Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ДемиУрГИ гуманитарного образования

УрГИ - первый негосударственный вуз, образованный на базе РАН, взял за основу в своей работе механизм взаимодействия академической науки, образования и практики. Задачи по интеграции науки в высшее гуманитарное образование, повышению его качества, оптимальному использованию научных результатов в образовательных технологиях определили стратегическую линию в развитии вуза.

Просмотров: 3042
Денисевич Михаил Николаевич. Основатель и первый ректор Уральского гуманитарного института (1994), заведующий кафедрой истории и философии, почетный работник высшей школы Российской Федерации, д.и.н., профессор

В системе российского образования сегмент, который представляют негосударственные учреждения, неуклонно продолжает увеличиваться. Этот закономерный процесс свидетельствует, прежде всего, о его востребованности не только среди населения, но и у работодателей. Негосударственное образование стало неотъемлемой частью этой системы, гармонично включившись в процесс подготовки квалифицированных кадров для экономики нашей страны. И, без преувеличения, роль «первой скрипки» в этом процессе среди негосударственных образовательных учреждений, как правило, играют частные высшие учебные заведения.

Стратегия современного вуза

Уральский гуманитарный институт (УрГИ), став в 1994 году первым негосударственным вузом, образованным на базе Российской академии наук, взял за основу в своей работе механизм взаимодействия академической науки, образования и практики. Задачи по интеграции науки в высшее гуманитарное образование, повышению его качества, оптимальному использованию научных результатов в образовательных информационных технологиях определили стратегическую линию в развитии вуза. Совместными усилиями ученых Уральского отделения РАН и УрГИ была разработана концепция интеграции науки и образования.

За прошедшие годы институт провел более 70 научных конференций, 17 из которых имели международный статус. Ведущие ученые УрО РАН совместно с преподавателями УрГИ более 10 лет работают над главным научным направлением института – «Гуманитарное знание и образование как стратегический ресурс развития России».

В преддверии 2000 года УрГИ обрел собственное здание. Колоссальные усилия учредителей, администрации и ректора по превращению в храм науки заброшенных полусгоревших развалин увенчались успехом. В стильном и комфортабельном здании, обустроенном по примеру лучших зарубежных образовательных центров, студентам открылись новые перспективы в учебе, науке, культурной и духовной жизни.

Надо сказать, внешний вид здания УрГИ вполне соответствует его имиджу на рынке образовательных услуг. Это солидное, уважаемое учебное учреждение, предоставляющее студентам качественное образование. УрГИ – современный вуз, отличающийся идейным, теоретическим, технологическим и инновационным лидерством и совокупностью научных, образовательных и информационных ресурсов.

Сегодня в Уральском гуманитарном институте на четырех факультетах (экономическом, юридическом, психологии и менеджмента), а также отделении иностранных языков и межкультурной коммуникации, ведется обучение по 7 специальностям и 25 уникальным специализациям. В институте 12 кафедр: истории и философии; теории и истории государства и права; гражданского права; уголовного права; экономики и финансов; бухгалтерского учета, анализа и аудита; математики и информатики; менеджмента; логистики; общей психологии; практической психологии; перевода и переводоведения; физического воспитания. В УрГИ ведутся исследования в семи учебно-научно-производственных лабораториях: «Финансовый учет и управленческий анализ», «Управление финансами», «Прикладная информатика», «Управленческих технологий и логистических решений», «Центр развития «Я», «Юридическая клиника» и «Мастерская перевода».

В 2008 году на базе научной школы «Психология семьи» и учебно-научно-практической лаборатории факультета психологии «Центр развития «Я» был организован Институт семьи, сотрудники которого проводят плановые научные исследования, конференции российского и международного уровней, издают научный журнал, защищают докторские и кандидатские диссертации.

Работа четко регламентирована

Уральский гуманитарный институт одним из первых среди российских вузов обеспечил учебный процесс электронными учебниками и хрестоматиями. Более 500 электронных УНК обеспечивают информационную составляющую занятий практически по всем дисциплинам. Кроме того, студенты и преподаватели могут пользоваться электронной библиотекой изданий на иностранных языках.

Постоянно расширяется и так называемый «бумажный» библиотечный фонд института, который состоит из более чем 300 тысяч учебников и учебных пособий. В библиотеке вуза внедрена и действует новая образовательная модель – автоматизированное рабочее место преподавателя и студента, поэтому здесь можно в зависимости от желания и возможностей как взять книги на абонемент или позаниматься в читальном зале, так и воспользоваться электронной библиотекой.

Работа УрГИ целесообразно распределена по отделам, каждый из которых отвечает за свое направление деятельности. Функционирование отделов: юридического, учебного, научно-исследовательского, редакционно-издательского, по лицензированию, аттестации и аккредитации, по работе с поступающими, капитального ремонта, по внеучебной и воспитательной работе, рекламы и внешних связей, довузовской подготовки, дополнительного образования и повышения квалификации координирует руководство института.

В институте организованы центры международного сотрудничества, языковой профессионально-ориентированной подготовки, информационных образовательных и дистанционных технологий. Специально созданная служба тестирования УрГИ сформировала собственную базу, благодаря которой студенты проходят тестирования по разным направлениям и представляют свои знания на различных этапах обучения. Высокий уровень развития тестовых технологий позволил институту успешно участвовать в Интернет-тестировании ФЭПО по всем дисциплинам цикла социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин и части дисциплин блока ОПД.

В УрГИ активно внедряется форма коллегиального принятия решений, поэтому здесь работают комиссии: по управлению качеством подготовки специалистов, экспертная комиссия, финансовая, кадровая, по корпоративной этике. В вузе действуют научно-методический совет, студенческий совет, спортивный клуб, клуб лидеров института, молодежная биржа труда и сервисная служба.

Из первых рук

Реализуя концепцию «Образование «из первых рук», УрГИ предоставляет своим студентам уникальную возможность соприкоснуться с представителями мировой науки. Институт развивает международные связи с университетами Германии, Бельгии, Швеции, Великобритании, Китая, Франции и Беларуси. Перед студентами регулярно выступают российские и зарубежные ученые с мировым именем. Стажировки в зарубежных компаниях, обмен студентами и преподавателями позволяют поддерживать их мобильность.

Высокий уровень подготовки студентов Уральского гуманитарного института обеспечивают квалифицированные преподаватели. Более 75 процентов преподавателей имеют ученые степени и звания. К учебному процессу привлечены практикующие психологи, финансисты, бухгалтеры и аудиторы, юристы и управленцы муниципального и государственного уровней.

Преподаватели кафедр института разрабатывают уникальные учебные программы, практикумы, электронные учебники и хрестоматии по своим дисциплинам. Они ориентированы на подготовку конкурентоспособных специалистов-практиков, обладающих профессиональными компетенциями в сфере экономики, права, управления, психологии и переводов. На счету преподавателей института – фундаментальные труды по вопросам психологии, юриспруденции, экономики и права.

Современный институт сродни живому организму, который находится в постоянном развитии. В его стенах создан научно-образовательно-инновационный кластер, который объединяет под началом вуза бизнес-инкубатор, Институт социально-экономического развития (г. Серов), а также инновационно-образовательные центры г.г. Серова, Алапаевска и Ревды. Цель кластера – обеспечить высокое качество образования, его практическую направленность, интенсивное развитие и осуществление связей на уровнях понимания общих проблем, постановки общих целей, поиска новых решений, использования похожих стратегий и механизмов развития, создания новых научных, образовательных и инновационных технологий и трансляции инноваций.

В поиске научной истины

Одно из приоритетных направлений работы института – научно-исследовательская деятельность. В фундаментальные и прикладные научные исследования, которые проводит институт, вовлечены все преподаватели и студенты.

С переходом на проектную деятельность активизировалась работа студенческого научного общества. В институте не только проводятся студенческие конференции, но и публикуются сборники студенческих научных работ. Ежегодно студенты вуза становятся лауреатами стипендии губернатора Свердловской области. Также в институте учреждено звание «Лучший студент года», которое присваивается самому яркому, успешному и творчески активному представителю студенчества.

Для поощрения студентов, проживающих на отдаленных территориях и обучающихся в УрГИ заочно, учреждены гранты глав муниципальных образований Свердловской области. Вообще, система стимулов для студентов УрГИ достаточно развита. Она включает в себя как гранты вуза, так и скидки на оплату обучения в размере от 5 до 20 процентов, которые студенты могут получить по результатам своей учебы и участию в общественной и научной жизни института.

С 2000 года для одаренных и способных детей при институте открыта Малая гуманитарная академия (МГА), в работе которой используется уникальная образовательная стратегия. Состязательность интеллектов и идей, стремление к высшим индивидуальным достижениям – МГА провозгласила своим девизом. Под руководством научных руководителей – тьюторов-наставников – «академисты» занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в научных семинарах, публикуют материалы выступлений и даже делают научные открытия.

Самостоятельны и активны

Конечно же, студенческая жизнь в УрГИ, как и в любом другом современном вузе, состоит не только из учебных занятий. Большое внимание уделяется формированию у студентов гражданской позиции, нравственных, культурных и научных ценностей, выработке навыков конструктивного поведения на рынке труда. В вузе созданы условия для саморазвития и самоутверждения личности, развития творческих способностей студентов, определению ими жизненных ориентиров, приобретению организаторских и коммуникативных умений и навыков.

Выступающий в качестве органа самоуправления студенческий совет организует не только учебно-организационную деятельность студентов, но и культурно-массовую, спортивную. Участвуя в общественной жизни, молодые люди развивают творческие качества, активность и самостоятельность.

Для первокурсников разработана и действует программа адаптации, с ними ведется психолого-консультационная и профилактическая работа, работает юридическая клиника. Студентам читают лекции по проблемам молодой семьи, профилактике зависимостей, с ними проводят тренинги личностного роста, а самые перспективные из них занимаются в группах «Резерв» и «Лидер».

В УрГИ осознают значимость гражданского, патриотического и духовно-нравственного и трудового воспитания, поэтому вуз систематически проводит акции «Сделаем наш дом чище», субботники по уборке территории. Традиционно в институте проходят «марафоны добрых дел» – по оказанию помощи детским домам и домам престарелых, ведется работа с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Ребята ездят на экскурсии по историческим местам и православным святыням, собирают средства на строительство первого студенческого храма во имя Архистратига Михаила в г. Серове, инициатором строительства которого выступил УрГИ.

Огромное значение в институте придается спортивно-оздоровительной работе, пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни. Большинство мероприятий проводится в вузовском спортивном комплексе. Здесь даже студенты-заочники с удовольствием занимаются физической культурой.

В УрГИ ежегодно проходят традиционные спортивные мероприятия-праздники – осенняя спартакиада, День здоровья, День спринтера и другие. Активно участвуют в межвузовских универсиадах институтские команды по баскетболу и футболу. Вуз в течение года принимает множество чемпионатов и турниров, например, по баскетболу, футболу, стритболу, настольному теннису и силовому экстриму. А занятия для студентов, сотрудников и преподавателей в тренажерном зале проходят ежедневно.

Институт ежемесячно выпускает собственную газету «Вестник УрГИ», ведет хронику, фото- и видеолетопись института, организует праздничные мероприятия, фестивали, конкурсы и выставки. Проходят в УрГИ традиционные конкурсы «Интеллектуал года» и «Переводчик года». В профессиональном мастерстве соревнуются лингвисты, менеджеры и экономисты.

Получается, что одновременно с учебой у студента формируются профессионально значимые и социально необходимые качества, такие как культура системного мышления и организованного поведения, здорового образа жизни, коммуникативность, умение работать в команде, толерантность, стремление к самообразованию и саморазвитию, высокая профессиональная ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянно изменяющимся факторам, гибкость и креативность мышления, оптимальный стиль поведения, умение преподнести свои профессиональные и личностные достоинства.

Новые подходы к обучению

В институте интенсивно осуществляется переход от информационного обучения к технологическому и креативному. Это новый тип обучения, ноу-хау Уральского гуманитарного института. С переходом к массовому использованию компьютеров и Интернет-технологий студенты получили доступ к информации наравне с преподавателями. Сегодня задача преподавателя – не «наполнить» студента знаниями, а научить новым методам их получения, умению адаптировать их к постоянно обновляющимся технологиям. Образование становится непрерывным, направляемым, самостоятельным процессом. Переход к новой образовательной модели обеспечивает обучение, ориентированное на практику и направленное на решение реальных
научных и практических задач, стоящих перед российской экономикой и обществом.

Новая образовательная модель практического обучения с инновационными подходами к содержанию образования и переносом акцентов на практико-ориентированное обучение предполагает:

  • разделение часов в учебных планах специальностей на лекционные и семинарские внутри блоков дисциплин в процентном соотношении составляет 70/30 по блоку ГСЭ, 50/50 по блоку ЕН, ОПД и 30/70 по блоку ДС;
  • распределение часов семинарских занятий на семинары, практические и лабораторные занятия;
  • переход на блочное обучение по очной и очно-заочной формам, компоновка «чтения» по блокам – лекции, семинарские, практические и лабораторные работы;
  • усиление роли учебно-научно-производственых лабораторий в обеспечении учебного процесса (проведение занятий на базе лабораторий);
  • составление расписания занятий с учетом практической направленности обучения.

Обучение по специальности «Перевод и переводоведение» по новой модели предполагает обязательную языковую стажировку за рубежом. А учебный план специальности «Психология» по очной форме обучения включает освоение программы «Сестринское дело». В курсовом и дипломном проектировании выделена практическая составляющая. Схемы формирования практических умений и навыков разработаны по всем специальностям.

Ученый совет УрГИ активно внедряет новые подходы в обучении. Концепция непрерывной математической подготовки предполагает встраивание математических методов в подготовку по специальности, перенос изучения предмета на компьютеры. Учитывая тенденции развития современного общества, в частности, широкое использование английского в качестве языка международного общения, образованному современному специалисту необходима лингвистическая подготовка для адекватного вхождения в мир без языковых границ. Концепция языковой подготовки, матрицы изучения иностранного языка направлена на стимулирование освоения зарубежного опыта по специальностям.

Особое значение сегодня приобретает дистанционное образование – самая быстро развивающаяся форма технологического образования, особо актуальная в связи с изменением экономической ситуации в России и новыми требованиями к специалистам на рынке труда. Знаний, полученных несколько лет назад, уже недостаточно. Востребованы специалисты широкого профиля. И это заставляет выпускника задуматься о повышении квалификации или о получении второго высшего образования.

В УрГИ дистанционная форма обучения особенно интересна людям, занятым на производстве, в бизнесе, проживающим в отдаленных районах страны и зарубежья, а также тем, кто ограничен в физических возможностях.

Успешный вуз – отличная репутация

За 16 лет работы Уральский гуманитарный институт подготовил более 3500 специалистов. По результатам исследований кадровых агентств, переводчики, юристы, психологи, финансисты, менеджеры и специалисты по информатике, подготовленные в УрГИ, входят в первую десятку по востребованности на рынке труда. Их профессиональный уровень соответствует запросам работодателей, что, в свою очередь, обеспечивает стопроцентную занятость выпускников УрГИ по полученной специальности на государственных и частных предприятиях, в финансовых и управленческих структурах, банках, страховых компаниях, службах психологической поддержки, медицинских учреждениях, школах и вузах, отделах перевода, судах, правоохранительных органах, органах юстиции и нотариальных конторах.

В институте постоянно ведется профориентационная работа, организуются встречи со специалистами-практиками, экскурсии на предприятия и Дни открытых дверей. Студенты, задумываясь о предстоящем трудовом пути, с интересом посещают профессиональные центры и ярмарки вакансий.

На факультетах сложилась практика трудоустройства студентов через базы производственных и преддипломных практик. Многие старшекурсники работают по специальности. Отдел по внеучебной работе оказывает студентам реальную помощь в трудоустройстве, сотрудничает с выпускниками института и другими работодателями по организации вторичной занятости.

УрГИ – социально ответственный вуз. Регулярное участие в спонсорских и благотворительных проектах закрепило за ним статус успешного института с отличной репутацией, который не только оказывает образовательные услуги, но и заинтересованно вносит свою лепту в культурную и социальную жизнь городов, в которых работает. УрГИ постоянно занимается благотворительной деятельностью, помогает детским садам, школам и домам престарелых. Ректор института, профессор Михаил Денисевич принимал участие в разработке стратегического плана г. Екатеринбурга. Кроме того, институт является ведущим разработчиком и научным руководителем стратегического плана социально-экономического развития поселка Энер-
гетиков в г. Серове.

Такая репутация обеспечивает Уральскому гуманитарному институту высокую популярность среди абитуриентов не только Свердловской области, но и соседних регионов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
Юридическое образование в негосударственном вузе
Развитие негосударственного сектора высшей школы
О проблемах подготовки педагогических кадров
Нужно ли государству негосударственное образование?
Социально-профессиональный портрет педагога
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Коммерциализация вузов в контексте реформ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ