Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум СПО: работа по новым правилам

Учреждения СПО, теперь уже образовательные организации, – первые, кто начал работать по долгожданному и в свое время вызвавшему немало споров закону «Об образовании в РФ». В соответствии с его требованиями приемная кампания в 2013 году проводилась по новым правилам, более демократично и открыто.

Просмотров: 879

Учреждения СПО, теперь уже образовательные организации, – первые, кто начал работать по долгожданному и в свое время вызвавшему немало споров закону «Об образовании в РФ». В соответствии с его требованиями прошедшая приемная кампания проводилась по новым правилам, более демократично и открыто.

В настоящее время колледжи и техникумы анализируют первый опыт работы в сложившейся ситуации и определяют задачи, связанные с реализацией положений нового закона. Учитывая это, редакция предложила участникам очередного экспресс-форума ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы отличительные особенности приемной кампании – 2013? Или все было как прежде?
  2. Удовлетворены ли вы уровнем подготовки поступающих? Достигают ли их знания уровня абитуриента СПО? Приходится ли первокурсников доучивать? Если да, по каким направлениям?
  3. Какие новые задачи предстоит решить вашей образовательной организации в условиях нового закона?
  4. Какие позитивные и негативные моменты выявила практика работы по новому закону? Нужно ли вести речь об изменении некоторых положений, и каких именно?

ЧЕРНОУСОВА Альфира Зинуровна, заместитель директора по учебно-методической работе Таштагольского горного техникума

– (1-2) На августовской конференции заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта Елена Пахомова отметила, что отличительной особенностью приемной кампании 2013 года является популярность технических направлений подготовки и направлений, связанных с изучением информатики и вычислительной техники. Их выбрали более 23 процентов поступающих в учреждения СПО. Эта цифра показывает, что структура приема в образовательные организации приближается к запросам промышленности.

Прием в Таштагольский горный техникум осуществлялся по результатам ГИА, а также вступительных испытаний по русскому языку (диктант) и математике (тестирование).

Всего подали заявления 109 человек, из них 65 имели свидетельство о сдаче выпускных экзаменов в форме ГИА.

В августе члены приемной комиссии техникума провели анализ уровня знаний по результатам вступительных испытаний абитуриентов в 2013 году (см.табл.1 и 2).

Типичные ошибки при выполнении теста по математике допускались при решении системы уравнений, определении координат точки по графику, выполнении задания, содержащего квадратный корень в числителе дроби.

При работе над диктантом трудности вызывали имена собственные, слитное и раздельное написание НЕ и НИ, написание Н и НН в разных частях речи, правописание приставок ПРЕ и ПРИ, правила постановки двоеточия, оформление прямой речи, знаки препинания при однородных членах предложения.

Сравнительный анализ результатов входного этапа мониторинга, проведенного в начале сентября, выявил, что средний показатель уровня обученности учащихся нового набора, который выводится по результатам ГИА и контрольных работ, в нынешнем году увеличился с 57,3 процента до 68,2 по сравнению с прошлым годом.

Успешность освоения общеобразовательных программ по русскому языку составляет 47,4 процента, по математике – 33,2. Средний показатель успешности 40,3 процента.

На основе анализа мониторинговых исследований знаний студентов в план работы техникума на 2013¬2014 учебный год включены методические мероприятия, способствующие более эффективному внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий. Ставка сделана на компетентностный и системно-деятельностный подходы к обучению. Они должны обеспечить выработку у студентов метапредметных компетенций, самостоятельности решений, навыков социального и межкультурного взаимодействия, необходимых для работы в инновационной экономике региона. Также были определены меры по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов.

Несомненно, прошедшая приемная кампания проводилась демократично, открыто, в строгом соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ», правилами приема в техникум на 2013 год. Замечаний по работе приемной комиссий не было. В целом мы довольны результатами приемной кампании. Почти треть от общего числа наших студентов – иногородние, тогда как в прошлом году аналогичный показатель чуть-чуть превысил 9 процентов. Это значит, популярность техникума в Кемеровской области возросла.

– (3-4) Отмечать негативные моменты в практике работы по закону «Об образовании в РФ», возможно, рано, так как период действия его еще невелик. Необходимо подождать хотя бы год, чтобы получить результаты в динамике.


ЩЕЛКАНОВА Валентина Ивановна, заместитель директора по информационным технологиям, научно-исследовательской работе и качеству Таштагольского горного техникума

– (3) Слово «образование» определяет механизм и одновременно среду, в которой происходят становление и развитие отдельного человека и человечества в целом. Во все времена образование было движущей силой прогресса, изменения в сторону улучшения и продвижения вперед жизни человека в обществе.

В новом законе повышенное внимание уделяется профессиональному образованию. И это неслучайно. Конкурентное преимущество любого региона обеспечивается развитием кадрового потенциала. Учитывая нехватку рабочих и специалистов среднего звена, можно сказать, что ключ к обеспечению стабильного экономического роста предприятий и страны в целом находится в сфере профессионального образования.

Развивающиеся рыночные условия требуют, чтобы в учебных заведениях переосмыслили теоретические подходы, решения, связанные с улучшением профессиональной подготовки молодежи и повышением ее творческого потенциала и конкурентоспособности. В первую очередь это относится к вопросам финансирования, внедрения высокотехнологичной информационной среды и совершенствования системы социального партнерства. В нашем техникуме, помимо этого, поставлена задача осуществления перехода на контрактно-целевую подготовку.

Требования к квалификации растут. Выпускник техникума должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, адаптироваться к ним и даже прогнозировать их развитие. Следовательно (и это вытекает из положений нового закона), нам необходимо улучшить качество подготовки специалистов, основательно проработав такие вопросы, как совершенствование договорной производственной практики, повышение квалификации преподавательского состава путем прохождения стажировок на предприятиях и разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей. Также будет продолжено поэтапное внедрение системы менеджмента качества, начатое в 2007 году.

Важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте являются федеральные государственные образовательные стандарты. Реализация их требований напрямую зависит от методического обеспечения образовательных программ, наличия учебной литературы и профессионализма кадров. Задача завтрашнего дня – усовершенствование всех этих составляющих.

Информатизация является одним из значимых показателей конкурентоспособности образовательного учреждения. В Таштагольском горном техникуме имеется 108 современных компьютеров, объединенных в локальную сеть, все подключены к Интернету. Приоритетными задачами этого направления является разработка программ обучения с применением дистанционных технологий и обеспечение руководителей необходимой для принятия решений информацией о деятельности учебного заведения по наиболее важным вопросам, связанным как с текущей работой, так и с перспективами развития ссуза.


ГОРЧАКОВА Наталья Федоровна, директор Саровского политехнического колледжа

– (1) Отличительная особенность приема абитуриентов в 2013 году состояла в том, что зачисление в колледж происходило по результатам среднего балла документа государственного образца об окончании образовательного учреждения (аттестата), рассчитывавшегося с точностью до сотых единиц, и среднего балла документа государственного образца об окончании учреждения начального и среднего профессионального образования (диплома). Во втором случае учитывались результаты обучения по дисциплинам общеобразовательного цикла.

– (2) Мы не удовлетворены уровнем подготовки поступающих. Результаты входного контроля показывают низкий уровень знаний по физике, математике, черчению. В некоторых школах предмет черчение не изучается, поэтому такие дисциплины как техническое черчение, компьютерная графика, инженерная графика вызывают у студентов определенные затруднения. Отсутствие базовых знаний нередко приводит к тому, что преподавателям специальных дисциплин приходится с азов начинать работу с первокурсниками. Средний балл большей части абитуриентов в текущем году составил 3,7-3,9. Это поставило перед педагогическим коллективом задачи по доучиванию первокурсников.

– (3) Введение интегрированного закона «Об образовании в РФ» предусматривает внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ, что позволит гражданам одновременно обучаться нескольким профессиям, создание многофункционального центра прикладных квалификаций, введение дистанционного обучения, комплектацию библиотечного фонда новыми электронными учебными изданиями.

Быстро меняющиеся технологии и потребности экономики региона требуют от профессиональной образовательной организации подготовки конкурентоспособного гражданина, квалифицированного специалиста.

– (4) Считаю, что за короткий период действия закона «Об образовании в РФ» невозможно выявить негативные моменты. Остановимся на моментах позитивных. Закон впервые закрепил правовой статус педагогического работника в обществе и обязанность государства создавать систему гарантий, сопровождающих его труд и обеспечивающих право на достойное вознаграждение. Установлено, что заработная плата педагогов не должна быть ниже среднего уровня в экономике соответствующего региона. Кроме этого, предусмотрен механизм участия работодателей в формировании содержания образовательных программ, оценке качества подготовки выпускников, что существенно расширяет границы партнерства с основными потребителями образовательных услуг. Закон дал нам право организовать учебную и производственную практику в условиях реального производства, на предприятиях. На мой взгляд, все это обеспечивает повышение качества образования.


АМРЕНОВА Манзиля Мергеновна, заместитель директора по научно-методической работе Омского колледжа торговли, экономики и сервиса, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

– (4) Пункт 5.2 статьи 46 закона «Об образовании в РФ» провозглашает право педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности не реже чем раз в три года. На реализацию этой возможности органы управления образованием предоставляют учебным заведениям субсидии. Денежные средства, предназначенные для повышения квалификации, профессиональной переподготовки идут непосредственно по назначению. Наконец-то, педагоги имеют возможность выбрать место стажировки (учреждение, центр, кафедру) в зависимости от своих действительных потребностей и профессиональной состоятельности этого учреждения. В таких условиях задачи учебных заведений СПО состоят в том, чтобы организовать накопительную систему непрерывного повышения квалификации преподавателей, включая обучение на рабочем месте, проводить мониторинг ее результативности как средства повышения качества образовательного процесса.

Введение закона «Об образовании в РФ» потребовало изменений организационно-управленческого характера, в том числе существенной корректировки структуры управления колледжем. В дополнение к этому реализация основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС СПО вызвала необходимость создать специальный координационный совет по управлению этим процессом, привлечь к участию в нем работодателей, ввести такую должность, как менеджер профессионального модуля.

Статья 19 регламентирует создание учебно-методических объединений. Это не только форма расширения свобод образовательных организаций, но и способ консолидированного взаимодействия всех субъектов системы СПО, направленного на методическое, программное, технологическое обеспечение реализации ФГОС, разработку вариативной части ООП на основе профессиональных стандартов, формирование новой оценочной практики.

Не менее важным аспектом деятельности является сертификация квалификаций выпускников.

В настоящее время вопросы, связанные с созданием УМО и квалификационного центра, уже решаются в региональном министерстве образования и Совете директоров ссузов Омской области.


ПАРИЛОВА Галина Михайловна, директор Братского педагогического колледжа, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, директор года-2007

– (1) Главная отличительная особенность нынешней приемной кампании – отсутствие вступительных испытаний при поступлении в колледж. Несмотря на расширение направлений, углубление содержания и обновление форм профориентационной работы, организованной с сентября 2012 года по май 2013 года, качество набора оставляет желать лучшего, поскольку значительно снизился уровень подготовки и мотивации будущих студентов к выбранной профессии. В то же время количество желающих обучаться в колледже возросло.

– (2) Уровнем подготовки поступающих не удовлетворены. Результаты входного контроля свидетельствуют о серьезных пробелах в базовых знаниях по русскому языку, математике, истории, информатике, литературе. Чтобы преодолеть возникшие проблемы, преподаватели разрабатывают программы коррекции по своим дисциплинам, основанные на результатах контроля каждой группы и каждого студента, включают задания для актуализации и систематизации знаний первокурсников во все занятия. Широко внедряются индивидуальные образовательные маршруты.

– (3) Основными задачами колледжа в условиях реализации нового закона являются приведение в соответствие с законом нормативно-правовой базы, определение сущностной необходимости и внедрение изменений в содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.

– (4) Негативным моментом является несогласованность некоторых нормативно-правовых актов разного уровня с законом. Большую тревогу вызывает ситуация с отсутствием утвержденных документов, регламентирующих аттестацию педагогов СПО, – как на федеральном, так и региональном уровнях (в первом случае есть только проект, во втором – нет даже этого). К позитивным моментам, несомненно, относится бóльшая самостоятельность образовательного учреждения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум СПО: работа по новым правилам
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Качество образования: гаранты и гарантии
Экспресс-форум: диалог с читателями
Экспресс-форум: НСОТ как мотив для инноваций в системе СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ