Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса

Среднее профессиональное образование Кемеровской области является сложившейся, устойчивой системой, которая имеет свои традиции и достижения. Процессы преобразованиянаправлены на дальнейшее повышение ее эффективности и значимости в регионе.

Просмотров: 2982
Г.Н. ЖУКОВ, председатель Совета директоров образовательных учреждений СПО Кемеровской области, директор Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа

Среднее профессиональное образование служит, с одной стороны, базисом социально-экономического развития общества и жизнедеятельности государства, а с другой – средством личностного и профессионального развития человека, его самоопределения. Если качество подготовки выпускников вузов определяет уровень и ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, а выпускников профучилищ – непосредственное внедрение его результатов в общественную практику, то специалисты, имеющие среднее профессиональное образование являются звеном, которое позволяет адаптировать современные научно-технологические разработки к реальному производству и сфере услуг. Данное звено реализует управленческо-технологические аспекты профессиональной деятельности в конкретное качество получаемой продукции, определяя этим глубину и масштабы развития социально-производственной сферы. Выпускники ссузов профессионально мобильны и конкурентоспособны. Они имеют возможность стать как инженерами и специалистами социальной сферы, так и рабочими высокой квалификации. Это зависит от траектории их личностно-профессионально-социального развития, определенной на основе своих потребностей и потребностей общества на конкретном этапе его прогресса.

Сегодня выпускники системы СПО составляют от 60 до 80 процентов квалифицированных рабочих и специалистов, занятых в различных отраслях экономики России.

История среднего профессионального образования в Кемеровской области начинается с Постановления СНК СССР об открытии Щегловского индустриального техникума, принятого в июле 1929 года. Это был период первой пятилетки, начало строительства Кузнецкого металлургического комбината в г. Сталинске, ГРЭС и Коксохимзавода в Щегловске.

В 1930 году на базе индустриального техникума были созданы три средних специальных учебных заведения, которые стали его правопреемниками: коксохимический, металлургический и горный техникумы (ныне Кемеровский технический и Новокузнецкий металлургический техникумы и Кемеровский горнотехнический колледж).

Система СПО с момента создания исторически носила отраслевой характер и была тесно связана с потребностями экономики и социальной сферы индустриального Кузбасса. Практически она создавалась по заказу крупных предприятий и организаций, которые и являлись основными потребителями выпускаемой «продукции» – квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Сегодня система СПО Кемеровской области представлена 50-ю самостоятельными учебными заведениями, из которых 23 подчинены федеральным ведомствам, 26 находятся в ведении областной администрации и одно – негосударственное. Кроме того, образовательные программы среднего звена реализуются в четырех филиалах государственных вузов. Статус колледжа имеют 36 учебных заведений.

В системе СПО обучается 44,5 тысячи человек, подготовка ведется более чем по 80 специальностям. Образовательный процесс осуществляют около трех тысяч штатных преподавателей и мастеров производственного обучения, и почти половина из них (48%) – с высшей квалификационной категорией. Около 100 педагогов – кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.

В настоящее время каждый третий работник, занятый в экономике Кемеровской области, имеет среднее профессиональное образование, то есть является выпускником системы СПО.

Совет директоров образовательных учреждений СПО существует в Кемеровской области более четырех десятков лет. Он включает президиум, городские советы директоров, методические объединения педагогов по дисциплинам и направлениям деятельности, ресурсный и информационный центры.

Деятельность совета регламентируется федеральными документами и строится в соответствии с региональными целевыми программами «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 годы, «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области» на 2005-2010 годы.

Ведомственная разобщенность пока не позволяет говорить об эффективности управления всей системой СПО. Поэтому областной совет директоров, являющийся государственно-общественным органом, совместно с Департаментом образования и науки Кемеровской области координирует деятельность образовательных учреждений среднего звена по основным направлениям их работы.

90-е годы XX века, связанные с глобальными изменениями в экономике России, не способствовали эффективному развитию системы СПО, и в этот период работодатели часто отказывались от сотрудничества с учебными заведениями. Но ситуация изменилась. Сейчас идет адаптация учреждений образования к рыночной экономике, особенностям рынков труда и образовательных услуг. За последние годы открыто много новых специальностей СПО: «Право и организация социального обеспечения», «Страховое дело», «Гостиничный сервис», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Строительство железных дорог, путей и путевое хозяйство», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Технология продукции общественного питания», «Специальная косметика и визажное искусство», «Дизайн» и другие.

Потребность в специалистах среднего звена возрастает. В настоящее время их ждут на предприятиях горного, строительного, энергетического, металлургического, транспортного профилей, в учреждениях здравоохранения и на других объектах социальной сферы.

Сеть учебных заведений среднего звена оптимизируется. Например, к Кемеровскому медицинскому колледжу присоединены в качестве филиалов пять других, расположенных в разных городах Кузбасса. Объединены строительный и монтажный техникумы в Новокузнецке, а также Кузнецкий индустриальный техникум и ПУ № 19.

Демографическая ситуация также внесла свои коррективы в деятельность системы СПО Кузбасса. Количество студентов и выпускников сократилось. На дневных отделениях колледжей и техникумов обучается сейчас 31,6 тысяч человек, тогда как еще в начале 2000 года эта цифра приближалась к 40 тысячам. После «большого скачка» 2003-2006 годов происходит возвращение к середине 90-х годов прошлого века. Численность контингента уменьшается, несмотря на то, что мы увеличиваем прием студентов на базе 9 классов. В данной ситуации администрации и педагогическим коллективам приходится искать пути развития, основанные на инновациях.

Следует отметить, что некоторое возвращение государства в среднее профессиональное образование пока не привело к коренному перелому и, как говорилось на V Съезде союза директоров образовательных учреждений СПО, каждое учебное заведение выживает по-своему, используя для этого самые разные способы. Продолжается разрушение НПО, размывание СПО, реализуется вузоцентристская политика. Нужна новая методология и новые подходы к системе профессионального образования в целом и ее среднему звену в частности.

В условиях экономического и демографического кризисов стоит обратиться к реализации идеи опережающего профессионального образования, которая неоднократно выдвигалась в различных документах: «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» и других. Опережающая подготовка направлена на комплексное решение вопросов деятельности образовательных учреждений по всем направлениям. Она обеспечивается за счет внедрения инновационных проектов, которые сегодня получили широкое распространение в среднем профессиональном образовании.

Результат опережающей подготовки – это конкурентоспособный специалист, готовый к изменениям на производстве, либо в той сфере, где он осуществляет свою деятельность. Среднее специальное учебное заведение, выпускающее таких специалистов, должно представлять собой многоуровневый, многопрофильный и многофункциональный колледж, в котором реализуются программы профессионального образования НПО, СПО, ВПО (прикладной бакалавриат) и повышения квалификации. Ряд ссузов Кемеровской области уже сегодня отрабатывает отдельные формы и механизмы опережающего образования. Так, Кемеровский горнотехнический колледж, двигаясь по этому пути, дважды завоевывал победу в конкурсе инновационных программ, организованном в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2008, 2009 гг.), а Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий и Юргинский технологический колледж – во Всероссийском конкурсе «Лидер СПО». В число 100 лучших ссузов России вошли Новокузнецкий строительный техникум (дважды), Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, Беловский педагогический колледж, среднетехнический факультет Тайгинского института железнодорожного транспорта, являющийся филиалом Омского государственного университета путей сообщения. Они награждены золотой медалью «Европейское качество». В 2008-2009 учебном году десять учебных заведений федерального подчинения выиграли гранты Федерального агентства по образованию по информатизации образовательного процесса и получили от 300 до 700 тысяч рублей на реализацию своих проектов.

Кроме того в системе СПО Кузбасса действуют федеральная экспериментальная площадка (Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»), 5 областных экспериментальных площадок, 7 ссузов являются базовыми для образовательных учреждений СПО.

Работа образовательных учреждений СПО Кемеровской области не была бы так эффективна, если бы не взаимодействие и сотрудничество с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования, который является сегодня подлинным центром инновационной политики. Любое образовательное учреждение, каждый педагог могут рассчитывать на его помощь в вопросах повышения квалификации, переподготовки, аттестации, научно-методической поддержки и многого другого. Ставшие традиционными совместные ежегодные научно-практические конференции, которые проводятся на базе института, служат отличной школой передового опыта, разработки и распространения научных идей.

Среднее профессиональное образование Кемеровской области является сложившейся, устойчивой системой, которая имеет свои традиции и достижения. Процессы преобразования, которые в ней идут, направлены на дальнейшее повышение ее эффективности и значимости в регионе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: региональный обзор, СПО, инновации, кемеровская область, регион, ао-37

Похожие материалы:
Инновационная деятельность – залог развития
Рынок труда Кемеровской области
В согласии с социальными партнерами
Профессионалы для угольной отрасли
Кузбасский технопарк - центр инноваций
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Переход к педагогическому сотрудничеству
Подготовка мастеров производственного обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве