Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы

Автор статьи четко излагает этапы создания системы обучения нового типа специалиста (гибкого, практикоориентированного) на базе НПО – СПО – ВПО. Практикоориентированный бакалавриат – механизм формирования высокосоциологизированного исполнителя (рабочего, техника, технолога, мастера профессионального обучения и др.), нацеленного на реализацию корпоративных интересов.

Просмотров: 3567

Практикоориентированный бакалавриат в довузовском профессиональном образовании: перспективы, этапы, барьеры.

Михаил Валентинович НИКИТИН, д.п.н., проф., руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров ФИРО (г. Москва)
Эл. адрес: fpk-irpo@mail.ru; fpk@firo.ru; niki@firo.ru; niki-lab@mail.ru

1. Понятийный аппарат исследования.

Довузовское профессиональное образование (ДПО) – это уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий ресурсы государственных образовательных учреждений начального, среднего, дополнительного профессионального образования, а также образовательных структур внутрифирменного и неформального обучения и сопряженных (интегрированных, преемственных, сетевых и др.) образовательных программ.

Автономное учреждение довузовского профессионального образования – новое юридическое лицо, созданное на базе профессионального училища (НПО), либо колледжа, техникума (СПО) на основе укрупнения и присоединения образовательных учреждений других типов и видов.

Автономное учреждение (АУ) – группа горизонтально-интегрированных образовательных организаций (школа, училище, техникум, ресурсный центр), где инновационный менеджмент обеспечивает закрепление выпускников на конкретной территории на основе создания рабочих мест в соответствии с полученной ими профессией (квалификацией): как в структуре самого автономного учреждения, так и на отраслевых предприятиях.

АУ представляет собой многоуровневый, полифункциональный образовательно-социальный комплекс, где инновационная деятельность является стратегическим приоритетом.

Практикоориентированный бакалавриат – механизм формирования высокосоциологизированного исполнителя (рабочего, техника, технолога, мастера профессионального обучения и др.), нацеленного на реализацию корпоративных интересов.

2. Перспективы освоения практикоориентированного бакалавриата.

Научное исследование по проекту «Разработка структуры экономического механизма государственно-частного финансирования деятельности автономного учреждения довузовского профессионального образования (НПО, СПО)», проведенное в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», позволило выделить основные тренды по развитию уровней высшего образования.

Первый тренд – это «массовизация» высшего профессионального образования на основе подготовки специалистов гибких специальностей, в том числе рост новых специальностей с учетом требований неформального образования. Реализовать данные требования только на основе ресурсов образовательных учреждений высшего звена, по нашему мнению, не представляется возможным. К выполнению задачи необходимо подключить крупные региональные (федеральные) колледжи, интегрирующие ресурсы как начального, так и среднего профессионального образования.

Второй тренд – проектирование нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов на основе увеличения доли самостоятельной работы и внедрения зачетных кредитных единиц. Ведущим принципом практикоориентированного бакалавриата в этой связи становится разработка и практическая апробация сопряженных, интегрированных, преемственных, сетевых учебных планов и программ НПО – СПО – ВПО. Конечно, их структура и содержательные компоненты должны быть ориентированы на требования профессиональных (корпоративных, квалификационных) стандартов, где большую часть времени необходимо отдать практической деятельности, стажировке.

Третий тренд – формирование взаимно эффективного механизма государственночастного партнерства профессионального образования и бизнес-сообщества. На этой основе пилотные регионы ведут эксперимент по созданию автономных учреждений (далее по тексту – АУ) довузовского профессионального образования на базе наиболее продвинутых НПО – СПО. Наиболее продвинутые АУ среднего профессионального образования создают совместную с бизнес-сообществом образовательную инфраструктуру, куда входят центры по трудоустройству выпускников, агентства по маркетингу образовательных услуг и рейтингованию качества обучения, ресурсные центры квалификаций, центры сертификации и аттестации квалификаций, учебные хозяйства, учебные фирмы, автошколы и другие.

3. Этапы перехода к практикоориентированному бакалавриату.

Федеральный институт развития образования (ФИРО) является головной научной организацией в структуре Министерства образования и науки РФ, которая проводит комплексные исследования по проблеме практикоориентированного бакалавриата.

На первом этапе (2008) определены базовые региональные и федеральные колледжи, где отрабатываются различные аспекты данной проблемы. Результаты промежуточных исследований позволяют констатировать, что дальнейшие перспективы должны быть связаны с созданием крупных федеральных (региональных) колледжей, имеющих правовой статус автономного учреждения. Такие колледжи должны быть зарегистрированы как экспериментальная площадка Федерального института развития образования, который будет осуществлять научное сопровождение проводимого ими эксперимента.

На втором этапе (2009-2010) при участии работодателей различных отраслей необходимо завершить работу над общероссийским классификатором образовательных программ (ОКОП) и перечнем образовательных программ, который будет единым для всех уровней профессионального образования, в том числе для практикоориентированного бакалавриата. Представляется целесообразным создать при Федеральном институте развития образования федеральный научно-внедренческий центр практикоориентированного бакалавриата как коллегиальный орган, включающий представителей работодателей различных отраслей и именно в институте сосредоточить повышение квалификации педагогических работников довузовского профессионального образования, которые получат право работать по программам практикоориентированного бакалавриата.

На третьем этапе (2010-2011) необходимо осуществить массовое повышение квалификации и профессиональную переподготовку практических работников колледжей и корпоративных вузов по обучению работе по программам практикоориентированного (трехгодичного) бакалавриата. В настоящее время руководство ФИРО готовит проведение ряда мероприятий по развитию новой формы довузовского профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волохин А.В., Никитин М.В. Довузовское профессиональное образование как механизм государственно-частного партнерства /Волохин А.В., Никитин М.В.// «Образовательная политика». – 2009. – № 5. – С. 26-30.
  2. Анисимов П.Ф. Профессиональное образование – естественная потребность экономики /П.Ф. Анисимов// «Национальные проекты». – 2009. – № 1-2. – С. 80-83.
  3. Лисов В.В. Довузовское профессиональное образование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации /В.И. Лисов// «Российский экономический журнал». – 2008. – № 7-8. – С. 35-55.
  4. Мальцев В.А. Основы нравственности: пособие для учащихся учебных заведений начального и среднего профессионального образования /В.А. Мальцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 399, [1] с. – («Профессиональное образование»).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: прикладной бакалавриат, ФГОС, ФИРО, СПО, акцент, ао-32

Похожие материалы:
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Прикладной бакалавриат в колледже
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
Заметки на полях ФГОС СПО
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Ключевые проблемы профессионального образования
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Зачем нужна сертификация квалификаций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
VI Международный форум «U-NOVUS - 2019 «Форум новых решений»
В рамках Форума пройдет Всероссийская командная научная игра с международным участием «SCIENCE...
В КГУ помогают женщинам, пережившим насилие в семье
В рамках Всероссийской благотворительной акции «Не виновата» в поддержку женщин, переживших...
В Намангане (Узбекистан) планируется открытие филиала ЮУрГУ
В ходе визита в Наманган делегация ЮУрГУ подписала «дорожные карты» по приоритетным направлениям...
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса глобализации
Международная научная конференция "Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса...
Из журнала
#96Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники отметил 85-летие
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#99Современные подходы к оценке качества образования в России и мире
Информационная лента
10:38Digital SuperHero объявляет о старте нового хакатона
10:36КФУ и государственная нефтяная компания Кубы на пути к новому образовательному проекту
09:05Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
08:56В ТюмГУ появится Центр биобезопасности лесов
08:39В СВФУ студенты прошли обучение по робототехнике