Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Юридическое образование в негосударственном вузе

Негосударственное образование, в том числе и юридическое, в настоящее время находится на этапе становления. Оно находится в конкурентной борьбе с сильными государственными вузами. Сказать выдержит ли оно конкуренцию, пока невозможно.

Просмотров: 1964

Хороший юрист должен уметь очень многое

ВАРЛЕН Мария Викторовна – ректор Первого московского юридического института, кандидат юридических наук, профессор

Становление негосударственных вузов 20 лет назад происходило в конкурентной борьбе с сильными государственными вузами. Сможет ли выдержать конкуренцию с государственной образовательной системой негосударственная система образования – вот главный вопрос.

О проблемах развития негосударственного сектора образования в нашей стране, о перспективах развития Первого московского юридического института в интервью нашему корреспонденту рассказывает его ректор Мария ВАРЛЕН.

– Мария Викторовна, по данным агентства РейтОР, только в Москве специалистов в области юриспруденции готовят более 130 аккредитованных вузов. Каковы при столь ощутимой конкуренции главные преимущества вашего института, позволяющие ему занимать устойчивые позиции на рынке образовательных услуг?

– Наше «секретное оружие» – многолетние традиции и уникальный, не побоюсь этого слова, профессорско-преподавательский состав. В копилке наших «плюсов» – и активное сотрудничество со школами Москвы и ближайшего Подмосковья, которое осуществляется на безвозмездной (договорной) основе, в реализации программ правового просвещения школьников и подготовке учащихся старших классов к поступлению в гуманитарные вузы. На базе ПМЮИ при поддержке Департамента образования города Москвы и Московского института открытого образования создана Городская школа права, в которой ежегодно проходят обучение более сотни школьников 9-11 классов. Программа включает не только лекционные и практические занятия по основным отраслям права, «круглые столы», мастер-классы, но и конференции, модели судебных заседаний по актуальным правовым вопросам, организуемые студентами нашего института. В конечном итоге это способствует формированию у школьников правового сознания и активной гражданской позиции, ведь в наших силах уберечь подрастающее поколение от многих ошибок, научить их правильным правоотношениям с другими людьми.

– В апреле этого года вы приняли участие в работе Всероссийского съезда руководителей негосударственных образовательных организаций. Каково ваше мнение о перспективах развития негосударственного сектора образования в России?

– Мы знаем, что в силу сложившейся в стране демографической ситуации сокращение притока студентов ощущают как государственные, так и негосударственные вузы. Однако почему для сохранения своего места в системе российского образования только негосударственным вузам постоянно требуется прилагать сверхусилия? Ведь платное обучение сегодня – явление широко распространенное и практически обыденное. В большинстве государственных вузов сейчас значительная часть студентов обучается на платной основе. Образовательная деятельность как в негосударственном вузе, так и в государственном контролируется государством посредством всем известных процедур.

Считаю, что сегодня негосударственные вузы имеют потенциальные возможности для поддержания высокого качества образования, которые позволяют им полнее реализовывать принцип индивидуального подхода в обучении. Большинство негосударственных вузов – вузы гуманитарного и экономического профилей. Как убедительно показывают рейтинги, профильные негосударственные вузы уже способны выпускать специалистов, качество подготовки которых не уступает качеству подготовки лучших выпускников государственной системы образования, – при условии должного уровня профессорско-преподавательского состава, учебно-материальной базы, методического обеспечения.

Безусловно, необходимо лишать лицензии и аккредитации слабые, не развивающиеся, а выживающие вузы, цель которых – извлечение выгоды, а не предоставление качественной образовательной услуги.

Однако государство со своей стороны должно поддерживать те негосударственные вузы, которые способны продемонстрировать высокие стандарты образования. Необходимо, чтобы реально заработал закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

– Европейское образовательное пространство, по утверждению министров образования стран, присоединившихся к Болонскому процессу, построено. Однако, по оценке экспертов, в России не преодолен целый ряд серьезных проблем. Какую оценку вы дали бы результатам работы ПМЮИ по реализации Болонских принципов?

– Бесспорно, для многих стран понятия «бакалавр» и «магистр» более привычны и естественны, нежели «дипломированный специалист». В то же время слабым звеном многоуровневой системы в российских условиях является «не сопрягающееся» с ней на сегодняшний день трудовое законодательство. Поэтому у работодателей и возникают сложности с определением квалификационного уровня работника с дипломом бакалавра.

Семь лет назад в ПМЮИ было принято решение о поэтапном переходе вуза на многоуровневую систему образования, разработаны собственные проекты соответствующей учебно-нормативной документации. Реализуемая у нас структура многоуровневого высшего образования предусматривает, что студент поступает в институт на первый уровень – на направление «юриспруденция» с присвоением квалификации «бакалавр юриспруденции». По окончании этого уровня студент выбирает специализацию в рамках второго уровня и продолжает осваивать программу бакалавриата с дифференцированной компонентой – блоком дисциплин, ориентированных на специальность. По окончании бакалавриата студент имеет возможность получить квалифицированную работу, либо продолжить обучение на третьем уровне – по программе специалиста или магистра.

Признаю, что отношение преподавателей и студентов нашего института к многоуровневой системе подготовки выпускников и Болонскому процессу в целом неоднозначное: от недоверия до активной поддержки. Впрочем, реальность такова: за последние два года отмечен заметный рост численности студентов, которых привлекает многоуровневая система образования. Прежде всего, последовательностью выбора и возможностью разделения образовательных направлений (на научное и производственное) после получения диплома бакалавра, то есть после освоения дисциплин специализации. Сегодня многие выпускники-бакалавры рассматривают магистратуру как начальный этап своей будущей научно-педагогической деятельности, приступают к научному исследованию, сдают кандидатские экзамены.

– «Юристы, вопреки распространенному мнению, имеют дело не с бумагами, а с людьми, их проблемами и судьбами», – сказали вы в одном из интервью СМИ. Какими вы хотите видеть своих выпускников в будущем?

– Безусловно, воспитательная работа со студентами в вузе является важнейшей составляющей качества подготовки специалистов. Студенческое самоуправление – хорошая школа выработки навыка принятия самостоятельных решений и проявления своей индивидуальности. Степень доверия к участию студентов в управлении важными сторонами жизни вуза у нас очень велика. В институте никогда не проводятся «обязательные» мероприятия – это принципиальная позиция администрации, однако мы всячески стараемся поддержать любую студенческую инициативу в научной и общественной жизни alma mater. И поводов гордиться студентами, поверьте, у нас предостаточно. По инициативе студентов регулярно проводятся акции «Милосердие», главное назначение которых – помощь детским домам. Почти все студенты института приняли участие в Дне донора. Наши студенты никогда не пропускают спортивные мероприятия, проводимые Московским студенческим центром при Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы. Одним словом, у них есть возможности проявить индивидуальность, отстоять свою точку зрения, набраться опыта. Например, участвуя в Московской международной модели ООН, выездных образовательных семинарах «Гражданская смена», тематических брейн-рингах, «круглых столах», дебатах, конференциях – на русском и английском языках. Круг вопросов, обсуждаемых на этих мероприятиях, всегда затрагивает наиболее актуальные проблемы: «За и против смертной казни», «Проблемы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: социальные, политические, правовые и духовные аспекты», «Проблемы эвтаназии» и многие другие.

В нынешнем году наши первокурсники были признаны самой молодой и перспективной командой национального раунда конкурса им. Филиппа Джессопа. Это крупнейшее студенческое судебное соревнование по международному праву, которое проводится на английском языке в форме игрового судебного процесса – имитации рассмотрения дела Международным судом ООН, в котором ежегодно принимают участие студенты высших учебных юридических заведений из 90 государств.

Получаемые теоретические знания – умение толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, разрабатывать документы правового характера – студенты учатся применять на практике. Под руководством и контролем преподавателей ПМЮИ они работают в юридической консультации для незащищенных слоев населения, созданной на базе ПМЮИ в 1994 году.

Хороший юрист, по моему глубокому убеждению, должен уметь очень многое: общаться, исследовать, организовывать, внимательно и терпеливо выслушать и понять чужую проблему, поддержать и помочь.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
Институт правоведения и предпринимательства: вопросы себе и времени
Аккредитация: доверять или проверять?
Нужно ли государству негосударственное образование?
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Негосударственный сектор образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ