Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО

Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга поручил Совету директоров создать методику мониторинга профессиональных компетенций специалистов.

Просмотров: 6276
В.П.СМИРНОВ, председатель Совета директоров средних
специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Р.А.ПАХАЛЮК,
исполнительный директор Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга.

В последние годы на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области происходят большие изменения: появляется много рабочих мест, где требуются специалисты, которые обладают компетенциями, обеспечивающими не только доскональное знание дела, но и большую профессиональную мобильность и растет число новых профессий, а имеющиеся интегрируются или исчезают.

Перед образовательными учреждениями ставится задача по возможности опережать требования работодателей. Однако выполнить ее очень трудно, так как государственные образовательные стандарты носят рамочный характер и не позволяют своевременно реагировать на динамику спроса. Другое дело – образовательные программы, разработанные учебными заведениями. Они оперативно отвечают на запросы рынка труда. Но чтобы эти программы были качественными, нужно выявлять и анализировать трудовые функции работников и их профессиональные компетенции.

В 2008 году Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга поручил нашему Совету директоров создать методику мониторинга профессиональных компетенций специалистов. Был заключен государственный контракт, на выполнение которого комитет выделил солидную сумму. По времени работа совпала с процессом создания государственных образовательных стандартов нового поколения, основанных на профессиональных компетенциях специалистов. Это придало ей большую актуальность.

Выполняя поручение, нам, прежде всего, пришлось ответить на вопрос, что такое профессиональные компетенции? Ответ получился таким.

Профессиональные компетенции – готовность (способность) работника на основе усвоенных знаний, умений и приобретенного опыта решать типичные профессиональные задачи, преодолевать проблемные производственные ситуации. Они характеризуют человека как субъекта специальной деятельности (как специалиста). Высокая компетенция работника означает, что он ориентируется в данной профессиональной (производственной) проблеме, понимает ее суть, владеет способами ее успешного практического решения.

Набор ведущих компетенций в совокупности отражает реальную квалификацию специалиста.

Уровень развития ведущих компетенций – это и есть конечный результат профессиональной подготовки, ибо специалисту надо знать не отдельные научные дисциплины (экономику, математику, химию), а быть подготовленным к решению типичных профессиональных задач, к действиям в соответствующих производственных ситуациях.

В модели разрабатываемых федеральных профессиональных стандартов компетенция определена как готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних факторов.

Для анализа мы наметили пять важных отраслей экономики Санкт-Петербурга – машиностроение, строительство, общественное питание, радиоаппаратостроение, автомобильный транспорт. А затем согласовали свой выбор с Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга.

Рабочая группа, состоящая из представителей девяти образовательных учреждений, провела анкетирование на 36-ти ведущих предприятиях и с его помощью выявила перечень трудовых функций работников, должности которых предусматривают замещение специалистами среднего звена.

В опросе приняли участие 32 руководителя и более 120 человек – специалисты со средним и высшим профессиональным образованием. Методика анкетирования предусматривала как открытые (с предлагаемыми вариантами ответов по выбору), так и закрытые вопросы (ответы на них формулировали сами респонденты). Например, в одном случае трудовые функции специалиста, занимающего ту или иную должность, перечислялись, а в другом их называли сами участники. Или: в анкетах назывались необходимые ключевые и функциональные компетенции, а респонденту давалось право дополнить этот список либо отметить в нем незначимые позиции.

По результатам опроса были определены основные трудовые функции и профессиональные компетенции специалистов по анализируемым отраслям производства (примеры ниже).

Отрасль «Строительство».

Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Должности, замещаемые на анкетируемых предприятиях специалистами со средним профессиональным образованием: главный инженер, мастер участка, прораб.

Трудовые функции, названные респондентами:

A. Ведение проектно-сметной документации.

B. Организация производства работ в соответствии с проектной документацией, СНиПами и другими нормативными документами.

C. Контроль за ведением технологических циклов рабочих процессов.

D. Контроль качества технологического процесса.

E. Контроль за функционированием малой строительной механизации.

F. Обеспечение фронта работ строительными материалами, инструментами, техникой.

G. Выполнение разработок проектной технической документации.

H. Контроль состояния техники безопасности на объекте.

Отрасль «Автомобильный транспорт»

Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Должности, замещаемые на анкетируемых предприятиях специалистами со средним профессиональным образованием: зам. начальника колонны, начальник производства, начальник смены, начальник участка, начальник ремонтной мастерской, зам. начальника ремонтной мастерской, инженер по гарантии, мастер-приемщик.

Трудовые функции, названные респондентами:

A. Разработка и внедрение в производство прогрессивных технологических процессов.

B. Проектирование и разработка технической документации.

C. Разработка технологических нормативов материальных затрат.

D. Организация работы коллектива исполнителей.

E. Реконструкция и моделирование участка.

F. Осуществление контроля качества работ.

G. Диагностика автомобиля.

Предложенная методика позволяет:

  • оперативно и экономично измерять ведущие профессиональные компетенции специалиста и проследить, на какие показатели следует обратить особое внимание в период обучения в образовательном учреждении;
  • описать требования к формированию профессиональных компетенций у студентов и учесть их при составлении модульных программ;
  • перевести требования работодателей на язык образования.

Основные принципы этой методики предполагают:

  • ориентацию всего процесса обучения на достижение задач модуля, то есть на основные компетенции;
  • формирование так называемых областей доверия между преподавателями и студентами;
  • предоставление студентам возможности практиковаться в проявлении освоенных компетенций на реальных или имитационных объектах.

Так как модульные программы ориентированы на потребности рынка труда и требуют максимального объема обучения на рабочем месте, преподаватели должны уметь:

  • устанавливать диалог с работодателями;
  • разрабатывать программы, основанные на компетенциях;
  • осуществлять ресурсное обеспечение реализации программ;
  • использовать в обучении интерактивные методы.

Предполагаем, что обобщающим показателем качества подготовки специалиста может служить уровень его профессиональной компетентности, который определяется путем оценки его ведущих (итоговых) компетенций.

Материалы проведенной нами работы, могут быть использованы при создании нового поколения Государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование профессиональных компетенций специалистов, и стать их методологической основой.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Система взаимодействия социальных партнеров
СПО: сентябрьские тезисы
Проблема подготовки кадров для туриндустрии
Формирование компетенций студентов педагогического колледжа
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Создать эффективную систему профобразования
Дуальное образование в России
Информационные технологии – реалии времени
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ