Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Будущее культуры Севера

Арктический государственный институт искусств и культуры Республики Саха (Якутия) сегодня, по сути, играет роль базового вуза в сфере культуры и искусства для северо-востока России. Сохранение и развитие культурного наследия региона напрямую связано с государственной задачей – возвращением былого могущества России в Арктике.

Просмотров: 1604
ИГНАТЬЕВА Саргылана Семеновна – ректор Арктического государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Международной академии информатизации.

Арктический государственный институт искусств и культуры Республики Саха (Якутия) сегодня, по сути, играет роль базового вуза в сфере культуры и искусства для северо-востока России. Сохранение и развитие культурного наследия региона напрямую связано с государственной задачей – возвращением былого могущества России в Арктике. Рассказывает Саргылана ИГНАТЬЕВА, ректор АГИИК, кандидат педагогических наук, профессор.

Сложнейшая задача

Учитывая, что основная часть сорока народов, исконно населяющих северные регионы, проживает на территории нашей страны, именно Россия будет занимать ведущие позиции в сохранении и развитии культур народов Арктики.

За годы советской власти в регионах Севера была создана инфраструктура учреждений культуры: библиотеки, музеи, клубы, детские музыкальные школы, в крупных регионах – театры и филармонии. Ввиду ценностной установки на инновационность, в обществе сложилось отношение к традиционной культуре как к архаике, обреченной на исчезновение. В условиях кардинальных изменений, происшедших в сфере социально-экономической, политической и культурной жизни страны в последние десятилетия ХХ века, начался процесс духовного возрождения народов, населяющих российский Север.

В некоторых регионах происходил процесс профессионализации отдельных форм национального искусства, результатом которого стало, в частности, создание государственных ансамблей в Чукотском и Корякском автономных округах, республиках Алтай, Саха (Якутия), национальных драматических театров – в республиках Алтай, Саха (Якутия), Тыва, Ханты-Мансийском автономном округе.

В Эвенкийском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах Красноярского края деятельность по распространению культуры коренных народов сосредоточена в основном в рамках работы самодеятельных фольклорных коллективов. Наиболее известными являются эвенкийские ансамбли «Осиктакан», «Улта», нганасанские «Нгамтусуо», ненецкий «Май’ма», долганский «Хэйро».

Учитывая, что исчезающие культуры могут обрести вторую жизнь только в произведениях искусства, необходимо приложить усилия для создания в Красноярском крае профессиональных коллективов – Государственного ансамбля песни и танца на Таймыре и национального театра в Эвенкии. В связи с этим уже сегодня важно наладить систему подготовки специалистов для формирования постоянно действующих составов.

В Чукотском автономном округе и Камчатском крае культура коренных народов ярко выражена в творчестве государственных ансамблей «Эргырон» и «Мэнго», которые отличает особый стиль сценической интерпретации древнейших этносов чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, кереков. Для дальнейшего развития национальных культур в этих регионах целесообразно расширить деятельность названных ансамблей в сторону глубинного прочтения мифологического и эпического наследия народов и формирования собственной эстетики палеоазиатского театра.

Приведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что перед АГИИК стоит сложнейшая задача, не имеющая аналогов ни в России, ни в странах зарубежной Арктики, – помочь народам Севера найти путь дальнейшего развития их культуры. Иначе говоря, Арктический институт может стать благоприятным лоном для формирования в регионах Севера творческой интеллигенции, глубоко чувствующей специфику национальной эстетики и вместе с тем воспитанной на шедеврах отечественной и мировой культуры.

«Дорожной картой» дальнейшего развития АГИИК сегодня является согласованная с Правительством Республики Саха (Якутия) и утвержденная Министерством культуры РФ программа развития на 2013-2017 годы, в финансировании которой принимает участие регион. В рамках ФЦП «Культура России» в 2015 году начнется строительство второй очереди учебного корпуса и общежития института.

Научно-творческий потенциал

Арктический государственный институт искусств и культуры, созданный в начале 2000 года, объединил образовательный, творческий и научный потенциал филиалов российских вузов – Школы-студии МХАТ, Уральской консерватории, Красноярского художественного института и Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. Содержание деятельности АГИИК с самого начала было основано на идее сохранения культуры народов Севера и ее передачи будущим поколениям.

Сегодня институт – это 4 факультета, 16 кафедр, 15 специальностей и направлений, более 1,2 тыс. студентов, более 150 преподавателей и сотрудников, 7 творческих и научных подразделений.

Особенностями образования в АГИИК являются расширенный объем фундаментальных знаний в области арктиковедения, традиционной культуры, языка, истории, этнографии народов Севера, практикоориентированная система обучения.

Расширяется сотрудничество с работодателями: ежегодно проводятся круглые столы с участием глав администраций и начальников управлений культуры районов республики, налажены связи с ссузами и органами исполнительной власти в области культуры и образования северных районов Красноярского края, Камчатской и Магаданской областей.

Созданы 3 малых инновационных предприятия («Агентство развития культуры Арктики», «Polyaris-Art», «Информационные технологии»), которые получают заказы от организаций и районов республики.

Для повышения эффективности взаимодействия Арктического института с муниципальными образованиями, учреждениями культуры, искусства и образования в начале 2013 года был учрежден Арктический институтский образовательный округ (АркИнОО). Целью деятельности этой ассоциации является создание саморазвивающейся системы «школа – вуз» или «школа – ссуз – вуз» для подготовки будущих деятелей культуры и искусства.

Институт является членом международного объединения вузов «Университет Арктики». За последние пять лет 30 студентов АГИИК получили гранты обменной программы этого объединения и прошли обучение в вузах Финляндии, Норвегии, Швеции, Кореи.

Несмотря на молодость АГИИК в сфере творческой и научной деятельности доказал способность самостоятельно реализовывать проекты, продуцировать идеи, плодотворно сотрудничать с учреждениями образования, культуры и науки Республики Саха (Якутия), регионов Российской Федерации и зарубежья.

Инновационный вектор

Для формирования АГИИК как инновационного высшего учебного заведения в области культуры и искусства, осуществляющего практический вклад в духовное и культурное развитие Севера России и Арктического региона в целом, необходимо решение ряда задач.

Первая из них – АГИИК должен стать международным центром арктической культуры и искусства. Для достижения  будут реализованы следующие основные проекты: создание национальных студий для регионов северо-востока РФ; поддержка творческого поиска и эксперимента, включающего новые постановки в учебном театре и новые концертные программы студенческой филармонии, деятельность школы молодого искусствоведа; организация фестивалей, выставок, международных летних школ.

Вторая задача – АГИИК должен играть роль ведущего исследовательского центра в области культуры и искусства Арктики. Этому будут способствовать проведение научных исследований, создание научно-образовательных и научно-инновационного центров для выполнения междисциплинарных исследований на основе заказов и грантов, организация работы диссертационных советов, в том числе объединенных, – совместно с вузами-партнерами из регионов Сибири и Дальнего Востока по музыкальному искусству и культурологии, развитие Интернет-порталов института («Обсерватория культурного разнообразия и образования «Куйаар», «Память Якутии», «Циркумполярная цивилизация в музеях мира»).

Решение третьей задачи направлено на формирование нового корпуса квалифицированных специалистов в области культуры и искусства. Для этого будут реализованы следующие проекты: модернизация системы поиска и отбора абитуриентов; открытие новых образовательных направлений; создание системы менеджмента качества; интернационализация образовательных программ и развитие международной мобильности студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей; развитие дистанционного образования и информатизация вуза и другие.

Реализация социально значимых проектов института предполагает и участие в национальном инновационном проекте Республики Саха (Якутия) «Земля Олонхо», подготовку учебных программ по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с Министерством труда и социальной политики и медицинским институтом Северо-Восточного федерального университета.

Задачей является также создание современной инфраструктуры образовательной, научной и творческой деятельности вуза. Для ее решения планируется формирование инновационного учебно-производственного кластера, в который войдут центр медиакультуры, сервисный информационный центр, дизайн-мастерские, учебное телевидение, Интернет-магазин продукции АГИИК, продюсерский центр, студия звукозаписи, экспериментальное ателье, издательство и типография.

В качестве ресурсной базы для реализации этих проектов планируется привлечение средств из федеральных и региональных целевых программ, международных и российских фондов.

Сегодня можно говорить об АГИИК как о сформировавшемся вузе, основу педагогического коллектива которого составляют высококвалифицированные специалисты в области культуры и искусства. Направления, по которым ведет подготовку институт, востребованы, являясь уникальными для региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта
КИГИТ – вуз для творческих людей
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА
Реализовать нравственный потенциал искусства
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Государственный заказ – гарантия трудоустройства выпускников
Через тернии – к звёздам
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Источник жизненного вдохновения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ