Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли

Главная проблема системы образования в сфере туризма – это то, что она пока не отвечает требованиям отрасли, количественные показатели подготовки специалистов обогнали качественные, программа в вузах не согласовывается с потребностями рынка, и в вузах не применяют стандарты, которые учитываются при приеме специалистов на работу.

Просмотров: 6062
ЛАРКИНА Елена Александровна – старший преподаватель кафедры туризма и культурного наследия Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, к.э.н.

До 2008 года для компаний, являющихся туристическими операторами, правительственное положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности устанавливало требования к целому ряду сотрудников отрасли. Определенные должности в компании-туроператоре могли занимать только профессионалы со специальным образованием. Сегодня этого требования нет. Впрочем, работодатели, как и прежде, при наборе персонала обращают внимание больше не на профильное образование, а на профессиональные компетенции в области менеджмента, которые зачастую нарабатываются практикой. «А нужна ли специалистам в области туризма действительно серьезная теоретическая подготовка вузовского уровня?» – с таким явно провокационным вопросом наш корреспондент обратился к старшему преподавателю кафедры туризма и культурного наследия Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Елене ЛАРКИНОЙ, проводившей недавно исследование относительно проблем и перспектив туристского образования в России.

Предпочтения в пользу опыта

– Елена Александровна, в своем исследовании вы пришли к выводу, что работодатели туристической отрасли при подборе персонала делают упор на менеджерские таланты нежели на высшее образование по профилю. Так дает ли высшее «туристское» образование реальные преимущества при трудоустройстве в этой сфере?

– Действительно, как показывает практика, при подборе персонала большинство работодателей по-прежнему отдает предпочтение соискателям, имеющим опыт работы в туризме не менее года. Например, в туркомпаниях от соискателя требуют, чтобы он умел «вести клиента» с момента получения заявки до его возвращения из поездки, знал отдельное туристское направление (отельную базу, особенности сервиса и прочее), визовые формальности. А эти навыки и знания нарабатываются и приобретаются на практике.

Однако, на мой взгляд – думаю, со мной согласится любой опытный руководитель туристской компании, – хорошая теоретическая подготовка является залогом качественной работы специалиста. Времена, когда в туризме работали люди, не имеющие специфического образования, прошли. Без элементарных знаний географии и страноведения, природно-климатических, культурно-исторических особенностей той или иной дестинации и основ психологии менеджер по туризму вряд ли сможет квалифицированно проконсультировать клиента, грамотно подобрать или составить тур в соответствии с его запросами. Согласитесь, разве вы доверите свой отдых турагентству, сотрудник которого предлагает вам поехать в Доминиканскую республику, а сам не знает, где она находится, или мнется при ответе на вопрос о том, на каком языке разговаривает местное население?

Студенты вузов, обучающиеся по туристическим специальностям, получают теоретические знания по географии, истории, культуре и искусству, математике, экономике и бухучету, информационным технологиям и другие, изучают иностранные языки. Теоретические знания, по сути, должны сформировать у студентов и впоследствии выпускников профильных вузов общее представление о работе туристской отрасли в целом, отдельных предприятий и учреждений, бизнес-планировании, о технологиях работы с партнерами и обслуживания клиентов, об особенностях формирования туров и предложения гостиничного продукта. А уже в процессе реальной работы в гостинице, ресторане, турфирме или музее выпускник должен привлекать имеющийся у него багаж знаний и уметь применять их на практике. Без базовых представлений о том, как живет и работает туристская отрасль, как функционируют и взаимодействуют ее предприятия-организаторы, как создается туристский продукт и т.п., невозможно работать в этой сфере.

В частности, работники гостиничного и ресторанного секторов должны иметь четкое представление о структуре и специфике работы гостиничного или ресторанного предприятия. Практическая деятельность, конечно, может научить этому, но далеко не сразу и не всему.

Разумеется, можно работать и без диплома о профильном образовании – в небольших туркомпаниях, которые не заботятся о своем имидже. Есть же люди, которые и без высшего образования мыслят четко и грамотно. Поэтому в крупных компаниях, существующих на рынке не менее десяти лет, большое внимание уделяется вузу, который окончил соискатель. Для крупной компании это, скорее, вопрос статуса, репутации. Также имеют значение сертификаты и дипломы дополнительных курсов – далеко не лишнее свидетельство тому, что человек способен учиться и расти на перспективу.

Поэтому профильное образование, на мой взгляд, – это несомненный плюс при трудоустройстве на работу в туристской сфере. Если в качестве бонуса к нему еще прилагается и опыт (пусть и небольшой) работы в туризме, такой соискатель будет иметь весомое преимущество по сравнению с остальными. Как показывает практика, многие студенты уже во время учебы пытаются устроиться работать по специальности. Это прекрасная возможность, во-первых, убедиться, что работа в туризме (или в конкретной его сфере) – это действительно «твое» дело; во-вторых, получить ценный практический опыт; в-третьих, при условии хорошей работы зарекомендовать себя с положительной стороны и впоследствии получить постоянную должность и возможность профессионального роста. Работодатели (не только в туристской сфере) в большинстве своем скорее отдадут предпочтение соискателю с практическим опытом, нежели дипломированному специалисту, не имеющему такого опыта, тем более что учить сотрудника долго и дорого. В то же время некомпетентность большого количества выпускников, отмечаемая в настоящее время рядом работодателей, вынуждает компании самостоятельно выращивать кадры.

Ситуация противоречива

– Сегодня в России до 70 процентов выпускников инженерных специальностей не работают по профессии. Существуют ли объективные данные, сколько выпускников вузов, получивших высшее образование в области туризма, работают по профилю? И вообще, способна ли отрасль обеспечить работой выпускников?

– Говорить об официальной статистике трудоустройства по туристическим специальностям весьма сложно, поскольку объективных данных и конкретных цифр, к сожалению, нет. В настоящее время около 400 российских вузов (по данным портала travel.ru, на начало 2009 года 370 вузов) готовят специалистов для туротрасли, и их число продолжает расти. Все эти вузы можно разделить условно на две категории: вузы узкой специализации (такие как Российская международная академия туризма, Российский государственный университет туризма и сервиса и др.), ведущие подготовку специалистов исключительно для отрасли и вузы широкой ориентированности – к этой группе можно отнести все остальные учебные заведения.

По данным Ростуризма, профильные вузы выпускают в два раза меньше специалистов, чем требуется отрасли. Результаты опроса, проведенного Московским государственным институтом индустрии туризма, показали, что на сегодня рынок в Москве нуждается в 6 тыс. человек, однако профильные учебные заведения выпускают чуть более 3 тыс.

Однако далеко не все вузы и регионы ведут статистику трудоустройства выпускников. По разным данным, в регионах ежегодно по специальности в туризме трудоустраивается от 5 до 30 процентов выпускников. Таким бразом, можно говорить о том, что при наличии рабочих мест и спроса на сотрудников в отрасли процент трудоустраивающихся по специальности небольшой. Это связано с тем, что рабочие места, а следовательно, и вакансии распределены неравномерно: в регионах, где туризм развивается достаточно скромно и преобладают выездные туристские потоки, как правило, штат имеющихся организаторов и предприятий туризма уже укомплектован. Новые предприятия, если и создаются, то имеют небольшой штат. Следовательно, и спрос на специалистов невысок.

В частности, результаты исследования, проводимого рекрутинговым порталом Superjob, показали, что в июне 2011 года соотношение спроса и предложения в сегменте «туризм/гостинично-ресторанный бизнес» составило примерно 7,1 резюме на одну вакансию (для сравнения, в январе 2001 года – 5,3 резюме на 1 вакансию). Как мы видим, ситуация достаточно противоречива: в Москве и крупных городах наблюдается дефицит кадров по туризму, в целом же по России предложение труда превышает спрос на него.

Да и сами выпускники, если не разочаровались в выбранной профессии во время учебы и не нашли работу у себя в регионе, уезжают попытать счастья в более развитые в туристском отношении центры – Москву, Санкт-Петербург или вообще за рубеж, либо работают не по специальности. Отсюда и низкий процент трудоустроившихся. Поэтому спрос на работников в сфере туризма характеризуется территориальной (или региональной) неравномерностью: в одних регионах выпускаемые профильными вузами специалисты оказываются невостребованными; в других – наблюдается острый дефицит в квалифицированных кадрах.

В регионах востребованы «универсалы»

– Туристическая индустрия имеет достаточно широкий спектр профессий. Как вы считаете, все ли они удовлетворены профилями, представленными в российскихвысших и средних специальных учебных заведениях?

– Несмотря на то, что туристская индустрия предполагает действительно весьма широкий спектр специальностей и специализаций, современная тенденция такова, что выпускается много специалистов высшего звена, которые не требуются отрасли и не находят себе применения. При этом ощущается нехватка сотрудников среднего и младшего звеньев со специальным образованием для обслуживания гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и достопримечательностей. Профессиональные кадры особенно потребуются во время подготовки и проведения Олимпиады, а также для развития туристско-экономических зон.

Кроме того, вузы, как правило, готовят специалиста широкого профиля, универсала, в то время как в столичных компаниях среди менеджеров существует разделение по конкретным направлениям (стране или целому региону), видам туризма (автобусным турам, круизам и т.д.) и другим видам деятельности (менеджер по авиабилетам, по визам и проч.). То есть, как мы уже говорили, нужны конкретные знания – конкретного направления, специфики отельной базы, особенностей продаж круизного продукта, бронирования авиабилетов и др. В регионах ситуация несколько иная: там сотрудник турфирмы вынужден становиться универсалом и знать все обо всем, однако невозможно одинаково хорошо знать все туристические направления и специфику множества стран.

Два месяца – на учебу, полтора – на практику

– Какие компетенции хотят увидеть работодатели в сегодняшних выпускниках туристических направлений?

– При подборе персонала работодатели обращают внимание на наличие географических и страноведческих знаний у соискателя. Кроме этого, претендент должен показать в целом высокий уровень гуманитарных знаний: без хорошего знания истории не построишь интересный экскурсионный маршрут; без владения языком невозможно грамотно и эффективно провести переговоры с иностранными партнерами; без основ психологии сложно работать в постоянном контакте с большим количеством людей, принимать решение в стрессовой ситуации; без математических и экономических познаний невозможно провести калькуляцию стоимости турпродукта, рассчитать его рентабельность, построить бизнес-план. И, безусловно, обязательными являются хорошие навыки работы с основными компьютерными программами. Большое значение имеют личные качества соискателя – коммуникабельность, доброжелательность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, стремление к самосовершенствованию, умение показать товар лицом, убедить потребителя.

Программы обучения в вузах по туристическим специальностям, составленные в соответствии с действующими стандартами, включают широкий спектр изучаемых дисциплин и предполагают приобретение соответствующих знаний, компетенций и навыков. Несмотря на это ряд работодателей отмечает наличие определенных профессиональных недостатков у выпускников, таких как элементарная безграмотность (незнание правил русского языка, основ географии, истории и математики), низкий уровень знания иностранных языков, неумение общаться ни с коллегами, ни с клиентами, романтическое представление о работе в туризме как о бесконечном путешествии. По заявлению генерального директора компании «Асент Трэвел» Игоря Козлова, до 90 процентов выпускников не умеют работать с компьютерными программами, испытывают трудности с подготовкой презентаций или отчетов. Также далеко не все владеют иностранным языком.

Как отмечает директор по персоналу компании «Interstate Managed Hotel Services» Елена Литвинова, большая часть выпускников не имеет практики работы в туризме. Она считает, что вузы и колледжи должны так организовывать учебный процесс, чтобы на два месяца учебы приходилось минимум полтора месяца практики, поскольку большинство студентов практикуется не более одного месяца в год. Поэтому выпускнику, который не имел полноценной практики, работодатель в гостиничной индустрии сможет предложить только стартовые позиции – должность горничной или работу на кухне. Все остальные позиции требуют более серьезной подготовки и знания двух и более языков.

Следовательно, возникает серьезное разногласие между туристской отраслью и сферой образования. С одной стороны, выпускающих вузов много, спрос на квалифицированных специалистов есть, и наблюдается тенденция к его росту, а с другой – отмечается нехватка действительно квалифицированных специалистов и низкая квалификация выпускников. Разрешается это разногласие при условии, что учебный процесс в вузах ведется в соответствии со стандартами, а действующие стандарты ВПО отвечают существующим реалиям.

Ресторанный сектор остался «за бортом»

– Насколько оправдала себя по результатам эксперимента специальность «Туризм», введенная в 2004 году? Отразилось ли на качестве подготовки специалистов то, что по ней стали обучать в рамках стандарта, разработанного при непосредственном участии работодателей?

– Экспериментальная специальность «Туризм», введенная в 2004 году, существенно отличается от действовавших до того времени так называемых стандартов «третьего поколения», утвержденных в 2000 году. Разработанная при непосредственном участии работодателей, с учетом не только отечественного, но и зарубежного опыта в сфере туристского образования, она предполагает изучение широкого спектра специальных, а также общепрофильных дисциплин, позволяет учитывать требования работодателей к соискателям, предусматривает увеличенные сроки проведения практики, а также возможность прохождения стажировок в крупнейших отечественных и зарубежных компаниях. Сама являюсь выпускницей специальности «Социально-культурный сервис и туризм», поэтому могу отметить, что с введением специальности «Туризм» качество подготовки специалистов, несомненно, возросло: большое внимание уделяется изучению современных информационных, сервисных и управленческих технологий турбизнеса, географическому и историко-культурному компонентам, экономическим дисциплинам. В учебном процессе, помимо преподавателей, активное участие стали принимать специалисты туриндустрии, что усиливает практический компонент в подготовке. Это настоящий отраслевой стандарт подготовки профильных специалистов для туротрасли. Для того времени это был серьезный шаг на пути к совершенствованию национальной системы туристского образования. Однако и здесь требуется доработка, чтобы удовлетворить не только туриндустрию, но и гостиничный и ресторанный сектор. В этом плане определенным шагом вперед стали новые ФГОС, но и они коснулись в основном туризма и гостиничного бизнеса, а ресторанный сектор остался «за бортом». В целом,
на мой взгляд, говорить о каких-то результатах пока рано.


При участии работодателей

– Что необходимо сделать, для разрешения противоречия между сферой образования и работодателями в туристической отрасли? Способны ли изменить ситуацию последние ФГОС?

– На мой взгляд, чтобы сделать рынок труда в туризме более цивилизованным, необходимо продолжить, во-первых, дальнейшее совершенствование системы профильного образования; во-вторых, укрепление связи между рынком труда в лице работодателей, с одной стороны, и системой образова ния в лице вузов – с другой; в-третьих, улучшение качества преподавания в профильных вузах при непосредственной поддержке государства.

Российская туристская отрасль в ее современном понимании является достаточно молодой, то же касается и профильного образования, которое постоянно претерпевает изменения. Последние ФГОС, несомненно, задумывались как важный шаг на пути совершенствования туристского образования. Федеральным законом от1 декабря 2007 года № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Это качественно новые документы. По сути, ФГОС носят рамочный характер: они не устанавливают жестких требований к содержанию образовательной программы, а лишь регламентируют ее структуру, результаты освоения и условия реализации. При этом вузы получают полную свободу в рамках реализации вариативной части программы.

Говорить о достоинствах и недостатках можно будет, на мой взгляд, после того, как вузы начнут выпускать «новых» специалистов. Можно лишь отметить, что если раньше качество образования определялось качеством преподавания по стандартным программам, определяемым государством, то теперь оно будет очень сильно зависеть от способности вуза разработать востребованные и популярные у студентов программы.

Создание цивилизованного рынка труда в туризме невозможно, на мой взгляд, без полноценного сотрудничества между работодателями и вузами. Оно подразумевает постоянный обмен информационными потоками, например, о вакансиях, требованиях рынка и многом другом, что позволит наладить обратную связь и уменьшить ассиметричность данных на рынке труда, проводить его мониторинг, вести статистику выпускников, трудоустраивающихся по специальности.

Большое значение имеет также вопрос повышения качества преподавания. Речь идет о том, что необходимо постоянное повышение квалификации преподавателей – не раз в три-пять лет, а хотя бы раз в год. При этом несомненным плюсом было бы присутствие работодателей (как объективный взгляд со стороны), например, при защите итоговых квалификационных работ. Кроме того, введение новых стандартов требует от преподавателей разработки новых учебных программ и переработки лекционных курсов, программ практических занятий по дисциплинам. Это занимает значительное время, и порой бумажная работа оттесняет на второй план учебный процесс, что не может не отразиться на качестве преподавания.

Клиент не обуза, а подарок!

– Какие проблемы и перспективы туристского образования в России вы назвали бы наиболее характерными на сегодняшний момент?

– Главной проблемой является то, что система образования в туризме пока не отвечает требованиям отрасли, количественные показатели подготовки специалистов обогнали качественные, программа в вузах не согласовывается с потребностями рынка, и в вузах не применяются стандарты, которые учитываются при приеме молодых специалистов на работу. В результате, очень малая часть выпускников идет работать по специальности.

На мой взгляд, необходимо развивать институт частно-государственного партнерства в вопросе подготовки кадров для туризма. Важным шагом в этом направлении является решение о создании по инициативе Комитета по туризму г. Москвы, Департамента образования г. Москвы и Ростуризма межведомственной рабочей группы, которая будет разрабатывать программы для туристических вузов и колледжей с учетом потребностей рынка. В межведомственную рабочую группу должны войти также преподаватели вузов и специалисты, работающие в туриндустрии.

Еще одна проблема связана с существующей по сей день «советской» моделью сервиса, отголоски ее можно наблюдать во многих ведомственных гостиницах и на других предприятиях туризма. Руководители турфирм также часто жалуются на недостаток культуры общения у выпускников. Задача системы образования и, в частности, высших учебных заведений – воспитывать правильное отношение к клиенту (не как к обузе, а как к подарку), прививать культуру обслуживания и вежливого обращения с клиентами. Отчасти работодатели сами пытаются решать эту и другие проблемы, идя по пути создания собственных учебных центров, институтов, корпоративных университетов.

Не менее существенной проблемой в обеспечении туристского образования является унификация программ обучения. Программы большинства высших учебных заведений, как правило, определяются профилем вуза, и он влияет на характер преподавания туристских дисциплин, u1087 параллельно с которыми существуют традиционные для учебного заведения дисциплины. Так, в вузе технического профиля в преподавании туристских дисциплин прослеживается склонность к техническим наукам, в вузе географического профиля – к географическим, в вузе экономического профиля – к экономическим... Это неизбежно отражается на качестве получаемой выпускниками квалификации. И надо отметить, что принятые ФГОС не решают эту проблему, поскольку, согласно им, образовательные программы определяются профилем вуза.

По моему мнению, чтобы решить эти и другие упомянутые проблемы, необходимы серьезные структурные изменения, в основу которых должна быть положена отечественная академическая традиция в сочетании с идеей инновационного развития и заимствованием лучшего международного опыта – например, в плане взаимодействия системы образования с рынком труда, использования института социального партнерства. Только в этом случае возможны серьезные положительные сдвиги.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная политика в медицинском образовании
Новые методики ведут в будущее
Проблема подготовки кадров для туриндустрии
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
Есть ли шанс у российских университетов?
Сфера гостеприимства: подготовка специалистов среднего звена
Кредитная система и академическая мобильность
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Непрерывность образования – залог развития
Архитектурное образование в США

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ