Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации

В очередной раз постоянная рубрика «Экспресс-форум» посвящена вопросам среднего профессионального образования. Сегодня мы предлагаем читателям обсудить некоторые аспекты децентрализации СПО, в результате которой возникла сложная и неоднозначная ситуация.

Просмотров: 6536

Распоряжение Правительства РФ № 2413-р «О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования», вышедшее в свет 29 декабря 2011 года, поставило перед профессиональным сообществом немало вопросов. Самый главный из них связан с опасением, что разрушится общность образовательного пространства, и целостная система СПО распадется на региональные части. Тогда не исключено, что одни и те же задачи каждый колледж будет решать самостоятельно. В то же время региональная власть для учебных заведений ближе и доступнее, а значит может устранить проблемы, которые возникнут в конкретном колледже или техникуме, меньшими усилиями и в более короткий срок.

  1. В результате децентрализации возникла новая ситуация, сложная и неоднозначная. Учитывая это, мы предлагаем читателям обсудить в постоянной рубрике «Экспресс-форум» некоторые аспекты децентрализации СПО.
  2. Какие вопросы для образовательных учреждений СПО являются общими и их лучше решать совместно на межрегиональном и федеральном уровнях?
  3. Как вы относитесь к предложению организовать в системе СПО России колледжи с особым статусом, аналогичные федеральным и национальным университетам (обоснуйте ваше мнение)? Какие задачи должны решать подобные колледжи?
  4. Изменится ли что-либо в работе вашего учебного заведения в связи с децентрализацией СПО?

ШЕВКИЕВ Борис Андреевич, директор Элистинского автодорожного колледжа, кандидат психологических наук

– (1) Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы системы СПО требуют формирования государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития среднего профессионального образования.

Производительные силы являются важнейшим фактором инновационного роста экономики. В объеме производительных сил рабочие и специалисты со средним профессиональным образованием составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов. Спрос на них высокий. Мы считаем, что в таких условиях общими для образовательных учреждений СПО являются несколько вопросов межрегионального и федерального значения.

Во-первых, состояние основных фондов и оборудования, которое не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах и требует замены либо обновления. Решение этого вопроса замедляют, с одной стороны, недостаточные инвестиции и меньшие в сравнении с другими уровнями образования объемы бюджетного финансирования, а с другой – отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить колледж современными техническими и наглядными средствами обучения, компьютерами. К тому же учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики. Все это отражается на качестве образования, снижая его уровень.

Во-вторых, совершенствование экономики и системы налогообложения учебных заведений. Уровни оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, новую систему оплаты труда нужно лучше адаптировать к нуждам системы СПО. Кроме того, необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. И тогда самостоятельность колледжей расширится, внебюджетная деятельность улучшится, будут создаваться условия для перехода к новой организационной форме – автономному учреждению.

В-третьих, качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Надо поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и звания для преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учебных заведениях СПО.

Не все в порядке с трудоустройством выпускников. Они не всегда «доходят» до производства. Поэтому, может быть, сейчас есть смысл возродить систему распределения. Выпускник, который не хочет работать на производстве, должен возместить государству затраченные средства. Только при таком подходе мы решим проблему обеспечения страны и республики квалифицированными кадрами.

В настоящее время происходит размывание образования за счет появления огромного количества вузов и филиалов с низким качеством подготовки. Ссузы вливают в университетские комплексы. Таким образом, учреждения СПО становятся подготовительным отделением для поступления в вуз. А если специалистов среднего звена готовить по технологиям высшего образования, то утратится уникальная практическая ориентированность, свойственная учебным заведениям СПО.

– (3) В Калмыкии действуют ссузы самых разнообразных профилей – технического, педагогического, медицинского, сельскохозяйственного. Все они испытывают практически одинаковые трудности: это старение преподавательских кадров, угроза потери самостоятельности при вхождении в университетские комплексы, проблемы с обновлением материально-технической базы из-за постоянной нехватки средств, мизерная преподавательская зарплата. И все же самой острой на сегодня мы считаем перевод нашего колледжа с федерального уровня на региональный.

Республика на протяжении многих лет является дотационным регионом. Средств, которые имеются в республиканском бюджете, недостаточно, чтобы взять на себя финансирование нашего колледжа. Передача на региональный уровень ответственности за финансирование ссузов без адекватного увеличения доходов соответствующих бюджетов и без пересмотра масштабов и механизма финансовой помощи региону создает риск сокращения расходов на профессиональное образование и на оплату труда в общем образовании. Это приведет к снижению качества и педагогических кадров, и подготовки специалистов. Одновременно сократятся возможности для молодых людей, желающих получить среднее специальное образование и проживающих в радиусе транспортной доступности от колледжа. Они вынуждены будут уезжать на учебу в другие, более благополучные регионы. А это в условиях кризиса может привести к оттоку населения, росту социальной напряженности, повлечь за собой криминализацию молодёжной среды.

В нашей республике уже были ликвидированы некоторые образовательные учреждения НПО. Сейчас такая угроза нависла над колледжем. Следовательно, десятки студентов окажутся на улице, и экономика лишится притока свежих сил. А мы ведь работаем не только на регион, в колледже обучаются студенты из Ставропольского края, Ростовской области.

Сегодня государство не скупясь вкладывает деньги в правоохранительные органы, забывая, что экономнее вложить их в образование, и тогда такого количества правоохранительных структур просто не потребуется. Мы считаем: от сохранения профессионального образования зависит национальная безопасность страны.

Еще одна «больная» тема – стипендия студентов. Она итак небольшая, но с переходом на региональный уровень уменьшилась с 400 рублей до 315.

Сейчас почему-то говорят только о двухступенчатой системе «школа – вуз». А современный уровень развития экономики как раз такой, что требуется больше всего специалистов начального и среднего звена. Хотелось бы, чтобы общественное мнение повернулось в сторону систем НПО и СПО. А пока не понятно, в чем проявляется их заявленный приоритет?


САЛЬДАЕВА Ольга Викторовна, директор Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина (г. Оренбург)

– (1) Последнее десятилетие является для системы профессионального образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития, что и отразилось на модели нового государственного образовательного стандарта СПО, при определении подходов к которой производился анализ отечественного и зарубежного опыта, тенденций развития профессионального образования в рамках Копенгагенского процесса, единой международной рамки квалификации. Новые государственные стандарты призваны решить стратегическую цель государственной политики – привести специальное образование в соответствие с требованиями инновационного развития экономики, потребностями общества и каждого гражданина.

Какие же вопросы для достижения этой цели нужно решать на федеральном уровне? Прежде всего – стратегического планирования и развития профессионального образования. Еще одной из самых важных проблем является качество профессионального образования. В наше время очень сложно объективно оценить деятельность учебного заведения СПО, поскольку система критериев и показателей качества образовательной деятельности до конца не разработана. Отсюда и сложности.

Медленным является вхождение СПО в европейскую систему профессионального образования. Мы не имеем сегодня четкой структуры подготовки кадров. Это вопросы федерального уровня.

Важной задачей всех ссузов является обеспечение конкурентоспособности за счет перехода к инновационному типу развития. Здесь, на наш взгляд, нужно решать вопросы регионального уровня: проводить конкурсы научно-творческих разработок с целью получения инновационного продукта, создавать региональную систему коммерциализации и продвижения проектных продуктов на рынок. Программу насыщения рынка квалифицированными кадрами тоже должен составлять регион, формируя прогнозные цифры. Также может идти речь о государственном распределении выпускников.

– (2) Идея создания колледжей с особым статусом является интересной. Это позволит новые проекты превратить в реальный продукт. В таких образовательных учреждениях можно сконцентрировать научные, образовательные, учебно-методические и материально-технические ресурсы системы профессионального образования. Как профессиональные центры они смогут оказывать поддержку малому и среднему бизнесу региона и страны, что сегодня особенно важно для развития экономики.


ФЕНЁВА Лариса Михайловна, директор Георгиевского техникума механизации, автоматизации и управления (г.Георгиевск, Ставропольский край), председатель совета директоров образовательных учреждений СПО Северо-Кавказского федерального округа, кандидат педагогических наук

– (1) Модернизация среднего профессионального образования на современном этапе связана с его превращением в важнейший фактор социально-экономического развития страны. Для достижения этой цели нужно решить ряд вопросов на межрегиональном и федеральном уровнях.

Главной задачей для среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров – рабочих и специалистов, особенно для предприятий технического профиля. Для их обучения учреждениям СПО нужна современная материально-техническая база, создать которую могут далеко не все регионы. К тем, кому это не по силам, относится и Ставропольский край. Сегодня нужна адресная поддержка учреждений СПО из федерального бюджета, которая может осуществляться на условиях софинансирования.

Из 11 ссузов, переданных на бюджет Ставропольского края, 6 готовят кадры для аграрного сектора экономики, 3 – для энергетики, связи и химической промышленности. Ранее эти учреждения СПО были ведомственными. Профильные министерства активно помогали решать такие серьезные вопросы как предоставление баз для производственной и преддипломной практики, трудоустройство выпускников. Сегодня они в основном устранились от решения этих важных для нас задач.

Через профильные министерства и отраслевые ассоциации необходимо решать и такой важный вопрос, как стажировка преподавателей на передовых и крупных предприятиях. Это очень важно, ведь от компетенций, которые с помощью своих наставников приобретают выпускники, зависит уровень их квалификации и востребованность на рынке труда, а в итоге – успешность в жизни. К сожалению, не все работодатели спешат сотрудничать с образовательными учреждениями. И хотя в стране есть закон о государственно-частном партнёрстве, чёткого механизма регулирования отношений между ссузами и предприятиями нет.

Говорят, что самый хороший учитель в жизни – опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво. Чтобы соответствовать требованиям новых государственных образовательных стандартов, преподаватель должен быть не просто теоретиком, но и мастером, профессионалом, практиком. А кто придет обучать студентов, передавать им свое мастерство на ставку в 6 тыс. рублей? Подготовку по инженерно-техническим профессиям ведут, как правило, преподаватели-мужчины, которым нужно содержать семьи. Отсюда и дефицит педагогических кадров. Государство должно решить вопрос о достойной зарплате преподавателей спецдисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.

В колледжах и техникумах обучаются дети в большей степени из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, часть студентов склонна к правонарушениям, некоторым необходима психолого-педагогическая коррекция. Да и сам возраст у учащихся переходный. Подростковый период – время глобального изменения самосознания и становления личности, поэтому классное руководство в ссузах не легче, а сложнее школьного. Однако наши классные руководители, в отличие от школьных, доплату в тысячу рублей не получают.

Не могу не сказать о низкой стипендии в учреждениях СПО. Несмотря на то, что в Ставропольском крае она увеличена с 400 до 470 рублей, уровень ее все равно остается низким.

До сих пор не решен вопрос о медицинском обслуживании студентов на условиях бюджетного финансирования.

Самым больным остается вопрос об отсрочке от службы в армии выпускников одиннадцатых классов, поступающих в ссузы. Из-за того, что он не решен, весомая часть студенчества, готовая получать такие необходимые для страны рабочие профессии и специальности СПО, уходит в вузы и их многочисленные, но во многих случаях не соответствующие современным требованиям филиалы. Кроме того, не все отслужившие в армии студенты продолжают обучение по очной форме, вследствие чего группы становятся малочисленными, а это приводит к неэффективному расходу бюджетных средств и не позволяет выполнять государственное задание в полном объёме.

А юноши, поступившие в ссузы на базе девяти классов, имеют отсрочку только до двадцати лет, изза чего часть студентов не может окончить обучение и идти в армию специалистом с дипломами об общем и профессиональном образовании. А ведь закон об основном общем образовании никто не отменял.

На все наши обращения военкомат отвечает: «Отсрочка до двадцати лет, и ни дня больше!». Выпускники колледжей и техникумов заканчивают учебные заведения в июне, и, хотя призыв продолжается в июле, студентов все равно забирают в армию, не предоставив возможности получить диплом об общем и профессиональном образовании. А закон об обязательном общем образовании никто не отменял.

Только эффективное сотрудничество всех заинтересованных сторон может реально помочь в подготовке квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса нашей страны.

– (2) К предложению организовать в системе СПО России колледжи с особым статусом, аналогичные федеральным и национальным университетам, отношусь положительно. Думаю, они должны создаваться с учетом социально-экономического развития округа. Такие учреждения могут стать мощными, современнейшими, межрегиональными ресурсными центрами подготовки специалистов и рабочих. Но это при условии, что они будут иметь статус самостоятельного юридического лица, а не филиала федерального или национального университета. Более того, они явятся гарантией подготовки рабочих кадров и специалистов СПО.

– (3) Как председатель совета директоров учреждений среднего профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа, могу отметить, что стало сложнее осуществлять столь необходимое сегодня межрегиональное сотрудничество. Теперь командировки руководителей ссузов согласовываются с региональными органами управления образованием, и директора не всегда отпускают на съезды, конференции, заседания ассоциаций, советов и другие мероприятия различного уровня. А ведь межрегиональное общение – это в первую очередь обмен опытом работы по реализации новых федеральных стандартов, налаживанию социального партнерства, повышению компетенций инженерно-педагогических работников.

Хотелось бы, чтобы государство в рамках федеральной целевой программы поддержки регионов помогло конкретным образом изменить в лучшую сторону приниженный статус учреждений среднего профессионального образования, ведь страна без рабочих рук не имеет будущего.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум СПО: работа по новым правилам
Российское образование. Пять сюжетов Виктора Болотова
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Экспресс-форум: СПО. Квалификация кадров
Экспресс-форум: итоги приемной кампании в СПО
Экспресс-форум: проблемы IT-образования
Почему России нужны федеральные колледжи?
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ