Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Болонский процесс: основные подходы к интеграции

Три главные проблемы, с которыми столкнется высшее образование после «формального завершения» Болонского процесса: академическая мобильность, демография и глобальная конкурентоспособность.

Просмотров: 5242

Болонский процесс-2010: что дальше?

Основные подходы к будущему развития интеграционных процессов в области высшего образования

В.Н. Чистохвалов, директор Центра сравнительного и международного образования Российского университета дружбы народов, представитель РФ в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу, представитель РФ в Руководящем комитете по высшему образованию и науке Совета Европы, кандидат химических наук, доцент.

Основной целью Болонского процесса было усиление европейской интеграции и повышение конкурентоспособности европейского высшего образования путем перестройки системы обучения на вузовском и послевузовском уровнях, обеспечение студенческой мобильности с использованием легко читаемых программ и сравнимых степеней. При этом не менее важную роль сыграла проблема обеспечения качества обучения. Так было заявлено в Болонской декларации 1999 года, которую подписали министры, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах.

На момент проведения последней конференции министров образования – она состоялась совсем недавно, 29-30 апреля 2009 года, в Бельгии на базе Католических университетов городов Лейвен и Льювен-ле-Нев – к Болонскому процессу присоединились 46 стран-участниц из 49 государств, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы, которая была принята в 1954 году. Это означает, что совместная Сорбонская декларация, подписанная еще в 1998 году в университете Парижа (Сорбонна) министрами образования 4 европейских стран, мобилизовала десятки их коллег, а также тысячи ректоров, деканов факультетов, преподавателей и студентов в поддержку концепции реформирования национальных систем высшего образования.

Ни одной другой инициативы, поддержанной таким количеством людей, еще не было с момента создания Европейского Союза в 1957 году. Болонский процесс подвигнул многие страны ратифицировать Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция о признании), разработанную Советом Европы – ЮНЕСКО в 1997 году. (В настоящее время всего три страны воздержались от принятия конвенции.)

Одним из главных итогов конференции министров образования в Бельгии было заявление, что к 2010 году не все цели Болонского процесса будут достигнуты в странах-участницах Болонского процесса, и для его завершения необходимо продолжение, на которое потребуется не менее одного десятилетия, то есть вплоть до 2020 года. При этом придется выделить несколько из 6 первоначально заявленных в Болонской декларации целей и позиций, по которым уже получены конкретные результаты в основных областях образовательной политики: это структуры степеней, признания степеней и структур квалификаций, обеспечения качества.

Следует признать, что в настоящее время появились совсем новые вызовы – глобализация и конкуренция. Одно из самых заметных проявлений глобализации – появление рынка «без границ» в высшем образовании как очевидной тенденции на пути к разнообразию при получении высшего образования. При этом традиционные формы, связанные с реализацией «организованных» программ высшего образования как государственными, так и частными вузами, которые обеспечивают тип взаимодействия между учениками и преподавателем «лицом к лицу», видимо, останутся основной формой обучения.

Значительное увеличение международного спроса на высшее образование будет связано с проблемами финансирования, наличием возможностей во многих странах для удовлетворения этого спроса, возможностями новых коммуникационных технологий и Интернета, формирующими окружающую среду, в которой расширяется обеспечение образовательных услуг. Университеты Северной Америки, Европы и Австралии уже взяли инициативу предоставления своих образовательных услуг на международном рынке высшего образования путем активной вербовки международных, платных студентов в свои институты, создавая филиалы университетских городков (кампусы) или франчайзинги, заключая двойные соглашения с местными институтами. Международный спрос на высшее образование вывел на сцену новых его поставщиков извне сектора высшего образования.

Эти процессы рыночного характера повлекут то, что вузы будут функционировать как предприятия. Коммерциализация результатов научных исследований может использоваться как средство увеличения доходов, а финансирование научных работ при реализации научно-исследовательских проектов может вызвать усиление автономии научного сотрудника. При этом университеты обеспечат поддержку инкубации, будут оказывать консультации по юридическим, техническим или финансовым проблемам, проводить экспертизу и передачу знаний. Дополнительные доходы имеют тенденцию иметь более низкий уровень рисков от неудач, чем доходы от обычных деловых проектов. Участвуя в «академическом капитализме», вузы полностью включаются в то, что теперь называют «треугольником знания». В то же время университетские преподаватели рискуют потерять собственную идентичность, которая в прежние времена заключалась в возможности личного (культурного) развития потенциала преподавателя, проведении долгосрочных программ научных исследований, наличия штатного места в вузе.

Глобальные проблемы таковы, что они не могут быть решены в соответствии с методологией или знанием, полученным только в рамках одной науки. Самые интересные результаты наблюдаются на границе научных областей или на перекрестке наук. «Дисциплинарность» все более и более показывает свою ограниченность, в то же время «междисциплинарность» крайне необходима для проведения новых исследований, востребованных в обществе.

Междисциплинарные подходы необходимы для того, чтобы поддержать творческих людей и максимально использовать все таланты, пока не востребованные обществом. Такие подходы позволяют студентам:

  • заниматься проблемами с широким диапазоном перспектив и под различным углом зрения;
  • общаться друг с другом, в то время как сверхспециализация делает это все более затруднительным;
  • предоставлять возможность для проведения междисциплинарных исследований.

Однако университеты и высшее руководство образования все еще не пересмотрели опыт прошлого. Структура департамента или факультета большинства университетов отражает классификацию науки, корни которой заложены в XIX столетии. Традиционная организация не является достаточно инновационной и рациональной с точки зрения использования ресурсов: как человеческих, так материальных и интеллектуальных. Поэтому организационная реформа на вузовском уровне должна отразить и новую организацию науки. Учебные планы должны обеспечить мосты между гуманитарными и естественными науками, необходимо провести реформу их содержания.

Однако потребность конкурировать в глобальном мире высшего образования не исключает совместных соглашений. Ресурсы, необходимые для производства знания, в редком случае могут быть сконцентрированы в рамках отдельно взятого вуза. Эффективное функционирование нового поколения знаний в большей степени основано на дополнительном разделении труда между различными вузами, между промышленностью и «академикой». Процессы совместного исследования и производства знания могут успешно сосуществовать при условии, что будет выработана единая форма юридического оформления контракта на проведение совместного исследования, которая включала бы ограничения на публикации, связанные с патентной деятельностью.
Наконец, необходима международная регулирующая структура, которая превысила бы национальные контексты образовательной политики и решала такие юридические проблемы, как изобретения и собственность, интеллектуальная собственность, контракт на проведение исследования, права исследователя, его профессиональный статус и карьера.

В рамках глобальной конкуренции необходимо продолжать межкультурный диалог. В данном контексте вузы могут играть особую роль, представляя собой специфические места для обсуждения фундаментальных проблем в таких направлениях, как межкультурные компетенции, понимание различных обществ, их традиций, культур и верований в самой Европе и вне ее, способность этически рассуждать, гражданская ответственность. Здесь ключевым элементом является дальнейшая роль высшего образования в развитии межкультурного понимания.

Учебные планы должны помочь студентам развивать знания, навыки и привычки мышления для того, чтобы иметь возможность размышлять над собственными верованиями и выбором. Студенты же должны научиться критически относиться к собственным предположениям и верованиям, относиться непредубежденно к различным культурным формам и историческим событиям.

На все это накладываются демографические проблемы. Европейская демография такова, что средний возраст населения сейчас составляет порядка 45 лет, через десять лет – будет 50. Центральный вопрос состоит в том, как защитить большое количество профессионалов для управления европейской экономикой и развития гражданской культуры, включающей и сохраняющей связь между поколениями.

В последней четверти предыдущего столетия европейское высшее образование испытало «массификацию», при этом, однако, не обеспечивая справедливый доступ детям из культурно менее привилегированных слоев. С другой стороны, наша способность обращаться к социальным проблемам XXI столетия – будь то энергия, изменение климата или социальное единство – будет реализована, если сумеем воспользоваться интеллектуальными ресурсами, которыми до настоящего времени пренебрегали.

Обучение в течение всей жизни согласуется с этой проблемой. В стареющем населении продвинутая подготовка для профессионалов является делом первостепенной важности, если они хотят остаться творческими и инновационными в пределах своих профессиональных областей или при переходе в другую сферу деятельности. Кроме того, обучение в течение всей жизни в условиях демографического спада оказывает воздействие на мобильность. Зрелые студенты менее вероятно будут участвовать в схемах академической мобильности по семейным причинам. Та же проблема относится к частично занятым студентам, которые совмещают работу и обучение. В условиях стареющего населения необходимо схему реализации мобильности студентов придумать как-то по-другому.

Глобальная конкуренция в высшем образовании приносит с собой международные табели и ранги, примеры лучшей практики и другие сравнения деятельности вузов. Эти тенденции приводят к созданию новых группировок, основная функция которых заключается в поддержке репутации вуза на глобальном уровне, а не на внесении своего вклада в решение национальных или местных (региональных) проблем. Все это приведет к возможности формирования нескольких богатых исследовательских университетов. Однако для большинства институтов такой уровень будет недостижим. Вузы, борющиеся за приобретение исключительного «статуса», так или иначе, отвлекались бы от реализации других, наиболее важных целей, которые, наряду с экономическими, включают и иные задачи: социальное равенство, социальную мобильность, социальное единство, гражданство, культурные обязательства. вместе взятые, они формируют различные потенциальные «общественные товары» высшего образования.

Вопрос, вытекающий из этих соображений, заключается в том, станет ли большая дифференциация в заявленных вузами миссиях необходимой защитой от рыночных сил? Действительно, изменения, вызванные Болонским процессом, привели к дифференциации вузов, значительному разнообразию в их миссиях и амбициях. Как кажется, дифференцирование миссий будет многообещающим средством для развития системы образования в целом.

Если обратиться к функционированию американского высшего образования, мы увидим, что их университеты, как государственные, так и частные, обладают довольно большой автономией и обеспечиваются существенным государственным и частным финансированием. Кроме того, финансирование в США чаще всего принимает форму целевого распределения средств студентам и научным работникам, а не вузам в целом.

Как известно, Европа не имеет больших ресурсов, готовых обеспечить финансирование высшего образования, а налоговая система не соответствует применяемой практике. И все же, правительства европейских стран должны вести себя так, как будто имеют дело с образовательными учреждениями, которые обладают такой же автономией, как американские, и перед ними стоит вопрос, как их финансировать. Сегодня одна из наиболее горячо обсуждаемых тем в Европе – это эффективность финансирования высшего образования в целом и главных источников финансирования вузов.

Значительное увеличение международного спроса на высшее образование, проблемы финансирования и наличие возможностей во многих странах для удовлетворения этого спроса, а, с другой стороны, возможности, созданные новыми коммуникационными технологиями и Интернетом, – все это формирует окружающую среду, в которой новые, главным образом, коммерческие поставщики могут успешно расширить обеспечение образовательных услуг.

Главное преимущество Болонского процесса и существующих структур его поддержки состоит в том, что эти структуры позволяют главным игрокам высшего образования сотрудничать в качестве партнеров. Существующие договоренности создают ощущение коллективной собственности среди министров (и министерств), так же, как ректоров вузов, студентов и преподавателей, основанной на неофициальном сотрудничестве и товариществе.

Принимая во внимание вышесказанное, главный приоритет основных задач Болонского процесса после 2010 года должен заключаться в том, чтобы завершить начатые позиции и перейти от структурных программ к практическим действиям. Это будет сделано в духе взаимной поддержки, которая вошла в вузы единого пространства высшего образования в Европе. В краткосрочной перспективе это повлечет за собой осуществление новой структуры степеней, принятие ее в так называемых регулируемых профессиях, развитии и осуществлении структур квалификаций, которые основаны на результатах обучения с привлечением игроков высшего образования и связаны с качеством обучения.

Некоторые области образовательной политики, определяющие цели Болонского процесса, вряд ли будут переведены в рамки законодательства в ближайшее время. Среди них социальное измерение, трудоустройство выпускников, обучение в течение всей жизни, привлекательность пространства высшего образования, академическая мобильность студентов и преподавателей, разработка новых учебных планов.

Из перечисленных выше областей образовательной политики можно вычленить три главные проблемы, с которыми столкнется высшее образование в последующие годы после «формального завершения» Болонского процесса. Это три вызова: академическая мобильность, демография и глобальная конкурентоспособность. Естественно, что конкуренция будет соперничать с сотрудничеством в глобальном мире, в то время как уникальным европейским ответом будет социальное измерение высшего образования. Давайте по порядку.

Во-первых, мобильность студентов и преподавателей будет все более заметной в общем числе задач Болонского процесса. Подавляющее число учебных планов будет разработано таким способом, что они создадут «окна мобильности» и/или приведут к получению совместных степеней. Состояние структур будет таким, что предоставление виз и разрешений на работу, грантов на мобильность и социальных пособий станет легко доступным. Необходимо также продумать различные формы мобильности для того, чтобы принять студентов, которые имеют обязательства перед работой и семьями. В ближайшее время рабочие группы, сформированные европейской Наблюдательной группой по Болонскому процессу «BFUG», в состав которых включены эксперты и тактики из заинтересованных областей политики, подготовят и предложат соответствующие меры.

Три главные проблемы, с которыми столкнется высшее образование в последующие годы после «формального завершения» Болонского процесса, три вызова: академическая мобильность, демография и глобальная конкурентоспособность. Естественно, что конкуренция будет соперничать с сотрудничеством в глобальном мире, в то время как уникальным европейским ответом будет социальное измерение высшего образования.

Что касается мобильности преподавателей, то будут установлены условия для облегчения иммиграции в единое пространство высшего образования в Европе, а также внутри него, предоставления гарантированного социального обеспечения и создания адекватных прав на пенсии для мобильных преподавателей.

Вероятно, будет разработан проект политического документа, устанавливающего кодекс мобильности, который будет представлен на одобрение министрами образования. Сбор данных по мобильности поможет контролировать интернационализацию высшего образования, а также будет служить основанием для примера хорошей практики или эталона.

Во-вторых, демографический вызов стареющего и становящегося все более разнообразным населения в обществе знаний должен быть встречен укреплением социального измерения высшего образования, привлекательными методами обучения в течение всей жизни и заново продуманной международной мобильностью.

С нуждами разнообразного студенчества связано обеспечение равноправного доступа к высшему образованию, успешное продвижение и его завершение для всего населения, в различных слоях общества и возрастных группах образовательного пространства высокого качества. В то же время будет придумана стратегия обучения в течение всей жизни, а улучшенный и увеличенный сбор статистических данных окажет помощь в мониторинге развития событий в этой области.

Получение образования в вузах будет нацелено на обучение творческих выпускников, способных функционировать в обществе знаний и получать преимущества в полном объеме от возможностей обучения в течение всей жизни путем предвидения адекватных образовательных траекторий. Обучение, сосредоточенное на студенте, будет развито как новая парадигма с результатами обучения, нацеленными на определенные предметные области. Будет создано бизнес-сопровождение, чтобы способствовать возможности трудоустройства выпускников на всех уровнях высшего образования.

В-третьих, приобретает значение конкурентоспособность европейского высшего образования в глобальном контексте. Политика глобально займется европейским высшим образованием, устанавливая баланс между сотрудничеством и конкуренцией. Центральной в достижениях человечества окажется роль образованных людей, которые ясно видят, каким образом экономические системы и ценности работают вместе, как они могут быть ускорены при использовании критического мышления. Связь между обучением и научным исследованием останется принципом, твердо закрепленным в едином пространстве высшего образования Европы.

Существующая организационная структура Болонского процесса пригодна для выполнения его целей, и в то же время она должна установить связь с другими областями политики, такими как иммиграция и социальное обеспечение для продвижения задач мобильности.

На следующей конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса, которая состоится 11-12 марта 2010 года в Будапеште и Вене, будут окончательно приняты области образовательной политики и конкретные шаги на ближайшее десятилетие в европейском пространстве высшего образования. Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу поручено подготовить соответствующий документ.

Основные подходы к будущему развития интеграционных процессов в области высшего образования автор изложил в настоящей публикации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Есть ли шанс у российских университетов?
Профессиональная роль куратора
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Кредитная система и академическая мобильность
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Есть ли шанс у российских университетов?
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Студент в системе оценки качества образования
Проблемы реализации болонских инициатив

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ