Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Сестринское образование: проблемы и перспективы

Развитие системы здравоохранения и фармакологии в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

Просмотров: 6821

Сестринское образование: в перспективе так много работы

C.И. Двойников, председатель Совета директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений России, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения и социального развития РФ по управлению сестринской деятельностью

Достоинств немало

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

В России к несомненным достоинствам среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля можно отнести:

  • сохранение государственного сектора образовательных учреждений этого звена;
  • достаточный уровень государственного заказа на подготовку специалистов;
  • увеличение бюджетных мест в государственном заказе;
  • оптимизация структуры, объемов и профилей подготовки;
  • обновление содержания образования (новые федеральные государственные образовательные стандарты);
  • оптимизация технологии обучения, упор на применение практико-ориентированных технологий;
  • формирование системы непрерывного профессионального образования (в процессе реформирования в Российской Федерации создана многоуровневая система подготовки – от младшей медицинской сестры по уходу за пациентами до медицинской сестры с высшим сестринским образованием);
  • апробирование и внедрение систем оценки качества подготовки и менеджмента качества;
  • создание и развитие информационной образовательной среды в медицинских колледжах и училищах;
  • развитие системы социального партнерства, и, как результат – контрактноцелевой формы подготовки (заказа).

Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского образования (колледжи и училища), реализующих основные образовательные программы по 10 специальностям. В них обучается более 250 тысяч человек. В прошлом году дипломы специалистов получили 67,5 тысячи медицинских сестер, фельдшеров, акушерок и других специалистов. Отток из отрасли превысил 70 тысяч человек.

Но есть проблемы

Однако в вопросах подготовки специалистов, в особенности последипломной, существует ряд проблем.

В стране ежегодно выпускается до 70 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Однако, несмотря на это, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала, что объясняется объективными причинами (старение работающих, низкая заработная плата и т.д.). Удовлетворить потребность практического здравоохранения в квалифицированных кадрах среднего звена практически невозможно. Такова первая проблема. Она усугубляется тем, что сроки подготовки специалистов увеличиваются. Если раньше младший медицинский персонал (младшая медицинская сестра по уходу за пациентами), обучался два месяца, то теперь – год, потому что данную категорию внесли в номенклатуру специальностей начального профессионального образования. Длительность подготовки медицинских сестер составляет 2 года 10 месяцев, а при получении повышенного уровня образования при очной форме обучения к этому сроку прибавляется еще 10 месяцев, при очнозаочной (вечерней) – 1 год 10 месяцев. Кроме того, для получения допуска к осуществлению некоторых видов медицинской деятельности требуется дополнительная профессиональная одготовка. Желание специалиста получить высшее образование по выбранной специальности удлиняет срок обучения еще на 4-5 лет. Таким образом, для подготовки квалифицированного специалиста сестринского дела, во-первых, требуются годы (от 3-х до 10 лет), а во-вторых, – дальнейшее обязательное обучение в течение всего периода профессиональной деятельности.

Второй проблемой в области подготовки кадров является дисбаланс между потребностью в получении различного уровня образования и готовностью здравоохранения принять специалиста новой формации. На фоне оттока кадров из отрасли, попыток повысить престиж профессии практическое здравоохранение не стремится обеспечить молодым специалистам возможность реализовать себя в повседневной деятельности, оставляя в большинстве случаев делегированные им компетен
ции вне зависимости от полученного образования.

Третьей, возможно, самой главной проблемой, является отставание уровня оснащения образовательных учреждений от технологических и информационных требований практического здравоохранения. В большинстве колледжей и училищ устарели основные фонды (более 70% зданий, сооружений, оборудования), и исчерпали свой технологический и научный резерв дидактические базы. Зачастую материально-техническая база не соответствует лицензионным требованиям, требованиям СанПина и Госпожнадзора.

Наконец, еще одной важной проблемой являются отсутствие системы среднесрочного планирования государственного заказа на подготовку кадров (на основе данных муниципального и регионального мониторинга и прогнозирования кадрового обеспечения отрасли).

Решения тоже имеются

Для того, чтобы в здравоохранение пришли работать специалисты, обладающие современными знаниями, и способные обеспечить экономическую и клиническую эффективность высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, кадровая политика должна быть согласована с образовательной, а также направлена на стимулирование средних медицинских работников к повышению профессиональной квалификации. Это предполагает развитие двухуровневой системы среднего медицинского и фармацевтического образования, формирование дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, совершенствование договорных отношений между работодателем и выпускниками, а также специалистами, имеющими стаж работы. Система целевой контрактной подготовки, создаваемая в последние годы, пока не дала желаемых результатов. Она требует усовершенствования. Договор следует заключать перед получением диплома, на срок не менее трех лет и с учетом материальной заинтересованности молодого специалиста.

Нужно максимально приблизить условия и содержание обучения к действительности, перенимая все лучшее, что действует в практическом здравоохранении, а практику проводить в лечебно-профилактических учреждениях, реализующих передовые технологии организации сестринской деятельности и сестринского ухода. Для отбора таких учреждений должен проводиться рейтинг «образовательной состоятельности».

Еще один шаг, способствующий разрешению проблем, – развитие и совершенствование системы непрерывного образования. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров нужно проводить с учетом структурной перестройки здравоохранения и потребности в конкретных специалистах, а объемы последипломной подготовки кадров определять на основании заказов учреждений здравоохранения.

Само собой разумеется, что особое внимание надо уделить повышению профессионального мастерства, и в первую очередь, создать современные программы подготовки преподавателей-совместителей из числа врачей и медицинских сестер, работающих в практическом здравоохранении.

Важно также развивать систему контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.

Понятно, что для осуществления всех перечисленных мер необходимо адекватное финансовое обеспечение деятельности медицинских образовательных учреждений, укрепление и развитие их материально-технической базы. Уровень инвестиций, а также норматив подушевого бюджетного финансирования требуется увеличить как минимум на 40%, а для работодателей и бизнес-сообщества, вкладывающих средства в развитие учебных заведений, предусмотреть экономические стимулы.

Среднее профессиональное образование медицинского и фармацевтического профиля является самостоятельным, качественно определенным уровнем, где реализуются программы профессионального образования базового и повышенного уровня, последипломного и дополнительного обучения.

Что предстоит в перспективе

Анализ проблем позволяет определить перспективы развития среднего профессионального, в том числе последипломного образования. Нам необходимо:

1. Формировать механизмы прогнозирования, мониторинга и государственного и регионального регулирования подготовки специалистов со средним медицинским образованием. Это позволит устранить диспропорции в количественном соотношении врачей и среднего медицинского персонала, а также между различными территориями страны, городской и сельской местностью, разными уровнями системы оказания медицинской помощи населению.

2. Повышать профессиональный уровень специалистов на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников, обеспечивать непрерывность и преемственность подготовки, координируя деятельность учебных заведений, и развивать накопительную систему последипломного образования сестринского персонала.

3. Разработать стандарты последипломной подготовки, дифференцированные в соответствии с уровнем образования. Поддерживать необходимый уровень компетенции специалистов сестринского дела, а также качество и продуктивность работы путем использования системы последипломного обучения и практической подготовки.

4. Совершенствовать нормативноправовую базу деятельности образовательных учреждений среднего звена.

5. Модернизировать содержание и качество подготовки специалистов.

6. Совершенствовать целевую форму подготовки средних медицинских работников.

7. Создавать учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие образовательные учреждения.

8. Оптимизировать правовые и экономические отношения между учебными заведениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы.

9. Развивать информатизацию обучения в медицинских и фармацевтических колледжах и училищах: формировать электронные библиотеки и справочноинформационные базы данных, внедрять информационные технологии и системы менеджмента качества в образовательный процесс.

Реализация намеченного должна обеспечить дальнейшее развитие среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, улучшить его соответствие кадровым запросам практического здравоохранения и повысить качество образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей двойников, медицинское образование, СПО, акцент, ао-40

Похожие материалы:
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Новые методики ведут в будущее
Калужская область - эффективная система СПО
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Педагогическое образование: каким ему быть?
Совет директоров ссузов Республики Северная Осетия-Алания
Владикавказский торгово-экономический техникум
Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО
ОмГМА: Международный обмен набирает обороты
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#100Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2017
#100Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#96Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования