Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли

Главная проблема при подготовке кадров для туриндустрии – в излишней теоретизированности, оторванности образования от практики. Выход из этой ситуации – повышение уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

Просмотров: 2860

Кадровая ситуация далека от оптимальной

По данным экспертов, около 80 процентов ныне действующих сотрудников отечественных турфирм не имеют профильного образования

РАДЬКОВ Александр Васильевич – руководитель Федерального агентства по туризму

Сегодня очевидно, что туризм и сопутствующий ему социально-культурный сервис – наиболее динамично развивающиеся отрасли мировой экономики. Однако очевидным является и то, что высокий туристический потенциал России используется не в полной мере. Доля России в этой сфере мирового рынка составляет около 1 процента. При этом объем въездного туризма – всего лишь 7,4 млн. человек в год. Закономерно, что расширение туристических связей, наращивание объемов въездного туризма – стратегическая задача развития экономики страны. Без сомнения, далеко не последнюю роль в ее реализации должно сыграть решение кадровой проблемы отрасли.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр РАДЬКОВ, недавно назначенный распоряжением Правительства РФ руководителем Федерального агентства по туризму.

– Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года ставит задачи поиска обновленных подходов в системе образования и подготовке кадров. Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию с обеспечением квалифицированными кадрами туристической отрасли России?

– К сожалению, ситуация пока далека даже от оптимальной. Более 300 вузов по всей стране выпускает сегодня специалистов сферы туризма, но количество не отвечает качественным потребностям отрасли. В связи с этим многие руководители турфирм и отелей по-прежнему подбирают персонал не только из числа выпускников вузов по туристическому профилю. Притом проблема номер один заключается в нехватке линейного персонала – официантов, горничных и т.п. Специализированных средних учебных заведений, готовивших эти максимально востребованные кадры, практически не осталось.

– Александр Васильевич, какие проблемы образования, обслуживающего нужды отрасли гостеприимства, вы назвали бы системными? Каково ваше видение решения этих проблем?

– В отношении путей выхода из сложившейся ситуации могу отметить важность как раз расширения числа средних специальных учебных заведений, которые были бы сконцентрированы на подготовке линейного персонала.

Впереди такие масштабные форумы, как Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года. Надеюсь, что эти события станут катализаторами усиления координации усилий всех министерств и ведомств, в ведении которых находится подготовка кадров в сфере обслуживания, а в том числе и в туризме. Немалая роль отводится в этом смысле и бизнесу, поскольку без государственно-частного партнерства проблемы с кадрами не решить.

– Действительно, необходимым условием развития отрасли является взаимодействие профессионального сообщества и образовательной системы. Каким вы видите в идеале контент этого взаимодействия? В чем на сегодняшний день заключаются главные проблемы, препятствующие достижению самого высокого уровня?

– Главная проблема – в излишней теоретизированности, оторванности современного образования от реальной практики, и в сфере туризма, в частности. У нас многие преподаватели сами понаслышке знают суть того, что преподают, не являясь практиками, не говоря уже о высоком профессионализме. А руководство вузов нечасто приглашает или не мотивирует к участию в учебном процессе профессионалов от турбизнеса. Неслучайно, возникают разного рода программы «обучения обучающих» – это крайне актуально сегодня.

– В настоящее время сложилась ситуация, когда выпускники профильных учебных заведений не отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым международными стандартами…

– Выход – в повышении уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

– В 2011 году набор в вузы, которые выпускают кадры для туриндустрии, будет проходить по новым образовательным стандартам. В какой степени введение новых ФГОС способно снять остроту кадровой проблемы?

– Очень многое будет зависеть от реальных изменений, которые произойдут в результате реализации новых стандартов. Ситуация «на входе» в любом случае отличается от того, что мы получаем «на выходе», поэтому результаты будут зависеть опять-таки от содержания учебного процесса, и в любом случае мы увидим их спустя несколько лет.

– Сегодня сфера туризма и сервиса испытывает определенный дефицит в специалистах среднего звена. В чем вы видите главную причину такого положения?

– На этот вопрос я уже ответил ранее. Могу лишь добавить, что пока в России не появится должного числа заведений, вроде знаменитого Царицынского колледжа в Москве, трудно рассчитывать на серьезный сдвиг к лучшему в решении проблемы дефицита специалистов среднего звена.

– В принятой в 2008 году Стратегии развития туризма в качестве одной из проблем названо отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристического и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. Как обстоят дела сегодня?

– Да, потребность в таком мониторинге по-прежнему велика, как велика и разнообразна наша страна. Получать сводную информацию в этой связи в принципе не так просто, как кажется: это одна из трудных и важнейших задач, скорого решения которой ожидать не приходится.

– Какой вы видите роль общественно-профессиональной аккредитации в повышении качества отраслевого образования?

– Без сомнения, значительной, но при условии высокого качества таковой аккредитации. Важно, чтобы она не была формальной или чересчур формализованной.

– Как вы оцениваете проект нового базового закона «Об образовании»? Насколько полно он учитывает интересы развития отрасли?

– Опыт показывает, что идеальных законов не бывает, а определить, насколько полно новый проект учитывает интересы нашей отрасли, можно будет только по прошествии времени, когда он вступит в силу и мы увидим первые результаты.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, туризм и социо-культурный сервис, александр радьков, ростуризм, ВПО, акцент, ао-48

Похожие материалы:
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Сфера гостеприимства: подготовка специалистов среднего звена
Ориентир – личность выпускника
Научный потенциал Челябинской области
Проблема подготовки кадров для туриндустрии
Новые методики ведут в будущее
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Республика Дагестан - реиональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
Ресурсный центр г. Сызрань Самарской области реализует дополнительные профессиональные программы,...
Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
Воронежский государственный университет (www.vsu.ru) – центр инновационного, технологического и...
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова на протяжении всей своей истории динамично...
Из журнала
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#103Серноводский аграрно-технический колледж отмечает девяностолетие
#98Модернизация аграрного образования
#99Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом