Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум. Год учителя и СПО

На вопросы отвечают директора колледжей и техникумов. Рассуждая о будущем среднего специального образования, преподаватели отвечают на такие вопросы: «В чем состоит особенность педагогической деятельности в ссузах? Что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии учителя?»

03.02.2010
Просмотров: 6255

Поздравляя педагогов с началом Года учителя, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко сказал, что он от него ожидает. По его мнению, Год учителя – это возможность увидеть все лучшее, что создано отечественной школой, познакомиться с уникальными педагогами, для которых воспитание и обучение молодого поколения является делом жизни, по-новому оценить общественную значимость учительского труда.

А что ожидают от Года учителя в системе среднего профессионального образования и что предпримут для реализации его целей? Именно этому мы посвящаем сегодняшний экспресс-форум. Вопросы для обсуждения таковы:

  1. В чем состоит особенность педагогической деятельности в средних учебных заведениях?
  2. Почему, на ваш взгляд, непривлекательна для сегодняшней молодежи профессия преподаватель? Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы поднять престиж этой профессии?
  3. Каких позитивных изменений вы ждете от Года учителя? Что предпримет ваше учебное заведение для реализации его целей?

ВОЛКОВА Лариса Владимировна, директор Воронежского юридического техникума, кандидат экономических наук

(1) Педагогическая деятельность – не только профессия, но и высокая миссия, предназначением которой является сотворение личности, утверждение человека в человеке. Труд преподавателя – постоянное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

В условиях модернизации современной системы образования целью педагогической деятельности является формирование современного, конкурентоспособного специалиста, удовлетворяющего интересам и запросам работодателя. Кстати, отсюда вытекает важная задача для преподавателей специальных дисциплин – оптимизация механизмов взаимодействия с социальными партнерами.

Современный специалист должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и твердой, действенной гражданской и нравственной позицией. Возраст студентов колледжей и техникумов наиболее сложный и ранимый. Подростку трудно выбрать верный путь, противостоять засилью рекламы в средствах массовой информации и стереотипам общественного мнения, нередко снижающим значение нравственных ценностей. Студентов нужно направлять. В среднем учебном заведении необычайно важна воспитательная деятельность педагога. Он должен помочь подросткам выработать индивидуальные жизненные стратегии, сформировать зрелый, ответственный подход к настоящему и будущему.

Быть преподавателем в среднем специальном учебном заведении – ответственный труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков: это и профессия, и призвание, и служение важному и благородному делу.

(2) В свое время Ян Амос Коменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Общество должно ценить педагога и возвышать его.

Для большей части современной молодежи профессия преподаватель является непривлекательной именно потому, что в современном обществе формируется мнение о невысоком статусе педагога. Этому способствуют средства массовой информации, которые очень мало говорят о почетном, трудном и благородном труде преподавателей. У значительной части населения сложилось непростое отношение к системе образования в связи с ее модернизацией. Работа преподавателя учебного заведения среднего звена ответственная и трудная, она требует интеллекта, большого напряжения физических, эмоциональных сил, постоянного нахождения в поиске. Высоки требования к профессии со стороны общества, работодателей и других социальных партнеров, родителей студентов. Никаких значимых привилегий при этом нет. Все, о чем шла речь выше, ведет к формированию устойчивого общественного мнения о непривлекательности профессии педагога, хотя в отдельно взятом образовательном учреждении педагогов, безусловно, и ценят, и уважают.

Следует повышать статус преподавателя и делать это на государственном уровне. Нужно чаще говорить со страниц газет и журналов, экранов телевидения о важности и благородстве данной профессии и, конечно же, больше заботиться о материальном благополучии педагогов.

(3) Надеемся, что год будет насыщен не только праздничными мероприятиями и словесными восхвалениями учительского труда, но и реальными делами, которые изменят социальный статус преподавателей, поднимут его на должный уровень, сделают профессию педагога одной из самых востребованных и достойных.

В Год учителя мы продолжим работу, которую предполагает Концепция развития учебного заведения. Будем совершенствовать единую информационную образовательную среду техникума, инновационные методические и технологические подходы к организации образовательного процесса, творческую и научно-исследовательскую работу студентов, использовать новые формы воспитательной деятельности.

Окажем содействие раскрытию квалификационного потенциала преподавателей. Особое внимание предполагаем уделить поддержке новаторства, созданию авторских технологий обучения, перестраивающих педагогический опыт. Выполнение всех этих и других задач направлено на повышение качества обучения и престижа техникума и профессиональной деятельности каждого его преподавателя.


КНЫРЬ Галина Евгеньевна, преподаватель Томского государственного педагогического колледжа

(1) Педагогическая деятельность в учебных заведениях среднего звена кардинальным образом отличается от аналогичной в вузах, так как полностью ориентирована на формирование практических навыков будущего специалиста. В основу обучения заложена и теоретическая часть, однако она не превышает практическую по объёму часов. Студенты средних профессиональных учебных заведений знают свою профессию изнутри и не боятся приступать к практическим действиям. Им, как правило, не требуется адаптационный период в начале трудовой деятельности. Поэтому педагог, работающий в системе СПО, должен знать свой предмет с точки зрения его практического применения и обратить внимание студентов не столько на его общую составляющую, сколько на формирование конкретных профессиональных компетенций, которыми можно воспользоваться с первых дней профессиональной деятельности.

(2) Исключение вопроса о повышении зарплаты считаю совершенно нецелесообразным, так как люди трудятся, чтобы содержать себя и свои семьи. Оплата труда стоит в основе всего. Если она будет достойной, вопрос о повышении престижа профессии учителя не встанет. Люди начнут бороться за возможность получить должность учителя. Повысить престиж профессии можно путем установления льгот : тринадцатая зарплата, бесплатные путёвки в профилакторий, оплата отдыха для всей семьи, обеспечение жильем.

(3) Если честно, особых позитивных изменений от Года учителя не жду. Скорее всего, мероприятия будут традиционными и проводимыми «для галочки», а не для учителя. Вряд ли учебным заведениям будут выделены дополнительные средства для реализации целей Года учителя, поэтому каждое учебное заведение будет стараться выполнить свои задачи, исходя из имеющихся возможностей.


ЛЫСИКОВ Александр Иванович, директор Московского областного педагогического колледжа

(1) Во-первых, особенность педагогической деятельности учебных заведений среднего звена состоит в том, что они дают возможность подготовить молодежь к более раннему вступлению в трудовую сферу. Во-вторых, среднее профессиональное образование служит ступенью к непрерывному профессиональному образованию. И, в-третьих, в колледжах и техникумах готовят квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, к социальной профессиональной мобильности.

(2) Для современной молодежи профессия педагога непривлекательна, так как статус учителя в обществе невысокий, заработная плата низкая, педагогическая деятельность освещается в средствах массовой информации необъективно. Для привлечения молодежи необходимо поднять престиж учителя в обществе, увеличить ему заработную плату, создать современную материально-техническую базу для успешного преподавания, чаще освещать положительный педагогический опыт.

(3) Надеемся, что Год учителя внесет существенные изменения в отношение государства и общества к учителю, к роли школы, так как без этого не произойдет нравственное возрождение страны и невозможно развитие образования и экономики страны.

В Год учителя педагогический коллектив нашего колледжа направляет свою деятельность на модернизацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы Президента России «Наша новая школа», образовательной политики губернатора и Министерства образования Московской области.


ДЕГТЯРЕВ Николай Николаевич, директор Павловского сельскохозяйственного техникума Воронежской области

(1) Особенностью педагогического труда в средних специальных учебных заведениях является подготовка специалистов для конкретной сферы деятельности. Качество подготовки напрямую зависит от преподавателей и мастеров, участвующих в этом процессе.

Особенностью педагогической деятельности ссузов аграрного профиля является и то, что сфера сельскохозяйственной деятельности в нашем обществе не считается привлекательной, а качество жизни на селе значительно уступает городскому. Однозначно, городская молодежь не тяготеет к сельскохозяйственному труду, и ставку на нее, как на основу кадрового потенциала для устойчивого развития сельских территорий, делать не приходится.

Миссия техникума – развитие многопрофильного, многоуровневого образовательного пространства. Наша задача -привить студентам чувство ответственности за устойчивое развитие сельских территорий и повышение качества жизни на селе.

(2) Лозунг «Кадры решают все» является одним из актуальных для профессионального образования нашего времени. Слово «мастер» пришло к нам из немецкого языка и означало в средневековье, что человек является сведущим в своем деле и ему доверяется иметь ученика. Современное общество недооценивает значимость труда педагогов и мастеров. Это мешает привлечь в сферу СПО лучших специалистов. Если ситуация изменится и в колледжи и техникумы придут самые сведущие педагоги, проблема качества выпускаемых специалистов будет решена.

(3)В Год учителя мы ожидаем в первую очередь новой оценки обществом значимости труда педагогов и мастеров. Не надо никого убеждать, что сфера профессионального образования оказывает определяющее влияние на результаты развития общества, и чем значительнее в нее вклад, тем выше качество жизни людей.

Ждем вкладов всех уровней власти, работодателей, наших выпускников. На реальные результаты по выпуску специалистов, качество которых соответствует современным требованиям, можно надеяться только тогда, когда удасться обновить кадры и материально-техническую базу.

Желаем творческих успехов нашим коллегам!


МАРКОВА Светлана Борисовна, методист Николаевского-на -Амуре судостроительного техникума

(1) Основной целью педагогической деятельности СПО на современном этапе является не только формирование у будущих специалистов системы знаний и практических умений, но и развитие готовности к профессиональной деятельности и творческой активности. В связи с этим основными видами педагогической деятельности в техникуме стали личностно-ориентированные технологии обучения, информатизация учебного процесса и практикоориентированный подход к обучению.

(2) Да, именно материальная сторона является определяющей в данном вопросе. И на наш взгляд, чтобы поднять престиж профессии, необходимо расширение материально-технической базы учебного заведения, организация повышения квалификации и увеличение спектра социальных льгот для преподавателей.

(3) От Года учителя мы ждём, прежде всего, стабильности. В нашем учебном заведении для решения данного вопроса администрация сделала следующее:

  • разработала положение о материальном стимулировании преподавателей;
  • организовала выезд преподавателей на курсы повышения квалификации;
  • составила план мероприятий по расширению материально-технической базы, направленный на информатизацию учебного процесса.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальная поддержка педагогов, педагогическое образование, СПО, экспресс-форум, ао-36

Похожие материалы:
Кавалеровский горный техникум. Специалисты для Приморья
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа
Инновации – ключ к конкурентоспособности выпускника
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Экспресс-форум: образовательная инициатива Президента
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (102) 2018

Равны ли государственные и частные вузы? С чего начинается любовь к профессии? Свидетельствуют ли проблемы с трудоустройством о недостатках обучения? И, наконец, во имя чего «мы учим»? О совести, благородстве, достоинстве, свободе и целеполагании образования читайте в новом номер «АО».
Анонс журнала

Популярные статьи
РВК расширяет технологическое сотрудничество с Южной Кореей
РВК и Корейский институт развития технологий (KIAT) заключили соглашение о сотрудничестве в...
Из журнала
#92Новости №92
#92Форпост личностного роста
#90Развитие региональной системы оценки качества образования
#92Интернационализация образования в России и мире
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
Информационная лента
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков