Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса

Среднее профессиональное образование Кемеровской области является сложившейся, устойчивой системой, которая имеет свои традиции и достижения. Процессы преобразованиянаправлены на дальнейшее повышение ее эффективности и значимости в регионе.

03.02.2010
Просмотров: 2944
Г.Н. ЖУКОВ, председатель Совета директоров образовательных учреждений СПО Кемеровской области, директор Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа

Среднее профессиональное образование служит, с одной стороны, базисом социально-экономического развития общества и жизнедеятельности государства, а с другой – средством личностного и профессионального развития человека, его самоопределения. Если качество подготовки выпускников вузов определяет уровень и ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, а выпускников профучилищ – непосредственное внедрение его результатов в общественную практику, то специалисты, имеющие среднее профессиональное образование являются звеном, которое позволяет адаптировать современные научно-технологические разработки к реальному производству и сфере услуг. Данное звено реализует управленческо-технологические аспекты профессиональной деятельности в конкретное качество получаемой продукции, определяя этим глубину и масштабы развития социально-производственной сферы. Выпускники ссузов профессионально мобильны и конкурентоспособны. Они имеют возможность стать как инженерами и специалистами социальной сферы, так и рабочими высокой квалификации. Это зависит от траектории их личностно-профессионально-социального развития, определенной на основе своих потребностей и потребностей общества на конкретном этапе его прогресса.

Сегодня выпускники системы СПО составляют от 60 до 80 процентов квалифицированных рабочих и специалистов, занятых в различных отраслях экономики России.

История среднего профессионального образования в Кемеровской области начинается с Постановления СНК СССР об открытии Щегловского индустриального техникума, принятого в июле 1929 года. Это был период первой пятилетки, начало строительства Кузнецкого металлургического комбината в г. Сталинске, ГРЭС и Коксохимзавода в Щегловске.

В 1930 году на базе индустриального техникума были созданы три средних специальных учебных заведения, которые стали его правопреемниками: коксохимический, металлургический и горный техникумы (ныне Кемеровский технический и Новокузнецкий металлургический техникумы и Кемеровский горнотехнический колледж).

Система СПО с момента создания исторически носила отраслевой характер и была тесно связана с потребностями экономики и социальной сферы индустриального Кузбасса. Практически она создавалась по заказу крупных предприятий и организаций, которые и являлись основными потребителями выпускаемой «продукции» – квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Сегодня система СПО Кемеровской области представлена 50-ю самостоятельными учебными заведениями, из которых 23 подчинены федеральным ведомствам, 26 находятся в ведении областной администрации и одно – негосударственное. Кроме того, образовательные программы среднего звена реализуются в четырех филиалах государственных вузов. Статус колледжа имеют 36 учебных заведений.

В системе СПО обучается 44,5 тысячи человек, подготовка ведется более чем по 80 специальностям. Образовательный процесс осуществляют около трех тысяч штатных преподавателей и мастеров производственного обучения, и почти половина из них (48%) – с высшей квалификационной категорией. Около 100 педагогов – кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.

В настоящее время каждый третий работник, занятый в экономике Кемеровской области, имеет среднее профессиональное образование, то есть является выпускником системы СПО.

Совет директоров образовательных учреждений СПО существует в Кемеровской области более четырех десятков лет. Он включает президиум, городские советы директоров, методические объединения педагогов по дисциплинам и направлениям деятельности, ресурсный и информационный центры.

Деятельность совета регламентируется федеральными документами и строится в соответствии с региональными целевыми программами «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 годы, «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области» на 2005-2010 годы.

Ведомственная разобщенность пока не позволяет говорить об эффективности управления всей системой СПО. Поэтому областной совет директоров, являющийся государственно-общественным органом, совместно с Департаментом образования и науки Кемеровской области координирует деятельность образовательных учреждений среднего звена по основным направлениям их работы.

90-е годы XX века, связанные с глобальными изменениями в экономике России, не способствовали эффективному развитию системы СПО, и в этот период работодатели часто отказывались от сотрудничества с учебными заведениями. Но ситуация изменилась. Сейчас идет адаптация учреждений образования к рыночной экономике, особенностям рынков труда и образовательных услуг. За последние годы открыто много новых специальностей СПО: «Право и организация социального обеспечения», «Страховое дело», «Гостиничный сервис», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Строительство железных дорог, путей и путевое хозяйство», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Технология продукции общественного питания», «Специальная косметика и визажное искусство», «Дизайн» и другие.

Потребность в специалистах среднего звена возрастает. В настоящее время их ждут на предприятиях горного, строительного, энергетического, металлургического, транспортного профилей, в учреждениях здравоохранения и на других объектах социальной сферы.

Сеть учебных заведений среднего звена оптимизируется. Например, к Кемеровскому медицинскому колледжу присоединены в качестве филиалов пять других, расположенных в разных городах Кузбасса. Объединены строительный и монтажный техникумы в Новокузнецке, а также Кузнецкий индустриальный техникум и ПУ № 19.

Демографическая ситуация также внесла свои коррективы в деятельность системы СПО Кузбасса. Количество студентов и выпускников сократилось. На дневных отделениях колледжей и техникумов обучается сейчас 31,6 тысяч человек, тогда как еще в начале 2000 года эта цифра приближалась к 40 тысячам. После «большого скачка» 2003-2006 годов происходит возвращение к середине 90-х годов прошлого века. Численность контингента уменьшается, несмотря на то, что мы увеличиваем прием студентов на базе 9 классов. В данной ситуации администрации и педагогическим коллективам приходится искать пути развития, основанные на инновациях.

Следует отметить, что некоторое возвращение государства в среднее профессиональное образование пока не привело к коренному перелому и, как говорилось на V Съезде союза директоров образовательных учреждений СПО, каждое учебное заведение выживает по-своему, используя для этого самые разные способы. Продолжается разрушение НПО, размывание СПО, реализуется вузоцентристская политика. Нужна новая методология и новые подходы к системе профессионального образования в целом и ее среднему звену в частности.

В условиях экономического и демографического кризисов стоит обратиться к реализации идеи опережающего профессионального образования, которая неоднократно выдвигалась в различных документах: «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» и других. Опережающая подготовка направлена на комплексное решение вопросов деятельности образовательных учреждений по всем направлениям. Она обеспечивается за счет внедрения инновационных проектов, которые сегодня получили широкое распространение в среднем профессиональном образовании.

Результат опережающей подготовки – это конкурентоспособный специалист, готовый к изменениям на производстве, либо в той сфере, где он осуществляет свою деятельность. Среднее специальное учебное заведение, выпускающее таких специалистов, должно представлять собой многоуровневый, многопрофильный и многофункциональный колледж, в котором реализуются программы профессионального образования НПО, СПО, ВПО (прикладной бакалавриат) и повышения квалификации. Ряд ссузов Кемеровской области уже сегодня отрабатывает отдельные формы и механизмы опережающего образования. Так, Кемеровский горнотехнический колледж, двигаясь по этому пути, дважды завоевывал победу в конкурсе инновационных программ, организованном в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2008, 2009 гг.), а Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий и Юргинский технологический колледж – во Всероссийском конкурсе «Лидер СПО». В число 100 лучших ссузов России вошли Новокузнецкий строительный техникум (дважды), Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, Беловский педагогический колледж, среднетехнический факультет Тайгинского института железнодорожного транспорта, являющийся филиалом Омского государственного университета путей сообщения. Они награждены золотой медалью «Европейское качество». В 2008-2009 учебном году десять учебных заведений федерального подчинения выиграли гранты Федерального агентства по образованию по информатизации образовательного процесса и получили от 300 до 700 тысяч рублей на реализацию своих проектов.

Кроме того в системе СПО Кузбасса действуют федеральная экспериментальная площадка (Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»), 5 областных экспериментальных площадок, 7 ссузов являются базовыми для образовательных учреждений СПО.

Работа образовательных учреждений СПО Кемеровской области не была бы так эффективна, если бы не взаимодействие и сотрудничество с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования, который является сегодня подлинным центром инновационной политики. Любое образовательное учреждение, каждый педагог могут рассчитывать на его помощь в вопросах повышения квалификации, переподготовки, аттестации, научно-методической поддержки и многого другого. Ставшие традиционными совместные ежегодные научно-практические конференции, которые проводятся на базе института, служат отличной школой передового опыта, разработки и распространения научных идей.

Среднее профессиональное образование Кемеровской области является сложившейся, устойчивой системой, которая имеет свои традиции и достижения. Процессы преобразования, которые в ней идут, направлены на дальнейшее повышение ее эффективности и значимости в регионе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: региональный обзор, СПО, инновации, кемеровская область, регион, ао-37

Похожие материалы:
Инновационная деятельность – залог развития
В согласии с социальными партнерами
Профессионалы для угольной отрасли
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Переход к педагогическому сотрудничеству
Система СПО Удмуртской Республики
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Региональное развитие профессионального образования
Подготовка мастеров производственного обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#86Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
#88Оценка качества транснационального образования
#84ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
#88Технология внедрения профессиональных стандартов
#87Информационная среда как фактор успеха
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники