Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузовНегосударственное образовательное учреждение Институт международных связей города Екатеринбурга первым в регионе открыл подготовку студентов по специальности «Связи с общественностью» и установил тесные отношения с практиками в сфере рекламы и PR. Просмотров: 2409
Сегодня все эксперты в области связей с общественностью признают ценность компетентностного подхода и необходимость выпуска «гибких» специалистов, способных ориентироваться в условиях изменяющихся требований рынка труда. Негосударственное образовательное учреждение Институт международных связей (ИМС) города Екатеринбурга, основанный в 1994 году, первым в регионе открыл подготовку студентов по специальности «Связи с общественностью» и установил тесные отношения с практиками в сфере рекламы и PR. ИМС является одним из учредителей Уральского отделения Российской ассоциации по связям с общественностью. Уже известным совместным проектом является ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Подготовка PR-специалиста в вузе: тенденции и перспективы». Сотрудничество с РАСО – проведение мастер-классов, тренингов, студенческих PR-школ, творческих конкурсов и др. – способствует повышению эффективности подготовки выпускников. Кафедра связей с общественностью постоянно корректирует свою работу в соответствии с ожиданиями работодателей. Осуществляется разработка учебных планов и программ на основе модели подготовки PR-специалиста, базирующейся на компетентностном подходе. В 2009 году Институт международных связей совместно с РАСО провел два экспертных опроса работодателей, профессионалов в сфере связей с общественностью и рекламы, а также представителей системы образования о качестве подготовке выпускников по направлению «Связи с общественностью и реклама». Целью исследований являлось выделение ключевых компетенций в процессе подготовки выпускника по указанному направлению и оценка уровня их сформированности. Под компетенцией нами понимается совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанная с качественным освоением содержания образования. С позиции компетентностного подхода, компетенция есть цель образования. Компетентность – владение соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к предмету деятельности, обобщенные способности личности, результат образования. В исследовании приняло участие 142 эксперта из 24 регионов России. Из них 33% – представители бизнес-структур, 32% – сферы рекламы и PR, поровну разделились эксперты, представляющие государственный сектор и сферу образования, – по 14% опрошенных соответственно. Одним из основных вопросов, на который эксперты дали ответ, – это обязательные компетенции выпускников по связям с общественностью и рекламе – среди универсальных компетенций в аспекте специальности, предложенных нами. К ним мы отнесли: умение анализировать, исследовать, планировать, проектировать, принимать решения, обращаться с ПК, знание иностранного языка, нормативной базы специальности, компьютерных и мультимедийных программ и т.д. Было предложено учитывать также личные качества специалиста. На первое место (более 70% опрошенных) респонденты поставили: умение составлять различные виды PR и рекламных документов, знание основ проектной деятельности, личностные качества специалиста, знание и навыки работы с ПК. Преподаватели и работодатели называют следующие документы, которые должен уметь составлять и заполнять специалист по связям с общественностью: приказ, отчет, служебная записка, письмо, смета расходов, договор, распоряжение, медиаплан, план и график работы. Особо отмечены умения писать характеристики, объявления, поздравления, информационные письма; составлять документы для внешних целевых аудиторий: пресс-релизы, брифы, статьи, рекламные тексты, деловые предложения. Работодатели отдельно выделяют грамотность как важную составляющую компетенции. В вопросе знания основ проектной деятельности, мнения практиков и преподавателей также во многом сходятся. Здесь были отмечены как необходимые такие компетенции: умение анализировать состояние объекта и предмета проектирования и делать выводы, способность генерировать идею проекта с использованием разных методик поиска идей, планировать время реализации технологий проекта, планировать финансовое обеспечение проекта и размещение материалов в СМИ и на рекламных носителях для максимального охвата целевой аудитории. Специалисты-практики дополнительно называют следующие характеристики специалиста по PR: умение отстоять свое решение перед заказчиком, зачастую некомпетентным в области PR и СМИ; а также говорить на языке партнера; выстраивать долгосрочные отношения с партнерами; способность использования возможностей общественных организаций для решения общих задач; продать проект клиенту, СМИ, органам власти и другим целевым аудиториям, заинтересованным в проекте. Преподаватели, в свою очередь, считают необходимым развивать такие компетентностные составляющие как: умение планировать размещение материалов в СМИ, на рекламных носителях и использовать иные коммуникативные каналы для максимального охвата целевой аудитории; работать со средствами управления проектами MS Project. На второе место (60%) респонденты поставили следующие компетенции: способность принимать решения в условиях риска и изменений, способность к комплексному и ситуационному анализу процессов. Значительная часть опрошенных (45%) отметила важность владения иностранными языками на уровне профессиональной коммуникации. Наименее нужными (менее 25%) для выпускника компетенциями эксперты назвали: знание нормативно-правовых документов, документооборота и навыки работы с мультимедийными материалами. Некоторые преподаватели считают, что знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации, необходимо каждому сотруднику «по определению», а значит, не является специфическим требованием к PR- специалисту. Специалисты-практики в качестве наиболее важных личных качеств выпускника называют способность стратегически грамотно ставить цели и достигать их независимо от обстоятельств. Преподаватели добавляют к этому требование быть устойчивым к внешним воздействиям. Такие качества специалиста, как: энергичность, аналитический склад ума в сочетании с развитым воображением, независимость и оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения и генерировать идеи, одинаково высоко оцениваются и практиками, и преподавателями. Отдельного рассмотрения заслуживает коммуникабельность как универсальная характеристика современного специалиста. К значимым составляющим этой характеристики эксперты отнесли способность быстро инициировать коммуникативный контакт и поддерживать его на необходимом уровне в зависимости от задачи, психологическую готовность к сотрудничеству с группой с учетом ее ценностей и традиций, выносливость в условиях повышенных нервно-эмоциональных нагрузок, связанных с общением в неблагоприятной социальной среде. Один из экспертов от работодателей так определяет свои ожидания от молодых специалистов в области связей с общественностью: «Я бы особо выделил способность не просто вести переговоры, а заниматься продажами. У молодых специалистов, с которыми я сейчас сталкиваюсь, особо заметна боязнь в продажах (продвижении) проектов. Они больше сконцентрированы на анализе и креативе и ждут, что кто-то другой должен находить клиентов, реализовывать их проекты. Это позиция иждивенца». В качестве дополнительных, но зачастую таких необходимых знаний и навыков многие эксперты называют следующие: навыки работы в команде; способность к развитию, обучению; самодисциплина; владение основами экономики, менеджмента, психологии, маркетинга, риторики, event-менеджмента, стратегического планирования, бюджетирования, ориентирование в культурном бэкграунде, креативность и творческие навыки, знание участников рынка, в котором специалист собирается работать. В целом все эксперты признают ценность компетентностного подхода и необходимость выпуска «гибких» специалистов, способных ориентироваться в условиях изменяющихся требований рынка труда. Перечень и уровень сформированности компетенций можно определить только с учетом требований работодателей, преподавателей и самих выпускников. Именно компетенции являются областью согласования интересов работодателей и вузов. Формулирование ключевых компетенций – непростая задача, но ее решение позволит создать единый язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Следует отметить, что компетенции в профессиональной и образовательной среде трактуются по-разному, то есть существует проблема онтологического несоответствия образовательной и профессиональной областей знаний. Поэтому в процессе согласования профессиональных и образовательных стандартов необходимо выработать единый понятийный аппарат. В результате освоения выработанного совместно работодателями и вузами, а затем утвержденного государственным стандартом набора ключевых компетенций, выпускник может максимально быстро и эффективно приступить к выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому подготовка специалистов в Институте международных связей учитывает не только существующие, но и перспективные потребности потенциальных работодателей, что обеспечивает выпускнику устойчивость в изменяющихся условиях рынка труда. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|