Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Негосударственный сектор образования

Негосударственный сектор образования России стал заметным «игроком» в научно-исследовательском пространстве страны: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ.

Просмотров: 2911

Ноу-хау НОУ

Негосударственному сектору образования России в этом году исполняется 20 лет. Этому событию был посвящен состоявшийся в апреле Всероссийский съезд руководителей негосударственных образовательных организаций страны, где были подведены некоторые итоги развития негосударственного образования. То, что этот сектор стал заметным «игроком» в научно-образовательном пространстве страны – факт неоспоримый: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ. В большой степени именно негосударственный сектор обеспечивает нашим согражданам доступность высшего образования, и именно это не позволяет «заржаветь» социальному лифту окончательно.

К настоящему времени в негосударственных учебных заведениях России обучается более полутора миллионов учащихся. Сектор негосударственного образования, который включает около: 450 вузов, 200 ссузов и 650 школ, имеющих государственную аккредитацию, а также сотни детских садов и тысячи организаций дополнительного образования.

Да, есть проблема качества. Но этот, увы, ставший уже институциональным порок поражает вузы вовсе не по признаку учредительства. Пожалуй, напротив, – сегодня разделение вузов по этому принципу даже искусственно консервирует нерешенность злободневного вопроса некачественного образования. Кроме того, как справедливо заметил в своем выступлении на Всероссийском съезде глава Экспертного совета по негосударственному образованию Госдумы Олег Смолин: «Дискриминация негосударственного сектора – это дискриминация части российских детей и молодежи. Между тем, негосударственных детей и студентов не бывает, государство должно позаботиться о хорошем образовании, а значит, об образовании для всех».

Большие надежды у представителей негосударственных образовательных учреждений вызвала позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, обозначенная в президентском Послании в декабре 2009 года, о необходимости «скорейшего решения одной из главных проблем негосударственного образования страны – законодательное закрепление равенства государственных и негосударственных организаций». Опасение, что это пожелание так и останется «на бумаге» у профессионального сообщества, конечно, есть – подобные пожелания от чиновников самого высокого ранга звучат далеко не первый год. И все-таки на это раз надежды действительно могут оправдаться. По словам председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, который также выступил на апрельском съезде, уже готовятся соответствующие законодательные предложения о возможности бюджетного финансирования образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, вне зависимости от формы учредительства. Кстати, уже после съезда, в мае, на необходимость внесения соответствующих поправок в проект нового интегрированного закона «Об образовании» указал Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы. Так что уверенность в том, что о поправках «не забудут», есть.

Тем временем, развернувшийся экономический и демографический кризис достаточно серьезно отразился на негосударственном секторе образования. Если до начала кризиса количество НОУ ежегодно росло – по данным Национального аккредитационного агентства* в 2008 году в России действовало 675 негосударственных вузов, то на сегодняшний день, по информации представителей Национального союза негосударственных вузов, негосударственных высших учебных заведений – около 450. В 2009 году – такие данные привел Г. Балыхин – негосударственные вузы потеряли 25-30% своих студентов. И пока дальнейшие прогнозы остаются негативными – сокращение негосударственного образовательного сектора может продолжиться.

Выход? Его сегодня ищут все. Но, судя по данным исследования ГУ-ВШЭ** потенциал роста платежеспособности населения за образовательные услуги практически исчерпал себя еще накануне финансового кризиса в 2008 году (см. диаграмму). «Бюджеты семей, дети которых получают профессиональное образование, перенапряжены, за исключением верхних 10% населения. Рост возможен только с темпом роста доходов», – сделали вывод эксперты Высшей школы экономики.

Тем не менее, есть другие инструменты. Например, Г. Балыхин, обращаясь на съезде к ректорам негосударственных вузов, высказал следующую мысль: «Думаю, чтобы решать эту проблему (выхода из кризиса), необходимо более активно работать со школьниками, причем не только с выпускниками, но и заглядывать в 9-е и 8-е классы. Это ваше будущее и настоящее, вы без этих ребят просто не сможете существовать».

Есть также огромная ниша «образования для взрослых». Кроме того, коммерциализация интеллектуального продукта, гибкое реагирование на запросы рынка труда, а также – при их законодательном закреплении – равные условия в конкурентной борьбе за государственный заказ могут стать главными «моторами» дальнейшего развития негосударственного образования в России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, негосударственное образование, ВПО, фактотум, ао-39

Похожие материалы:
Нужно ли государству негосударственное образование?
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
Обзор рынка труда Чувашской республики
Инновационная экономика начинается с образования
Юридическое образование в негосударственном вузе
Развитие негосударственного сектора высшей школы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#103Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
#108Колледж «Подмосковье»: особенности реализации программы профессионального самоопределения
#100Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний