка. А взамен начинать формировать систему образования на английском языке и, прежде всего, на уровне магистратуры. «Даже такие страны, как Испания и Франция, которые берегут национальные и языковые традиции, открывают программы на английском языке для привлечения иностранных слушателей», – аргументировали участники конференции в АНХ. Правда, подчеркнули эксперты, одновременно необходимо предоставить будущим магистрантам, желающим овладеть русским языком, возможность предварительной годовой языковой подготовки.

* * *

Что изменилось за прошедшие четыре года? Конечно, подвижки есть. В частности, принят ряд законодательных актов: по увеличению квоты иностранных студентов, обучающихся в российских вузах за счет федерального бюджета, до 10 тыс. Попутно отметим, что, по официальной информации, в 2010-2011 учебном году из 10 тыс. максимально возможных иностранным студентам было предоставлено чуть более 8 тыс. бюджетных мест, из них 2437 – для соотечественников из стран ближнего зарубежья. Плюс предусмотрена возможность командирования за рубеж на преподавательскую работу до 300 российских специалистов в год, также за счет российского бюджета.

Далее, с 2011 года осуществляется проект по предоставлению ведущим российским университетам «преимущественного права на прием проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников в пределах квоты, определенной постановлением Правительства РФ». А с 2012 года такое право будет предоставляться на конкурсной основе.

Наконец, принято и давно назревшее решение об упрощении процедуры признания на территории России документов об образовании, ученых степенях и званиях, выданных ведущими иностранными университетами и научными организациями. Такое решение призвано стимулировать и академическую мобильность, и общий уровень включенности российского образования в международный контекст. Кстати, журналисты, пишущие на темы образования, прекрасно знают, что специализированные Интернет-форумы не один год разрывались от недоуменных вопросов наших соотечественников-молодых ученых, получивших диплом или степень в иностранных университетах: почему дипломы ведущих мировых вузов признаются автоматически везде, но только не в России? Что ж, решение принято. Как говорится, «лучше поздно, чем никогда»… Хотя, пожалуй, к сфере экспорта образования с ее высочайшей конкуренцией это крылатое выражение уже вряд ли подходит. Тут, если перефразировать, ситуация такая – «если поздно, то никогда»… Как точно кем-то подмечено: «Дело не в том, что мы отстаем, а в том, что другие развиваются».

Возьмем, например, уровень интернационализации и темпы мобильности в ведущих вузах мира: в Гарварде 22,5 процента студентов – иностранцы, в Оксфорде – 33, а в Кембридже – 50! То же с преподавателями: в Гарварде иностранцы составляют 30 процентов ППС, в Оксфорде – 36 в, в Кембридже – 33. По этому же пути – привлечения иностранных ученых к преподаванию и научным исследованиям пошли и китайские университеты: в частности, в Пекинском университете преподаватели-иностранцы составляют уже около 7 процентов ППС (эти данные были приведены на конференции в АНХ, о которой упоминалось выше). Конечно, в арсенале большинства отечественных вузов нет таких ресурсов, как у Гарварда или Кембриджа. Но ведь и у нас появилась группа ведущих университетов – федеральных и научно-исследовательских. И им отведена не просто большая, а «определяющая роль в реализации стратегии развития международного сотрудничества в сфере образования». И?.. Вот какие данные привела исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров И. Аржанова в своем докладе «Развитие сети НИУ и ФУ. Международные аспекты» на совещании-семинаре ректоров и проректоров по международной деятельности, состоявшемся 22-24 ноября прошлого года в РУДН. Например, увеличение количества иностранных студентов в среднем на один НИУ даже к 2018 году планируется довести лишь до 6 процентов – из стран СНГ, а из других стран – до 5 процентов. А вот анализ по федеральным университетам (см. таблицу).


Так что на вопрос в начале статьи, сможем ли мы «догнать сами себя шестидесятилетней давности», можно ответить – пожалуй, сможем. А вот удастся ли догнать других – еще вопрос…

К слову, на семинаре представители федерального министерства также оказались не склонны к излишнему оптимизму. Все еще не удалось переломить тенденцию снижения уровня набора иностранных студентов. Причины, по замечанию специалистов ведомства, следующие:

  • недостаточный уровень стратегического планирования;
  • недостаточный уровень владения нормативно-правовой базой;
  • недостаточная языковая подготовка специалистов-международников;
  • невысокий уровень социально-бытовых условий для студентов.

Свой анализ барьеров и возможной стратегии экспорта российского образования на семинаре дал и ректор РУДН В. Филиппов. Он выделил признаки «плохой интернационализации»:

  • отсутствие методик и обученных ППС в РКИ и других дисциплинах;
  • сохранение иностранных студентов в вузе «любой ценой»;
  • необеспеченность комплексного медицинского обследования;
  • отсутствие признанного студентами комплекса мер по безопасности.

Отсюда проистекают и неоправданные надежды студентов, и напряжение в среде преподавателей.

Нужна комплексная программа интернационализации вуза, подчеркнул ректор РУДН. Ибо «интернационализация высшего образования – благо, неподготовленная интернационализация – вредна!».

* * *

Какие же действия намерено принять государство в ближайшем будущем для развития экспорта образования? Вот некоторые из них:

  • разработка информационно-справочной мультимедийной системы российских образовательных услуг для более полного информирования иностранных пользователей;
  • разработка новых требований к образовательным учреждениям, которым будет дано право на проведение тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному;
  • создание и функционирование национального информационного центра по информационному обеспечению признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации;
  • в Правительство РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В законопроекте предусмотрены либерализация визового режима, расширение возможностей трудоустройства иностранных студентов в свободное от учебы время и т.п.;
  • прорабатывается проект договора о взаимном признании документов о высшем образовании странучастниц СНГ, предусматривающий подключение к нему всех этих стран Содружества;
  • в проекте федерального закона «Об образовании» предусматривается механизм оформления и выдачи «двойного диплома» и др.

Кроме того, министерство заявило о готовности рассматривать предложения самих образовательных учреждений: например, о нормативно-правовом обеспечении франчайзинга, создании консорциумов и т.п. (подробнее см: http://conf.rudn.ru/vice-rector/).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: федеральные университеты, экспорт образования, акцент, ао-53

Похожие материалы:
БГИИК: в формате инновационного развития
Процессный подход в обеспечении качества
Секрет успеха всемирной сети FabLab – в ее идеологии
«Россотрудничество»: продвижение российского образования за рубежом
Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций
«Никомед» – место притяжения высококлассных специалистов
Демографическая яма: прогнозы и вызовы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Мир исследователей и повседневность встретятся на Летней школе ТюмГУ “Пересечения”
Старт регистрации. Школа организована Институтом социально-гуманитарных наук при поддержке...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#99Новости образования «АО-99»
#96Ейский полипрофильный колледж активно развивается
#98Становление и развитие системы учебно-методических объединений вузов
Информационная лента
09:19Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
09:14Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
09:13Эффективная работа с научной информацией: инструменты Web of Science
09:11Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
09:09В ТюмГУ начинают готовить регионоведов