Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя

Участники экспресс-форума обсуждают проблемы, связанные с повышением статуса педагога и подготовкой учителей нового поколения – креативных, мобильных, работающих в инновационном режиме, и профессиональным педагогическим образованием в целом..

Просмотров: 5139

Уважаемые читатели! В нашей стране стартовал Год учителя. Этому важному событию посвящается экспресс-опрос, итоги которого мы начали публиковать в прошлом номере журнала. Участники опроса обсуждали проблемы, связанные с повышением статуса педагога и подготовкой учителей нового поколения – профессионально компетентных, креативных, мобильных, работающих в инновационном режиме и стремящихся к успеху.

В сегодняшнем номере публикация мнений продолжается.

  1. Как известно, во многих зарубежных странах педагогов готовят не в специальных учебных заведениях, а путем организации дополнительного образования на базе полученного в университетах. Насколько целесообразно, на ваш взгляд, сформировать новое поколение учителей (педагогов) России путем обучения в классических университетах, осуществляя подготовку к профессии на последних курсах бакалавриата и в магистратуре?
  2. Заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин считает, что за четыре года подготовить хорошего педагога невозможно. Он предлагает ввести пятилетний бакалавриат, причем по двум специальностям. Тогда выпускникам будет проще устроиться на работу. А как вы относитесь к идее, высказанной О. Смолиным?
  3. Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы поднять статус педагога? Могут ли этому способствовать общественные организации (ассоциации, фонды и т. д.)? Каким образом?
  4. Каковы ваши ожидания от Года учителя. Будет ли он способствовать разрешению обсуждаемых проблем, в том числе в вашем вузе?
  5. Существует мнение, что для выпускников школ, поступающих в педагогические вузы, должны быть установлены дополнительные испытания, связанные с особенностями будущей профессии (воспитатель, организатор детского сообщества, лидер и т. д.). Разделяете ли вы это мнение? Как, на ваш взгляд, необходимо отбирать будущих студентов?
  6. Должны ли студенты педвуза иметь какие-либо льготы по сравнению со студентами других вузов?

МУСТАФИНА Файруза Зуфаровна, ректор Набереженочелнинского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент.

(1) Для нашей страны и тех изменений, которые мы наметили в образовании, нужно обязательно сохранить традицию подготовки учителей в педагогических вузах.

Во-первых, модернизация связана с изменением форм и методов работы учителя: в практику внедряются технологии развивающего обучения, индивидуальных образовательных траекторий, осуществляется переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Это требует изменения всей системы подготовки будущих специалистов. Приход в школу учителей с классическим университетским образованием, без новой идеологии и технологии, ориентированных только на хорошее знание учебного материала, сможет свести все реформирование к нулю. Университет способен подготовить хорошего предметника для старшей школы, но для начальной школы, работы с дошкольниками, подростками, ведения воспитательной работы необходимо специальное педагогическое образование.

Во-вторых, если из педагогических вузов в сферу образования приходит не более 50% выпускников, то из классических университетов – не более 1%. И такая ситуация вряд ли изменится в ближайшее время: в университеты и в педагогические вузы поступают молодые люди с разным отношением к образованию.

Конечно, необходимо повышать процент выпускников, идущих в школу, однако, важно помнить, что высшее педагогическое образование ведет к общему повышению культурного уровня населения. Где бы выпускник педагогического вуза ни работал, его отношение к людям, работе, даже своим детям будет другим.

(2) Да, действительно, на мой взгляд, пятилетний бакалавриат позволит выпускать более подготовленного учителя и использовать при этом инновационные формы. Можно будет усилить психологическую составляющую в подготовке студентов, переработать формы и сроки проведения педагогической практики, ввести новые спецкурсы. Для реализации некоторых проектов понадобится педагогическая магистратура.

(3) Для того чтобы поднять статус педагога, нужно, в первую очередь, увеличить зарплату. Возможно, как раз здесь могут пригодиться различные фонды (поддержки молодого учителя, учителей со стажем и т.д.). Было бы полезно осуществлять финансирование учителя не только из государственного бюджета, но и общественностью. Но одного этого недостаточно. Необходимо вводить новые формы оплаты труда и подушевого финансирования. Это даст возможность поддерживать педагогов, которые работают с детьми по-новому и дают особый образовательный результат, не ограничивающийся знаниями и умениями, а связанный с развитием и воспитанием ребенка.

Конечно, необходимо формировать положительное общественное мнение о педагогической профессии. Вскрывать недостатки в отдельной школе и в системе образования в целом необходимо, но нельзя разовые, единичные случаи выдавать за норму жизни образовательного учреждения, как это сделано, например, в фильме «Школа». Такой подход не ведет к конструктивным изменениям. В обществе создается мнение, что так и должно быть, ничего с этим не поделаешь. Если мы хотим, чтобы в школу шли другие учителя, нужно показывать, какими именно мы хотим их видеть. Романтика фильма «Доживем до понедельника» имела, наверное, значительно больший профориентационный и «ценностноформирующий» эффект, чем серия бесед со школьниками.

На статус профессии смогут повлиять и ассоциации, но не напрямую, а через организацию активного, действующего профессионального сообщества, создание внутреннего профессионального кодекса и формирование нетерпимости по отношению к учителям, которые его нарушают.

(4) Вряд ли в этот год произойдет значительное повышение учительской зарплаты. Скорее всего, пройдет ряд ярких, но несистемных акций. Однако очень важно, что привлекается внимание к педагогической профессии и ситуации в системе образования. Серия содержательных дискуссий, обсуждение острых вопросов, ценностных аспектов образования помогут обрести крылья тем учителям, которые потерялись в повседневности, жизненной и рабочей суете. Есть большие надежды на четкое выполнение протокола совещания при председателе правительства, связанного с разработкой в марте 2010 года документов по новым формам повышения квалификации и аттестации учителей. Эти нормативные документы предполагают как новые формы взаимоотношений педагогических вузов и школ, так и новые требования к педагогической профессии.

(5) Возможно, будут уместны собеседования с абитуриентами. Нам нужны студенты, которые никогда не повысят голос на своих родителей, умеют чувствовать природу, краснеть, отвечать за свои поступки, увлекаться чем-то и увлекать других. ЕГЭ не способен выявить в абитуриентах такие качества.

(6) Пожалуй, для привлечения лучших выпускников из школ имеет смысл повысить стипендию студентам педагогических вузов. Однако любые льготы должны сопровождаться дополнительной ответственностью, в частности – обязательной отработкой в школе не менее 3-5 лет.


РАССАДИН Николай Михайлович, ректор Костромского
государственного университета
им. Н.А. Некрасова,
кандидат педагогических наук, профессор

(1) Действительно, многие государства имеют собственные традиции подготовки педагогических кадров. Но смысл обращения к их опыту состоит не в том, чтобы увидеть какой-либо удачный, на наш взгляд, элемент, а рассмотреть и оценить всю систему отбора и подготовки будущего педагога и его дальнейшего сопровождения. В связи с этим вопрос, где лучше готовить учителя – в классическом или педагогическом университете, считаю неактуальным. И там, и там, особенно в существующей практике, есть свои плюсы и минусы, но имеется одна общая беда – слабая мотивация выбора педагогической профессии.

(2) Я не консерватор, но думаю, что нельзя подменять проблему совершенствования подготовки учителя дискуссией о преимуществах «бакалавриата» или «магистратуры». Преимущества ещё надо проверить и доказать знаниями учеников. Разделяю мнение тех, кто предлагает сохранить пятилетний срок обучения на педагогических специальностях.

(3) Прежде всего, необходимо добиться достаточной, равной для всех регионов и школ государственной поддержки учительского труда. Государство должно заботиться о создании условий для выполнения ГОСТов. А вот деятельность фондов и общественных организаций вполне может быть смещена в сторону общественной экспертизы, а также поддержки новаций и новаторов и социального статуса педагога.

(4) Полагаю, что объявление Года учителя – хороший знак для того, чтобы обратить внимание всех заинтересованных сторон как на самые злободневные проблемы школы, так и на неоспоримые достижения общего образования, прежде всего, на значимость и самоотверженность труда большинства педагогов. В этом году в нашем университете состоится юбилейное вручение премии «Признание». На торжестве лучшие студенты, добившиеся успехов на межрегиональных, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, назовут имена школьных учителей, которые помогли им сделать жизненный выбор, и университетских преподавателей, укрепивших и поддержавших их на избранном пути. Вручение премии является одним из самых эмоциональных и значимых праздников. Для студентов он служит поводом публично поблагодарить наставников, а для педагогов – гордиться результатами своего труда.

(5) Абсолютно разделяю высказанное мнение и вижу смысл этого не только в тонкостях будущей профессии, но и в необходимости самосохранения нации, поскольку учителям доверено наше будущее. Но отбор абитуриентов на педагогические специальности не должен ограничиваться только дополнительными конкурсными испытаниями, необходим серьёзный одно-двухгодичный этап довузовской подготовки в педагогических классах, профильных лагерях, очно-заочных школах будущего педагога. Всего несколько лет назад основу поступающих в наш университет, а это около 1500 человек в год, составляли выпускники профильных (педагогических, математических, лингвистических) классов. Кстати, и по специальности тогда шли работать 70-80% выпускников.

(6) С учетом кадрового обеспечения и необходимости привлечения в школу талантливой молодёжи, допускаю такую возможность.


СЕМЕНОВ Сергей Борисович, заместитель директора по учебной работе Самарского
филиала Московского
городского педагогического
университета, доктор
исторических наук, профессор

(1) Система высшего педагогического образования в нашей стране развивалась и складывалась постепенно. Сначала были двухгодичные учительские курсы, затем педагогические институты с четырехлетним обучением и, наконец, педагогические университеты. Как любая другая, эта система не лишена недостатков, но главное ее достоинство заключается в том, что она апробирована и приспособлена к условиям и потребностям нашей страны. И с такой точки зрения она вполне продуктивна.

В настоящее время по структуре и содержанию образования, по набору учебных дисциплин и объему часов педагогические вузы ненамного отличаются от университетов. В процесс подготовки будущих учителей введены элементы научно-исследовательской работы, и выпускники педвузов, как и студенты университетов, пишут и защищают выпускные квалификационные работы. В то же время, в отличие от классических университетов, высшее педагогическое образование в большей степени ориентировано на школу. Будущие учителя изучают значительно больше дисциплин психолого-педагогического цикла, проходят непрерывную педагогическую практику, в ходе которой набираются опыта и приобретают навыки будущей профессии.

Таким образом, педвузы ориентированы на подготовку не только специалистов-профессионалов, но и творческих работников, способных обучать и обучаться самим. Поэтому реструктуризация системы высшего профессионального образования по западному образцу представляется нецелесообразной.

(2) За четыре года трудно подготовить не только хорошего учителя, но и любого другого специалиста. И в этом отношении не стоит делать исключение для студентов педагогических вузов. Можно бесконечно долго спорить о достоинствах и недостатках двухуровневой системы, но поскольку этот вопрос уже решен на государственном уровне, нужно работать над тем, чтобы адаптировать ее к нуждам педагогического образования.

Что касается предложения готовить студентов по двум специальностям, такой опыт наша страна уже имеет (например, в 80-90-х годах 20 века выпускники исторических факультетов получали квалификации «Учитель истории и английского языка», «Учитель истории и права»), и он не принес ощутимых результатов. Тем более, что у людей, начинающих педагогическую карьеру, особых проблем с трудоустройством нет. Скорее, наоборот: школа испытывает недостаток в притоке молодых и перспективных кадров.

(3) Не секрет, что в современных условиях престиж профессии у молодежи определяется размером заработной платы и возможностями карьерного роста. Почему выпускники педагогических университетов не идут работать в школу? Ответ очевиден. Могу привести множество историй, случившихся с моими бывшими студентами, которые пошли работать в школу и спустя какое-то время сменили профессию: не потому что она им не нравилась, а из-за неудовлетворительной оценки их труда. Радикальным решением проблемы стало бы сокращение учебной нагрузки, то есть увеличение реальной заработной платы учителя.

Следует учитывать и особенности работы, которая требует значительных психофизических затрат, так как в ее ходе не исключены стрессовые ситуации при общении с учащимися, родителями, администрацией школы. Для учителя необходимо создавать комфортную обстановку: уменьшать наполняемость классов, сокращать бумажную отчетность и ослаблять административный пресс.

Роль общественных организаций заключается в том, чтобы привлекать внимание со стороны государственных органов к решению этих вопросов, используя собственные средства оказывать адресную поддержку отдельным школам и учителям, с помощью средств массовой информации повышать престиж профессии учителя.

(4) Год учителя – безусловно, важная общественно-политическая акция. Ее значение, прежде всего, в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам школы, сделать их предметом широкого обсуждения, активизировать деятельность органов и структур, связанных со школой. Но выносимые на обсуждение проблемы накапливались не один год и трудно предположить, что возможно их единовременное решение.

(5) Совершенно очевидно, что профессия учителя требует определенных способностей и качеств, и в будущем, когда приемные комиссии педагогических вузов будут захлебываться от притока абитуриентов, вероятно, возникнет необходимость дополнительных испытаний, подобных тем, которые сейчас проводятся при наборе на творческие специальности.

Но в нынешней ситуации, когда словосочетание «педагогический вуз» у многих абитуриентов вызывает отторжение, а конкурс на педагогические специальности в лучшем случае остается на неизменном уровне, ставить вопрос о дополнительных испытаниях преждевременно.

Для определения профессиональной пригодности будущих учителей стоит предоставить педагогическим вузам возможность заменять один из трех вступительных экзаменов психологическим собеседованием или тестированием абитуриентов.

(6) Социальная и материальная поддержка студентов педагогических вузов необходима, но не для создания особых преференций. Учительское сообщество надо вернуть на тот уровень, на котором оно находилось ранее. Среди возможных мер – повышение стипендии студентам, ибо в настоящее время она меньше, чем в других вузах. Среди мер социальной поддержки – отсрочка от армии в первые годы работы по специальности, что сделает профессию учителя привлекательной для юношей. Наконец, можно установить специальные гранты для студентов педагогических специальностей.


ШАТАЛОВ Алексей Алексеевич, ректор Московского государственного областного гуманитарного института, доктор педагогических наук, профессор

(1-5) Действительно, в ряде зарубежных стран учителей готовят не в специальных учебных заведениях, а в процессе дополнительного образования на базе полученного в университетах. Но для работы в новой школе такие учителя не подходят, так как невозможно освоить профессию в течение одного года. Педагогическое образование – комплексный процесс, включающий фундаментальную и прикладную часть. Теоретико-методическая и психолого-педагогическая подготовка специалистов складывалась и совершенствовалась годами. Она отличается функциональностью и в хорошем смысле консервативностью. При любом подходе к реформированию системы педагогического образования необходимо сохранить накопленный опыт, традиции и фундаментальную составляющую такой подготовки.

По стандарту бакалавриата второго поколения срок обучения составляет четыре года. Часы, выделяемые на предметную подготовку, по сравнению со специалитетом сокращены, а количество недель, отведенных на практику, за весь период обучения сократилось почти в три раза (с 20 до 8). В этих условиях выпустить из вуза специалиста для новой школы, по существу, невозможно.

Особое значение для совершенствования системы подготовки бакалавров педагогического образования имеет постановление Правительства РФ № 1136 от 30.12.2009, разрешающее обучение бакалавров в течение пяти лет, одновременно по двум профилям. В первую очередь, этот документ имеет большое значение для учителей сельской школы. Кроме того, он будет способствовать закреплению выпускников, как в сельской, так и в городской школах.

Проблема подготовки учителя – многогранная, многоаспектная, комплексная. В.А.Сухомлинский очень емко определил суть учительской профессии, сказав, что это «человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека».

Общепризнано, что профессия учителя – творческая, требующая фундаментальной подготовки, постоянной интеллектуальной работы над собой. Но по ныне принятым правовым нормам она почему-то не отнесена к таковым, и прием на педагогические специальности осуществляется только на основе результатов ЕГЭ, без экзаменов по профилю. Многолетний опыт работы высшей школы показывает, что такой подход вряд ли правомерен. Целесообразно было бы ввести в вузах три экзамена: два по результатам ЕГЭ, а третий профильный, на традиционной основе. Это позволило бы выявить уровень подготовки абитуриента по предмету, его интересы и мотивы, оказавшие влияние на выбор специальности.

Несмотря на ухудшение демографической ситуации, конкурс на педагогические специальности в нашем институте в последние три года сохраняется. В 2009 году он составил на дневном отделении 2,2 человека на место. Этому способствует комплекс мер, проводимых в институте, материально-техническое оснащение вуза и социально-бытовые условия для студентов.

Год учителя – знаменательное событие для нашего общества и государства. Есть надежда, что он привлечет внимание всей мыслящей России к вопросам образования и воспитания, проблемам школы и учителя и станет этапным в дальнейшем развитии всей системы образования. Хочется также, чтобы воспитание детей стало вопросом жизни всего общества.

Учитель сегодня нуждается в социальной помощи со стороны государства, его необходимо обеспечить жильем и достойной зарплатой (не ниже средней в промышленности). Он это заслужил. Но учитель нуждается также в поддержке и внимании всего общества. В ответ на это он должен отвечать за детей, а значит, и за будущее страны.

С учетом новых подходов к подготовке кадров в соответствии с проектом «Наша новая школа» в институте разработана долгосрочная концепция, ключевым моментом которой является создание на базе вуза ресурсного центра по модернизации педагогического образования. Предусмотрен комплекс мер, направленных на овладение современными формами и методами обучения, информационными и компьютерными технологиями.

Работа института по закреплению выпускников в школах области потребовала пересмотра ранее сложившейся системы. В последние три года по данному направлению деятельности прослеживается положительная динамика. Создана система взаимодействия с учителями-новаторами, победителями национального проекта «Образование». Большинство из них являются нашими выпускниками. Мы приглашаем учителей в вуз проводить мастер-классы для старшекурсников. Направляем студентов выпускных курсов на практику в школы, где они будут работать после завершения обучения. В значительной мере закреплению молодых специалистов способствует и социальная поддержка, предоставляемая им правительством области.

В 2009 году почти 70% выпускников нашего вуза поступили на работу в школы области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, социальная поддержка педагогов, педагогическое образование, экспресс-форум, ао-37

Похожие материалы:
Модернизация педагогического образования
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения
Учитель в современной системе образования России
Новый формат педагога
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Экспресс-форум: образовательная инициатива Президента
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве