Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ХГАЭП: экономическое образование для Дальнего Востока

Интервью с ректором Хабаровской государственной академии экономики и права о технологиях экономического образования вуза, международном сотрудничестве, научной и исследовательской деятельности студентов.

Просмотров: 1982

ХГАЭП: слагаемые успеха

Как заинтересовать студента наукой, научить его правильно выстраивать карьеру, воспитать профессионала, способного принимать эффективные решения в условиях современного рынка – тема нашей беседы с ректором Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП) Владимиром ЛИХОБАБИНЫМ.

– Владимир Алексеевич, не каждый вуз может похвастаться такой активной научноисследовательской деятельностью. Существует ли в ХГАЭП система выявления особо талантливых, одаренных студентов?

– Да, такая система существует. Главный принцип работы в этом направлении – открытость. Любому студенту стоит лишь заявить о себе и своих интересах или принести на кафедру, в студенческий научно-исследовательский центр свое исследование. Далее всю работу по подбору конкурсов и оформлению осуществляют структурные подразделения академии.

– Какие методы позволяют вузу мотивировать студентов к занятиям наукой?

– Поскольку в академии много умных, активных, разносторонне развитых, увлеченных студентов, то основная задача – показать им все возможности для развития способностей в научной сфере. С первого курса на всех специальностях ведется предмет «Введение в специальность и основы научных исследований», а дальше начинается групповая и индивидуальная работа со студентами.

Групповая работа – это поддержка инициативы молодежных организаций академии. Примеры тому – дебат-клуб ХГАЭП, клуб «Модель ООН на Дальнем Востоке», юридические клиники, молодежный парламентский клуб, многочисленные студенческие команды, направляемые на всероссийские олимпиады, конкурсы, форумы и симпозиумы. Следует отметить, что последние семь лет студенты академии были единственными представителями России на конференциях по модели ООН: в США, Японии, Корее, Швейцарии, Китае, Нидерландах.

Индивидуальная работа связана с подготовкой к участию в общественных научных мероприятиях путем развития плодотворных отношений «студент – научный руководитель».

В целом, доля занятых различными формами научных исследований студентов растет год от года. Например, в 2004 году она составляла 37 процентов, в 2010 году – более 70. Практически все молодежные инициативы получают общественное признание в России и за рубежом. За 2004-2010 годы студентами было получено 2 119 премий, дипломов, медалей. В рамках реализации национального проекта «Образование» 26 студентов ХГАЭП стали лауреатами премии Правительства РФ по поддержке талантливой молодежи.

– Не секрет, что профессиональная успешность выпускника вуза, его умение правильно строить собственную карьеру, востребованность рынком труда и обществом – важнейшие критерии престижности учебного заведения. Центры занятости вузов – еще достаточно новое явление в практике вузов. У вас, судя по широкому спектру направлений деятельности, центр функционирует более чем успешно.

– Конкурентоспособным на современном рынке труда выпускника делают не только профессиональные знания и опыт, полученный во время практики или временной занятости. Кроме подготовки по специальности, можно выделить стремление к успеху, навыки организаторской деятельности, формирование предприимчивости и развитие деловых связей, повышение личной работоспособности, а также умение эффектно подать себя на рынке труда и эффективно строить свою карьеру.

Как раз понимание этого привело к созданию в академии центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников. Его основными задачами являются налаживание и развитие партнерских взаимоотношений с работодателями в области практического обучения и трудоустройства.

Успешная работа центра занятости студентов стала возможной благодаря плановой, целенаправленной, системной работе администрации и выпускающих кафедр, деканатов. К взаимодействию в области научно-исследовательской и прикладной работы, а также в сфере организации практического обучения и трудоустройства студентов и выпускников привлечены выпускники прошлых лет академии, ставшие успешными профессионалами.

В этом году создан клуб выпускников и друзей академии. При участии его активистов прошел краевой конкурс «Старт-карьера». Проводятся практикоориентированные встречи, семинары для студентов, решивших посвятить себя менеджменту, маркетингу, логистике, открыть собственное дело, а также узнать секреты конкурентоспособности на рынке труда.

Вместе с банком ВТБ создана «Академия ВТБ» для подготовки студентов к работе в банковском секторе.

– Какие направления международного сотрудничества вам кажутся наиболее перспективными для вуза, студентов?

– Плодотворные отношения в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования связывают академию с вузами Кореи, Японии, Китая, Вьетнама, Монголии, США, Германии, Финляндии, Швеции, Франции, Великобритании, Словакии, Италии, Австрии. В настоящее время реализуются 29 договоров и соглашений в области академических обменов, научного и культурного сотрудничества.

Взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами осуществляется как на основе межвузовских соглашений, в рамках которых проводится обмен студентами, аспирантами, преподавателями, так и путем реализации совместных научнообразовательных проектов, включающих проведение научных исследований, издание совместных публикаций и научных трудов, проведение международных симпозиумов и конференций.

Студенты академии в зарубежных вузах проходят включенное обучение (Университет Граца, Австрия), производственную практику на предприятиях Китая, а также повышают языковой уровень, участвуя в программах обмена с вузами в летних языковых школах (Франция, Германия, Китай, Республика Корея, Япония).

Самым эффективным направлением, на мой взгляд, для студентов являются программы включенного обучения, предусматривающие признание академией периодов обучения студентов за рубежом и полученных ими в зарубежном вузе результатов. Это очень актуально в связи с Болонским процессом. Что касается преподавателей, то это программы стажировок в зарубежных университетах по грантам и по обмену.

Привлекая для чтения лекций иностранных профессоров, ученых и практиков из учебных заведений-партнеров, часть из которых являются почетными докторами академии, вуз успешно решает задачу подготовки кадров на уровне мировых стандартов.

– Что представляет собой торговоэкономическое образование XXI века? Современные технологии, инновационные механизмы становятся существенным элементом становления современного специалиста, но и без традиционных ценностей – гармоничного развития личности, повышения культуры студента, его духовного статуса – профессионал плохо адаптируется на рабочем месте и в обществе. Как вуз справляется с задачей воспитания студентов?

– С развитием экономического потенциала Дальнего Востока и его интеграции в АТР возрастает потребность в квалифицированных специалистах, владеющих знаниями и умениями принимать эффективные решения в области организации и планирования закупок, стимулирования сбыта, технологии работы торговых сетей.

Повышение спроса на специалистов в сфере коммерции, умеющих реализовывать коммерческие проекты как на внутреннем, так и внешнем рынке, обладающих знаниями и искусством хорошо купить и еще лучше – продать для своей и потребителя пользы с учетом перспективы, а также своевременно и гибко реагировать на изменение конъюнктуры.

Учебный план подготовки будущих коммерсантов на факультете «Международные экономические отношения» включает, например, как блок базовых дисциплин экономического профиля (основы коммерческой деятельности, экономика предприятия, стандартизация, метрология и сертификация, товароведение и экспертиза товаров и т.д.), так и блок специальных дисциплин (организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения, сетевая организация бизнеса в торговле, управление продажами, анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия, таможенное дело, биржевое дело и др.). А программа подготовки по специализации «Коммерция на внешнем рынке товаров и услуг» предусматривает – наряду с изучением таких дисциплин, как международные закупки, международный маркетинг, мировая экономика и международные экономические отношения, – углубленное изучение английского языка на протяжении всего периода обучения. Также студенты проходят практику на предприятиях оптовой и розничной торговли, в снабженческо-сбытовых подразделениях производственных фирм, где получают необходимые навыки прикладной деятельности, имеющие важное профессиональное значение.

При обучении студентов используются как традиционные методы и формы организации учебного процесса (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и современные активные методы и формы обучения:

  • деловые игры и ситуации;
  • экскурсии на предприятия;
  • блиц-опросы студентов;
  • анализ хозяйственных ситуаций на примерах конкретных предприятий г. Хабаровска;
  • использование в ходе обучения технических средств, видеофильмов по изучаемым дисциплинам;
  • использование информационных баз Интернета для ознакомления с сайтами предприятий и сбора практических данных.

К учебному процессу также привлекаются и специалисты-практики, имеющие большой опыт работы.

С 2007 года совместно с Цзилинским университетом русского языка на факультете реализуется программа «2+2» по подготовке бакалавров коммерции: два года студенты учатся в КНР, затем два года в ХГАЭП. В этом году уже состоялся первый выпуск.

– На современном этапе как никогда остро стоит вопрос об увеличении инвестиций в человеческие ресурсы – одном из ключевых принципов непрерывного образования. Расскажите, пожалуйста, подробнее о реализуемых в академии системах дополнительного образования.

– Уже многие годы в академии реализуется широкий спектр программ повышения квалификации и переподготовки по бухгалтерскому учету, государственным закупкам, налогам и налогообложению, финансам, менеджменту, юриспруденции, развитию малого, среднего, крупного бизнеса. Последние пять лет активно работаем с органами законодательной и исполнительной власти Хабаровского края и Еврейской автономной области, заинтересованными в росте профессиональных знаний, навыков и умений государственных и муниципальных служащих.

На базе академии уже второе десятилетие работает образовательный консорциум по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации, выпускники которого составляют основу кадрового резерва для предприятий и организаций всех форм собственности, органов государственной и муниципальной власти.

В среднем, в течение года такие программы осваивают более 1600 слушателей. А для этого наши преподаватели постоянно повышают уровень квалификации в ведущих вузах России и за рубежом, а также стажируются в реальном секторе экономики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Региональный вуз российского значения
ТИЭП - образование, воспитание и экологическое просвещение
Исследовательская миссия медицинского вуза
ХГИИК: заявка на выпускника
СГПИ: наука начинается с измерения
Омская академия МВД России
ХГАЭП: акцент на развитие общей культуры
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Инновационный потенциал СибГУТИ
Воронежский государственный университет: на пути к совершенству

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ