Аккредитация программ инженерного образования в КанадеСтатья проректора по международным связям Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Шапошникова С.О. рассказывает о канадской системе аккредитации программ инженерного образования. Просмотров: 3097
Автору этой статьи довелось в качестве приглашенного международного наблюдателя-эксперта Ассоциации инженерного образования России принять участие в аккредитации трех программ инженерного образования в университете Йорк (York University) в Канаде. Редакция «АО» обратилась с просьбой поделиться с читателями своими наблюдениями и впечатлениями. Канадская система инженерных квалификаций, стандартов практической инженерной деятельности и аккредитации образовательных программ в области техники и технологий получила международное признание благодаря своей детальной проработанности и практической эффективности. Развитость и действенность системы аккредитации базируется на заинтересованности в ней как со стороны вузов, так и со стороны выпускников инженерных программ. Для выпускников успешное окончание аккредитованной программы открывает возможность получения через некоторое время статуса Профессионального инженера и карьерного роста. Для вузов аккредитация образовательных программ (ОП) является просто рыночной необходимостью – программы, не прошедшие аккредитацию, не будут востребованы абитуриентами. Термин «Профессиональный инженер» является законодательно защищенным профессиональным званием в США и Канаде. По законам штатов или провинций только зарегистрированные Профессиональные инженеры имеют право пользоваться этим званием и/или выполнять профессиональную инженерную работу. Для сравнения, в Великобритании такое ограничение действует лишь в некоторых предметных областях, связанных с общественной безопасностью. Главное, что отличает лицензированного (зарегистрированного) Профессионального инженера в Канаде – это право подписывать и утверждать инженерные документы (отчеты, чертежи, калькуляции), разработанные для целей оценки, проектирования, анализа и т.п., и, следовательно, брать на себя ответственность за их качество. Профессиональные инженеры в Канаде не регистрируются в какой-либо конкретной предметной области, однако Код профессиональной этики (Code of Ethics) не разрешает практическую деятельность вне сферы профессионального обучения и опыта. Нарушение Кода может привести к административному наказанию (потере лицензии Профессионального инженера, денежному штрафу, а в исключительных случаях, связанных с тяжелыми последствиями, – и к тюремному заключению). В процессе лицензирования (регистрации) в качестве Профессиональных инженеров претенденты не проходят тестирования профессиональных знаний – вместо этого серьезное внимание уделяется мониторингу аккредитованных вузов и их аккредитованных образовательных программ. Таким образом, канадская система обеспечивает гарантии того, что содержание аккредитованных образовательных программ строго соответствует установленным национальным стандартам. Вопросами регулирования деятельности и регистрации Профессиональных инженеров в Канаде занимается АПИ – Ассоциация профессиональных инженеров (Association of Professional Engineers, АРЕ). Ассоциация профессиональных инженеров имеет исключительное право на регистрацию Профессиональных инженеров. Практикующий инженер по закону должен пройти регистрацию в АПИ. Таким образом, по завершении инженерного образования в вузе выпускник получает квалификацию инженера, а пройти регистрацию он может только в АПИ. Для того, чтобы стать зарегистрированным Профессиональным инженером, претендент должен:
Административным органом Ассоциации профессиональных инженеров является Канадский совет профессиональных инженеров (Canadian Council of Professional Engineers, CCPE), который был создан в 1936 году и в настоящее время объединяет на федеративных принципах двенадцать советов, регистрирующих Профессиональных инженеров в провинциях и административных районах страны. В настоящее время в Канаде зарегистрировано через ССРЕ 160 тысяч Профессиональных инженеров. ССРЕ представляет интересы профессионального сообщества инженеров на национальной и международной арене, разрабатывает нормы и правила инженерной деятельности и следит за исполнением. Совет занимается также активной пропагандой роли и вклада инженеров в развитие общества. Высшим руководящим органом ССРЕ является Совет директоров. Рабочими органами ССРЕ являются:
Аккредитация университетских образовательных программ в области техники и технологий ведется СЕАВ с 1965 года. Помимо вопросов аккредитации, СЕАВ занимается также установлением эквивалентности аккредитационных систем других стран и связями с аккредитационными органами этих стран. В настоящее время, 35 вузов Канады предлагают примерно 220 инженерных ОП в различных областях техники и технологий, дающих квалификацию инженера на уровне бакалавра. Канадский совет по аккредитации инженерных программКанадский аккредитационный совет по инженерному образованию (Canadian Engineering Accreditation Board, СЕАВ) является постоянным комитетом ССРЕ, ответственным за аккредитацию программ инженерного образования по всей стране. Основными целями деятельности СЕАВ являются:
Работа СЕАВ организована в нескольких подкомитетах – исполнительном, политики процедур, номинаций. Вся работа ведется пятнадцатью волонтерами – профессиональными инженерами из частного, государственного и академического секторов, которые представляют различные регионы страны и являются профессионалами в различных областях техники. Процесс аккредитации носит непрерывный характер, оценку проходят все вузы страны. Оценка включает анализ учебных планов и программ (включая полные комплекты учебно-методических материалов по дисциплинам, образцы выпускных проектов, экзаменационных вопросов и ответов на них), интервьюирование студентов, качественную оценку преподавательского состава и интервьюирование, любые другие аспекты по усмотрению аккредитационной комиссии. Особое внимание обращается на содержание дисциплин ОП, условия реализации учебного процесса, соответствие ОП общим критериям. Чтобы пройти аккредитацию, ОП должна соответствовать или превосходить аккредитационные критерии, установленные СЕАВ. Эти критерии позволяют определить, могут ли конкретные инженерные программы вузов дать выпускникам квалификацию, необходимую для регистрации в качестве Профессиональных инженеров в Канаде. Инженерные программы оцениваются СЕАВ по заявлению вузов, предлагающих эти ОП, и с согласия регулирующих органов провинции или территории, где находится вуз. Для проведения аккредитации образуется комиссия из опытных инженеров, руководителем комиссии назначается один из действующих или бывших членов СЕАВ. Вуз заполняет специальную форму с многочисленными вопросами и отсылает ее руководителю комиссии до начала аккредитационного визита. Эта форма служит средством сбора и представления данных о вузе в целом и конкретных аккредитуемых программах и дает вузу возможность описать его образовательные цели и процессы. Члены комиссии заранее знакомятся с присланными вузом материалами. Более того, как заметил автор, еще до визита в вуз члены аккредитационной комиссии активно обмениваются мнениями по полученным материалам и задают по электронной почте довольно большое количество уточняющих вопросов администраторам вуза, ответственным за конкретные аккредитуемые программы. Во время визита в вуз аккредитационная комиссия оценивает профессиональные качества преподавательского состава и вспомогательного персонала, адекватность лабораторий, библиотек, оборудования и компьютерных средств, качество работы студентов. Большое внимание уделяется количественному и качественному анализу учебных программ и планов, их проверке на соответствие минимальным значениям критериев. По результатам анализа материалов самообследования и посещения вуза комиссия готовит отчет, а СЕАВ принимает решение по аккредитации. В решении может предлагаться аккредитация (или продление имеющейся аккредитации) программы на период до шести лет либо отказ в аккредитации. Важно отметить, что члены комиссии при посещении вуза проводят только сбор и оценку информации, но не формируют рекомендаций или предложений, поскольку не вправе высказывать свое мнение о возможных результатах аккредитации. Аккредитационные критерии СЕAВКритерии и процедуры аккредитации ОП разрабатывает СЕАВ. Эти критерии утверждаются Советом директоров ССРЕ от имени постоянных членов. Критерии имеют как количественный, так и качественный характер. Основное внимание в критериях уделяется качеству студентов, учебного и вспомогательного персонала, техническим средствам и условиям обучения. Те же самые критерии используются СЕАВ для установления существенной эквивалентности инженерных ОП за пределами Канады1. С течением времени критерии подвергались изменениям с тем, чтоб лучше отражать развитие техники и технологий и возрастающую роль командной работы инженеров. В течение последних десяти лет СЕАВ существенно усилил требования к дополнительным знаниям и умениям (soft skills), приобретаемым студентами, а также перешел от пропорциональных требований в учебных планах к абсолютным. Суть этого перехода заключалась в следующем. Первоначально, требования СЕАВ предполагали наличие в учебных планах ОП определенных процентных соотношений объемов математики (15%), естественно-научных дисциплин (15%), специальных дисциплин (20%), проектирования (25%), а также дисциплин, определяемых вузом. Проблема заключалась в том, что программы, составленные из меньшего числа дисциплин, могли удовлетворять процентным требованиям, но не покрывать всего необходимого учебного материала. Программы же с большим количеством дисциплин не всегда удовлетворяли процентным ограничениям, хотя и давали большую гибкость подготовки. Требования новой системы с «аккредитационными единицами» заключаются в наличии, по крайней мере, минимального абсолютного количества этих единиц по блокам дисциплин аккредитуемой ОП. Кроме того, СЕАВ ведется работа по совершенствованию требований к содержанию ОП в части естественно-научных дисциплин и математики, введению оценки навыков студентов в проектной деятельности, контролю общей заинтересованности преподавателей, персонала и студентов в результатах образовательного процесса как одного из слагаемых обеспечения качества образования. Инженерная профессия предполагает не только наличие у выпускника ОП специальных инженерных знаний, навыков и умений, но и понимание им влияния техники на общество в целом. Вот почему аккредитуемые ОП должны не только давать инженерные знания через адекватные курсы по математике, естественным наукам, соответствующим разделам техники и технологии, но и обеспечивать понимание выпускниками общих вопросов и методологий в гуманитарной и социальной областях. Критерии аккредитации ОП, применяемые СЕАВ, нацелены на:
Все более широко применяется оценка, основанная на результатах обучения и достижении целей ОП. Кроме того, наблюдается тенденция к переходу от оценивания качества обучения к оцениванию качества усвоения учебного материала. Общие условия аккредитации ОПОбщие условия аккредитации СЕАВ программ инженерного образования заключаются в следующем:
Критерии количественной оценки образовательных программКоличественная оценка ОП выполняется на основе специальных аккредитационных единиц (Accreditation Units, AU), которые определяются для всех видов занятий, по которым студенты получают кредиты (credits). В случае, если количество часов занятий совпадает с реальным количеством контактных часов, AU определяются следующим образом:
Такое определение применимо для большинства видов лекционных и практических или лабораторных занятий. Если занятия продолжаются меньше номинальных 50 минут, количество AU высчитывается пропорционально. Для тех видов обязательных занятий, где количество контактных часов не может быть определено точно (например, исследовательские работы, проектирование), используется некоторое эквивалентное количество AU. Общий объем ОП должен быть не менее 1800 AU3. Для блока естественно-научных дисциплин и математики установлен минимальный приемлемым объем в 420 AU. В рамках этого блока ни математика, ни другие естественные науки не должны преподаваться в объеме менее 195 AU. Таким образом, у вуза имеется свобода в использовании 30 AU для усиления математических или естественно-научных дисциплин. Набор математических дисциплин должен покрывать линейную алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения, теорию вероятности, статистику, численный анализ, дискретную математику. Блок естественно-научных дисциплин должен включать физику, химию, возможно, другие науки; назначение дисциплин этого блока – дать понимание природных явлений и их взаимосвязи с помощью как аналитических, так и экспериментальных методов. Блок дисциплин инженерных наук и проектирования должен иметь минимальный объем в 900 AU. В рамках этого блока вузу оставлена свобода в 450 AU для наполнения программы по своему усмотрению. Особое внимание должно уделяться практическому применению излагаемых дисциплин, выработке знаний и навыков для технического проектирования, использования средств вычислительной техники. Кроме того, в рамках этого блока требуется развитие у студентов навыков работы в команде и управления проектной деятельностью4. В блоке дополнительных дисциплин (минимальный объем 225 AU) должно предусматриваться приобретение знаний в области общественных наук, менеджмента, экономики, влияния техники и технологий на общество, развитие навыков устных и письменных коммуникаций. Имеющаяся у вуза свобода в наполнении ОП должна использоваться им для внедрения инновационных подходов и реализации специфических целей каждого конкретного вуза5. Отметим общие качественные требования к аккредитуемым ОП:
Требования к образовательной среде реализации ОППри оценке среды реализации ОП в целом используются, в основном, качественные показатели. Основное внимание уделяется оценке качества студентов, преподавателей, административного и вспомогательного персонала, лабораторий, библиотек, средств вычислительной техники. В реализации ОП должно быть задействовано достаточно большое количество преподавателей, чей профессиональный опыт должен покрывать все разделы ОП. Эффективное взаимодействие со студентами и совершенствование ОП должно обеспечиваться значительным количеством преподавателей, работающих на полную ставку. Учебная нагрузка преподавателей не должна быть чрезмерной, необходимо, чтобы у преподавателя оставалось достаточно времени для участия в научных исследованиях и других формах профессионального развития. Преподавание дисциплин ОП не должно существенно зависеть от конкретныхличностей. Качество преподавателей оценивается по их образованию, профессиональному педагогическому и производственному опыту, уровню научных и профессиональных публикаций, участию в работе профессиональных и научных обществ. Каждый преподаватель должен руководить выпускными работами студентов бакалавриата или магистратуры, либо иметь аспирантов. Сведения о руководстве проектами заносятся в личное дело преподавателя. Желательно, чтобы преподаватели инженерных дисциплин были зарегистрированными Профессиональными инженерами6. Аналогичные требования выдвигаются к деканам факультетов и заведующим кафедрами инженерного профиля. Разработка и коррекция ОП должны осуществляться факультетским программным комитетом, предполагается, что большинство его членов является зарегистрированными Профессиональными инженерами Канады. Процедура аккредитацииПроцесс аккредитации инициируется только по приглашению вуза и при согласии регионального члена ССРЕ. Обычно визит аккредитационной комиссии в вуз происходит в октябре-ноябре, при этом запрос на аккредитацию должен быть получен секретариатом СЕАВ не позднее 1 января этого года7. СЕАВ подбирает председателя аккредитационной комиссии, обычно это один из членов СЕАВ, а председатель – остальных членов команды на основе консультаций с региональными членами СЕАВ. Председатель комиссии должен быть знаком с методикой, критериями аккредитации и вопросником для самообследования вуза, а также с предыдущими отчетами и решениями по данному вузу. В его обязанности входит распределение ролей и обязанностей в комиссии, согласование даты визита комиссии в вуз, контроль за подготовкой условий и графика работы комиссии в вузе, подготовка всех отчетных материалов по результатам посещения вуза. Все члены комиссии должны быть зарегистрированными Профессиональными инженерами. Вуз может просить о замене какого-либо члена комиссии, но необходимо соответствующее обоснование. В случае, если аккредитацию в вузе одновременно проходят три и более ОП, председатель комиссии назначает заместителя. Рекомендуется, чтоб заместитель также был действующим или бывшим членом СЕАВ или Национального совета деканов технических факультетов и факультетов прикладных наук (National Council of Deans of Engineering and Applied Science, NCDEAS). Остальные члены аккредитационной комиссии играют следующие роли:
Помимо этого, вуз обеспечивает для комиссии подборку образцов учебников, конспектов лекций и других методических материалов, недавних экзаменационных работ, студенческих отчетов и курсовых работ, документальных свидетельств успешности усвоения студентами учебного материала. Визит комиссии в вуз обычно продолжается 3 дня. Цель визита – дать экспертам возможность оценить качественные факторы, такие как условия реализации ОП, профессионализм и качество персонала, соблюдение баланса теоретических и прикладных знаний в ОП и т.п. В процессе визита члены аккредитационной комиссии:
До окончания визита комиссия встречается с деканом и заведующим выпускающей кафедрой, обсуждает выявленные достоинства и недостатки и намечает проект рекомендаций по аккредитуемой ОП. Отчет аккредитационной комиссииСекретариат СЕАВ до начала визита в вуз снабжает всех членов аккредитационной комиссии бланками отчета (Accreditation Visit Report)8. Каждый эксперт в процессе работы заполняет свой экземпляр отчета в соответствии со своими впечатлениями и заключениями9. Копии индивидуальных отчетов (возможно, незаконченных, по состоянию на конец визита в вуз) передаются председателю комиссии. Окончательные версии индивидуальных отчетов членов комиссии должны быть готовы не позднее двух недель по окончании визита, после чего они передаются председателю комиссии. Отметим, что в эти отчеты должны войти только те факты и выводы, к которым эксперт пришел до окончания визита в вуз. Председатель аккредитационной комиссии на основе собственного мнения и индивидуальных работ экспертов готовит отчет об обследовании ОП. Этот сводный отчет содержит краткое описание всех мероприятий, визитов и встреч, имевших место в процессе посещения вуза, описание выявленных сильных сторон ОП и ее недостатков, областей соответствия и несоответствия критериям СЕАВ, выводы, заключения и особые мнения экспертов, предложения по совершенствованию ОП и ее преподавания. Отчет направляется в секретариат СЕАВ не позднее четырех недель после окончания визита в вуз. Дальнейшие действияКопия полученного секретариатом СЕАВ отчета комиссии передается одному из членов Исполнительного комитета СЕАВ, который назначается «редактором» отчета. Этот член Исполкома анализирует документ на соответствие политике СЕАВ, а также проверяет, чтобы выводы и рекомендации комиссии не были адресованы СЕАВ и не выходили за пределы предметной области, в противном случае эти выводы и рекомендации из текста изымаются. После этого «редактор» утверждает отчет для отправки в вуз. Отредактированный отчет пересылается секретариатом СЕАВ в вуз. В случае выявления неточностей или неполноты, вуз сообщает об этом в секретариат СЕАВ. Полученные от вуза комментарии обязательно согласовываются с председателем аккредитационной комиссии. Отчет служит также для вуза своего рода советом по возможным улучшениям в реализации ОП. Секретариат СЕАВ готовит досье решения по аккредитации (Accreditation Decision Dossier, ADD), которое содержит все материалы для принятия решения по аккредитации. В процессе составления досье СЕАВ может иметь контакты как с вузом, так и с председателем аккредитационной комиссии с целью пополнения или уточнения документов досье. В частности, декан факультета на этой стадии может давать последние пояснения и дополнения к ним. Обычно заседания СЕАВ для принятия решений по аккредитации ОП проводятся в июне каждого года. Заседание состоит из двух частей. В рамках первой части заседания СЕАВ излагаются все имеющиеся материалы по аккредитации конкретной ОП (отчет комиссии, реакция вуза и т.п.). Декан факультета, реализующего эту ОП, может присутствовать на этой части заседания. В рамках второй части заседания СЕАВ, куда декан не допускается, принимается решение по аккредитации ОП. Решение может быть положительным или отрицательным, если СЕАВ считает, что критерии аккредитации для данной ОП не выполнены. Статус «аккредитована» присваивается ОП на определенный срок, максимально на шесть лет. В некоторых случаях может приниматься решение об аккредитации на меньший срок, например:
Если по результатам рассмотрения ранее неаккредитованной ОП вуз получил отрицательное решение СЕАВ, он может подать запрос на внеплановый повторный визит комиссии. Такой запрос может быть подан в течение 60 дней после вынесения СЕАВ отрицательного решения. Вместе с запросом вуз представляет в СЕАВ материалы, подтверждающие позитивные изменения, достигнутые по этой ОП. Если СЕАВ удовлетворен представленными материалами, назначается внеплановый визит аккредитационной комиссии в вуз. О решениях, принятых по конкретным ОП, СЕАВ извещает вуз через декана и президента (ректора). Решение сопровождается подробным обоснованием. Вуз обязан проинформировать об этих решениях как сотрудников, так и студентов. По запросам вузов СЕАВ может организовывать неформальную оценку ОП, в том числе, неформальный визит комиссии в вуз. Обычно такие действия предпринимаются в отношении ОП, ранее не имевших статус аккредитованных. Документальные результаты таких оценок остаются в вузе и носят конфиденциальный характер. ЗаключениеСистема общественно-профессиональной аккредитации ОП в Канаде признана и авторитетна в мире. Не случайно, целый ряд вузов из разных стран подавал заявки и проходил аккредитацию своих ОП в СЕАВ. К числу этих вузов относится Томский политехнический университет, который в 2005 году первым из российских вузов успешно прошел аккредитацию в СЕАВ своей ОП подготовки дипломированных специалистов в области вычислительной техники. 1 Как известно, Канада уделяет серьезное внимание приему в страну иммигрантов, имеющих высшее и среднее специальное образование. Установление существенной эквивалентности инженерных ОП важно для подтверждения квалификации иммигрантов. 2 Свобода выбора студентом образовательной траектории может привести к неодинаковому количеству аккредитационных единиц (см. п.5), полученных разными студентами к моменту окончания ОП. Аккредитационная комиссия тщательно следит за тем, чтобы в каждом случае было набрано минимальное требуемое число аккредитационных единиц. Особенно тщательно подсчет этих единиц ведется в случаях перехода студента из другого вуза или при его участии в академической мобильности, т.е. изучении отдельных дисциплин в другом вузе за рубежом. 3 Отметим попутно, что для получения диплома какого-либо вуза студент должен пройти в нем обучение в объеме не менее 1000 AU. 4 Судить, насколько серьезное внимание уделяется развитию у студентов навыков проектирования можно уже по тому, что на каждом году обучения в ОП имеется специальная дисциплина продолжительностью в два семестра (их названия – Проектирование 1000, Проектирование 2000 и т.д.). Именно в эти дисциплины «упакованы» сведения по экономике, охране среды, поиску информации и т.д. Каждая из этих дисциплин завершается проектом, который обычно выполняется бригадой в два-три студента. Дипломный проект выполняется в течение всего последнего года обучения в параллель с лекционными и практическими занятиями и помимо теоретической проработки задания включает в себя обязательное построение и испытание макета соответствующего устройства. На изготовление этих макетов в бюджете кафедры запланированы специальные средства, а на факультете имеются соответствующие мастерские и технический персонал. 5 Важно иметь в виду, что содержательные элементы естественно-научных дисциплин могут присутствовать в инженерных дисциплинах. Вследствие этого комиссия экспертов тщательно анализирует содержание всех дисциплин и весьма скрупулезно подсчитывает AU, относящиеся к различным блокам ОП. 6 На вопрос: «зачем преподавателю нужно быть Профессиональным инженером?», заданный экспертом аккредитационной комиссии, звучали следующие ответы: 1) требует заведующий кафедрой; 2) можно получить доступ к ряду НИР; 3) пригодится в будущем. 7 Нужно отметить, что процессы аккредитации ОП в вузах Канады планируются весьма тщательно и заблаговременно. Получить представление о том, как это делается, можно из информации на сайте СЕАВ в разделе Calendar of Events for Accreditation Visits по адресу http://www.ccpe.ca/e/acc_ supp_1.cfm 8 Формы всех документов, используемых при проведении аккредитации, можно найти на сайте ССРЕ по адресу http://www.ccpe.ca/e/prog_publications_ 3.cfm 9 Все эксперты должны приехать на аккредитацию со своими портативными компьютерами. Файлы всех отчетных форм они загружают с сайта СЕАВ заранее, поэтому формирование отчетов индивидуальных экспертов проходит очень оперативно. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|