Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Компетентностный подход к подготовке специалистов

Опыт работы по подготовке кадров в сфере коммерции Санкт-Петербургской академии управления и экономики подтверждает целесообразность преобразования образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Просмотров: 2772

Подготовка специалистов в сфере коммерции: компетентностный подход

Е.А. ТОРГУНАКОВ, заведующий кафедрой коммерции Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент

В условиях формирования и развития рыночных отношений в России, жесткой конкуренции, в том числе в сфере товарного обращения, вопросы грамотной и эффективной организации коммерческой деятельности, использования новых подходов и технологий приобрели особую значимость. Это обуславливает необходимость организации профессиональной подготовки специалистов в области коммерции на качественно новом уровне. Переход к экономике, основанной на знаниях, сокращение «жизненного цикла» профессий, знаний, профессиональных навыков предъявляют повышенные требования к высшему профессиональному образованию.

Современные социально-экономические условия создают предпосылки для формирования нового типа коммерческого работника: инициативного, самостоятельного в принятии решений, владеющего искусством ведения коммерческих переговоров с партнерами, умеющего налаживать взаимоотношения с различными целевыми аудиториями потребителей, инвесторов, поставщиков, посредников, государственными и общественными организациями, разрабатывать гибкие стратегии, помогающие удерживать конкурентные преимущества, управлять с целью улучшения эффективности коммерческой деятельности. Неужели такому работнику не найдется места на рынке труда? Думается, найдется, следует только подготовить такого специалиста.

Практика подготовки кадров по направлению «Коммерция» подтверждает, что обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции в данной области требует формирования и развития специфических личностных качеств, профессионального самосознания, творческого потенциала, что достигается путем особой подготовки к использованию технологий коммуникации в профессиональной деятельности.

Исследование структуры профессиональной деятельности в области коммерции, спектра решаемых специалистом задач, специфики современных технологий коммерческой деятельности позволили сформировать систему требований к подготовке современного коммерсанта. К ним относится ряд ключевых профессиональных компетенций.

Коммуникативные: навыки делового общения, ориентации в конфликтных ситуациях, владение навыками убеждения и деловой риторики, индивидуальной и коллективной деятельности.

Информационные: умение ориентироваться в потоке коммерческой информации, навыки владения средствами современных информационных и коммуникационных технологий, определяющие уровень умения работы с целевыми аудиториями.

Креативные: творческо-поисковые навыки, самостоятельность в принятии решений, навыки поддержания творческого подхода в решении профессиональных задач, инициативность и креативность, наличие организаторских способностей, самоанализ, навыки создания и продвижения имиджа фирмы, поддержания ее репутации.

Аналитические: навыки применения методов современных экономических наук (маркетинга, менеджмента, экономики).

Исследование опыта образовательной деятельности по направлению «Коммерция» в Санкт-Петербургской академии управления и экономики позволило выявить основные противоречия в организации процесса профессиональной подготовки в этой области.

Первая область противоречий определяется между требованиями социального заказа общества на уровень подготовки современного высокопрофессионального работника коммерческой сферы и реальными возможностями высшей школы обеспечить заданный уровень.

Вторая – между потребностями развития творческого потенциала, значимостью прикладных умений и навыков в профессиональной деятельности, универсальных способностей, позволяющих занимать принципиальную, активную позицию при решении профессиональных задач, и недостаточной разработанностью технологий их формирования в теории и практике профессиональной подготовки специалиста данного профиля.

Третья область определяется объективным влиянием знаний и умений использования социальных технологий на профессиональную квалификацию и успешную профессиональную деятельность в области коммерции и слабое отражение этой взаимосвязи в структуре профессиональной подготовки будущих работников.

Разрешение этих противоречий потребовало разработки научно-обоснованной целостной методической системы с использованием компетентностного подхода, которая применяется для определения содержания, организационно-технических, педагогических условий и средств организации профессиональной подготовки в области коммерции.

Для повышения качества подготовки специалистов определялись цели и задачи обучения в сложившихся социально-экономических условиях с учетом региональной специфики. Разрабатывалась структура программы подготовки, осуществлялся отбор курсов и их содержания, выбор форм и методов организации профессиональной подготовки (совершенствовались методика организации практических занятий студентов, лекционный материал, задания для семинарских, лабораторных и самостоятельных работ). Определялись средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе получения профессиональных знаний и навыков.

Опыт работы по подготовке кадров в сфере коммерции Санкт-Петербургской академии управления и экономики подтверждает целесообразность преобразования образовательного процесса на основе комптентностного подхода, приведет к существенному повышению качества и значения подготовки профессионалов в сфере коммерции.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Мурманский ГТУ: отраслевое образование региону
Первый вуз Чувашии
КИГИТ – вуз для творческих людей
Модернизация вузовской инфраструктуры
Цель – выпускник с хорошим потенциалом
СГСХА: кадры для сельского хозяйства
ЯПЭК: диалог с работодателем
Синтез светского и религиозного – образования
ПКФК: уникальное образование для сферы искусства
Образование – основа экономического развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ