Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Прикладной бакалавриат в колледже

Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж приступил к реализации эксперимента по внедрению прикладного (практикоориентированного) бакалавриата.

Просмотров: 3987

Не пора ли колледжу готовить бакалавров?

Г. Н. ЖУКОВ, директор Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Решение проблемы повышения качества обучения напрямую связано с уровнем подготовки педагогических кадров. В системе начального профессионального образования особое место среди педагогических работников занимает мастер профессионального (производственного) обучения – учитель профессии. Именно от него во многом зависит выполнение сложных и ответственных задач по подготовке высококвалифицированных рабочих, которые в настоящее время столь необходимы экономике страны.

Идея организации на базе средних учебных заведений практикоориентированного бакалавриата с выдачей выпускникам дипломов о высшем образовании не новая. Она была высказана еще в 2006 году, однако актуальной стала значительно позже, когда Правительство России поставило перед учреждениями профессионального образования задачу готовить высококвалифицированных рабочих для сферы нанотехнологий. А это само собой привело к вопросу: кто должен обучить профессии столь необходимых сегодняшней промышленности высококлассных рабочих и специалистов в соответствии с требованиями новых технологий?

Формально ответ знают все: преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин и мастера профессионального обучения. Но мало кто рискнет безоговорочно утверждать, что сегодня они уже готовы справиться со столь сложной задачей, ведь до недавнего времени некоторые педагогические работники техникумов и колледжей даже высшего образования не имели. В прошлом году ситуация изменилась: 1 июля было принято новое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, в котором сказано, что «к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации».

Конечно же, после этого возникла нехватка мастеров. Охарактеризовать масштаб данной проблемы с помощью цифровых данных невозможно да и не имеет смысла, потому что мастера из-за сравнительно низкой зарплаты работают на полторы, а иногда и две ставки. Ясно, что подобный факт в большей или меньшей степени отрицательно сказывается на качестве подготовки выпускников.

Восполнить недостаток кадров достаточно сложно. Обязанностей у мастера профессионального обучения много. Он должен знать основы педагогики и методики профессионального (производственного) обучения, технологию производства, оборудование, правила его эксплуатации, правила охраны труда и техники безопасности, уметь организовывать работу со студентами, владеть массой практических навыков и рабочими профессиями. В некоторых объявлениях о приеме на работу содержатся и требования к личности. В частности, руководители учебных заведений хотят, чтобы мастер обладал аналитичностью мышления, большим объемом оперативной и долговременной памяти, выдержкой, высокой стрессоустойчивостью и другими неординарными качествами. Класс профессии они определяют как эвристический, то есть творческий.

В соответствии с идеей практикоориентированного бакалавриата справиться с задачей подготовки мастеров, которые будут соответствовать высоким требованиям новых производств и современных работодателей, по силам лишь некоторым из средних учебных заведений, правда, при соблюдении определенных условий. Во-первых, претендовать на подготовку бакалавров смогут только колледжи как образовательные учреждения СПО повышенного типа, реализующие программы не только базового, но и повышенного уровней и обладающие качественным кадровым ресурсом. Во-вторых, претенденты должны иметь статус федерального государственного образовательного учреждения, имеющего лицензию и прошедшего процедуру государственной аккредитации. И, в-третьих, через некоторое время они должны быть преобразованы в автономные учреждения довузовского профессионального образования.

Желающие реализовать идею имеются. Так, например, в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже в настоящее время уже готовятся к эксперименту по теме «Формирование модели практикоориентированного бакалавриата в федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального образования». О том, как видится изнутри проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, рассказывает директор колледжа, заслуженный учитель РФ Г.Н. ЖУКОВ. А понятийный аппарат эксперимента и перспективы практикоориентированного бакалавриата разъясняет М.В. НИКИТИН, руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор.

То же самое имеет отношение и к системе среднего профессионального образования, так как подготовка специалистов по техническому профилю требует сегодня наличия квалифицированного рабочего разряда (а то и двух). Но в действительности в колледжах и техникумах мастера производственного обучения ведут только не оцениваемую рабочими разрядами учебную практику в слесарных, токарных и других мастерских, а обучение студентов в период производственной практики осуществляют, как правило, преподаватели специальных дисциплин.

И это только часть проблемы. Сейчас в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования мастер должен иметь высшее образование. Однако современные социально-экономические условия требуют большего: нужно, чтобы профессиональные навыки и умения обучающихся формировались под руководством специалиста, имеющего педагогическое образование, которое включает, наряду с профессиональной (отраслевой), психолого-педагогическую подготовку.

Постараюсь обосновать свое мнение. Формирование профессионализма, личности и гражданственности будущих рабочих должно осуществляться мастером, прошедшим подготовку в системе высшего профессионально-педагогического образования. Подчеркиваю: педагогического! Существующая на сегодняшний день практика этому требованию не соответствует.

Как показывают социальные исследования последних лет, в профессиональных училищах и средних учебных заведениях произошли серьезные изменения контингента обучающихся. Так, возросло количество учащихся, относящихся к группе риска (социально неадаптированные): дети-сироты, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из неблагополучных семей, семей с одним из родителей и т.д. Например, в профессиональных училищах оно по разным оценкам достигает 70-80 процентов и более от общего числа обучающихся. Многие из этого огромного количества социально неадаптированных детей нуждаются не только в подготовке к профессии, но и в коррекционной работе, связанной с адаптацией в социуме, личностно-индивидуальным развитием. На них необходимо оказывать специальное педагогически обоснованное воздействие, направленное на предотвращение различных негативных явлений: наркомании, алкоголизма, курения, противоправного поведения.

Разработка государственных образовательных стандартов СПО 3-го поколения на компетентностной основе, осуществляемая в настоящее время, вряд ли может служить выходом из создавшейся ситуации, так как совместить требования работодателя, социума и возможности обучающегося очень сложно.

Выход из положения в другом. Мастера производственного обучения должны иметь современное образование более высокого уровня. Чтобы они могли его получить, необходимо перейти к бакалавриату. Но не к тому, который сегодня внедряется в профессионально-педагогических университетах и о котором все еще идут дискуссии, а к практикоориентированному, или, как его в большинстве случаев классифицируют, – прикладному бакалавриату.

Бакалавр университетского уровня с педагогическим образованием ориентирован на работу в учебном заведении в качестве преподавателя предметов общепрофессионального и специального цикла. По этой причине основная масса выпускников профессионально-педагогических университетов не работает мастерами. Общероссийские данные показывают, что среди мастеров имеют высшее педагогическое образование около 10 процентов, а среди преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин – более 30 процентов.

В специальной литературе имеются сравнительные характеристики Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО и российской образовательной системы. Из них следует, что практикоориентированные программы вузов неуниверситетского типа (уровень 5 В) в определенной степени соответствуют нашему среднему профессиональному образованию. Они направлены на подготовку к конкретной деятельности и предполагают присвоение младшим специалистам различных квалификаций: «техник», «менеджер», «инженер-техник». Зарубежный опыт показывает, что колледжи как образовательные учреждения СПО повышенного уровня вполне могут готовить по таким программам практикоориентированных бакалавров. Но квалификация специалиста при этом должна измениться с «мастера профессионального обучения» на «прикладного бакалавра профессионального обучения», который будет выполнять обязанности мастера и сможет претендовать на более высокие должности: старший мастер, заведующий учебно-производственными мастерскими, заместитель директора по учебно-производственной работе. Таким образом, будет обеспечена его социально-профессиональная мобильность, а, следовательно, и конкурентоспособность.

В утвержденном Правительством РФ «Комплексе мер развития НПО и СПО» (2006) есть пункт, согласно которому предполагается проведение эксперимента по реализации прикладного бакалавриата как первого уровня высшего профессионального образования на базе учреждений СПО (колледжей) неуниверситетского типа. Кроме того, в 2009 году Правительство России предполагает принять постановление о введении прикладного бакалавриата, направленного на высокотехнологическую подготовку рабочих и техников в профессиональных учебных заведениях среднего звена. Это делается также и в соответствии с реализацией модели «Российское образование – 2020».

Образовательный уровень специалиста нового типа будет приравнен к степени бакалавра в вузах, но квалифицируется как прикладной бакалавриат.

Теоретическое обучение в средних специальных учебных заведениях нового типа должны будут обеспечить преподаватели с учеными степенями и званиями, так что вопросы, связанные с комплектованием штата, снабжением учебной литературой, методическим обеспечением, конечно же, возникнут. Но они решаемые. Кроме того, поскольку прикладной бакалавриат, в отличие от академического (университетского) является, прежде всего, практикоориентированным, педагогам нужно будет изучить все, что требуется от высококвалифицированных рабочих и техников в конкретной отрасли. Уровень педагогических работников (мастеров), практическое обучение, материальная база – все это должно соответствовать друг другу. Вот почему, рассматривая затронутую проблему, мы можем сегодня говорить только о предпосылках диверсификации существующих квалификаций, позволяющих регулировать диапазон специалистов, подготавливаемых для системы НПО. Что к ним относится?

  1. Необходимость повышения качества подготовки специалистов, среди которых мастер производственного обучения имеет особое значение как учитель профессии.
  2. Реализация моделей подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда как в России, так и за рубежом.
  3. Введение с 1 сентября двух уровней высшего профессионального образования: бакалавриата и магистратуры (или подготовки специалиста).
  4. Опыт практикоориентированного бакалавриата в зарубежных колледжах.
  5. Опыт размещения филиалов вузов на базе ряда образовательных учреждений СПО повышенного типа (колледжей) и совместная работа педагогических коллективов.
  6. Наконец, для образовательных учреждений СПО – наличие опыта подготовки младших инженеров в 90-е годы прошлого века.

На базе Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа утверждена экспериментальная площадка Федерального института развития образования. Но на сегодняшний день мы имеем лишь отдельные наработки для проведения эксперимента. В частности, в колледже существует общая программа, которая включает проект инновационной образовательной программы, перечень программно-методических материалов и основные требования к учебно-материальной базе и учебно-материальному обеспечению, требования к педагогическим кадрам.

Реализация программы будет осуществляться в три этапа. Первый предполагает обобщение и систематизацию имеющегося опыта, выявление организационно-педагогических условий реализации практикоориентированного бакалавриата в колледже, построение его модели и разработку основных положений эксперимента. На втором этапе должна осуществляться апробация организационно-педагогических условий и модели практикоориентированного бакалавриата. Третий этап посвящается обобщению полученных экспериментальных результатов и подготовке нормативно-правовых документов по практикоориентированному бакалавриату в средних профессионально-педагогических учреждениях.

Рассмотренные предпосылки и программа реализации практикоориентированного бакалавриата не являются однозначными для всех профессионально-педагогических колледжей и субъектов федерации, что вполне объективно. Но для отдельных учебных заведений среднего профессионально-педагогического образования, где имеется опыт сотрудничества с образовательными учреждениями ВПО, сегодня вполне приемлемо проведение эксперимента по реализации практикоориентированного бакалавриата с последующей его отработкой в других образовательных учреждениях СПО данного профиля.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: кемеровская область, прикладной бакалавриат, ФГОС, кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, СПО, акцент, ао-32

Похожие материалы:
В России тоже будет рабочая аристократия
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Подготовка мастеров производственного обучения
Инновационная деятельность – залог развития
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России
Профессионалы для угольной отрасли
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
Колледж новых идей
На первом месте – качественная подготовка специалистов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Гость Незарегистрированный пользователь
ДДипломы направления "производственный бакалавриат" могут выдаваться учреждениями и среднего, и высшего профессионального образования. При этом для ППС техникумов и колледжей обязательным является получение высшего образования, а для вузов устанавливается необходимый уровень остепененности ППС (около 70% сотрудников с кандидатскими и докторскими степенями). Верно? Равноценны ли дипломы вузов и проф. училищ? И что это: обесценивание высшего образования? или попытка поднять престиж среднего профессионального образования?

2014-01-29 15:14:56 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БашГУ состоялась конференция, посвященная модернизации в России и Китае
1-2 ноября состоялась международная научно-практическая конференция «Политика и практика...
Эксперт в области цифровой гуманитаристики Динара Гагарина: «Надо сломать стены между разными областями знаний»
Главный редактор портала «Занимательная робототехника», доцент ВШЭ Динара Гагарина посетила БФУ...
В БФУ им. И. Канта прошла конференция по русской бардовской песенности
5 ноября в БФУ им. И. Канта стартовала научная конференция «Классика жанра. Окуджава, Высоцкий,...
Представители нефтегазовых компаний рассказали, как сочетают основную деятельность с заботой о морских животных
«Лукойл», «Сахалин Энерджи», «Ямал СПГ», «Роснефть», «Эксон Нефтегаз Лимитед» представили...
БГТУ им.В.Г.Шухова будет сотрудничать с Шаньдунским университетом Китая
Опорный университет с рабочим визитом посетила делегация Шаньдунского университета...
Из журнала
#99Новости образования «АО-99»
#94Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#99Новости рубрики «Новая школа России»
#97Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
Информационная лента
10:28Юристы и инженеры об аспектах космического права
09:39Ректор Университета Тромсе о профессиях будущего и партнерстве двух арктических вузов
09:34Япония заинтересована в обмене студентами с Якутией
09:32Сотрудничество АлтГУ и Совета при Президенте России по межнациональным отношениям
09:01КФУ примет симпозиум к 190-летию Толстого в рамках Международного саммита языков и культур