Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Демографическая яма: прогнозы и вызовы

Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов.

Просмотров: 2617

Ректорский корпус высказывает все большую Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов. Действительно, по данным Минобрнауки прием в вузы в 2009 — 2019 годах в целом сократится на 40–50 процентов. В результате «конкурс резко упадет, и придется пересматривать всю систему обучения», – отмечают некоторые эксперты.

О планах по дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений было заявлено и на прошедшем 23 декабря заседании коллегии Министерства образования и науки: в 2010 году интеграция пойдет и по «горизонтали» (вуз – вуз и, прежде всего, по педагогическим вузам), и по «вертикали» (вуз – ссуз); также продолжится «свертывание филиальной сети вузов».

Демографический аспект на коллегии тоже стал предметом детального анализа. Так, по данным доклада директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И.Реморенко, резкое сокращение выпуска 11-х классов общеобразовательных школ началось с 2007 года. И эта тенденция, увы, продолжается: если в 2008-м году выпуск составил 958, 9 тысяч человек, то в 2009-м – уже 899 тысяч, а в 2010-м из стен школ выйдет лишь 822 тысяч выпускников.

«Сокращение выпуска 11-х классов приводит к усилению конкуренции между региональными образовательными системами в борьбе за абитуриентов», – говорится в справочных материалах, подготовленных к министерской коллегии. – «Уменьшается число регионов-«доноров» (по критерию выпуск 11-х классов больше, чем прием на 1-й курс государственных вузов этого региона (бюджет и обучение с полным возмещением затрат) и увеличивается число регионов-«реципиентов» государственных вузов (по критерию выпуск 11-х классов меньше, чем прием на 1-й курс)». В 2004-м году соотношение регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» было 62 к 21. В 2010-м такое соотношение прогнозируется уже как 15 к 68 (см. рис.1)!

Если говорить об уровнях профессионального образования, то Минобрнауки дает следующий прогноз: «К 2010 году число обучающихся (по отношению к уровню 2006 г.) в НПО может сократиться на 36%, в СПО – на 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 года отмечался рост числа студентов, а затем к 2010 году произойдет его уменьшение на 16% по отношению к уровню 2006 года».

И еще цитата с коллегии: «Министерство считает важным и необходимым сохранение социальных гарантий для выпускников школ. В 2010 году число бюджетных мест в вузах на первом курсе очной формы обучения останется на уровне 2009 года в количестве 418 мест на 1000 выпускников 11-х классов», – сообщил Министр образования и науки Российской Федерации.

А вот еще один прогноз, на этот раз ЮНЕСКО: «Численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 году в вузах мира училось 82 млн. чел., то в 2015 году студентов будет около 97 миллионов, а в 2025 году их число превысит 100 миллионов человек».

Таким образом, спрос на образование растет – это общемировой тренд. Как же «вписаться» в него нашей стране? Один из «резервуаров» (причем потенциально весьма объемных) – экспорт российского образования. Безусловно, государство понимает значимость этого ресурса, обозначив желаемые контрольные параметры образовательного экспорта в государственных программах и проектах стратегического развития (например, «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»). Увы, кризис может сделать к этим проектам серьезную поправку (понятно, что без развития современной инфраструктуры надеяться на широкий поток образовательного экспорта невозможно). Кстати, контрольные цифры приема в российские вузы иностранных граждан в 2010 году составят 9 тысяч 978 человек, что на… 424 человека больше, чем в 2009 году. Конечно, это-таки увеличение, а не уменьшение, как говорится, и этому рады. Однако в данном случае вузам придется надеяться по большей части на себя, в одиночку выстраивая собственные «экспортные» стратегии.

Но представляется, что есть еще один мощный ресурс для сглаживания последствий «демографической ямы» в сфере образования. Например, рост населения США «питает» в огромной степени миграция (см. далее интервью). И вот тут к месту хочется процитировать еще один, весьма любопытный прогноз: к 2050-му году доля иммигрантов в общей численности трудовых резервов России достигнет по крайней мере 20%, а некоторые социологи предсказывают, что к тому времени в Российской Федерации будет проживать до 7-10 млн. китайцев (руководитель лаборатории миграции населения Института народохозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковская даже предположила, что к 2050 году китайское население станет второй крупнейшей по численности этнической группой в России).

И именно образование может стать мощнейшим инструментом адаптации мигрантов (а затем и следующих поколений) на новом для них культурно-экономическом «поле».

Хотя бы за счет того, что, по словам директора Института демографии ГУ-ВШЭ А.Вишневского, мигранты обладают «более сильной мотивацией к самоутверждению в принимающем обществе». Вот только, как верно отметил ученый еще в 2007 году, «нужна политическая философия миграции». Хотелось бы обратить внимание – не просто «миграционная политика», а именно философия… Наверное, это не меньший долгосрочный вызов, который стоит перед государством Российским.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: экспорт образования, демографический кризис, ВПО, акцент, ао-35, СПО

Похожие материалы:
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Всероссийский конкурс «Мастер года»
Информационные технологии – реалии времени
Развитие не бумажной, а живой науки
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Демографический кризис: вызов или возможность
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
СПО: сентябрьские тезисы
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#102Ленинградский социально-педагогический колледж успешно готовит учителей начальных классов казачьей направленности
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#98Новости образования «АО-98»
#96Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани