Точка приложения усилий – кадры для АПКВсе направления обучения, которые реализуются в колледже, крайне важны для Чеченской республики. Это техники-механики, землеустроители, агрономы, специалисты по земельно-имущественным отношениям, строители. АПК является одним из наиболее значимых секторов экономики, исходя из стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года. Просмотров: 2045
Агропромышленный комплекс Чеченской Республики является одним из наиболее значимых секторов экономики. Остро востребованных специалистов этой сферы для региона выпускает Серноводский аграрный колледж. Сегодня мы беседуем с его директором Салавдином ЧИЛАЕВЫМ. – В далеком 1928 году в рамках коллективизации народного хозяйства в СССР на базе сельскохозяйственной школы в чеченском селе Серноводск был открыт сельскохозяйственный техникум. Первоначально перед новым учебным заведением ставилась задача подготовки младших агрономов и механиков. Первый прием в техникум составил 50 человек, а первый выпуск насчитывал всего 8 агрономов. Но уже через несколько лет техникум стал одним из лучших в своей области, ежегодно принимая около тысячи абитуриентов на очную и заочную формы обучения и готовя для народного хозяйства квалифицированных специалистов: техников, агрономов, овощеводов, гидромелиораторов, фермеров, бухгалтеров, экономистов. В годы Великой Отечественной войны многие студенты и выпускники техникума сражались на различных фронтах, а в здании корпуса № 1 размещался госпиталь. Военные действия в республике с 1996 по 1999 годы нанесли значительный материальный ущерб техникуму, специальная комиссия оценила его почти в 120 млн. рублей. Но люди не опустили руки: занятия прерывались лишь на короткий срок, администрация и коллектив приложили все силы для восстановления материально-технической базы. В 2008 году техникум был преобразован в колледж. – Расскажите, какие аграрные специальности наиболее востребованы в регионе сегодня и какие, на ваш взгляд, могут стать перспективными, исходя из стратегии развития сельского хозяйства Республики? – Все направления обучения, которые реализуются в колледже, сегодня крайне важны для Чеченской Республики. Это техники-механики, землеустроители, агрономы, специалисты по земельно-имущественным отношениям, строители. Агропромышленный комплекс является одним из наиболее значимых секторов экономики, исходя из стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года. Используя в полной мере местные условия, можно обеспечить динамичное развитие предприятий, производящих экологически чистую продовольственную продукцию, племенных животных и семена, увеличить глубину переработки сельскохозяйственного сырья, а также занять позиции ведущего поставщика мяса, шерсти, винограда, минеральных вод и зерновых в Российской Федерации. В связи с этим, на мой взгляд, востребованными в нашем колледже могли бы стать специальности, связанные с технологией производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции: зерна, мяса, молока, сахаристых продуктов. Перспективными, по моему мнению, станут специальности, связанные с реконструкцией мелиоративных систем, рациональным использованием природохозяйственных комплексов, электрификацией и автоматизацией сельского хозяйства.
– Изменились ли сегодня требования общества к уровню профессиональной компетентности и личности выпускников аграрных образовательных учреждений? – Кардинальные изменения в социокультурной и экономической сферах жизни общества требуют совершенно нового понимания задач профессионального образования. И этот факт, несомненно, повышает требования общества к личности выпускников всех образовательных учреждений. Сегодняшний выпускник среднего профессионального образовательного учреждения аграрного профиля – это не только специалист, обладающий современными знаниями по своему профилю, профессионал в своей области. Работодателей интересуют его личностные качества: такие как активность, мобильность, способность самостоятельно принимать решения и получать результат, склонность к саморазвитию, серьезность мотивации к профессии и неформальное отношение к работе, активная жизненная позиция и позитивное отношение к жизни и людям. – Какие основные принципы положены в основу системы проверки качества теоретического и практического обучения, реализуемого в колледже? – Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений студентов государственному образовательному стандарту. Наша система проверки качества обучения базируется на принципах научности, систематичности и регулярности, прочности знаний, индивидуальном характере контроля качества работы каждого студента, не подменяя его результатом коллективного труда, всесторонности, разнообразии форм проведения контроля. – Что характерно для аграрного образования XXI века? Какие инновационные методы и технологии обучения используются в вашем учебном заведении? – Для эффективного развития сельского хозяйства обязательно должны осуществляться мероприятия по созданию общих условий функционирования, в том числе государственной поддержке развития отрасли, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, проведению научных исследований по приоритетным направлениям и, конечно, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами. Без совершенствования законодательной и нормативноправовой базы, устранения из нее положений, препятствующих эффективной подготовке специалистов для сельского хозяйства с применением новейших технологий, не будет и эффективного развития аграрного образования. Необходимо всячески содействовать созданию условий по внедрению инновационных технологий в агропромышленный комплекс на базе существующих образовательных учреждений и сельскохозяйственных предприятий. Возможно, есть смысл рассмотреть вопрос о передаче аграрных образовательных учреждений НПО и СПО в ведение Министерства сельского хозяйства. В Серноводском аграрном колледже представлены такие направления инновационной деятельности, как:
– Одной из проблем аграрного сектора страны называют ослабление связей образовательных учреждений с работодателями, снижение мотивации руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации. Как осуществляется взаимодействие колледжа с работодателями, общественными и государственными организациями республики? Какие, по-вашему, необходимы условия для привлечения бизнеса к финансированию аграрного образования? – Ослабление связей с работодателями и слабая мотивация специалистов к повышению квалификации – одна из актуальных проблем для нашей республики, так как сейчас идет активное восстановление АПК, разрушенного в ходе двух военных кампаний. И без налаживания тесных связей сельскохозяйственных предприятий с образовательными учреждениями аграрного профиля невозможно эффективное восстановление этого сектора экономики. В настоящее время студенты колледжа проходят преддипломную производственную практику на базе государственных хозяйств, специалисты которых стараются оказать всемерную поддержку будущим специалистам. Кроме того, с нового учебного года планируется введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, обеспечивающих повышение свободы образовательного учреждения в формировании образовательных программ с учетом запросов реального сектора экономики. Это даст возможность учебным заведениям готовить специалистов, востребованных рынком труда, а также позволит заинтересовать работодателей-руководителей сельхозпредприятий, привлечь некоторую часть предпринимателей к финансированию аграрного профессионального образования. Но и аграрным образовательным учреждениям необходимо принять дополнительные меры, направленные на повышение качества подготовки выпускников и создание системы непрерывного профессионального образования: обеспечить соответствие образовательных услуг потребностям рынка труда и требованиям работодателей; развивать целевую контрактую подготовку кадров для агропромышленного комплекса республики по заявкам муниципальных образований и сельскохозяйственных предприятий; содействовать совершенствованию информационного обмена между сельскохозяйственными предприятиями, образовательными учреждениями, кадровыми агентствами для реальной оценки потребности в специалистах для агропромышленного комплекса республики. А также непрерывно совершенствовать систему их профессиональной подготовки, стажировки и повышения квалификации. – Что необходимо предпринять обществу, государству для повышения имиджа сельского работника? Какие необходимы социально-экономические стимулы для привлечения молодых специалистов к работе в сельской местности? – Уверен, что в первую очередь необходимо позаботиться о благосостоянии сельского жителя. Ни для кого не секрет, что у сельчан низкая зарплата и зачастую её выдают в натуральной форме, что делает сельскохозяйственный труд профессионально непривлекательным. Второй важный аспект – нужно развивать социальную сферу села. Молодые специалисты нуждаются в благоустроенных квартирах, хороших дорогах, детских садах. Объем и уровень образования кадров для сельского хозяйства республики недостаточен. Хотелось бы, чтобы в Чеченской Республике был создан аграрный институт или университет. Кстати, его можно было бы организовать и на базе нашего колледжа, тем более у нас уже есть для этого необходимая материальнотехническая база. И, кроме того, мы собираемся потратить порядка 14 млн. рублей на новое оборудование – это перспективный план развития колледжа до 2014 года. Новые планы позволяют нам с надеждой смотреть в будущее. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|