Негосударственный сектор образованияНегосударственный сектор образования России стал заметным «игроком» в научно-исследовательском пространстве страны: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ. Просмотров: 3232
Ноу-хау НОУНегосударственному сектору образования России в этом году исполняется 20 лет. Этому событию был посвящен состоявшийся в апреле Всероссийский съезд руководителей негосударственных образовательных организаций страны, где были подведены некоторые итоги развития негосударственного образования. То, что этот сектор стал заметным «игроком» в научно-образовательном пространстве страны – факт неоспоримый: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ. В большой степени именно негосударственный сектор обеспечивает нашим согражданам доступность высшего образования, и именно это не позволяет «заржаветь» социальному лифту окончательно.
Да, есть проблема качества. Но этот, увы, ставший уже институциональным порок поражает вузы вовсе не по признаку учредительства. Пожалуй, напротив, – сегодня разделение вузов по этому принципу даже искусственно консервирует нерешенность злободневного вопроса некачественного образования. Кроме того, как справедливо заметил в своем выступлении на Всероссийском съезде глава Экспертного совета по негосударственному образованию Госдумы Олег Смолин: «Дискриминация негосударственного сектора – это дискриминация части российских детей и молодежи. Между тем, негосударственных детей и студентов не бывает, государство должно позаботиться о хорошем образовании, а значит, об образовании для всех». Большие надежды у представителей негосударственных образовательных учреждений вызвала позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, обозначенная в президентском Послании в декабре 2009 года, о необходимости «скорейшего решения одной из главных проблем негосударственного образования страны – законодательное закрепление равенства государственных и негосударственных организаций». Опасение, что это пожелание так и останется «на бумаге» у профессионального сообщества, конечно, есть – подобные пожелания от чиновников самого высокого ранга звучат далеко не первый год. И все-таки на это раз надежды действительно могут оправдаться. По словам председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, который также выступил на апрельском съезде, уже готовятся соответствующие законодательные предложения о возможности бюджетного финансирования образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, вне зависимости от формы учредительства. Кстати, уже после съезда, в мае, на необходимость внесения соответствующих поправок в проект нового интегрированного закона «Об образовании» указал Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы. Так что уверенность в том, что о поправках «не забудут», есть. Тем временем, развернувшийся экономический и демографический кризис достаточно серьезно отразился на негосударственном секторе образования. Если до начала кризиса количество НОУ ежегодно росло – по данным Национального аккредитационного агентства* в 2008 году в России действовало 675 негосударственных вузов, то на сегодняшний день, по информации представителей Национального союза негосударственных вузов, негосударственных высших учебных заведений – около 450. В 2009 году – такие данные привел Г. Балыхин – негосударственные вузы потеряли 25-30% своих студентов. И пока дальнейшие прогнозы остаются негативными – сокращение негосударственного образовательного сектора может продолжиться. Выход? Его сегодня ищут все. Но, судя по данным исследования ГУ-ВШЭ** потенциал роста платежеспособности населения за образовательные услуги практически исчерпал себя еще накануне финансового кризиса в 2008 году (см. диаграмму). «Бюджеты семей, дети которых получают профессиональное образование, перенапряжены, за исключением верхних 10% населения. Рост возможен только с темпом роста доходов», – сделали вывод эксперты Высшей школы экономики. Тем не менее, есть другие инструменты. Например, Г. Балыхин, обращаясь на съезде к ректорам негосударственных вузов, высказал следующую мысль: «Думаю, чтобы решать эту проблему (выхода из кризиса), необходимо более активно работать со школьниками, причем не только с выпускниками, но и заглядывать в 9-е и 8-е классы. Это ваше будущее и настоящее, вы без этих ребят просто не сможете существовать». Есть также огромная ниша «образования для взрослых». Кроме того, коммерциализация интеллектуального продукта, гибкое реагирование на запросы рынка труда, а также – при их законодательном закреплении – равные условия в конкурентной борьбе за государственный заказ могут стать главными «моторами» дальнейшего развития негосударственного образования в России.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|