Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Подготовка мастеров производственного обучения

В статье Г. Н. Жукова рассказывается о достижениях и проблемах образовательных учреждений среднего звена Кемеровской области. В качестве основной стратегии СПО автор предлагает реализацию идеи опережающего профессионального образования.

Просмотров: 3410

Опережающая подготовка будущих мастеров производственного обучения

Г.Н. ЖУКОВ, директор Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор

Н.А. ПЯНИШЕВА, начальник отдела инноваций и качества

В решении проблем экономики роль средних специальных учебных заведений достаточно значима. В структуре кадрового потенциала различных отраслей экономики выпускники училищ, техникумов и колледжей составляют от 40% до 80% занятого населения. Задача сегодняшнего дня – укрепить их положение на рынке труда, то есть не просто дать некоторую сумму знаний и умений, а сформировать определенные компетенции. А для решения такой задачи нужны новые методологические подходы и соответствующие им принципы и технологии профессиональной подготовки.

Если говорить о методологии, сегодня специалисты все чаще склоняются к интегрированному подходу, когда можно влиять на достижение целей образования в комплексе.

В основополагающих документах, таких как «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года» и др. выдвигается идея опережающего образования. Она состоит в том, что образовательные учреждения должны смотреть в завтрашний день, работать на будущее и снабжать выпускников таким набором компетенций, который опережает текущие потребности бизнеса и экономики. В условиях кризиса реализация данной идеи имеет особое значение.

Стратегия опережающего профессионального обучения направлена на расширение целей и задач, традиционно решаемых конкретным учебным заведением за счет введения в модель выпускника новых знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы в условиях рынка.

Система опережающей профессиональной подготовки формируется на основе учета внешних факторов (политических, экономических, социально-культурных, демографических), прогнозов экономического развития и потребностей рынка труда, социального заказа государства и требований работодателя.

Целями опережающей профессиональной подготовки являются рост качества образования и повышение конкурентоспособности специалистов. А достигаются они в ходе реализации таких составляющих образовательного процесса, как управление подготовкой, содержание подготовки, педагогические кадры, учебно-материальная база, научно-методическое обеспечение и технологии.

Существующие модели и системы опережающей подготовки, как правило, ориентированы на изменение содержания и технологии подготовки. Основу для такого подхода заложили исследователи П.М. Новиков и В.М. Зуев, которые определили опережающее профессиональное образование как «системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирование инновационного, преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящий такой же характер деятельности человека».

На наш взгляд, выделенные авторитетными авторами составляющие педагогической системы, содержание и технологии обучения должны быть дополнены и другими, такими, как управление, педагогические кадры, учебно-материальная база, научнометодическое обеспечение и т. д. Тогда опережающее профессиональное образование можно определить как системообразующее свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии всех компонентов педагогической системы, построенных на основе инновационных процессов и направленных на личностное, профессиональное и социальное развитие будущего специалиста, формирование его готовности к профессиональной деятельности в условиях рынка труда.

Реализовать цели опережающей профессиональной подготовки можно с помощью инновационных проектов, а также используя новые организационно-правовые формы и расширяя и совершенствуя наработанный опыт.

Управление подготовкой. В этом направлении достижению целей опережающей подготовки служат система менеджмента качества, социальное партнерство, прикладной бакалавриат, информатизация, конкурсы, непрерывное образование, работа в режиме автономного учреждения, внебюджетная деятельность, открытие рыночных специальностей, ресурсных центров, организация сетевых и кластерных структур.

Содержание подготовки. Сюда должны быть включены новые знния, умения и навыки, формирование компетенций, социально и профессионально важных личностных качеств, психофизиологических свойств, навыков предпринимательства и поведения на рынке труда.

Педагогические кадры. На результат работают такие формы, как систематическое повышение квалификации, стажировка, профессионально-педагогическое образование персонала, научно-исследовательская работа.

Учебно-материальная база. Приоритет имеют компьютеризация и информатизация, мультимедийные средства, интерактивные средства, современное оборудование лабораторий и учебно-производственных мастерских.

Научно-методическое обеспечение. Основу этого направления составляют опытно-экспериментальная работа, учебно-методическое обеспечение, профессиональные конкурсы, инновационная деятельность.

Технология. Здесь важную роль играет использование современных педагогических, отраслевых, информационных технологий, дистанционного обучения, организация учебных фирм.

Система опережающей подготовки мастеров производственного обучения на базе Кемеровского государственного профессионально-
педагогического колледжа включает различные направления реализации целей опережающей подготовки. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, это модель будущего мастера производственного обучения, которая постоянно совершенствуется. Кроме традиционных составляющих, она включает ключевые компетенции, социально и профессионально важные личностные качества, знания и умения, востребованные на рынке труда.

Во-вторых, в 1992 году на базе колледжа создана система непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области, включающая кроме нашего учебного заведения профессиональные училища и филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в Кемерово. В ней прошли обучение около 40% мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, работающих сегодня в системе профессионального образования Кузбасса. Благодаря деятельности
этой системы изменился к лучшему количественный и качественный состав педагогических работников. За последние 10 лет число мастеров производственного обучения со средним профессионально-педагогическим образованием возросло с 9,7% до 12,5%, а с высшим – с 0,3% до 7%, количество преподавателей спецдисциплин с высшим профессионально-педагогическим образованием увели-
чилось с 0,8% до 25%.

В-третьих, в 2007 году в колледже внедрена система менеджмента качества, соответствующая критериям международной организации по сертификации (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). А в ноябре 2009 года успешно пройден ресертификационный аудит на ее соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. За комплект документов по внедрению СМК в образовательных учреждениях среднего
звена колледж награжден дипломом Международной выставки УЧСИБ-2007. На основе системы менеджмента качества разработано более 30 критериев оценки опережающей профессиональной подготовки.

Далее: на базе колледжа работают федеральная и региональная экспериментальные площадки. На первой разрабатывается модель практикоориентированного бакалавриата в федеральных образовательных учреждениях СПО, на второй – информационная культура мастера производственного обучения.

Успешно реализуется Концепция информатизации колледжа. Создано восемь компьютерных классов (20 компьютеров на 100 студентов). В 2008 году колледж выиграл грант Федерального агентства по образованию, в результате чего воплощается в жизнь проект «Электронная библиотека». Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. На занятиях используются интерактивные доски, мультимедийные средства, электронные проекторы и т.п. В 2009 году студенты заняли третье место на Всероссийской олимпиаде по информатике в Уфе и первое место на Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества в Твери.

Участие студентов в мероприятиях подобного рода – важная часть опережающей подготовки. Но соревноваться должны и педагоги, причем лучше, когда конкурсы или олимпиады организуются на собственной базе, потому что тогда всем приходится больше работать над собой, проявлять творчество и оригинальность.

Доказательством служит конкурс будущих мастеров производственного обучения: сначала межрегиональный, а затем Всероссийский, который проводился в нашем учебном заведении уже пять раз. В 2009 году за его подготовку колледж награжден золотой медалью на Международном форуме трансфера технологий «Инновационная экономика».

Приведенные примеры – это отдельные инновационные проекты, реализуемые в рамках педагогической системы опережающей профессиональной подготовки мастеров производственного обучения. Но совершенствовать необходимо все ее компоненты. Только такой путь приведет к достижению стратегической цели – подготовке конкурентоспособного специалиста.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, педагогическое образование, кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, кемеровская область, образовательные технологии, ао-37

Похожие материалы:
Инновационная деятельность – залог развития
Региональное развитие профессионального образования
Как подготовить педагога нашего времени?
Прикладной бакалавриат в колледже
Рабочие традиции Боровичского техникума
Качество и доступность как условие формирования многоуровневой образовательной среды
Профессионалы для угольной отрасли
Переход к педагогическому сотрудничеству
В согласии с социальными партнерами
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Ейский полипрофильный колледж активно развивается
#99Тульский государственный машиностроительный колледж им. Никиты Демидова продолжает дело русских промышленников
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#102Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
#98Слово редактора к №98
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве