Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Блиц-интервью: ожидания от Года учителя

В паузах между дискуссиями Педагогической ассамблеи с вопросами об ожиданиях от Года учителя и проблемах педагогического образования мы обратились к ректорам и преподавателям вузов.

Просмотров: 2346

В паузах между дискуссиями Педагогической ассамблеи с вопросами об ожиданиях от Года учителя и проблемах педагогического образования мы обратились к ректорам и преподавателям вузов.


Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:

– Во многих выступлениях на Ассамблее было сказано, что общество стало больше говорить об учителе и о школе. Это действительно так, и это обнадеживает. Почему? Наше общество интеллектуально богато, поэтому, когда его внимание концентрируется на теме – в данном случае, теме образования, – то выработаются правильные решения, правильное отношение. Я ожидаю, что в Год учителя эта тенденция будет закреплена.

Начали укреплять роль школы, престиж учителя – это главное. Намечен ряд хороших проектов – и гранты по 500 тысяч рублей, чтобы привлечь молодых педагогов, и жилищные программы в ряде регионов, и продолжение приоритетного национального проекта «Образование» в каком-то новом виде, и создание эффективной системы повышения квалификации, и так далее. Конечно, мы в начале пути, и я бы не стал думать, что пройдет 2010 год, и мы окажемся «впереди планеты всей». Но престиж профессии Учителя вернется – на это надеюсь и этого жду.


Альбина Гатиева, ректор Армавирского государственного педагогического университета:

– В первую очередь, от Года учителя я жду выработки позиции и осознания важности сохранности педагогических вузов в регионах. Мне кажется (это подтверждается предыдущим опытом развития образовательной системы нашей страны и, думаю, подтвердится и в дальнейшем), что детей в школах должен учить учитель.

Конечно, создание федеральных образовательных центров, о чем говорит президент, важно. Но на местах, в регионах важно сохранение центров педагогического образования. Наш университет более 60 лет выпускает педагогические кадры для Краснодарского края. Он самый крупный педагогический вуз у нас на Кубани, да, пожалуй, и во всем Южном федеральном округе. Вуз со своими традициями, со своей сложившейся системой. Как можно превратить его в факультет, допустим, КубГУ – классического университета, который находится в 250 километрах от города Армавира? А ведь в нашей зоне, вокруг Армавира, девять муниципальных районов, и оттуда к нам приезжают ребята и обучаются. Региональные педвузы работают в первую очередь на потребность региона. И в этой связи мне кажется важным, чтобы за структурными изменениями не страдало содержание.


Джафар Маллаев, ректор Дагестанского государственного педагогического университета:

– От Года учителя я жду, что и государство, и общество поймет, что самая главная ключевая фигура в нашем обществе – это учитель, потому что он – системообразующий человек, от которого зависит экономика, все изменения, происходящие в стране. Почему? Потому что он закладывает основы для любой профессии, потому что, прежде всего, формирует человека, который будет служить своему профессиональному долгу. В своем послании Д.А. Медведев сказал о необходимости сохранить крупнейшие педагогические центры; при этом начались разговоры, что нужно сокращать небольшие педагогические вузы, превратив их в педагогические факультеты классических университетов. Я с этим абсолютно не согласен! Дело в том, что сама среда в педагогическом вузе создает условия для подготовки учителя. И больший процент учителей выходит именно из них. Поэтому, если закрыть педагогические институты, то через 20-30 лет, – я смотрю на перспективу, – мы столкнемся с серьезным дефицитом учителей. Такой опыт в мировой практике есть. Например, в ЮАР, (а я был там), после закрытия педагогических вузов учителей в школах стало не хватать. И в декабре 2007 года перед ними встала задача открытия педагогических колледжей. Как бы и нам не оказаться в подобной ситуации. Я считаю, там, где есть хорошая база, отработанная система, подготовленный профессорско-преподавательский состав, традиции, вуз нужно сохранять. Я думаю, что президент это и имел в виду.

Сухомлинский в свое время сказал: «Чтобы ребенку дать искорку знаний, учителю надо впитать море света». Этот год должен стать решающим в понимании того, что образование – то есть «образ ваяния человека» – во всем мире зависит от учителя. И учитель – это в любом обществе – фигура «номер один».


Светлана Котова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. Герцена:

– Уже то, что государство и президент объявили 2010 год Годом учителя – это большой значимый шаг. Но сейчас нужны не разовые, а интегрированные усилия всех слоев общества, всех структур, чтобы сообща решать сложнейшие проблемы школы. Школа испытывает колоссальное

давление и множество противоречий, и учитель начальной школы тоже находится не в стороне от этих процессов. Справятся ли с миссией подготовки учителя классические университеты? Учитель начальной школы – это особый сублимированный педагогический образ, который требует и особых технологий, и особой компетентности по сравнению с другими педагогами, которых мы готовим для средней школы. С другой стороны, если мы обратимся к опыту европейских передовых стран, все они ориентированы сейчас на то, чтобы готовить учителей начальной школы с высшим образованием. Именно он дает тот незаменимый «паспорт» ребенку на дальнейшее образование в жизни. От качества его работы, уровня его работы будет зависеть и качество образования, и качество личности выпускника. Вероятно, учителей-предметников проще подготовить на базе классических университетов, добавив им определенные совокупные курсы по переподготовке, повышению квалификации, педагогической, психологической компетенции. Но как будет разрешаться проблема подготовки учителя начальной школы – это пока не совсем понятно. Поэтому государству нужно приложить особые усилия, чтобы подумать о подготовке учителей начальной школы. И мы должны будем перестраивать содержание и технологии преподавания с учетом вышедших новых стандартов начальной школы. Время не ждет – нужно решать задачи быстро, поскольку новой школе нужны учителя с новыми компетенциями, учителя новой волны.


Маргарита Гомбоева, проректор по науке Забайкальского гуманитарнопедагогического университета:

– Сегодня вопрос о престижности профессии учителя в различных регионах стоит по-разному. Я бы не сказала, что в нашем регионе (бывший Агинский АО) престиж профессии учителя упал так низко. У нас достаточно успешно – с помощью региональных властей – реализовался национальный проект «Образование». Во-первых,

почти тотально была введена ипотека для молодых преподавателей. Таким образом, была создана ситуация отбора молодых преподавателей в школах. Во-вторых, у нас сегодня нет ветхих школ, нет проблем с оборудованием, в том числе с учебными классами (химии, биологии, физики). Такой базы нет даже в вузах, потому что 45% регионального бюджета затрачивалось на образование в течение последних 12 лет. Это была особая стратегическая позиция руководства автономного округа. И сейчас эта позиция – уже после объединения регионов – сохранилась в Забайкальском крае.

Еще один фактор имеет положительное влияние – это научно-методическое сопровождение, связь вуза и школы (кстати, большой опыт в этом направлении мы переняли именно у Герценовского университета).

Да, привлечение непедагогов к преподаванию, особенно естественно-научных дисциплин, необходимо. Но через сертификацию и классификацию. А мы пока не знаем, что это такое. Конечно, можно взять зарубежный опыт и взрастить его на российской почве… Но не лучше ли нам вложить деньги в хорошую лабораторную базу, в исследовательский потенциал самих педагогов? Вопросы есть, поэтому мы хотели бы следующую Педагогическую ассамблею провести с теми людьми, которые непосредственно готовили концепцию инициативы «Наша новая школа».


Иван Тарба, заведующий кафедрой Абхазского государственного университета:

– На Ассамблее сбылась мечта моя и моих коллег – кстати, многие из них выпускники РГПУ им. Герцена – мы подписали договор о сотрудничестве с Герценовским университетом.

Конечно, вопрос не праздный: справятся ли классические вузы с подготовкой педагогов или в этом есть риск? Думаю, риск, и немалый, есть. В области приобретения фундаментальных знаний мы не умаляем достоинства классических университетов, но, на мой взгляд, там недостаточно внимания уделяется психолого-педагогическому циклу дисциплин, методике. Поэтому классические университеты полностью осуществлять миссию педагогических вузов не смогут. В нашем университете – поскольку в республике нет педагогических вузов – на всех специальностях, кроме экономической и юридической, введена методика преподавания, мы готовим специалистов одновременно с уклоном преподавателя. Но это, как вы понимаете, вынужденная мера.

Система образования в Абхазии, могу сказать, испытывает те же проблемы, что и в России. Мы хотим начать, прежде всего, с сельских школ, повышая статус сельского учителя, ведь для абхазов село – источник языка и национальной культуры.

Конечно, дает знать и демографический кризис, но у нас он связан с войной, где мы потеряли молодых ребят. Правда, есть шанс восполнить демографический провал, поскольку только в Турции живет свыше 500-600 тысяч абхазов, которые хотят вернуться на свою историческую родину.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: педагогическое образование, с места события, ао-37

Похожие материалы:
Учитель в современной системе образования России
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Сельская школа - перспективы развития
Новой школе – педагоги новой формации
«Падчерица» российской системы образования
Рособразование: итоги года
Новый формат педагога
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
От Года учителя - к веку образования
Подготовка мастеров производственного обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
Заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий...
Из журнала
#99Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
#94Институт правоведения и предпринимательства дает качественное высшее образование
#105В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
#103Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
#102Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
Информационная лента
09:08Из Великобритании - с идеями о сотрудничестве
09:06АГУ и итальянский университет развивают научное партнёрство
09:04Компания Schlumberger запускает кейс-чемпионат для студентов старших курсов и выпускников
09:02О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
08:38XX Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience»