Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О проблемах подготовки педагогических кадров

Модернизация системы образования фактически должна происходить на фоне увеличения потребности в педагогических кадрах, которая ожидается в среднесрочной перспектив. В настоящее время дефицит педагогических кадров остро не ощущается, это связано с большим количеством работающих пенсионеров. Контингент студентов педвузов сокращается. Всё это может в ближайшем будущем быть причиной «педагогического кризиса».

Просмотров: 6633

Виртуальное общение для решения реальных проблем

Как оптимизировать расходы на педагогическое образование в России, «убив сразу двух зайцев» – устранив проблему, когда вузы в избытке выпускают специалистов в области образования, которые в результате не приходят в школу, и не снизив при этом общий уровень подготовки педагогов? Речь об этом завели участники парламентских слушаний, организованных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ и посвященных теме «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования». Итоги слушаний «вылились» в набор рекомендаций, которые профильный комитет парламента разослал органам государственной власти, причастным к решению судьбы образования на федеральном и региональных уровнях.

Двигаться в двух направлениях

Мы неоднократно рассказывали своим читателям о том, что парламентские слушания в режиме телетрансляции именно с подачи членов комитета по образованию приобрели в Государственной Думе совершенно новый формат. Режим телетрансляции позволяет включиться в дискуссию и высказать свои мнения представителям педагогического сообщества и законодательной власти практически всех регионов России – без выезда в Москву.

Надо сказать, что интерес к слушаниям со стороны этих сообществ проявляется как самый активный. Даже в регионах Дальневосточного федерального округа, в которые из-за географической удаленности от Москвы слушания транслировались в позднее время, на неудобства не обратили внимания. Поэтому в целом в парламентских слушаниях приняли участие почти 6 тысяч человек. Собрать такое количество заинтересованных специалистов за реальным столом переговоров, однозначно, не представилось бы возможным. Виртуальное общение сняло проблемы, связанные с этими условностями.

В обсуждении путей модернизации системы педагогического образования в России одним из принципиальных стал вопрос об оптимизации сети профильных университетов. Путей, как известно, Президент России Дмитрий Медведев наметил два: их вхождение в структуры классических университетов в виде педагогических факультетов и превращение в укрупненные центры педагогического образования. Какой путь будет выбран, вопрос пока остается открытым.

Модернизация фактически должна происходить на фоне увеличения потребности в педагогических кадрах, которая ожидается в среднесрочной перспективе. Сейчас дефицит в педагогах остро не ощущается из-за того, что в системе остается много работающих пенсионеров. Председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин привел в начале слушаний такие цифры: более 15 процентов педагогических университетов за последние 5 лет сменили свой статус, перестав быть профильными. Сокращается и контингент студентов, обучающихся педагогическим премудростям. Уровень приема в вузы на педагогические специальности в 2009 году уменьшился за последние несколько лет почти на треть. Но это еще «цветочки». Если вдаваться в подробности, то приходится констатировать факт, что прием абитуриентов на бюджетные места по таким специальностям как химия, математика и физика за пять последних лет уменьшился почти в два раза!

– К сожалению, учиться в педагогические вузы идут не самые лучшие ученики, – сокрушается Григорий Балыхин. – В 2009 году средний балл Единого государственного экзамена студентов, зачисленных на бюджетные места, на педагогические специальности, составил 53. Притом, что средний балл по ЕГЭ студентов, зачисленных по всем укрупненным группам специальностей, был равен 59. Во многом, такое положение связано с низким престижем учительского труда.

Говоря о преобразовании педагогических вузов в крупные базовые центры, Григорий Балыхин выразил уверенность в том, что укрупнение позволяет более эффективно использовать материально-технические и кадровые ресурсы для повышения качества образования. При этом важно сохранить сеть российских педагогических вузов, считает он. То есть, по сути, двигаться сразу по двум направлениям, не забывая о роли науки в педагогических вузах.

Удержать и поддержать

Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Ушинского Владимир Афанасьев считает, что наиболее разумным было бы объединение педагогических университетов в ассоциации или центры. И с успешной реализацией такого подхода Владимир Афанасьев, по его словам, встречался в нескольких регионах России, в частности, в Барнауле, Волгограде, Ярославле и Ростове-на-Дону.

– Мы по системе: педагогический колледж – педагогический вуз – аспирантура – докторантура, – рассказал Владимир Афанасьев, – подготовили порядка 1300 специалистов. Доля трудоустроенных по специальности из них составляет 95 процентов. Через три и пять лет из них в системе образования останется порядка 70 процентов. Это высокий показатель.

Тему трудоустройства подготовленных педагогических кадров поддержал включившийся в виртуальную беседу председатель Сахалинской областной думы Владимир Ефремов.

С 2006 по 2008 год в школы области пришли на работу 184 молодых педагога, тогда как потребность в них была в два раза выше. В 2009-2010 годах она составляла уже 277 специалистов различных педагогических специальностей, но в школы прибыли только 136 молодых педагогов, 119 из которых получили образование в области. В их числе 105 выпускников Сахалинского государственного университета (из 417) и 14 – педагогических колледжей (из 144 выпускников).

– Обсуждая проблемы модернизации педагогического образования, – заявил Владимир Ефремов, – мы должны ясно понимать, что положительный результат не будет достигнут без коренного изменения отношения к педагогу со стороны общества и государства. Некоторые регионы России имеют материальные возможности для решения этих задач на местах, но все-таки главную роль должно играть государство.

– Необходимы изменения в Федеральном законе «Об образовании» и в иных законах, регулирующих новые финансово-экономические механизмы, переход на новую систему оплаты труда, а также новые модели аттестации педагогических и руководящих работников, – уверена председатель комитета по социальным вопросам Псковской городской думы, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс» Любовь Николаева. – На федеральном уровне требуется проработать вопросы об установлении фиксированного минимального уровня зарплаты молодого специалиста, определении льготных ставок кредитов для молодых педагогов на приобретение жилья в городах и в сельской местности.

Для сохранения педагогического образования как особой подсистемы ВПО в России первый заместитель председателя Верховного совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских видит перспективным создание модульно-организационных учебно-научных педагогических комплексов по типу: школа – педагогический колледж, колледж – вуз, вуз – учреждение дополнительного педагогического образования. Например, в Хакасском государственном университете реализуются программы основного и дополнительного образования, в том числе, интегрированные программы СПО и ВПО, а также программы ДПО – для того, чтобы учителя могли освоить содержание новых технологий и получить опыт инновационной деятельности через участие в работе экспериментальных площадок и других проектов.

В педагоги – лучших!

– Почему официальная образовательная политика России сосредоточена на реформе педагогического образования? – задался вопросом заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. – Ответ прост: эта реформа – самая дешевая мера, которую может себе позволить государство для улучшения качества школьного образования. Превращение педвузов в факультеты классических университетов, на мой взгляд, скорее принесет вред. Мы говорим о том, что нужно усиливать педагогическую подготовку, но в классических университетах она будет уменьшена, это очевидно. А выпускники таких университетов еще реже будут приходить в школу.

О проблемах трудоустройства выпускников колледжей и стыковки образовательных программ, которые усугубились после введения в вузах программ подготовки бакалавров для начального образования, завел речь заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Красноярского края Василий Моргун. Для сохранения и развития системы среднего профессионального педагогического образования необходимо принципиально решить вопрос о соотношении программ так называемого прикладного бакалавриата в вузах с программами подготовки учреждений СПО. А система нужна. И это подтвердил анализ качества подготовки учителей начальных классов в педколледжах Красноярского края. Учителя, как рассказал Василий Моргун, показали не только высокое качество подготовки и достаточные практические навыки, но и немаловажную в условиях нынешнего кадрового дефицита мотивацию к работе в районах края.

«Люмпенизация» учителей

Выступление ректора Ставропольского государственного педагогического института Людмилы Редько было очень эмоциональным:

– Российская ассоциация педагогических вузов и их коллективы всерьез озабочены очередной, уже четвертой в истории государства попыткой фактически диверсифицировать специфическую отраслевую систему подготовки профессиональных педагогических кадров и сэкономить бюджет за счет массового привлечения в школы специалистов с высшим, но не педагогическим, образованием. Закон никогда не запрещал работать в школе неспециалистам, но их число ни разу за последние 20 лет не составляло более одного процента. Даже в разгар безработицы они предпочитают школе биржу труда. И кроме мегаполисов, в которых зарплаты в школах гораздо выше, чем в регионах, такие учителя в школах не задерживаются. Также говоря о процедуре аттестации педагогов, которой предписано обновиться, Людмила Редько акцентировала внимание коллег на том, что новое положение об этой процедуре не предусматривает существенных деталей и не решает имеющиеся проблемы в оценке качества работы педагогов. В документе не говорится об аттестации и допуске к работе «учителей» без специального образования, стажа и опыта, которые доучились на курсах или в магистратурах за собственные средства.

– Накануне принятия окончательных решений о кардинальном изменении образовательного законодательства, сказала Людмила Редько, – хочу еще раз остановиться на том, что необходимо сделать все возможное для снижения темпов люмпенизации и социальных разочарований российских учителей. Этот процесс гораздо страшнее кризиса в экономике, потому что именно мировоззренческая основа личности и социальный статус учителя всегда определяли интеллектуальный потенциал и нравственное здоровье любого общества. Нельзя забывать, что прочность любого государственного образования зависит от того, из какого социального материала сформирована элита народа и класс носителей власти. Хочу подчеркнуть, что необходима национальная программа подготовки и переподготовки российского учителя, разработанная совсем в иной логике, чем, допустим, новый предлагаемый нам кодекс учителя. Он предлагает учителям быть честными, порядочными и считать, что взятки не сочетаются с профессиональной этикой. Закономерен вопрос: с чьей профессиональной этикой сочетается нечестность, непорядочность и взятки?

Мощный эмоциональный посыл Людмилы Редько коллеги из самых разных регионов поддержали аплодисментами.

В ходе парламентских слушаний активно высказывались мнения как по общим проблемам образовательной отрасли, так и по немаловажным частностям, сопутствующим формированию личности в школе. Так, подготовкой квалифицированных кадров для школьных библиотек обеспокоен член комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области Иван Яголевич.

– Недавно мы встречались с библиотекарями Челябинска, и я увидел, что школьные библиотеки не стоят на месте, – отметил Иван Яголевич. – Они имеют прекрасный книжный фонд, периодику, медиатеки, выход в Интернет. Удивительно, что при обсуждении инициативы «Наша новая школа», предусматривающей развитие школьной инфраструктуры, мы почему-то не вспоминаем о библиотеках как о культурных центрах школьной жизни. Почему со стороны Министерства образования и науки РФ нет государственного заказа на подготовку специалистов для работы в библиотеках общеобразовательных учреждений? Ни один вузовский образовательный стандарт не предусматривает подготовку специалистов по квалификации, связанной с созданием условий для чтения, активизацией и повышением его качества у детей и подростков. Наш опыт показывает, что к выпуску подобных специалистов могут быть подключены вузы культуры, в которых сохранились профессионалы в сфере библиотечного обслуживания.

Но из 30 выпускников по специальности «Библиотечная и информационная деятельность» в Челябинской государственной академии культуры и искусства в школьные библиотеки приходят от одного до трех человек в год. Нужно ли говорить о том, что престиж школьного библиотекаря еще ниже, чем учителя? Ведь должность библиотекаря в общеобразовательных учреждениях даже не относится к разряду педагогических.

Особые требования

Депутат парламента г. Киреевска Тульской области, директор Киреевской школы-интерната Алексей Аксенов обратился к проблеме организации системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений. Специфика работы в школах-интернатах и детских домах предъявляет к педагогам особые требования, ведь им приходится трудиться в условиях постоянной эмоциональной напряженности при высоком уровне ответственности.

А министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов предложил механизмы регулирования процессами подготовки педагогических ресурсов передать в ведение регионов. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования, наделенный полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации вузов, реализующих программы педагогического образования, их лицензированию и государственной аккредитации, смог бы, в том числе, наиболее эффективно создать базовые центры педагогического образования. Этот путь дал бы субъекту возможность формировать госзадание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников на основе реальных запросов региональных образовательных учреждений.

– Введение целевого приема в учрежденияСПОиВПОказалосьдейственным механизмом кадрового восполнения, – говорит Сергей Черепанов. – Однако по-прежнему актуальной остается проблема возвращения «целевиков» в образовательные учреждения. Она характерна и для других субъектов РФ. Поэтому считаем логичным предусмотреть в законодательстве возможность возмещения гражданами, проработавшими в образовательных учреждениях менее трех лет и не приступившими к работе вообще, понесенных бюджетных расходов, в связи с их обучением по целевому приему.

Член Комитета по международным делам и сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Государственной Думы РФ Валерий Селезнев высказал идеи о нормативно-правовом обеспечении модернизации системы педагогического образования с точки зрения интеграции инвалидов-детей в общество с детского возраста. Решению этого вопроса могла бы способствовать концепция сочетания спецобразования и совместного обучения во всех уровнях образовательной системы. Актуальным в связи с этим становится и обновление госстандартов педагогического образования.

Новая форма финансирования

О практике перехода образовательных учреждений к нормативно-подушевому финансированию на примере конкретного региона рассказала заместитель председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики Татьяна Саенко. Новая система оплаты труда педагогов, основанная на принципах нормативно-подушевого финансирования, во всех общеобразовательных учреждениях республики введена с 1 сентября 2009 года. Это привело к реальному росту зарплаты педагогов, добивающихся высоких результатов, но одновременно произошло снижение базовой заработной платы учителей, работающих с небольшим количеством учеников.

Известно, что, если одни регионы находят деньги на поддержку педагогов, то другим, менее «богатым», эти средства брать попросту неоткуда. И ко второй группе, надо сказать, относится большинство субъектов РФ. Им остается только надеяться на поддержку федерального центра.

Наверное, именно поэтому председатель комитета по образованию высшей школы Архангельского областного собрания депутатов Игорь Чесноков и предложил в рамках реализации проекта «Наша новая школа» предусмотреть в федеральном бюджете на срок не менее трех лет дополнительные средства дотационным регионам. Они пошли бы на повышение фонда оплаты труда в муниципальных и региональных образовательных учреждениях при переходе их на «нормативно-подушевую» систему.

– В нынешних экономических условиях у большинства регионов таких средств нет, – заверил собеседников Игорь Чесноков. – В этих условиях переход на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности, превратится в простую формальность. Это лишь дискредитирует, на мой взгляд, саму идею новой системы оплаты труда и вряд ли привлечет в школу профессиональные педагогические кадры.

– Российские педагогические вузы успешно готовили и готовят учителейпредметников, но часто вне поля зрения остается другая важная задача – воспитательная, – вступил в виртуальный разговор председатель Государственного совета Удмуртской Республики. Александр Соловьев. – Задачи воспитания и обучения решали школы и ранее, но совершенно в другой социально-экономической ситуации. Сегодня система воспитательной работы, оставшись прежней, показывает низкую эффективность.

В условиях, когда задача по воспитанию ребенка часто целиком и полностью переваливается на плечи педагога, ему едва ли не приходится брать на себя функции родителей. Но в проекте ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения, отмечает Александр Соловьев, по направлению психолого-педагогического образования заявлена идея опережающего знания, как основы инновационной России, хотя в то же время воспитательная компонента из предметного поля профессиональной деятельности педагога выпадает. В условиях снижения духовности и нравственности общества, и особенно его молодой части, профессионально подготовленный классный руководитель мог бы вносить существенные коррективы в процесс становления личности ребенка.

В течение парламентских слушаний их участники регулярно высказывали мнения о финансовых проблемах, к сожалению, неотступно сопутствующих образовательной отрасли. Один из вариантов их решения предложил председатель комитета по науке, образованию, культуре и спорту, делам семьи и молодежи Липецкого областного совета депутатов, ректор Елецкого государственного университета Валерий Кузовлев. Сфера образования затратная, если смотреть на нее только с одной стороны. С другой – она приносит существенную прибыль тем, кто вкладывает в нее средства. По некоторым оценкам, аргументировал свое мнение Валерий Кузовлев, каждый рубль, вложенный в образование, возвращает обществу шесть рублей, а специалист производит ценности, которые по стоимости в среднем в 11 раз превышают затраты на его обучение.

Он предложил рассмотреть возможность привлечения работодателей в процесс подготовки специалистов. Их затраты на прямое финансирование образования могли бы быть включены в себестоимость выпускаемой продукции.

Регионы услышаны

В завершение парламентских слушаний директор Департамента государственной политики в образовании Министерство образования и науки России Игорь Реморенко заверил выступавших в том, что к ряду идей, прозвучавших из регионов, руководство образовательной сферы точно прислушается. К их числу Игорь Реморенко отнес предложения об участии регионов в предстоящем обновлении сети педагогических вузов, дальнейшем развитии новых профессионально-педагогических позиций, профессиональной поддержке учителей, в частности, с помощью методической службы, контрактной подготовке педагогов и других.

Кстати, что касается обеспечения «оседлости» молодых учителей, обученных по целевому госзаказу, а эта мысль была озвучена в выступлениях представителей нескольких регионов, Игорь Михайлович сразу внес ясность. Ныне на первое место в законе «Об образовании» поставлена личность с ее интересами, выбором, ценностями и свободой, поэтому человека трудно направить работать вопреки его пожеланиям.

Этот факт подтвердил председатель Комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. Он напомнил о том, что в 2002-2003 годах шла работа в этом направлении, даже была введена норма «возвратные бюджетные субсидии». И, несмотря на то, что проект постановления правительства практически был подготовлен, дело застопорилось. Не нашлось механизма, который позволял бы «целевикам» возмещать вложенные в их обучение средства. Возможно, в нынешних условиях такой механизм будет определен. По крайней мере, Григорий Балыхин пообещал продолжить работу в этом направлении.

Три часа разговора миновали практически незаметно. По свидетельствам участников диалога, большинство из них не заметило и того, что общение проходило в виртуальном режиме. Реальные проблемы системы образованияРоссии, которые были озвучены в выступлениях, транслировавшихся в видеорежиме, получили реальные шансы для их положительного решения. А это означает то, что любое общение заинтересованных сторон, пусть даже виртуальное, будет только на пользу. Особенно это важно для сферы образования, которая, как известно, ответственная за формирование и воспитание будущих поколений, а значит, за будущее страны.

Как заметила председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного собрания Вологодской области Людмила Ячеистова, почти все предложения, прозвучавшие в парламентских слушаниях, уже были когда-то реализованы в России. История нашей страны помнит и учителей-мужчин, освобожденных от призыва в армию, и казенные квартиры, оплачиваемые государством, и отработанные системы аттестации, и педагогический класс в женской гимназии, и 12-часовую недельную нагрузку, и нормальную заработную плату педагога. Возможно, есть смысл педагогическому сообществу обратить взор на опыт прежних поколений. Во благо будущих.

Три основных подхода к модернизации

Подводя итоги парламентских слушаний на заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ, его председатель Григорий Балыхин сказал следующее:

– В рекомендациях в адрес Правительства и Министерства образования и науки России, субъектов РФ и органов государственной власти, мы изложили основные проблемы, связанные с педагогическим образованием.

Модернизация педагогического образования, как отметил Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию, должна проходить по двум направлениям – путем создания крупных центров по подготовке учителей и превращения педагогических вузов в факультеты классических университетов. Мы рекомендуем правительству создать такие крупные центры, как минимум, в каждом федеральном округе. Однако не каждый педагогический вуз сейчас готов стать региональным центром. Нам кажется, что такие центры должны носить межрегиональный характер. Но, с другой стороны, я категорический против того, чтобы полностью ликвидировать систему педагогических вузов. Мое видение заключается в том, что мы должны идти двумя путями.

Создание системы непрерывного образования мы рекомендуем начать с использования форм, методов и ресурсов Федеральной целевой программы развития образования, вошедшей в перечень нескольких крупных программ, которые будут разрабатываться на очередные пять лет.

Касаемо создания института интернатуры для педагогов, скажу, что годичная интернатура – это, по существу, стажировка. Если бы у инженеров не было столько часов выделено на практическую подготовку, то им было бы трудно стать хорошими специалистами. И бакалавр педагогики, которому мы поручаем своих детей, должен иметь соответствующую практику, навыки и т.д.

С нашей точки зрения, это три основных подхода, с ними мы и обратились в правительство. А вообще, для подготовки рекомендаций по итогам парламентских слушаний мы получили большое количество предложений из регионов. И наши рекомендации разработаны на основе поступивших предложений.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Коммерциализация вузов в контексте реформ
Педагогические кадры для Башкортостана
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Инновационная экономика начинается с образования
Аккредитация: доверять или проверять?
Новый формат педагога
Сибирский педагогический консорциум
Владимирский сегмент наноиндустрии
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Социально-профессиональный портрет педагога

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ