Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Социально-профессиональный портрет педагога

Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Однако у учителя, преподавателя системы начального и среднего профессионального образования, множество проблем, особенностей, потребностей, о которых мало кто знает. От этого зависит дальнейшая модернизация образования, развитие всей системы образования.

Просмотров: 5563

«Заметки на полях» к одному исследованию…

И.И. Соколова, директор Института педагогического образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Однако достаточно ли мы знаем о реальных проблемах, особенностях, потребностях современного учителя, преподавателя системы начального и среднего профессионального образования, о его готовности или неготовности к осуществлению реформ, адекватно ли оцениваем риски? От этого зависит, сможем ли мы помочь учителю в его ответственном, сложном, требующем высочайшего профессионализма труде и, в конечном счете, успех всей образовательной реформы. Для ответа на этот вопрос необходимы исследования, и результаты одного из них, проведенного коллективом Института педагогического образования РАО (ИПО РАО), хотелось бы кратко представить*.

Каков портрет учителя, увиденный глазами общества? Согласно отчету Фонда «Общественное мнение» о результатах опроса населения, проведенного в октябре 2008 года в 44 субъектах Российской Федерации (1500 респондентов), 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением. Только 46% респондентов высказали предположение, что самим педагогам их профессия нравится. Если говорить о миссии учителя, его основных задачах, то подавляющее большинство респондентов (86%) считают, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, что подтверждает тенденцию, установленную в ряде исследований, усиления ожиданий от учителя выполнения его воспитательных функций.

По мнению самих педагогов, обществу и государству их профессия и труд в последние десятилетия реформ были мало интересны (на это указывают соответственно 39,0 % и 43,0 % респондентов). В исследованиях выявлены также неудовлетворенность оплатой труда, финансированием школы и уровнем социального обеспечения педагогов.

Наше исследование позволило выделить три типа личности современных педагогов. Педагоги первого типа тяготеют к узкому коммуникативно-ролевому взаимодействию с обучающимися. Базовыми компонентами его личности выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях с подростками. При этом за исследуемый период у них исчезли качества, выражавшие их уважительное отношение к обучающимся.

Педагогов второго типа отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с обучающимся, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся.

Педагоги третьего типа интересны, прежде всего, тем, что у них доминируют «личностно-ценностные» взаимодействия с учащимися: уважение подростков, открытость и доброта в отношениях с ними. Напротив, коммуникативноролевые взаимодействия и склонности педагогов к личностно нейтральной коммуникации со своими подопечными заметно элиминировались за исследуемый период. Предварительная диагностика данных процессов показывает, что эти феномены взаимосвязаны между собой. Так, если у педагога учебный процесс «обезличен» (технологичен и алгоритмизирован), то и обучение (коммуникативно-ролевая компонента) заметно доминирует над воспитанием (ценностно-личностным общением педагога и учащихся). Если же педагог достиг высшей степени профессиональной культуры, то обучение и воспитание подростков интегрированы между собой и пронизаны ценностями его межличностных отношений с учащимися.

Приведем наиболее интересные результаты исследования мотивов педагогической деятельности. Ведущими факторами привлекательности профессии являются «возможность творческой самореализации» и «возможность учить и воспитывать детей». Подобные факторы свидетельствуют о достаточно высокой продуктивности профессиональной деятельности опрошенных нами педагогов.

Так, большая часть педагогов (48%) отметили, что будут плодотворно трудиться, как и ранее (см. Диаграмма 1).

Были выявлены и факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов. Наибольшую значимость в нашем исследовании у педагогов имел фактор отсутствия должного технического обеспечения учебного процесса, поскольку творческие успехи связываются с возможностью использовать достижения информатизации в учебном процессе. Для эффективного использования ИКТ в обучении необходимо компьютерное оборудование рабочего места педагога, но, например, 20% из опрошенных не имеют возможности готовиться к занятиям (нет доступа к средствам ИКТ) ни на своем рабочем месте, ни дома.

Существенное влияние на продуктивность деятельности учителя оказывает фактор низкой заработной платы (около 50 % опрошенных нами педагогов отметили, что приемлемая для них заработная плата должна составлять от 30 до 40 тыс. рублей), а также фактор «постоянного ухудшения контингента». Немало педагогов, чью профессиональную деятельность, по их словам, осложняют трудности личного, семейного характера.

Большинство опрошенных (91,4%) отмечают, что выполняемые ими функции усложнились и расширились по сравнению с недавним прошлым, но при малых затратах времени могут добиваться высоких результатов только 51,2% педагогов, то есть поддержание высокого уровня профессионализма и качества жизни идет за счет уменьшения времени на отдых, досуговую деятельность, деятельность по сохранению и укреплению здоровья. роводился также анализ особенностей профессионального здоровья педагога в различных регионах нашей страны. Целый ряд заболеваний, особенно у женщин-педагогов (от 40-50%), обусловлен регулярными психологическими нагрузками. Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии. Результат – слабая ориентация в тех социальных процессах, которые окружают современного ученика, что создает затруднения и снижает роль педагога в становлении социальной зрелости выпускников. Учителя отмечают: «У нас нет возможности следить за литературой, даже профессиональной, ходить в театры и музеи, за исключением походов вместе с детьми. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой». Поэтому представляются необходимыми принятие мер по нормированию труда педагогов с учетом всех видов деятельности, которые он выполняет. Было бы также крайне важным в Год учителя осуществить не только социальную поддержку педагога, но и предоставить ему льготы, например, при посещении музеев, библиотек (в зоне платных услуг), как это сделано в других странах. процессе педагогического общения мы часто слышим рекомендации учителю по эффективному профессиональному общению «оставить свои проблемы за порогом класса, школы», однако это вряд ли возможно сделать. Наше исследование по проблеме влияния учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учеников показало, что негативные отклонения по состоянию дыхательной и сердечнососудистой системы учеников, их работоспособность и утомляемость практически не коррелируют с технологиями обучения, применяемыми на уроке, однако возникновение проблем в личной жизни педагога, даже при отсутствии явных внешних признаков, дает мгновенную реакцию со стороны учеников, прежде всего, проявляется в снижении эффективности учебной деятельности.

Таким образом, профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям. Не случайно, в мусульманских странах профессия педагога считается мужской, так как оценивается, как очень сложная для женщины. Число женщин-педагогов в старшей школе Англии составляет только 53%, во Франции – 57%, в Германии – 46%, а в России – 80-90%, в начальной школе – практически 100%. Безусловно, нужно с помощью более эффективных мер на государственном уровне обеспечивать условия здоровьесбережения учителей. аш Институт организовал и провел целую серию круглых столов, в том числе с санкт-петербургским клубом победителей конкурса «Учитель года». Учителя выделили ряд проблем, например, трудности работы с родителями, которые вызваны, в частности, недостаточностью психологических знаний и социальных навыков работы со взрослыми. Проблема взаимоотношений учителей и родителей имеет и правовую сторону.

Сфера образования в основных законодательных документах низведена до сферы услуг. Статус учителя фактически становится статусом работника сервисной сферы; духовный, воспитательный компонент общения с детьми исключается. Не случайно ставится вопрос об изменении статуса учителя – обсуждаются предложения по приданию учителю статуса государственного служащего. Речь может идти также о том, чтобы законодательно защитить право учителя на воспитание как на процесс духовно-нравственного характера, а не на процесс предоставления «воспитательных услуг».

Учителя также подняли вопрос о необходимости поддержки и помощи молодому учителю, введении института наставничества. В связи с этим требуется возрождение или укрепление в школе методической службы. Отмечается насущная необходимость института интернатуры для начинающих учителей.

При обсуждении статуса учителя педагоги отметили ряд других серьезных проблем: учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что опасаются, что органы управления образованием не встанут на их защиту в конфликтных ситуациях: «надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях; не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права».

* Исследование социально-профессионального портрета педагога осуществлялось в период 2008-2009 годов. География опроса значительна - девять регионов России: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Калужская область, Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Тюмень, Ульяновск, Обнинск и др. Всего участвовали в общей части эксперимента 2383 педагога. В отдельных направлениях эксперимента участвовали еще несколько тысяч педагогических работников. Подробнее см.: Социально-профессиональный портрет педагога: науч. докл./ И.И. Соколова, Н.М. Александрова, А.С. Мищенко [и др.]. – СПб: Учреждение РАО ИПО, 2009.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, ирина соколова, российская академия образования, педагогическое образование, ВПО, компетентно, ао-39

Похожие материалы:
Владимирский сегмент наноиндустрии
О проблемах подготовки педагогических кадров
Подготовка кадров в Арском педагогическом колледже
Обзор рынка труда Чувашской республики
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Инновационная экономика начинается с образования
Конкурентоспособное педагогическое образование
Нужно ли государству негосударственное образование?
Негосударственный сектор образования
Сибирский педагогический консорциум

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#103Оксана Орачева о формировании человеческого капитала
#97Интеграция основного и дополнительного образования в Северо-Кавказском филиале МТУСИ
#95Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
#108Дайджест № 108 «Аккредитация в образовании»
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний