Воспитать специалистов профессионально-культурнымиВ последнее время все больше внимания обращается на такие качества специалиста, как высокая компетентность, обладание широким профессиональным кругозором, уровень технологической, общекультурной и психологической подготовленности, а также умение творчески использовать знания и умения. Просмотров: 2331
Развитие рыночных отношений в экономике России предопределило новый взгляд на человеческие ресурсы. Все больше внимания обращается на такие качества специалиста, как высокая компетентность, обладание широким профессиональным кругозором, уровень технологической, общекультурной и психологической подготовленности, умение творчески использовать знания и умения. Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов, будущих специалистов, является формирование профессиональной культуры, выступающей как совокупность мировоззренческих качеств, специальных знаний, умений и навыков, находящих проявление в предметно-трудовой деятельности и обеспечивающих ее наибольшую эффективность. Существуют различные подходы к структуре профессиональной культуры. На наш взгляд, более прогрессивным и актуальным является подход И.М. Моделя, выделяющего две ее стороны – праксиологическую (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовную, элементами которой являются профессиональная мораль и профессиональная эстетика [1]. Безусловно, культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. Степень сформированности составляющих профессиональной культуры может не совпадать: например, хороший специалист с искажением нравственной личностной основы или порядочный человек, но посредственный специалист. И тот, и другой варианты – явление негативное в профессиональной деятельности. Помимо этого, типология профессиональной культуры специалиста в значительной степени определяется и самой профессией. Если для врача, преподавателя нравственный аспект является ее основой, а не только элементом духовной культуры, то для строителя, инженера он расширяет возможности реализации специальных качеств. Развитие духовного блока профессиональной культуры актуализирует и фактор возрастания ответственности работников за свои профессиональные действия. В наше время последствия неправильных решений людей, в том числе затрагивающие и природный фактор, отражаются на жизнедеятельности людей не через сто, тысячу лет, как это было ранее, а уже на жизни современников. Поэтому профессиональный уровень специалиста, его нравственная культура должны служить гарантом надежности, стабильности. Неслучайно, понятие ответственности сегодня стало ключевым в характеристике профессионала. Профессор П.К. Энгельмейер еще в начале XX века говорил: «Нельзя не признать, что техническая деятельность, более чем какая другая, воспитывает чувство ответственности за свои поступки. А это чувство и есть основа нравственности»[2].
В деловой сфере человек играет ряд специфических ролей: специалиста, работника, исполнителя, руководителя, подчиненного, коллеги и т.д. Недостаточный учет всех особенностей деловых взаимоотношений с партнером (от внешнего вида и манеры поведения до способов регистрации необходимой информации), различных требований, норм и правил, существующих в нашей и других странах, порой приводит к серьезным конфликтам. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать личную позицию, моделировать личность собеседника, продуктивно выходить из конфликтной ситуации. В ссузе под влиянием нравственной составляющей: устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации – закладываются основы отношения к труду, к своей специальности. Важно на всем профессиональном пути поддерживать и развивать это социальное качество. Формирование духовной стороны профессиональной культуры будущего специалиста, на наш взгляд, осложнено рядом трудностей. Во-первых, гуманитарный аспект, ответственный за формирование духовности, в учебных планах некоторых вузов недостаточно представлен соответствующими дисциплинами. Во-вторых, нередко наблюдается низкий уровень профессиональной ориентации, информированности студентов о будущей профессии, в том числе и о нравственных качествах, которыми должен обладать специалист. В результате, студенты зачастую не осознают важность этических знаний для своей будущей работы, ведь с практической деятельностью они еще не сталкивались. Потребность в подобных знаниях и уровень их усвоения намного выше у людей, проработавших несколько лет, или у совмещающих работу и учебу студентов. В-третьих, нелегко сформировать нравственные качества у молодых людей на фоне кризиса ценностей, безнравственности, недооценки значимости морально-нравственного аспекта в жизни общества. Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, рынком труда предъявляются жесткие требования к специалисту – не только как к знающему, но и понимающему, чувствующему, культурному, подготовленному к реальному взаимодействию с противоречивым миром и способствующему своим поведением развитию культуры в целом, с другой стороны, в обществе отсутствует идеал, соответствующий требуемым качествам. Безусловно, общекультурная подготовка – как подсистема непрерывного образования, учитывая положения новой доктрины ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь», – должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений формирования специалиста. Она должна включать достаточный набор спецкурсов и спецсеминаров по философским, культурологическим, этическим, эстетическим проблемам истории и современности. Но в учебные программы нельзя заложить все, поэтому особенно важно сформировать у молодого человека насущную потребность в развитии мировоззрения и мировосприятия, расширении кругозора на основе самообразования. Со времен Цицерона оформился вариант определения понятия «культура» как cultura animi – возделывание, взращивание души, духа. Постепенно сюда стали включать и воспитание, образование, в целом просвещение человека и общества. Хотелось бы надеяться, что процесс формирования будущего специалиста в учебном заведении будет способствовать и его нравственному, культурному совершенствованию. ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: теоретико-символический анализ. Екатеринбург, 1993.
[2] Энгельмейер П.К. Доклад на IV Международном конгрессе по философии. Болонья,1911.
[3] Данные проведенного автором статьи социологического опроса 750 студентов четырех факультетов Саратовского государственного социально-экономического университета (СГСЭУ, 2003-2006).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|