Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы художественного образования

Сейчас худпромыслов в нашей стране немного. Отданные на волю рынку, они находятся в кризисном состоянии. Художественные школы выхолащиваются, потому что рынок просит от народных промыслов все больше и больше китча.

Просмотров: 3515

Не прервалась бы связь времен

Совместная коллегия Министерства культуры и Министерства образования и науки РФ, состоявшаяся 20 января, в основном посвящалась обсуждению проекта закона «Об образовании». Но в ходе дискуссии выявилась и другая серьезная проблема.

Суть кратко изложил директор Московского училища прикладного искусства Александр Герасимович Толкачев. Он обратил внимание собравшихся на уникальнейшие учебные заведения федерального значения, которых, по его словам, в нашей стране всего 11. Это училища декоративно-прикладного искусства, где готовят кадры для народных художественных промыслов. Все они довольно давно созданы – от девяноста до ста и более лет назад, расположены в небольших городах, поселках, селах и имеют интересную историю и сложную судьбу.

Искусство, которому обучают в этих образовательных учреждениях, основано на древних русских традициях, уходящих корнями в глубину веков. Художники и мастера, связавшие с ним жизнь, украшают наш быт оригинальными предметами, называемыми в зависимости от места зарождения промысла: Гжельская керамика, Золотая Хохлома, Жостовская роспись и т.д. Среди созданных ими изделий нет похожих, тогда как форма, орнамент, мотив, сочетание цветов соответствуют древней традиции. Изготовляются такие изделия с применением высококвалифицированного ручного труда, несложных вспомогательных приспособлений и средств малой механизации.

В ХХ веке продукция художественных промыслов России пользовалась широкой известностью не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лучшие работы народных мастеров с неизменным успехом демонстрировались на отечественных и зарубежных выставках, да и иностранные гости, приезжавшие в Советский Союз, охотно покупали истинно русские сувениры: расписные шкатулки, вазы, солонки, ложки и т.п. Декоративно-художественные изделия, выдержанные в традициях народных промыслов, были своего рода подарочным фондом страны. Туеса, коробочки, подносы и прочие милые сердцу мелочи украшали многие дома и квартиры.

Сейчас народных промыслов в нашей стране немного. Так, в состав Ассоциации народных художественных промыслов России входит около 250 весьма немногочисленных организаций, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. И, как заметил министр культуры РФ, отданные на волю рынку, они находятся в кризисном состоянии.

– Художественные школы выхолащиваются, потому что рынок просит от народных промыслов все больше и больше китча, – пояснил Александр Авдеев. – Проблема рыночных основ народных промыслов переходит на систему подготовки специалистов.

К словам министра хотелось бы добавить, что не только рынок диктует свою волю традиционному искусству. С одной стороны, изменяется уклад нашей жизни, в результате чего более востребованными становятся художники-дизайнеры различного профиля. С другой – в Россию проникает все больше различных бытовых предметов, в том числе и сувениров, из других стран.

Несомненно, что данные обстоятельства тоже оказывают отрицательное воздействие на учебные заведения, связанные с народными промыслами. Но не только об этом размышляли на коллегии. Александр Толкачев сформулировал свой вопрос примерно так: заканчивается время существования Московского художественного училища в самостоятельном режиме, потому что недавно Московская городская дума решила включить его в состав Строгановского университета. Другие училища федерального значения будут переведены на региональный уровень.

– Но я не думаю, что Федоскино принадлежит только Московской области, Мстёрское искусство – Владимирской, а Холуйское – Ивановской. Это учебные заведения федерального значения, – подчеркнул А.Г. Толкачев. – И, может быть, в виде исключения, необходимо рассмотреть вопрос об их самостоятельности, ведь у них серьезный научный и художественный потенциал.

К сожалению, остальное осталось за кадром, хотя не одной только потерей самостоятельности грозит училищам федерального значения перевод на областной бюджет. Нельзя не опасаться, что на региональном уровне набор будет осуществляться на более востребованные специальности, чем, предположим, «художник народных художественных промыслов». Древние традиции со временем начнут забываться, самобытное искусство – именно искусство, а не подделки! – исчезать. Страна может потерять свое бесценное достояние. Стоит ли доводить дело до такого конца?

Пока вопрос остается открытым.

Училища декоративно-прикладного искусства

  • Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. И.М. Васнецова
  • Гжельский художественно-промышленный колледж
  • Богородское художественно-промышленное училище
  • Всероссийский колледж игрушки
  • Московское художественное училище прикладного искусства
  • Мстерское художественно-промышленное училище им. Ф.А. Модорова
  • Уральское художественное училище прикладного искусства
  • Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюры и живописи
  • Богородское художественно-промышленное училище
  • Холуйское художественное училище им. Н.Н. Харламова
  • Торжокская профтехшкола.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, творческое образование, точка зрения, ао-45

Похожие материалы:
«Падчерица» российской системы образования
Социальный заказ на культуру
Свобода и творчество – основные ценности образования гуманистического типа
Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Инновационная экономика начинается с образования
О достижениях Уральского колледжа прикладного искусства
Система художественного образования в современных условиях
Реформы образования в сфере культуры и искусства
Через тернии – к звёздам
Обзор системы СПО Республики Дагестан

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (120) 2020

В номере читайте. Содружество: деятельность Сетевого университета СНГ и некоторых вузов-участников сетевого партнерства. Госполитика: нюансы «регуляторной гильотины», итоги Национального агрегированного рейтинга и онлайн-заседания Нацаккредсовета. Качество образования: особенности развития аккредитации в России и оценка эффективности региональных механизмов управления качеством образования.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ