Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый формат педагога

Сегодня на законодательном и исполнительном уровнях рассматривается целый пакет документов, направленный на поддержку педагогического образования. Это полномасштабная реформа, рассчитанная на несколько лет. Тема активно обсуждалась на очередном заседании Комитета Госдумы РФ по образованию.

Просмотров: 4241

О том, что уровень образования в нашей стране падает, свидетельствуют исследования. Согласно рейтингу PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, если в 2000 году Россия занимала 27-е место среди стран-участниц, то в 2003 году – уже 32-е, а в 2009 – 41-е.

Стремительно выбравшись из безграмотности в начале прошлого века, в начале века нынешнего Россия столь же стремительно в неё погружается?

Одно из условий успешной модернизации любой системы – полное осознание, почему хромает старая. В нашем случае напрашивается вывод: прежде, чем учить детей, необходимо научить учителей, ведь от педагога как личности и высококомпетентного специалиста напрямую зависит, насколько увлечённо будут грызть гранит науки его воспитанники. То есть необходимо перестроить всю схему педагогического образования, которая, увы, не отвечает требованиям современного общества. На самом деле речь идёт не только о качестве профессиональной подготовки будущих педагогов, а о целом комплексе проблем, в которых увязло российское образование.

Сегодня на законодательном и исполнительном уровнях рассматривается целый пакет документов, направленный на поддержку педагогического образования. Это полномасштабная реформа, рассчитанная на несколько лет. Тема активно обсуждалась 6 февраля и в Комитете Госдумы РФ по образованию.

Урок для всех

Заседание началось на тревожной ноте. Его участники не могли не отреагировать на шокирующее сообщение о московском подростке, устроившем стрельбу в школе. Беда, поразившая некоторые страны, пришла и в Россию. Что это: результат духовного обнищания общества, в котором нивелируется ценность жизни, подражание – в погоне за славой любым путём, плохо организованная система охраны школ (хотя вспомните, ещё двадцать лет назад главными «охранниками» в учебных заведениях были только бдительные уборщицы)?

Очевидно, проблема распадается на множество компонентов. Это в начале заседания подчеркнул председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Вячеслав Никонов:

– Впервые мы сталкиваемся с ситуацией, когда школьник взял оружие, принёс в школу и начал убивать. Это, безусловно, крайне настораживающее трагическое событие. Как эту проблему решить – задача нетривиальная.

Злополучный урок географии в Отрадном стал и выстрелом в общество. «Выстрелили» множественные проблемы, набравшие критическую массу в одной точке. Это вопросы воспитания нравственных императивов в молодом поколении, уважительного отношения к жизни человека.

Комплекс задач, которые необходимо решить с помощью школьных психологических служб. А ещё существует агрессивная среда в средствах массовой информации, интернет-пространстве, где значительное количество детей проводит всё больше времени. Контроль над оружием также актуален: как сделать, чтобы оно не попадало в руки несовершеннолетних, тем более склонных к девиантным поступкам?

Участники встречи обозначили большой комплекс вопросов, затрагивающих всё общество в целом, и понятно, что одними только педагогическими силами их не решить. Над «рецептами» необходимо работать сообща. В результате было вынесено предложение о создании межкомитетской рабочей группы.

Вызов времени

Прошедшее десятилетие чётко высветило новые вызовы, вставшие перед страной: построение инновационной экономики, основанной на знаниях, создание информационного общества, переход к глобальной конкуренции образовательных систем. Необходимы новая образовательная политика и модернизация системы педагогического образования. Таким образом, вокруг концепции поддержки развития педагогического образования, представленной в этом году, возникло живое и заинтересованное обсуждение не только в стенах Государственной Думы. Это первый и очень важный шаг в создании интегрированной комплексной программы, которая разрабатывается Минобрнауки РФ и будет представлена Правительству РФ до 1 июня 2014 года.

– В последние годы принималось большое количество решений, касающихся педагогического образования. Многие из них, кстати, не были реализованы, – констатировал Вячеслав Никонов. – Без внимания остаются и многие вопросы, которые поднимаются педагогическим сообществом, Российской академией образования. Но медлить больше нельзя. Страна переживает период совпадения трёх революционных процессов: смены парадигмы социально-экономического развития страны, глобализации и перехода к информационному обществу, – отметил в своём выступлении вице-президент Российской академии образования Геннадий Бордовский.

– Произошли столь же революционные изменения в психофизиологии детей. Ментальные отличия одного поколения детей от другого сейчас возникают уже каждые три-пять лет. Качественно изменился объём доступной детям информации, способы её получения и усвоения. И психологи
говорят о клиповом сознании детей. Кстати, трагедия, о которой мы говорили, это один из показателей такого клипового сознания. Однако рискну утверждать, что педагогическая наука не сделала прорыва и пока не нашла адекватных ответов на эти вызовы, ибо основные педагогические системы и теории формировались ещё в XIX-XX веках. Учителя, ученики, их родители сталкиваются в школе с трудностями, потому что большинство учителей готовили и готовят во многом для работы в другой реальности. Своё слово должна сказать педагогическая наука.

Итак, стране, людям нужны педагоги нового формата. За последние два десятка лет перемены в обществе оказались столь глубоки и стремительны, что отчасти инерционная система образования за ними не успевает, и это вызывает справедливую критику. Потому принципиальным стало поручение президента Владимира Путина подготовить программу об обновлении кадров для школы. Проект представленной концепции активно дискутируется в педагогическом сообществе. От того, как и чему будут учить будущих педагогов, которые в свою очередь станут закладывать знания в наших детей, зависит и место России в мировом пространстве.

В связи с этим группа разработчиков концепции была поделена на четыре комиссии. Основные задачи проекта перед депутатами обозначил Александр Соболев, директор Департамента государственной политики сферы высшего образования Минобрнауки РФ:

– Первая задача связана с областью педагогической деятельности – это профессиональная общественная аккредитация образовательных программ, сертификация, трудоустройство. Ядром работы является создание и продвижение профессионального стандарта учителя. Вторая – касается финансово-экономических механизмов: нормирования труда, связи качества и количества труда с величиной оплаты труда. Также важнейшая часть нашей работы – профориентация, повышение престижа учительских профессий. Ну и, наконец, модернизация системы педагогической подготовки, педагогического образования.

Каким в результате должен стать процесс образования будущих педагогов? В этом направлении можно ориентироваться на два ключевых документа, одобренных на международном уровне. В мае 2013 года Ассоциация ректоров педагогических университетов Европы приняла Педагогическую конституцию Европы, где много внимания уделено проблемам, вызовам и модели подготовки современного учителя. Кроме того, разработаны рекомендации Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ «О подготовке педагогических кадров».

– Очень важно, что работа в нашей стране идёт в полном соответствии с учётом прогрессивных мировых тенденций и, главное, с опорой на тот замечательный исторический опыт нашей страны, накопленный на протяжении долгого времени, который сегодня очень активно развивается в ряде образовательных учреждений, – подчеркнула заместитель председателя комитета Надежда Шайденко. – Усилия в решении проблемы прилагают Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования и Институт педагогического образования и образования взрослых РАО, учебно-методические объединения по педагогическому образованию, где все годы ведётся разработка данной проблематики не только на теоретическом уровне, а также активное внедрение лучших образовательных технологий. В ходе целого ряда кризисных периодов эти организации были инициаторами прогрессивных изменений.

Логика действий

Разработчики актуального документа отметили, что в логике проекта концепции использовались новые возможности закона «Об образовании в Российской Федерации». Например, целевой контрактной подготовки – позволяя привлечь ресурсы субъектов к реализации образовательных программ и одновременно закрепить за субъектами право эффективно руководить ими. Во-вторых, сетевого обучения, позволяющего объединять ресурсы вузов, педагогических колледжей и школ. И, наконец, в-третьих, принципиальный шанс организационного плана – создание так называемых базовых кафедр в научных и образовательных организациях. По факту – возможность вузов организовывать кафедры непосредственно в школах и НИИ Российской академии образования. Это принципиально новый заход, который позволяет перенести значительную часть образовательного процесса непосредственно в школы.

Впрочем, опыт подобной деятельности в стране уже есть. Об этом рассказал академик РАО Виктор Болотов:

– Педпрактика студентов в большинстве случаев проходит по старой схеме: провели три недели в школе, получили зачёт и забыли про это. В то же время в Московском городском психолого-педагогическом и Московском городском педагогическом университетах, Педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) уже давно школы рассматриваются как школьно-университетские партнёрства. И новый закон, в котором отражена возможность создания базовых кафедр, значительно облегчает создание партнёрства, отработку и пилотирование этих экспериментов, распространение их на всю систему.

Интересная схема сотрудничества реализуется и в Якутии. Михаил Фёдоров, проректор по педагогическому образованию Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова отметил:

– Наш вуз выступает с инициативой стать одной из экспериментальных площадок для апробации пилотных проектов новых моделей и программ подготовки педагогов. В этом году более 900 выпускников пойдут работать в школы, детские сады, учреждения дополнительного образования всего северо-востока страны. Как добиться, чтобы качество подготовки соответствовало современным требованиям и пропорциональным стандартам? Первый шаг – непосредственная работа с образовательными учреждениями, интеллектуальное попечительство над школами. В 2011 году университет выиграл конкурс Минобрнауки РФ по разработке моделей взаимодействия вузов и школ по поддержке одарённых детей и подростков. Благодаря этому создан университетский образовательный округ, объединяющий сегодня 80 ведущих школ Дальневосточного федерального округа.

Пока разрабатывается и обсуждается концепция, вузы страны делают первые шаги самостоятельно. А федеральный проект потребует серьёзных изменений в организации, содержании и технологиях, масштабах подготовки педагогов. Думский комитет полагает, что для совершенствования подготовки необходим отказ от линейной траектории обучения. Активный и обширный опыт ряда российских вузов доказал, что готовить нового учителя для новой школы необходимо в уровневой системе «бакалавр – магистр», и эффективность ее строится на современных технологиях активного обучения. Нелинейное построение учебного процесса – это модульные программы, выбор студентом собственной образовательной траектории, овладение им гуманитарными, информационными технологиями образовательной деятельности.

Хотя предлагаемые модели бакалавриата и магистратуры вызывают горячие споры в профессиональной среде, разработчики считают их наиболее эффективными в системе обучения. Как отметил Виктор Болотов:

– РАО с самого начала принимала участие в разработке этой концепции. Когда создавалась рабочая группа, я был вице-президентом академии образования, и многие мои коллеги, академики РАО, работали над этим документом. Мы решали, прежде всего, проблему современной подготовки педагогических кадров: использовали отечественный опыт уже существующий в нынешней России и накопленный в советские времена, тщательно изучали международный.

Когда начнётся реализация проекта? Александр Соболев сообщил:

– Уже в 2014 году. Если концепция будет одобрена, запустим 25-30 проектов в университетах и высших учебных заведениях, которые способны реализовать мероприятия. Для нас это важно, поскольку реальность является более богатой, чем нормы, заложенные в концепции. Планируем, что через полтора-два года будет не только 5-6 тыс. выпускников этих образовательных программ магистратуры и бакалавриата, но одновременно создано 20-30 центров передового опыта, которые станут в дальнейшем центрами компетенций. Их опыт может быть транслирован на систему.

Мероприятия концепции увязаны с новым механизмом формирования и распределения контрольных цифр приёма. Для этого создан центр ответственности по педагогическому образованию. Здесь планируют общую политику, но реально объёмы контрольных цифр определяют субъекты в разрезе всех педагогических специальностей для каждого региона. Именно регионы сейчас несут полную ответственность за величину объёмов и структуру подготовки в бакалавриате и магистратуре.

Однако, по мнению участников встречи, как раз участия регионов в разработке концепции явно недостаточно, несмотря на то что на них в значительной степени возложена нагрузка.

«Перезревшие» вопросы

Обсуждение проекта вскрыло множество назревших и даже, по выражению депутатов, «перезревших» проблем. Например, возникали вопросы по поводу контента образовательных программ и педагогических стандартов, включённости в концепцию дошкольного образования, материальной поддержки как молодых, так и опытных специалистов. Сама система образования оказалась «закольцована» на свои же проблемы, считает депутат Николай Булаев.

– Все говорят: «Дайте сильного выпускника, мы дадим хорошего специалиста». Сильного выпускника не дадим до тех пор, пока не будет нормального учителя, который придёт на замену тем, кто уходит. И так цепь замыкается.

Чему учить будущего учителя – эту тему обозначил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семёнов:

– Мы даём будущему учителю огромное количество нешкольных, и притом пассивных и даже неинтересных знаний. А хотим, чтобы он формировал активные знания учащихся. Мы даём элементы высшей математики, каких-то специальных биологических нюансов, вопросы тонкой филологии, вместо того чтобы практиковать, например, умение писать сочинение, проводить биологический эксперимент. Надо сказать, что педагогическая практика – это необходимый элемент каждой основной образовательной программы. Она должна приближать деятельность студента к деятельности учителя и учащегося, начиная с первого курса, как бы удивительно это ни звучало, предшествовать теоретическому педагогическому знанию, а не опережать его, идти вместе с ним. То есть формировать потребности студента, которые будут удовлетворяться теоретическими курсами. Вот эта практика помогает раннему выявлению студентов мотивированных и способных, даёт возможность сконцентрировать ресурсы на тех, кто реально придёт в школу и кого школа хочет видеть.

Но важно понимать не только, каким будет российский учитель, но и какие специалисты сегодня нужны школе. Речь идёт обо всех школьных сотрудниках, без которых система общего образования не может полноценно функционировать.

– У нас отсутствует обоснованный долгосрочный прогноз потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в сфере общего образования – как на уровне отдельных регионов, так и в целом по России, – обозначила проблему Ирина Мануйлова, заместитель председателя комитета.

Комплекс финансовых противоречий прозвучал в комментарии депутата Марины Назаровой:

– На федеральном уровне мы говорим об усилении воспитательной работы и ... убираем доплату за классное руководство. Напоминаем о поддержке молодых специалистов, и в то же время отменён закон, который обеспечивал поддержку в размере шести окладов подъёмных, когда молодой специалист любой профессии приезжал на село. Так привлекательность педагогической профессии – в частности, в материальном смысле этого слова – практически размывается.

Материальная составляющая, безусловно, влияет на рейтинг любой профессии в обществе. Тема престижа педагогического труда остаётся острой. Желание выпускников вузов пойти работать в школу во многом зависит от формирования в обществе соответствующего представления о педагогической деятельности.

– Мы до сих пор ещё не сделали всё для повышения социального статуса учителя, – продолжила Ирина Мануйлова. – И требуется серьёзная, последовательная работа и с общественными организациями, и со средствами массовой информации, для того чтобы в обществе целенаправленно формировался позитивный образ и педагога, и педагогической деятельности, возрастала престижность этой профессии. А пока наблюдаем, как от первого к последнему курсу среди студентов значительно уменьшается доля тех, кто предполагает пойти работать в школу. И, полагаю, правильно было бы ещё раз подумать о мерах поддержки молодого специалиста: не только финансовых и социальных, но и условиях непосредственной работы в школе.

Так, весьма актуальной видится система наставничества, методического и профессионального сопровождения на первоначальном этапе, которое вполне может быть организовано в форме стажировки. Это смягчит и внутренние проблемы, которые возникают в школах. Такую, например, как недовольство руководителей образовательных учреждений подготовкой молодых педагогов – причем она существовала всегда. Если раньше за счёт собственной методической службы эта проблема решалась на рабочем месте, то сегодня, учитывая те требования, которые предъявляются к педагогу, административно-методического ресурса школы уже не хватает. Да и работа педагога-наставника в условиях рыночной экономики тоже имеет свою ценность. Поэтому практика наставничества требует и нормативного обеспечения, и соответствующего финансирования.

Чтобы изменить вектор некоторых негативных процессов, скажем, такого как снижение социального статуса и роли педагога и педагогического образования в жизни общества, меры уже принимаются. Положительные результаты дало повышение зарплаты педагогов. На это обратил внимание Александр Соболев:

– В системе есть не более одного процента вакансий – это гораздо меньше, чем в других отраслях экономики и промышленности. Подготовка и переподготовка в целом решают задачу кадрового обновления системы. В последнее время наметились положительные тенденции, связанные с реализацией норм майских указов президента. В частности, мы фиксируем приток молодых специалистов, сейчас доля преподавателей в возрасте до тридцати пяти лет составляет 23 процента.

Но какого качества специалисты приходят в школу? Способна ли будет развеять сомнения в профессиональной пригодности новая система образования? Ведь при этом не излечена другая «болячка» – в педагогические вузы приходят выпускники школ, чья подготовка оставляет желать лучшего. Пока школьное образование в России по-прежнему держится на старых кадрах, пенсионерах, которые просто не могут позволить себе отдых. Иначе детей будет некому учить.

Что поддержат регионы?

Какие бы спорные моменты ни возникали вокруг концепции, участники обсуждения сходились на том, что ситуацию в образовании необходимо менять. Леонид Глок, председатель Комитета Законодательной думы Томской области по труду и социальной политике, привёл анализ потребности педагогических кадров до 2021 года в регионе:

– С 2000 по 2008 годы в Томской области ежегодно уходило из системы образования примерно 600 учителей. Область небольшая, миллион жителей. По нашим прогнозам, количество школьников увеличится к 2021 году на 30 процентов. Учитывая это, нам необходимо, начиная с 2014 года, ежегодно по 400-500 человек прибавлять к имеющимся 7,5 тыс. учителей. Сегодня в Томске выпускают примерно 150 молодых специалистов. На первом курсе 22 процента готовы идти в школу, а на последнем курсе – 10. Так вот, нам необходимо резко увеличить приём педагогов в школу. Если увеличивать количество студентов с учётом того, сколько их останется к последнему курсу, мы должны 4,5 тыс. выпускников школ принимать на первый курс. Поэтому позиции целевой подготовки, которые отражены в концепции, нас вполне устраивают. Единственное, необходимо прописать финансовые механизмы реализации, об этом в проекте документа ничего не сказано.

Михаил Фёдоров, проректор по педагогическому образованию Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова:

– Одной из особенностей Дальнего Востока является наличие значительного числа малокомплектных школ. Например, в Якутии из 644 школ 215 малокомплектных, около 33 процентов. В связи с этим поддерживаем идею введения подготовки учителя по двум профилям бакалавриата: например, по физике и математике, математике и информатике.

Ирина Смирнова, директор Нагинского педагогического колледжа Московской области:

– В действующей системе подготовки учителей начальных классов и воспитателей, осуществляемой в основном педагогическими колледжами, есть рациональное зерно, которое необходимо развивать. Думается, самое наглядное преимущество в колледжах – это практикоориентированность. Около 25 процентов времени в ФГОС СПО по педагогическим специальностям отводят на прохождение учебной и производственной практики, в то время как аналогичные ФГОС высшего образования предусматривают не более 10 процентов. В среднем педагогическом образовании уже достигнут высокий уровень взаимодействия с работодателями. На сегодня от 50 до 70 процентов выпускников трудоустраиваются по специальности, при этом продолжая обучение в вузах по сокращённым программам бакалавриата. К сожалению, нет уверенности, что подобная положительная тенденция сохранится, если отбор будущих педагогов будет осуществляться без учёта их психологических особенностей и индивидуальных наклонностей. Поэтому предлагаем уже в этом году рассмотреть возможность создания нормативных оснований для введения дополнительных вступительных испытаний при поступлении не только в вузы, но и в колледжи на педагогические образовательные программы.

Ильдар Гильмутдинов, депутат Госдумы РФ:

– Хотел бы обратить внимание на систему подготовки кадров для национального образования. У нас уже нет педагогов, которые идут в школы. В национальных республиках кафедры позакрывали. Это беда, и следует обратить внимание на эту проблему.

Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования:

– Задача переподготовки уже работающих учителей не менее важна и сложна. Было высказано мнение, что хорошо бы определить минимальный перечень обязательных модулей. Я категорически не согласна, потому что, с одной стороны, мы имеем огромное количество людей, которых надо переобучить, с другой стороны, у них у всех разные профессиональные дефициты образовательной потребности. Один из выходов – информационные системы и электронные среды, которые позволят конструировать образовательный маршрут. В частности, у себя в институте мы делаем это: конечно, при наличии вариативности программ и реализации сетевого обучения. Эти среды позволят получить содержательные знания по определённым направлениям, необходимым учителю. В концепции необходимо доработать показатели эффективности, стимулирующие электронное обучение.

Чего хотят дети?

Пока педагогическое сообщество бьётся над проблемами новой модели образования, на задний план как-то отходит вопрос: а чего хотят дети? Какими должны быть учителя по мнению тех, кто сталкивается с ними ежедневно? Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин привёл результаты социологических исследований 1925 и 2005 годов. Анкетирование спустя восемьдесят лет подтвердило, что основные требования детей к педагогу остались те же самые. Они хотят, чтобы учитель был: «а» – хороший специалист, «б» – интересный человек.

Собственно ради этих нехитрых формулировок и разрабатывается концепция. Она ещё несовершенна. Это признали все участники обсуждения. Позволит ли концепция, а самое главное – как скоро, изменить ситуацию в целом? Вопрос будущего.

– Счастлив тот человек, у которого были хорошие учителя, – отметила в своём выступлении Надежда Шайденко. – И мы вспоминаем своё школьное детство и тех учителей, с которыми общаемся и сегодня. Вероятно, большинство из нас действительно люди счастливые. Но проблема подготовки учителя, я бы сказала, общемировая. Всё-таки воспитание человека, гражданина, а также студента педагогического вуза должно быть центральным объектом наших усилий.

Сегодня важно, по мнению Олега Смолина, доработать концепцию в направлении меньшей бюрократии, а чтобы готовить интересного человека – педвузам требуются программы дополнительного образования. Депутат добавил:

– Опережающим темпом нужны электронные технологии, иначе дети принимают нас за мамонтов, которые жили в доисторические времена. И нужно усиление человековедческой направленности. Я бы предложил специальные курсы типа «искусство и мораль». Нет более мощного средства воспитания, чем великая русская литература и искусство.

Динамика изменения ориентации на работу в школах студентов педагогических вузов

Тема морали и внутришкольных отношений поднималась не единожды. Вот мнение члена комитета Григория Балыхина:

– В Ульяновской области есть народный учитель Юрий Иванович Малышев. Так вот буквально каждое свое выступление перед школьниками он заканчивает тем, что говорит: «Дорогие ребята, я вас люблю». И мы должны этим руководствоваться, занимаясь подготовкой наших учителей. И ещё, я не услышал и не увидел в документах слово «воспитание». Случай, который произошёл в нашей московской школе, – это продукт того, что мы не занимаемся воспитательной работой.

А ещё весьма к месту депутатам вспомнился подход к работе и детям основоположника педагогики Яна Амоса Коменского: «Сначала любить, потом учить». Такие слова в нормативную базу, конечно, не пропишешь, но читаться между строк они должны.

От редакции

Приоритет воспитания, казалось бы, очевиден, но каким образом обеспечить его практическую реализацию? Что способствует включению социальных норм и ценностей во внутренний мир молодого человека? Какими современными инструментами владеют образовательные организации, чтобы развивать необходимые социокультурные характеристики? Как создать доброжелательную атмосферу и комфортную среду? Эти и другие вопросы окажутся в центре внимания ближайших номеров «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду
О проблемах подготовки педагогических кадров
Новые требования к работе учителя
Анонс мартовского номера журнала «Аккредитация в образовании»
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост
Судьба проекта интегрированного закона
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ