ННГАСУ: особенности реализации уровневого образованияУровневая система подготовки реализуется в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете с 1992 года. Просмотров: 2841
Специфика этапов реализации в ННГАСУ уровневого высшего образования
Многоуровневая (в последующем – ступенчатая, уровневая) система высшего образования реализуется в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (ННГАСУ) с 1992 года. Вначале с целью апробации многоуровневая подготовка была введена по одному направлению - «Строительство», а с 1997 года – еще по пяти направлениям. В настоящее время спектр образовательных услуг ННГАСУ включает 65 основных образовательных программ (ООП) по 21 направлению высшего профессионального образования. При этом подготовка бакалавров осуществляется по 18, а магистров - по 16 направлениям. Вузом накоплен опыт как организации учебного процесса по многоуровневой системе, так и разработки соответствующей научно-методической документации, в том числе – проектов государственных образовательных стандартов (ГОС) первого и второго поколений, проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) бакалавриата и магистратуры по ряду направлений. За прошедший период университет организовал проведение 13 всероссийских и международных научно-методических конференций «Проблемы многоуровневого высшего образования». Опыт университета по реализации многоуровневой системы, казалось бы, позволяет рассчитывать на достаточно спокойный переход вуза на предстоящую подготовку бакалавров и магистров по ФГОС. Однако нельзя не отметить, что сложность задачи усугубляется рядом специфических особенностей современного этапа реформы, в частности, связанных с эволюцией структуры высшего образования. Можно сказать изначально основная задача введения многоуровневой системы и реформы образования в целом представлялась достаточно ясно: адаптация традиционной отечественной системы образования (признававшейся одной из лучших в мире) к тенденциям развития цивилизации в XXI веке, например -ускорению темпов смены технологий. При этом введение новаций предполагалось оправданным при сохранении лучших традиций отечественной высшей школы. Оптимальным по эффективности реализации принципов опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования представлялся вариант структуры, предусматривающий для выпускников бакалавриата возможность продолжения обучения по программам как магистратуры, так и дополнительной дготовки специалистов. Этот вариант соответствовал ГОС-1994 г., реализовывался в ряде вузов, в том числе, с 1992 г. – в ННГАСУ (рис.1). Реализация принципа опережающего обучения (учитывающего ускорение темпов смены технологий производственной сферы) здесь, в частности, предусматривалась через возможность доподготовки специалистов по новым специальностям на базе бакалавриата. При этом ограниченность времени доподготовки специалиста (1 год) компенсировалась в варианте ННГАСУ через частичную профилизацию бакалавриата (с 3 курса) с ориентацией на программы специалитета.
Структурой ННГАСУ предусматривалась возможность поэтапной конкретизации траектории образования на основе выбора студентов. При этом, поступая в вуз на направление бакалавриата и обучаясь 2 года по общей для направления программе, студент мог далее выбрать составляющую бакалавриата, ориентированную на специальность (профиль). Выпускник бакалавриата мог пойти на производство или продолжить обучение: в магистратуре или по программе доподготовки специалиста (с выбором специализации). Поэтапный выбор траектории образования представляется одним из механизмов реализации принципа гуманизации (индивидуализации) образования и, как показал опыт, достаточно эффективным фактором, позволяющим существенно повысить качественные показатели выпускников. Характерно, что за годы реализации многоуровневой системы в ННГАСУ большинство выпускников бакалавриата предпочло продолжить обучение по ветви доподготовки специалиста. На производство пошли не более 5 процентов бакалавров. В магистратуру (ориентированную на научно-педагогическую ветвь подготовки) принималось до 10 процентов выпускников бакалавриата. Следует отметить, что учебными программами ННГАСУ предусматривалось частичное сопряжение содержания программ магистратуры и доподготовки специалистов, что позволяло магистрантам параллельно освоить (в качестве второго высшего образования) и программу специалиста. При этом выпускник ННГАСУ мог получить три диплома о высшем профессиональном образовании: бакалавра, специалиста, магистра. Опыт реализации в ННГАСУ этого варианта многоуровневой структуры подтвердил его результативность, в том числе с позиции повышения качества подготовки специалистов (через усиление роли индивидуальных особенностей студентов при поэтапном выборе траектории образования). Федеральным законом РФ от 24.10.2007 г. утвержден вариант структуры с раздельной реализацией программ многоуровневой (уровневой) подготовки (бакалавриат + магистратура) и моноструктурной подготовки (специалитет). Нетрудно отметить, что исключение ветви специалиста из уровневой структуры, а также возможности перехода обучающегося с программы бакалавра на программу специалиста ведет к сокращению вариативности поэтапного выбора траектории образования и, как следствие, - к снижению эффективности принятой уровневой системы по отношению к вариантам, соответствующим ГОС-1994 г. Кроме того, ограничение подготовки специалиста моноструктурной моделью при планируемом сокращении традиционного перечня специальностей позволяет ожидать снижения эффективности принятой системы по отношению к объему и содержанию спектра образовательных программ, соответствовавших традиционной системе образования. С учетом вышеизложенного представляется важным при последующей разработке учебно-нормативной документации на основе принятой структуры предусмотреть возможности сохранения объема и содержания традиционного спектра программ подготовки специалиста. При этом можно выделить два рассматриваемые в вузах пути решения этой задачи: а) в рамках бакалавриата; б) через варианты доподготовки бакалавров. Достаточно широкое распространение в вузах приобрел вариант замены специальностей профилями бакалавриата при максимально возможном включении объема и содержания цикла специальных дисциплин (СД) специалитета (ГОС-2) в программу бакалавриата (ФГОС), соответствующем сокращении объемов других циклов, (преимущественно общепрофессиональных дисциплин), тенденции к полной дифференциации по профилям программ бакалавриата. По нашему мнению, упомянутые предложения по формированию программ бакалавриата не представляются обоснованными. Так, существенное сокращение объема общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин разрушает фундаментальность подготовки в высшей школе, приближает содержание программы бакалавриата к уровню среднего профессионального образования. Полная дифференциация программ бакалавриата по профилям ведет к выбору профиля на уровне поступления в вуз, что снижает достоинства поэтапности выбора траектории образования. Считаем целесообразным сохранить как пропорцию фундаментальной и профессионально ориентированной компонент подготовки бакалавра, так и поэтапность общей по направлению (1-2 курсы) и частично профилированной (3-4 курсы) подготовки в бакалавриате. При этом, по нашим расчетам, в программу бакалавриата нерационально включать более 6570 процентов объема цикла СД специалитета (ГОС-2). Предпочтительным вариантом компенсации исключения ветви доподготовки специалиста в уровневой структуре представляется включение соответствующего содержания подготовки в программы, по которым может продолжить образование выпускник бакалавриата. В том числе (рис.2):
Важно отметить и спорность тенденции на существенное сокращение количества обучающихся в магистратуре по отношению к бакалавриату (по различным источникам – 10-25 процентов). Следствием этого будет сокращение срока подготовки основной массы выпускников высшей школы с 5 лет (специалист) до 4 лет (бакалавр). При этом суммарная продолжительность обучения «школа + вуз» сокращается с 11 + 5 = 16 лет до 11 + 4 = 15 лет, тогда как ряд исследований обосновывает необходимость повышения образовательного ценза минимум до 16-17 лет с учетом усложнения производственных технологий. Более того, при условии упомянутого выше возможного приема в бакалавриат дифференцировано по профилям, мы придем к замене традиционной пятилетней моноструктурной подготовки специалистов на аналогичную, но уже четырехлетнюю подготовку бакалавров. С учетом изложенного представляется оптимальным предусмотреть возможность обучения в магистратуре порядка 50 процентов выпускников бакалавриата (из них примерно 10 процентов - по научно-педагогической и 40 процентов - по производственной ветвям подготовки). Проблемной остается комплексность разработки нормативной документации, связанной с введением многоуровневой системы высшего образования. Например, проект «Квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов в области архитектуры и градостроительной деятельности» сформирован при дифференциации должностей без учета уровней высшего образования, а также объема программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|