Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образованияПодготовка кадров для металлургических предприятий имеет огромное значение для всей российской экономики. О проблемах в работе профильных образовательных учреждений начального и среднего звена и факторах, которые могли бы способствовать их устранению, наш корреспондент беседует с исполнительным директором Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса России Аллой ПЕТРОВОЙ. Просмотров: 3616
Металлургия – отрасль базовая. Она обеспечивает материалами большинство других отраслей. Подготовка кадров для металлургических предприятий имеет огромное значение для всей российской экономики. О проблемах в работе профильных образовательных учреждений начального и среднего звена и факторах, которые могли бы способствовать их устранению, наш корреспондент беседует с исполнительным директором Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса России Аллой ПЕТРОВОЙ. – Какие проблемы для учебных заведений, готовящих кадры для металлургического комплекса, на ваш взгляд, являются самыми острыми? – И обучение в образовательных учреждениях различной организационно-правовой формы, и внутрифирменное обучение требуют не только эффективного управляющего воздействия, но и значительных инвестиций: на повышение квалификации, подготовку, переподготовку педагогов, информационные технологии, приобретение специальной литературы и прочее, включая досуг. Недостаток инвестиций в развитие образования – самая большая проблема. Кроме того, металлургические профессии и специальности непрестижны среди молодежи.
И еще: для учреждений среднего профессионального образования, ведущих подготовку по металлургическим профессиям и специальностям, важно, чтобы был сформирован государственный заказ на подготовку кадров и определена ответственность всех субъектов взаимодействия. Наибольший эффект от такого подхода можно получить при условии, что некоторые образовательные учреждения сохранят федеральное подчинение. Это позволит снизить риск разрыва образовательного пространства в стране. Ведь на местах решают в основном локальные задачи, финансируя только такие программы, которые актуальны для конкретного региона. А на практике требуется и решение общих методических задач, и обеспечение профессиональной мобильности выпускников. По сути, образо- – Какие факторы способствовали бы устранению этих проблем, развитию учебных заведений и соответственно удовлетворению кадровых запросов предприятий металлургического комплекса?
– Взаимосвязь квалификационного уровня специалистов и экономических результатов производственной деятельности очевидна, поэтому более 90 процентов западных предприятий признают, что для будущего успеха компании нужно систематически работать с персоналом. То же самое относится и к учебным заведениям. Необходимо установить наиболее вероятные источники финансирования образовательной деятельности, особенно в области повышения квалификации педагогического состава, и сделать их доступными для использования в практической работе. В целом на развитие учебных заведений и их имидж влияет очень много факторов как регионального, так и федерального уровней, и основной из них – новые образовательные стандарты. Именно с ними связана сегодня значительная часть проблем организационно-методического характера. Это и вопросы сохранения единого образовательного пространства, и корректировка учебных планов в соответствии с запросами бизнеса, и методическое обеспечение, и нормативно-правовые основы реализации новых технологий. Важно, чтобы динамика развития образовательной среды оказывала положительное влияние на развитие кадрового потенциала страны. В этой связи следует акцентировать внимание на расширении взаимодействия учебных заведений с реальным сектором экономики – предприятиями и организациями отрасли.
Принесет пользу и работа по формированию имиджа базового образования металлургического профиля как надежного трамплина для получения дополнительного профессионального образования, источника будущего жизненного благополучия. Нашему обществу не хватает доверия к системе профессионального образования в целом, а к сектору подготовки рабочих особенно, так что положительное Над повышением престижа учебных заведений металлургического профиля работает и наша ассоциация. В частности, проводятся ежегодные общероссийские и отраслевые олимпиады и конкурсы по специальностям, которые имеют большое значение для обмена передовыми педагогическими технологиями среди родственных учебных заведений. В 2012 году ряд конкурсов по металлургии прошел на Урале. Состоялась ежегодная, уже девятнадцатая научно-практическая конференция студентов в г. Железногорске, причем ассоциация выделила средства на издание материалов конференции. В Москве проведены традиционные конкурсы на лучшую методическую разработку среди преподавательского состава и два конкурса среди студентов: «Лучшая дипломная работа» и «Я – специалист». Мероприятия подобного рода будут проходить и в будущем. – Как бы вы оценили уровень взаимодействия учебных заведений отрасли и предприятий-работодателей? – Как довольно высокий. Многие учебные заведения, входящие в состав ассоциации, на протяжении долгих лет сохраняют эффективные взаимовыгодные отношения с работодателями. Например, в прошлом году Каменск-Уральский политехнический колледж стал победителем в конкурсе социальных проектов «Территория РУСАЛ» и получил ощутимую грантовую поддержку на реализацию своего проекта развития. Липецкий металлургический колледж активно сотрудничает с Новолипецким металлургическим комбинатом. Железногорский горно-металлургический колледж ведет целевую подготовку кадров за счет средств работодателя. Михайловский горно-обогатительный комбинат в рамках социального партнерства с 2000 года заказывает в колледже и оплачивает подготовку кадров по нескольким специальностям, также предприятие полностью возмещает затраты на подготовку рабочих по ряду профессий, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Таких примеров можно привести много. Бизнес-сообщество оказывает поддержку учебным заведениям в различной форме. Так, компания «Евраз-Холдинг» в 2012 году выделила финансовые средства на гранты и проведение отраслевых конкурсных мероприятий, часть из которых поступает на счет ассоциации, а часть – на счет учебных заведений-технических организаторов мероприятий. Ассоциация установила системное организационное и информационное сотрудничество с ведущими металлургическим компаниями и другимизаинтересованными организациями. Кратко остановлюсь на одном из важных аспектов этой совместной деятельности. В настоящее время утверждена концепция и формируется межведомственный план кадрового обеспечения металлургического комплекса. Создана межрегиональная рабочая группа по реализации концепции, в состав которой включена и ассоциация. В работе селекторных совещаний, которые проводятся в рамках данного взаимодействия, участвуют представители Минобрнауки РФ, Агентства стратегических инициатив, Федерального института развития образования, Центра изучения проблем профессионального образования, Национального фонда подготовки кадров и металлургических компаний (консорциум «Русская Сталь», «ЕвразХолдинг», группа промышленных компаний «Базовый элемент», включая «Русский алюминий», Новолипецкий комбинат и другие). Все это говорит о достаточно высоком уровне сотрудничества сфер образования и труда. Мы не упускаем из вида и еще один острый вопрос – создания и развития центров оценки сертификаций и квалификаций и экспертно-методических центров, разработки профессиональных стандартов. Участвуем в заседаниях круглых столов, выступаем в качестве экспертов, изучаем международные тенденции. – Как вы относитесь к идее отдать учебные заведения среднего звена в ведение работодателей? Решит ли это проблему подготовки востребованных кадров для металлургического комплекса России? – Есть аргументы «за» и «против». В условиях рыночной экономики производители стремятся выпускатьпродукцию, отвечающую запросам потребителей. Для наиболее полного удовлетворения постоянно растущегои меняющегося по качественным параметрам спроса, необходимо развивать персонал, добиваться взаимного согласования квалификации, баланса предложения и спроса. Тем более что, как правило, показатели прибыли компаний, имеющих развитую службу управления персоналом, в частности Новолипецкого металлургического комбината, компаний «Северсталь» и «Евраз-Холдинг», выше, чем у других металлургических предприятий. Однако здесь сразу возникает риск свертывания образовательной деятельности в периоды кризисов. Естественно, что для крупных транснациональных компаний он меньше, чем для небольших предприятий, так как они могут перераспределить свои финансовые резервы и таким образом сохранить систему профессионального образования. Значит, определяя, стоит ли передавать учебные заведения работодателям, следует учитывать, насколько металлургическая компания способна обеспечить создание, развитие и поддержку системы образования. В зависимости от масштабов, объема финансовых средств, корпоративных интересов и существующей кадровой политики и следует рассматривать возможные пути реформирования. В общем, решение вопроса требует осторожности. Особенно учитывая, что нормативно-правовые документы, которые регламентировали бы данный процесс с точки зрения финансирования образовательной деятельности, не разработаны. – Что, по-вашему, следовало бы изменить, усовершенствовать в нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения учебных заведений и работодателей? – Решать проблемы в сфере образования нужно совместно со сферой труда, на уровне социального партнерства. С учетом этого и должна производиться разработка нормативно-правовой базы. На мой взгляд, целесообразно скорректировать понятие «социальное партнерство» в Трудовом кодексе Российской Федерации. Довольно большой блок нормативно-правовых документов, регулирующих сотрудничество учебных заведений с бизнесом, необходимо разрабатывать в рамках организационно-методического сопровождения федеральных государственных стандартов нового поколения. Но это тема отдельного разговора. – В связи с тем, что в новых государственных образовательных стандартах упор сделан на практикоориентированное обучение, возникла необходимость обновить учебную литературу и методическую базу. В чем основная трудность такой работы? Участвует ли в ней ассоциация? – Да, работа в этом направлении проводится. В частности, в 2012 году наша ассоциация приняла участие в мониторинге эффективности внедрения ФГОС третьего поколения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, проведенном Ассоциацией классических университетов: организация, экспертный анализ и написание аналитических материалов. Но трудностей достаточно. Не разработаны или запаздывают нормативно-правовые документы и методическое обеспечение на федеральном уровне. Учебные заведения по многим позициям оказались вне правового поля. Есть риск размывания образовательного пространства, что может затруднить миграцию рабочих кадров внутри страны. Квалификация педагогов не всегда отвечает требованиям сферы труда. Материально-техническое оснащение учебных заведений отстает. Мы стараемся изучать опыт наших соседей из стран СНГ. В конце прошлого года в рамках Европейского фонда образования посетили Украину и ознакомились с опытом взаимодействия Министерства образования, науки, молодежи и спорта и Федерации металлургов Украины, Профсоюза металлургов и горняков Украины. Регламентирующая база национального уровня у них больше. Ассоциация оказывает образовательным учреждениям информационную и методическую помощь. Формы такой работы различны: от индивидуальных консультаций, проведения семинаров, совещаний, круглых столов до экспертизы и разработки учебно-методической документации к стандартам третьего поколения по металлургическим и смежным специальностям. Вопросы использования современных обучающих технологий обсуждаются регулярно. Своего рода школой служит ежегодный конкурс «Лучшая методическая разработка». Надеемся, принесет пользу и проведенный в конце прошлого года конкурс локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию ФГОС третьего поколения. В настоящее время на федеральном уровне активно разрабатываются нормативно-правовые акты по вопросам внедрения ФГОС. В декабре 2012 года директора учебных заведений, входящих в состав ассоциации, и их заместители приняли участие в обсуждении результатов. Полагаем, в ближайшее время проекты будут утверждены. Что касается учебной литературы, по линии ассоциации пока активности в этом вопросе нет. Зато педагоги имеют большой опыт в этом деле. Металлургическая отрасль России – одна из структурообразующих. Выстроенные в рамках ассоциации информационные связи и организационное взаимодействие учебных заведений, работодателей и профсоюзов позволяют говорить о наличии сложившегося межрегионального образовательного кластера, реализующего единую методологию профильной подготовки специалистов. Это работает на повышение качества и эффективности управления и позволяет исключить дублирование в методическом обеспечении, экспертизе и контроле качества образования. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|