Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Сельская школа - перспективы развития

В Алтайском крае много сельских школ, в них требуются учителя особой квалификации – полипредметники. Учитывая это, АлтГПА реализует совмещенные образовательные программы и программы, усиленных специализацией.

03.02.2010
Просмотров: 5100

Сельская школа должна жить и развиваться

ЛОПАТКИН Владимир Михайлович – ректор Алтайской государственной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор

Образование выступает главным фактором развития современного общества, особенно если говорить о перспективах наукоемкого производства, процессах интеграции в мировое экономическое пространство, повсеместном утверждении информационно-коммуникационных технологий и т.д. А в российской глубинке оно является, наряду с дорогами, электролиниями, средствами коммуникации, больницами, элементарной основой цивилизации. Поэтому о благополучии многих российских регионов и их социальном развитии можно говорить только в связи с сохранением и укреплением сельской школы.

Большинство сельских школ нашей страны имеют проблемы с материально-технической базой и подготовкой учителей, которая далеко не во всем соответствует современным требованиям. В некоторых из них штат не укомплектован необходимыми специалистами, и ведутся не все предметы образовательного цикла. Проблемы сельской школы неоднократно обсуждались на высшем уровне. Были приняты и реализуются федеральные программы «Развитие единой образовательной среды», «Модернизации педагогического образования и др., и этим в какой-то степени обусловлен переход на технологию единого государственного экзамена. Вместе с тем решить наболевшие вопросы можно только при условии, если в регионах, на местах будет выстраиваться соответствующая образовательная политика и действовать центры регионального педагогического образования, осуществляющие особую миссию – делать доступным для сельской глубинки качественное образование.

Центр педагогического образования на Алтае

В 90-е годы прошлого века региональная образовательная система Алтайского края стала объектом пристального внимания политиков и ученых: во-первых, все учебные заведения оказались в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, а во-вторых, стало очевидным несоответствие системы образования края его хозяйственно-экономическому потенциалу.

На Алтае аграрный сектор образования большой. Более 80% школ края (1100 из 1300) – сельские. В них работает свыше половины 30-тысячного учительского корпуса. Эти цифры показали, что перспективы развития края напрямую связаны с сохранением и развитием сельской школы и системы подготовки необходимых для нее педагогических кадров. И логика здесь проста: абитуриенты, большинство которых из села, – это завтрашние специалисты. Вполне очевидно, что возможности их профессиональной подготовки напрямую зависят от того, с каким багажом знаний и умений они придут в вузы.

Вопрос о необходимости модернизации системы образования решался в краевой администрации. Была принята программа «Сохранение и обновление региональной системы образования на Алтае в 1995 – 2000 годах», которая реализовалась через несколько целевых подпрограмм. На ее основе разрабатывался проект Закона об образовании в Алтайском крае. Он предусматривал управление учебными заведениями, сочетающее государственные, муниципальные и общественные начала, развитие самоуправления и академическую автономию. Данный проект, в свою очередь, стал основой создания одного из первых в Сибирском регионе университетских образовательных комплексов во главе с ведущим педагогическим вузом – Алтайской государственной педагогической академией. Комплекс получил название «Алтайский университетский школьно-педагогический округ» (АУШПО) и стал органом государственно-общественного управления образованием края, координирующим работу педагогических и общеобразовательных учреждений, органов управления ими.

Какие специалисты нужны сельской школе

В системе АУШПО потребности общеобразовательных учреждений гораздо виднее. В Алтайском крае 370 мало- и однокомплектных школ, где обучается менее 100 детей. По усредненным данным, на одну сельскую школу приходится 150 учащихся и 14 учителей. Только 28% сельских учителей преподают один предмет, 27% – два, а остальные ведут разные предметы (три и более). Статистика показывает, что сельские школы требуют учителя особой квалификации – полипредметника.

Учитывая это, академия, как головной вуз АУШПО, сделала ставку на реализацию совмещенных образовательных программ и программ, усиленных специализациями. Ориентируясь на результаты исследований и консультации, полученные в органах управления образованием, мы совмещаем подготовку по дошкольному и начальному образованию с иностранным языком, математике и физике – с информатикой и т. д. По ряду специальностей ввели специализации, значительно усилившие профессиональные возможности выпускников. На факультете начальных классов – это «Информатика в начальной школе», на историческом – «Граждановедение», «Краеведение и исторический туризм» и др. В последние годы с совмещением и со специализациями реализуется не менее 20 основных образовательных программ. При существующих условиях выделения бюджетных ставок это обременительно для вуза, особенно, если говорить о таких «затратных» специальностях, как «Иностранный язык» и «Информатика», где подготовка предполагает обязательное деление студентов на подгруппы. Однако мы понимаем, что сельская школа остро нуждается в учителях, которые владеют подобными специализациями, и принимаем меры для решения злободневной проблемы. Считаем, что в связи с переходом вузов на двухуровневую подготовку, периферийным регионам следует идти по пути реализации двойных бакалаврских программ в пятилетний срок, потому что в сельской школе молодой учитель может закрепиться только как полипредметник.

Наряду с этим академия осуществляет поддержку выпускников на рынке труда, предлагая студентам усилить основную специальность дополнительными компетенциями, связанными с другими видами работы учителя в школе и на селе (например, в области библиотечного дела, декоративно-прикладного творчества, туризма, спорта). Данные направления отвечают выделенному в президентской инициативе «Наша новая школа» приоритету развития школы как центра дополнительного образования, культурно-просветительского, спортивного учреждения, способного воспитывать творчески активного и здорового человека.

Но корректировка реализуемых образовательных программ дает свои результаты только тогда, когда подготовленный нами учитель приходит в школу.

Как привести специалиста в сельскую школу

Для этого необходимо учитывать два момента. Первый: поскольку условия работы учителя в отдаленных районах, достаточно сложные, приоритет следует отдавать абитуриентам из села, которым будет легко туда вернуться. Второй: так как учительская профессия творческая, требует определенных личностных качеств, склонностей и нацелена не только на трансляцию знаний, но и на выполнение социальных и культурнопросветительских задач, отбор абитуриентов надо начинать с профориентационной работы, и прежде всего, с организации профильных педагогических классов.

В школах Локтевского и Угловского районов, удаленных на 300-400 км от краевого центра, были созданы так называемые «распределительные лицеи» с пятью профилями, соответствующими направлениям подготовки в институтах и на факультетах академии. Нашей гордостью является работающий на площадке вуза Краевой педагогический лицей интернатного типа. Он создан с учетом того, что качество подготовки сельских школьников, не всегда отвечает необходимым требованиям, из-за чего при поступлении часто отсеиваются ребята, которые, окончив вуз, могли бы вернуться в село. Ежегодно после адресной работы с районными комитетами образования в 10-й класс лицея набирается по 100 человек. В течение двух лет ребята получают профильную подготовку, ориентированную на получение высшего образования по педагогическим специальностям. Для работы с ними привлекаются не только опытные вузовские преподаватели и методисты, но и воспитатели, психологи. В результате не менее 90% выпускников лицея поступают в педагогическую академию.

Кроме того, АлтГПУ ведет целевой набор по договорам с администрациями сельских районов края. Важно отметить, что администрации подкрепляют свои обязательства социальными гарантиями для будущих учителей. Чтобы поддержать студентов, ориентированных на работу в сельской школе, академия одной из первых в России применила новую форму сотрудничества с педагогическими колледжами – реализацию сопряженных учебных планов средней и высшей ступеней педагогического образования. Плюсы оказались очевидными. Во-первых, нововведение приводит к тому, что в педколледже создается хорошая конкурентная среда, а вуз получает более сильного студента. Во-вторых, обучаясь в академии, такой студент уже обладает квалификацией и может по необходимости прерывать обучение, либо, если говорить о заочной форме, совмещать его с работой по профессии. В-третьих, у обучающихся появляется возможность получить профессиональное образование по разным специальностям, правда, в более продолжительный период (3 + 4). Есть у новой формы сотрудничества и социальная сторона. Поскольку педагогические колледжи расположены в глубинке, для сельских абитуриентов образовательная подготовка по сопряженным планам гораздо доступнее и обходится дешевле, так как первые три года они обучаются у себя дома.

Кстати, важным направлением работы с педагогическими колледжами является подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре академии. Благодаря этому в преподавательских коллективах колледжей появились кандидаты наук, что способствует качественной подготовке учителей среднего профессионального звена.

В результате подготовительной работы большинство абитуриентов делает осознанный выбор профессии. Подтверждением сказанному служат два факта: во-первых, более половины педагогов, работающих в системе образования края, являются выпускниками нашего вуза, а во-вторых, они способны вести (и ведут!) такие предметы, специалистов по которым готовят только в классическом университете. У наших выпускников в процессе подготовки не возникает комплекса неполноценности от того, что они будут заниматься педагогическим трудом.

Наряду с подготовкой кадров усилия коллектива академии направляются на поддержку учителей, работающих в сельской школе. В этом направлении апробируются различные формы работы, в том числе и инновационные.

Как помочь сельскому учителю и ученику

Мы отказались от системы взаимодействия высшей школы и общего образования, при которой вузы, как правило, выступают в качестве заказчика на подготовку абитуриентов и используют свой методический потенциал в основном в интересах элитарной школы. За годы работы в сельских районах края с помощью академии создана сеть базовых школ, где имеются ставки методистов. Это позволило создать там лаборатории педагогического мастерства, филиалы кафедр, а учителей привлечь к активной научной и методической работе. Сейчас методический корпус базовых школ способствует внедрению в образовательный процесс новейших информационных технологий.

Сегодня учителям сельских школ особенно нужна помощь в области информатизации. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды» изменила возможности образовательных учреждений. Однако наличие на селе компьютера, по большому счету, проблемы не решает. Процесс информатизации напрямую связан с организацией повышения компьютерной грамотности учителей. Для решения этой задачи в академии разработана программа оказания помощи сельской школе, при реализации которой используется потенциал студентов, приобретающих специальность «Информатика». Во время практики старшекурсники обучают учителей использованию компьютерных технологий и оптимизируют компьютерную базу образовательного учреждения. Это обходится гораздо дешевле, чем командировка специалиста.

Также используются и другие формы работы, связанные с информатизацией. Среди них ежегодная научнопрактическая конференция, в работе которой принимают участие более 300 человек, сетевой семинар, краевая и сетевая олимпиады по информатике для школьников.

Методическую работу с общеобразовательными учреждениями ведет и библиотека академии, которая выполняет роль краевой. Осуществляя комплекс мер по оптимизации работы (автоматизация всех основных процессов, организация открытого доступа к фондам и электронным ресурсам), сотрудники библиотеки накопили богатый опыт и делятся им с библиотекарями сельских районных центров.

В вузе работает система дополнительного профессионального педагогического образования, реализуются различные варианты повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Формирование контингента слушателей осуществляется на основе заявок от районных и городских комитетов по образованию, руководителей учебных заведений. В связи со сложным финансовым состоянием сельских районов практикуются выездные курсы повышения квалификации.

Важнейшим этапом в обеспечении развития школы является контроль основных параметров ее образовательной деятельности.

Контроль качества образования в регионе

Стремление соответствовать требованиям потребителей привело к формированию в рамках АУШПО единой системы управления качеством регионального образования, для чего в первую очередь понадобилась система постоянного мониторинга деятельности школ. Кроме того, в академии был создан специальный Информационный центр, который занимается формированием единой базы данных краевой системы образования, включающей сведения об учащихся, педагогах, информационно-методическом обеспечении учебных заведений и т.д. Анализ таких данных позволяет делать прогнозы, принимать правильные решения.

Ключевое направление работы центра – информационное и технологическое обеспечение единого государственного экзамена (подготовка региональных баз данных, обработка экзаменационных материалов, подготовка специалистов муниципальных органов управления образованием, анализ результатов ЕГЭ).

Подводя итог, следует отметить, что в связи с президентской инициативой «Наша новая школа» сегодня широко обсуждается вопрос о переводе высшего педагогического образования в структуру классического университета. Для нас очевидно, что большая и сложная работа по поддержке и развитию сельской школы возможна только при сохранении отраслевой автономии педагогических вузов. Если следовать логике, что от жизни школы зависит жизнь села, такой вариант реформирования может иметь не только негативные социальные, но и национально-государственные последствия. Ведь в периферийных, порубежных регионах на малых селах держатся огромные приграничные территории.

Алтайская государственная педагогическая академия (АлтГПА) – один из крупнейших педагогических вузов Сибири. В ее состав входят Лингвистический институт, Институт психологии и педагогики, 5 факультетов, 43 кафедры, библиотека, отделение по обучению иностранных студентов, 3 НИИ, 4 научно-методических центра, 16 учебно-научно-исследовательских лабораторий, отделы аспирантуры и докторантуры, спортивно-оздоровительный комплекс, редакционно-издательский отдел, 2 музея.

Обучение специалистов ведётся по 7 укрупненным группам специальностей, 65 образовательным программам разного уровня. Профессорскопреподавательский состав вуза – 500 человек, среди которых более 10% доктора наук, профессора, 65% – кандидаты, доценты.

Академия является головной организацией Алтайского университетского школьно-педагогического округа. В 2001 году ей присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка – университетский комплекс». На базе академии действуют Западно-Сибирское отделение Международной академии наук педагогического образования, Региональный центр обработки информации ЕГЭ, Региональный информационный центр учебного книгообеспечения.

АлтГПА плодотворно сотрудничает с высшими учебными заведениями США, ФРГ, Швейцарии, Франции, Бельгии, Англии, Китая, Тайваня, Южной Кореи.

По официальному рейтингу Министерства образования и науки она занимает 15-20 место среди педагогических и лингвистических вузов России.

Академия соответствует всем аккредитационным показателям своего вида и претендует на университетский статус.

АлтГПА награждена орденом Трудового Красного Знамени, является лауреатом всероссийских конкурсов высших учебных заведений в номинациях «100 лучших вузов России», «Лучший региональный профильный вуз».

Миссия академии – подготовка высококвалифицированных специалистов для школ Алтайского края. За весь период ее деятельности, то есть с 1933 года по настоящее время, здесь подготовлено более 50 тыс. специалистов. Выпускниками вуза являются около половины работающих сегодня в краевой системе образования учителей, воспитателей, психологов, менеджеров.

Адрес АлтГПА: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.
Тел. (385-2) 36-82-71, тел. приемной комиссии (385-2) 62-95-39, факс (385-2) 26-09-36, www. uni-altai.ru

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сельская школа, педагогическое образование, алтайский край, алтайская государственная педагогическая академия, точка зрения, ао-37

Похожие материалы:
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Педагогическое образование: каким ему быть?
В чем суть модернизации педагогического образования?
В АлтГПУ состоялся Совет ректоров высших учебных заведений Алтая
Блиц-интервью: ожидания от Года учителя
Учитель в современной системе образования России
От чего зависит эффективность работы педагогического вуза?
Новой школе – педагоги новой формации
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Слово редактора к №91
По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ...
Из журнала
#87Качество образования: формальность и реальность
#83Генератор инновационного развития региона
#87Экспертное мнение
#86Сибирская кузница кадров
#84Как снять проблему дефицита кадров?
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике