Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Учитель в современной системе образования России

Открытые дискуссии, проходившие в рамках Педагогической ассамблеи, были посвящены проблемам педагогического образования в целом, школьного образования, мерах социальной поддержки и повышению качества образования.

Просмотров: 9046

Вернуть культ личности учителя!

В прошлом номере «АО» мы опубликовали репортаж с пленарного заседания первой Педагогической ассамблеи, состоявшейся 21-22 января в Санкт-Петербурге в Герценовском университете.

Живое и активное обсуждение актуальных тем современного образования продолжилось на открытых дискуссионных площадках (а их за два дня состоялось более 15). Нашим корреспондентам удалось побывать на некоторых их них.

Вместо предисловия

Когда школьных педагогов спрашивают, какие проблемы их волнуют более всего, практически в ста процентах ответов вы услышите о непрестижности, низком социальном статусе учителя. Так вот, недавнее (2009) исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения выявило… совершенно иную картину!

Социологи выбрали четыре профессии (по системе «человек-человек») – милиционер, журналист, священнослужитель, учитель, – проведя опрос, каким из предложенных профессий респонденты доверяют больше всего. Ответы распределились следующим образом: учителю доверяет 68% респондентов, священнослужителю – 62%, журналисту – 32%, милиционеру – 23%. Не утверждаем, что проблемы статуса не существует, но уровень доверия к учителю в обществе по-прежнему высок! Почему же сами педагоги более пессимистичны в этом вопросе? Представляется, что причина во многом кроется в самооценке, в самоидентификации, в самоощущениях учительского сообщества – в не самой высокой, в не самой ясной, и в не самых радужных. И, наверное, сегодня это одно из самых важных обязательств, которые должно взять на себя российское общество и государство – помочь учителю поверить в себя. Принять себя и полюбить себя! Без этого нового самоощущения учителя любые инициативы, даже президентские, не сработают. Учитель – та суть, нерв и «ядро», вокруг которых и должна строиться реформа. Как он будет себя ощущать, ровно настолько будет эта реформа успешна…

Школьный учитель: роли и ожидания

Да, уровень доверия в обществе к учителю высок. Но и требования – не меньшие. Об этом, в частности, говорила ведущая одной из дискуссионных площадок, посвященных теме подготовки современного учителя Ирина Яцкевич, учитель математики Санкт-Петербургской гимназии №73. Сегодняшний учитель выполняет огромное количество профессиональносоциальных функций. Владимир Леви выделял 40 таких функций-«ролей». В конце 90-х годов прошлого века новосибирские ученые выделили уже до 258 функций, которые выполняет учитель! Эти «роли» складываются на основе тех «систем ожидания», которые предъявляют учителю родители, государство и т.п. Например, родительские требования сформулированы достаточно однозначно: начиная с того, что учитель должен быть добропорядочным гражданином, человеком с высокими моральными качествами, профессионалом, владеть современными информационными технологиями. Есть еще четко сформулированный социальный заказ учителя, заявленный и в национальной инициативе «Наша новая школа», и в «Российском образовании-2020»: «Складывается новый образ педагога. Это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому».

Встает вопрос – не слишком ли велика ноша для одного человека, молодого выпускника вуза? Это очень высокая планка, очень высокая ответственность. Во всяком случае, те молодые коллеги, которые сегодня приходят в школу, – они готовы работать, они хотят, они мотивированы и, главное, у них есть достаточный запас профессиональных умений, компетенций для того, чтобы приступить к этой работе. То есть подготовка вузами современного учителя находится сейчас на достаточно высоком уровне. И без педагогических вузов мы не представляем себе подготовку учителя, который может прийти и работать с аудиторией, взрослой и детской. Но когда молодой педагог приходит к нам в школу, естественно, он, приступая к работе, не может сразу аккумулировать в себе все те умения и знания, которыми обладают опытные педагоги. И здесь вырисовывается ряд проблем, которые характерны для большинства молодых специалистов, и которые нужно решать в стенах высшего учебного заведения.

Мы уже убедились, общаясь со многими коллегами, что для внедрения новых образовательных стандартов, для формирования по-настоящему новой школы очень эффективным является компетентностный подход к подготовке будущего педагога. Перечислю задачи, которые должны решаться в рамках такого подхода: видеть ребенка, ученика в образовательном процессе; строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса – партнерами школы; создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду – пространство школы; проектировать и осуществлять профессиональное образование. В рамках этих пяти задач хотелось бы обратить особое внимание на пожелание педагогической общественности, школьных учителей, – что больше нужно делать в вузе для подготовки будущего учителя. Во-первых, это увеличение количества часов на дисциплины психолого-педагогического цикла за счет практики и психологических практикумов. И второе, очень важное – это достижение большего сотрудничества вуза и школы. В чем здесь проблема? Когда молодой педагог приходит на практику в школу, он, как правило, не видит всего многообразия школьной жизни. За порогом остается и работа психолога, и работа с родителями, и заседания творческих групп или малых кафедр в школе и т.д. И, конечно, на практике нужно включать его во все педагогические роли, которые мы должны играть, чтобы молодой педагог увидел все школьное разнообразие.

Представители педагогических вузов, отзываясь на это выступление, особо акцентировали внимание на том, что сегодня перед учителем действительно встают задачи, которых не было буквально 15-20 лет назад, а именно: научить человека жить в современной высокотехнологичной среде. И в этом контексте очень важно решить вопрос организации системы повышения квалификации преподавателей высшей школы, ибо «определенная часть преподавателей не совсем на уровне современных информационных технологий».

Теме повышения квалификации педагогов была посвящена еще одна дискуссионная площадка.

Постдипломное образование: новые задачи

В своем вступительном слове Сергей Смирнов, проректор по учебной и воспитательной работе РГПУ им. А.И. Герцена, подчеркнул, что переход на уровневую систему подготовки учителей совершенно по-другому поставил задачу повышения квалификации:

– Вся идеология системы «бакалаврмагистр» принципиально исходит из того, что учитель не сможет состояться, если он не будет постоянно учиться. Нельзя требовать от учителя компетенций и одновременно не давать ему возможности повышать свою квалификацию непрерывно.

Модель ваучерной, персонифицированной системы повышения квалификации, которая будет внедряться в некоторых регионах России в качестве эксперимента, предполагает самостоятельный выбор преподавателя: самому решать, куда обратится за новыми знаниями, – без участия в этом вопросе департаментов образования или министерств. Такой подход, по мнению Сергея Смирнова, в свою очередь должен заставить институты усовершенствования учителей, академий выбраться из «тепличных» условий и начать конкурентную борьбу за каждого учителя-«ученика», формируя тем самым качественно новую ситуацию на рынке постобразовательных услуг.

Также обсуждается идея возможности выделения средств на стажировки учителей из регионов в крупных городах, хотя на данном этапе сделать это массовым явлением пока не получится…

Новые формы повышения квалификации

Вызвали живой интерес участников новые способы и методы совершенствования всех видов деятельности учителя. Одним из инновационных средств была названа видеоконференцсвязь. Она могла бы стать хорошей возможностью для обсуждения и принятия совместных решений в режиме онлайн, а также позволила бы взглянуть на различные ракурсы любой проблемы глазами коллег из других регионов. С помощью видеоконференцсвязи могут быть проведены рабочие совещания, педсоветы, лекции, конференции, семинар-презентации, мастер-классы и интерактивные экзамены.

В качестве еще одной из форм организации постдипломного образования было представлено корпоративное (внутрифирменное) обучение. Педагог, участвуя в деятельности творческих групп, различных ассоциаций, в тематических педагогических советах, в целевых подпрограммах, а также являясь слушателем по выбранным темам в сфере своей профессиональной тематики, может самостоятельно моделировать свой индивидуальный образовательный маршрут.

Новые темы в выступлениях участников

Сергей Лисицын, ректор Ленинградского областного института развития образования, высказался о проблеме трансформации приобретенных учителем знаний и опыта в качественно новый педагогический процесс.

– Мы считаем, что раз человек повысил квалификацию, значит, он почти автоматически привнесет эти знания в школьный учебный процесс, а это далеко не так!

Одним из возможных путей решения данного вопроса может служить опробованный в руководимом им институте вариант – защита проекта слушателем: учитель приезжает на курсы с определенным проектным заданием, который ему поручили разработать дирекция или педагогический коллектив школы. Защита и внедрение проекта идет как зачетное задание, которое после окончания курсов можно будет испытать на практике в школе.

Екатерина Тенютина, зам. директора по науке, гимназия № 56 Санкт-Петербурга:

– В числе тех,, кто будет ратовать за интересы учителя, хотелось бы видеть и непрофильные учреждения – это музеи, культурные центры и классические университеты, не занимающиеся глубоко проблемами методики и педагогики, а готовые дать учителю новые фундаментальные знания в рамках его научно-теоретической компетентности. Например, многие учителя права и истории в числе приоритетных мест для прохождения квалификации называли юридические факультеты.

Марина Кунаш, учитель физики, педагог-психолог, г. Снежногорск Мурманской области:

– На курсах повышении квалификации часто возникают одинаковые трудности вне зависимости от возраста и от специализации – закрытость. Учителю страшно оказаться неправым, сложно оказаться в ситуации, когда он может быть учеником. Вся система школьного образования его заставляет вести за собой, быть первым, «должен – обязан» – вот что прослеживается в большинстве документов! Учитель часто рассматривается как «прибор», который достаточно насытить различными программами и он будет действовать.

М. Кунаш уверена, что можно так и не реализовать ничего из полученных знаний, независимо от их объема и качества, и даже потерять стимул для дальнейшего развития, если учителю не помочь в решении возможных проблем личностного характера.

Профессор Герценовского университета Александр Тряпицын рассказал о лучших практиках мира, где на должность учителя отбирают 30% лучших выпускников педагогических вузов. Особое внимание уделяется набору учителей из непедагогических вузов, причем самых лучших. И для этого разрабатываются отдельные программы. Высокая престижность в развитых странах профессии учителя заключается не только в материальном содержании, но и в его особом социальном статусе, уважении к нему:

– Существует экзамен на должность учителя, который включает в себя тесты по педагогике, по предмету преподавания, эссе, которое определяет личностный портрет человека и т.д. Подчеркну также роль педагогических университетов, которые априори должны сопровождать своего ученика на всех ступенях его развития.

Новые черты современной системы российского постдипломного образования

Современная система подготовки кадров для образования в странах с развитой техникой и технологиями

– Управление набором кадров с помощью качества их подготовки.
– Разнообразие форм подготовки при единичных рамочных стандартах.
– Стандарт результата профессиональной подготовки, часто описываемый как стандарт-минимум.
– Непрерывное профессиональное развитие, как правило, по индивидуальным планам.
– Критериальное внешнее оценивание результатов подготовки – квалификационные испытания.
– Какие бы педагогические кадры ни готовились, обучениеидеологии и технологии играет все большую роль.

Вариативность – у педагога есть выбор не только траектории профессиональной подготовки, но и выбор образовательного учреждения. В связи с этим усиливается конкуренция между образовательными учреждениями за каждого слушателя.

Инновационность – программы должны быть опережающего и инновационного характера. Образовательные центры должны предвидеть, какие новые технологии, какое новое содержание может понадобиться учителю, чтобы включить это в содержание вариативного модуля.

Усиление интерактивности – за счет применения информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет увеличить доступность повышения квалификации для всех и особенно для педагогов сельской местности.

Кооперация образовательных учреждений – преподаватели университета в содружестве, например, с научно-методическим центром смогут обеспечить наиболее полное содержание и теоретической и практической части образовательной программы.

Накопительная система повышения квалификации нужна, но для того чтобы не разрушить традиционные методы постдипломного образования, ее нужно серьезно опробовать в экспериментальном режиме. Необходима также хорошо продуманная нормативно-правовая база.

Новая миссия педагогических университетов. Именно они способны выступить в качестве центров постдипломного образования, обеспечив непрерывность педагогического образования, через многообразие форм: обучение в магистратуре, диплом о дополнительной квалификации, организация научно-педагогических центров, направленных на исследование изменений в школе, создание на базе методических и педагогических кафедр «школьных кабинетов» и др.

И вот что для этого необходимо:

  • Обеспечить в системе повышения квалификации участие разнопрофильных учреждений (изучить все вопросы их взаимодействия).
  • Разработать критерии результативности повышения квалификации, а, следовательно, оценки качества постдипломного образования. Если нет результата, то о каком качестве можно говорить?
  • Организовать службу психолого-педагогического сопровождения и поддержки учителя, в том числе и в связи с профессиональным «выгоранием» на разных этапах своей карьеры.

Школа и общество: государственно-общественное управление образованием

«… Школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна. В то же время школа не обучает полезным умениям (в том числе и социальным компетенциям, поиску и оценке информации) и слабо воздействует на формирование ценностей...» (из доклада «Российское образование-2020»).

Социальный заказ школе: потребности общества и возможности школы

Валерия Никишаева, ректор Бийского государственного педагогического университета им В.М. Шукшина в своем вступительном слове на дискуссионной площадке, посвященной поискам эффективных форм взаимодействия школы и общества, обозначила новое современное звучание понятия «образование» не только как систему передачи знаний и технологий, но и формирования творческой компетенции:

– Конкретные знания перестают быть самоценностью. Сегодня очень легко можно получить любую информацию, но как работать с ней? Способны ли наши учителя, преподающие конкретные предметы, научить человека жить в информационном обществе?

Еще одна проблема – устаревшие технологии учительского труда. Традиционно все выглядит так – преподаватель рассказывает, что знает сам, а потом студент подтверждает, что он его внимательно слушал. Сегодня студент должен понимать, что он пришел осваивать будущую сферу деятельности. Необходимы программы, адаптированные для студентов конкретного вуза. В этих программах должна быть прописана вся последовательность его действий, предусмотрена поддержка его лабораторных экспериментов, информационной базы и т.д. Кроме того, мы должны задаться вопросом, какую личность, с каким жизненным кредо мы хотим видеть в школе?

Виктор Глуздов, ректор Нижегородского государственного педагогического университета, выделил основные философские аспекты, на которые, по его мнению, необходимо опираться при обсуждении проблем образования. Человек представлен в системе образования как ученик и как учитель.Образование является трансляторомкультуры, социальных позитивно-значимых результатов человеческой деятельности (как строить, как создавать, как лечить и т.д.). И в этой образовательной культуре можно выделить 3 слоя, на которых, в зависимости от исторической эпохи, делается разная акцентировка:

  • информационная (теории, гипотезы, знания) – «Знаю!»
  • операциональная (технологии, приемы, способы деятельности, интеллектуальной, практической) – «Умею!»
  • мотивационная (позиция, желание, устремление) – «Хочу, убежден!»

Кстати, компетенция, по мнению выступающего, представляет из себя как раз готовность (умею) в совокупности с мотивационной культурой (хочу). «Хочу, но не умею» или «умею, но не хочу» – компетенцией не является.

Педагогические технологии: на начальном этапе человеческой истории – «Делай, как я!» С развитием научного знания – «Делай, как они!» и, наконец, раскрытие потенциала – «Делай, как можешь!»

Четко сформулировав что дано, нам будет легче получить то, что требуется доказать. Имея в виду эти основные понятия, можно точно определить, что необходимо для того, чтобы все вышеперечисленные вещи воспринимались, транслировались и ассимилировались ученику. Понятно, что нужны хорошие кадры, инфраструктура, практика и т.д. Таким образом, рассредоточивается система управленческих функций между обществом и государством.

Что общество хочет от школы, и что школа хочет от общества?

Раиль Асадуллин, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, задал присутствующим вопрос: как вуз может определить требования общества, чтобы суметь их выполнить? Простой опрос родителей (по опыту БГПУ) ничего не дает – родители не могут определить свои пожелания к школе. Государственные органы также не могут конкретизировать свои требования:

– Нужно сначала сформулировать, что дано в общественном сознании, а затем уже перевести это в язык образовательных программ.

Эта тема вызвала живой интерес всех присутствующих, аудитория активно включились в дискуссию. Вот самые интересные высказывания из выступлений участников:

«Ориентироваться только на то, что скажет потребитель – не нужно. Он и не знает, он не специалист и высказаться может только в общих чертах… Позвольте уже профессионалу решать, что и как делать. Если вы доверили нам воспитание, подготовку специалистов, то и полагайтесь на нас. Конечно, мы должны учитывать и фактор неопределенности: какая экономика, общество будет через 10-15 лет. Должны переформатировать профессиональные компетенции, заложить в них потенциал, который будет востребован в дальнейшем...».

«Почему мы развели эти понятия – заказ общества и родительский заказ? Насколько они соизмеримы?»

«Разделить эти понятия: родительский заказ и общественный заказ – это грамотная постановка вопроса. Российские родители, приходя в школу, спрашивают – как ведет себя ребенок, хорошо ли учится (т.е. если есть оценки 4 и 5, значит все хорошо – сможет поступить в вуз). Дальше родители, как правило, не прописывают образовательную траекторию детей, не спрашивают себя: «Мы даем образование – для чего?» В американской же школе родителей не интересуют оценки, они спрашивают – способен ли мой ребенок стать врачом или юристом. Это принципиально разные подходы. Нужно осознать – что общество хочет от школы и что от школы хочет родитель…».

«Коллеги, вы чувствуете, насколько мы, учителя, себя не любим и не уважаем? Нас ругают, а мы готовы взять на себя дополнительные функции, давайте мы еще общество воспитаем! Мы должны понять, что есть наша профессия, предмет деятельности которой ограничен. И общество, которое уважает учителя, должно перестать его упрекать, если платит ему по минимуму, а требует как за максимум. Если мы хотим найти разумное соответствие между общественным заказом и тем, что должно выдавать школьное производство, то необходимо у общества формировать соответствующее сознание. Оно должно понимать, что у школы есть свои функции, и в пределах этих функции она работает хорошо! Если хотите, чтобы еще лучше работала – дайте возможность, создайте условия! А пока мы копаемся в себе и пытаемся вытащить себя подобно барону Мюнхгаузену из болота…».

Что должна и что может школа в реализации права человека на образование?

Владимир Лопаткин, ректор Алтайской государственной педагогической академии:

– Вчера мы говорили о сельских школах, они в очень тяжелом положении. Муниципальное учреждение: есть деньги – хорошо, нет денег – чуть дышит. И если мы говорим о равноправии наших детей в образовании по конституции, то я убежден, что школа должна стать государственной. Базисная часть должна быть из федерального бюджета, а уже вторая часть – муниципальной. Если есть области, где до поселка надо на самолете добираться, то о каком равноправии мы говорим? Еще проблема – если передавать вуз на региональный бюджет, то у нас будет отдельно образование Алтайского края, образование Красноярского края и т.д. Вузы тоже должны быть государственными, а стандарты едины, вот тогда у нас будет единое образовательное пространство…»

С опытом организации общественного управления в своей школе выступил Вячеслав Коровкин, директор школы № 207 г.Санкт-Петербурга:

– Мы считаем, что путь к сближению школы и общества лежит в плоскости реализации принципа организации общественного управления. Самыми взыскательными инспекторами для школы становятся именно родители. Открытость и прозрачность учебного процесса школьной жизни обеспечивает родителям предсказуемость. Предсказуемость совместных действий – необходимое условие достижения взаимного доверия.

В качестве резюме

Совершенно понятно, что пока не определены позиции и нет взаимодействия между всеми участниками образовательного сообщества: школой, обществом и государством, – обсуждать глобальные перспективы государственно-общественного управления образования не получится. Почти все проблемы образования лежат вне сферы ее компетенций (финансовые, идеологические, социальные). На сегодняшний день понимания нет, но есть взаимные обиды и претензии. Поэтому необходима какая-то площадка для диалога на позитивном уровне и возможности объединения всего накопленного опыта.

Предел мечтаний родителя – поступление ребенка в вуз. Но дальнейшую цель в жизни никто не помогает определить. И это вопрос не к школе, или вузу, это вопрос ко всей идеологии современного российского общества…

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальная поддержка педагогов, педагогическое образование, педагогическая ассамблея, с места события, ао-37

Похожие материалы:
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Вологодский государственный педагогический университет: повысить престиж профессии учителя
Рособразование: итоги года
Новый формат педагога
Парламентские слушания о поддержке педагогов
«Падчерица» российской системы образования
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения
От Года учителя - к веку образования
Блиц-интервью: ожидания от Года учителя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#98Модернизация аграрного образования
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#102Инфографика «АО-102»
#98Слово редактора к №98
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве