Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта

Интернет-олимпиада для студентов задумана как тренировка для ума, возможность самопроверки, определения своего места в конкурентном мире. Это своего рода шаг в лифт, позволяющий талантливой молодежи подняться хотя бы на ступеньку выше, чтобы потом не затеряться во взрослой жизни и реализовать способности.

Просмотров: 1373

Уникальный международный проект реализуется в сфере высшего и среднего профессионального образования

Проект, о котором пойдет речь, на всю страну один. При этом следует уточнить, что он включает три обширных направления, которые связаны общим замыслом и руководством и основаны на одной технологии. В чем суть проекта?

В современной России проводится большое количество интеллектуальных состязаний для школьников и молодежи. В одном из недавних выступлений министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что в олимпиадах разного рода участвует около полутора миллионов человек. По данным Российского союза ректоров, почти половина из них абитуриенты. Цифры ясно показывают – вузы весьма интенсивно ищут одаренных студентов. Но вот приемная кампания окончена, светлые умы найдены. Что дальше?

Талант нужно развивать постоянно, а для этого – создавать условия. Так возникла идея организовать в России интернет-олимпиаду для студентов (подчеркнем – не для абитуриентов, а для студентов!). Толчком для ее зарождения послужил федеральный интернет-экзамен, введенный в практику профессионального образования в 2005 году. Новая технология проверки знаний, обладающая богатыми возможностями и позволяющая обеспечивать массовость, доступность, объективность, прозрачность процедур, стала фундаментом проекта.

Интернет-олимпиада для студентов нацелена на развитие и продвижение таланта. Она задумана как тренировка для ума, возможность самопроверки, определения своего места в конкурентном мире, выхода на новый уровень познания и социализации. Это своего рода шаг в лифт, позволяющий талантливой молодежи подняться хотя бы на ступеньку выше, чтобы потом не затеряться во взрослой жизни и реализовать способности.

Нередко хорошие идеи уходят в никуда из-за их недооценки, отсутствия средств на реализацию или чьих-то амбиций, не подкрепленных знаниями. Но в данном случае идею интернет-олимпиады поддержали в Научно-исследовательском институте мониторинга качества образования, Поволжском государственном технологическом университете и Национальном фонде поддержки инноваций. Помогли также спонсоры – успешные компании финансового и радиотехнического секторов.

Первые студенческие интернет-олимпиады состоялись в 2008 году. Они были дисциплинарными и, что не удивительно, посвящались математике, ведь без специалистов, имеющих математическое образование, просто-напросто невозможна модернизация экономики. Кроме того, математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность, ее интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, требуются умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и чётко выражать мысли, анализировать ситуацию.

Вопреки сомнениям организаторов, сопровождающим каждое новое дело, первая интернет-олимпиада для студентов собрала довольно большое количество участников (табл. 1). Проект начал разрастаться: в том же году в него вошли другие дисциплины естественно-математического цикла – физика, химия, теоретическая механика, сопротивление материалов. В настоящее время интеллектуальные соревнования проводятся по 11 дисциплинам.

Таблица 1. Открытые международные студенческие интернет-олимпиады ВПО

* Окончание – осень 2014 г.

За пять лет существования проекта технология проведения олимпиад апробирована многократно. Нет никакого сомнения, что она выполняет очень важную социальную функцию, обеспечивая возможность участия для всех желающих, в том числе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Все интернет-олимпиады, за исключением математической, состоят из двух туров. Первый – проходит в вузах. При этом попробовать свои силы может любой студент. Единые тестовые задания проверяются быстро, и сразу видно, кто какого результата достиг. Вуз имеет право участвовать как в одной, так и в нескольких олимпиадах.

Второй тур организуется на базовых площадках, находящихся в субъектах федерации. Это крупнейшие вузы страны: например, такие как Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Северный арктический федеральный университет, Северо-Кавказский федеральный университет. Базовые площадки имеются во всех федеральных округах, всего их 34.

Олимпиада по математике проводится в три тура, финал проходит в г. Йошкар-Оле (Поволжский государственный технологический университет). Работы выполняются традиционным способом, вручную. Победителей приглашают на суперфинал в Израиль (Ариэльский университет).

Следует пояснить, что, начиная с 2009 года, олимпиады вышли за пределы России и стали международными. Проектом заинтересовались в Израиле, и к нему присоединился Ариэльский университет. Благодаря этому у олимпиады сформировалась зарубежная площадка – в Ариэле.

К настоящему времени в олимпиадах для студентов приняли участие вузы 19 стран, среди которых не только наши соседи с постсоветского пространства (например, в прошлом году участвовали 6 вузов из Туркменистана), но и страны дальнего зарубежья – Польша, Венгрия, Румыния, Бельгия и другие. Приезжали померяться силами и студенты из Англии, США, Вьетнама, Китая, Монголии. Куда поехать на олимпиаду – в Йошкар-Олу или Ариэль – молодые люди выбирают сами. В любом случае задания будут абсолютно одинаковыми.

Международные междисциплинарные интернет-олимпиады являются вторым направлением проекта. Здесь задания основаны на компетентностном подходе. В настоящее время они посвящаются четырем видам сложных систем – техническим, социально-экономическим, экологическим и информационным в строительстве и архитектуре – и требуют познаний в области физики, математики, экологии, экономики, информатики. Это направление является очень важным и актуальным, поскольку в современном мире развитие науки и производства связано с тем, что отраслевые границы размываются, научно-технические проблемы становятся комплексными, на стыке традиционных наук возникают новые. Значит, современный выпускник вуза должен хорошо ориентироваться не только в профильных, но и смежных дисциплинах.

Таблица 2. Междисциплинарные интернет-олимпиады ВПО

Задания междисциплинарных олимпиад в большей степени рассчитаны на проявление творчества, умение находить нестандартные решения, видеть ситуацию как в целом, так и по частям. В оргкомитете олимпиады отмечают, что победителям это удается. Каждый год находятся участники, которые удивляют экспертов неожиданностью, своеобразием и красотой мысли. Кстати, по количеству очков, баллов и побед российские студенты выглядят достойно.

Участники проекта не просто соревнуются, они защищают честь своей страны и вуза, в котором учатся. А еще знакомятся с Россией. За двадцать с лишним лет, прошедших после распада Советского Союза, в странах ближнего зарубежья выросло новое поколение, мало знающее, а иногда и имеющее искаженное представление о России. Поездка на олимпиаду дает молодежи возможность увидеть все своими глазами, познакомиться и подружиться со сверстниками. Она действует как маленькая частичка той самой «мягкой силы», которая незримо укрепляет авторитет нашей страны.

Два года назад в проекте появилось третье, пожалуй, самое сложное в организационном плане направление – олимпиады ссузов по математике, русскому языку, информатике.

В 2013 году в первом туре участвовали 3,5 тыс. человек из 67 ссузов. Нынче желающих оказалось меньше. Зато большую активность проявили вузы, реализующие программы среднего профессионального образования. Причины спада легко просматриваются: ссузы не самостоятельны в принятии решений и слабо финансируются. Для некоторых даже небольшой организационный взнос оказался неподъемной суммой. Между тем олимпиады могли бы принести профессиональному образованию большую пользу. Дело в том, что колледжи и техникумы, находясь в региональном подчинении, имеют крайне мало площадок российского уровня для общения, распространения опыта, обсуждения проблем. Олимпиады – способ хотя бы частично заполнить эту нишу.

К тому же, и это очень важно, по итогам первого тура для вузов и ссузов составляются объемные аналитические отчеты с подробным разбором заданий, поработав над которыми, преподаватель может сделать вывод об уровне подготовки своих студентов, определить, что упущено или,  наоборот, хорошо усвоено, и сделать некоторые выводы для себя. Получается, в ходе олимпиадного движения учатся не только студенты, но и педагоги.

В образовательных организациях, участвующих в проекте, к достижениям студентов в основном относятся с уважением и по возможности поощряют лидеров. Галерея победителей размещена на сайте олимпиады i-olymp.ru. Далее – слово за работодателями.

Международный проект сам по себе уникален. На него не потрачено ни копейки государственных средств и при этом для некоторых вузов даже выделяются гранты. Массовый и открытый, проект привлек огромное количество студентов, желающих взвесить свои возможности (табл. 1, 2, 3).

Таблица 3. Интернет-олимпиады СПО

В 2012 году в России появилась Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Когда проводилось ее обсуждение, ректоры ведущих российских вузов честно признали, что системы сопровождения одаренных студентов в учреждениях высшей школы России практически нет, ее только предстоит создать. Самое удивительное, что проект, который родился на четыре года раньше концепции, как раз и нацелен на решение этой непростой задачи. Всю систему сопровождения талантов он, конечно, не заменит, но стать одним из ее основных элементов, без сомнения, может.

Тренировка ума не требует перерыва на обучение в вузе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Марк Агранович о состоянии российского образования
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ