О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузахС переходом системы высшего образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов у всех участников образовательного процесса появилась необходимость оценить содержание, качество и темпы работы вузов по выполнению условий обучения в соответствии с ФГОС. С этой целью в 2011 году Департамент развития профессионального образования Минобрнауки РФ инициировал проведение мониторинга эффективности внедрения ФГОС. Просмотров: 6137
«Болевые точки» перехода
С переходом системы высшего образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов у всех участников образовательного процесса появилась необходимость оценить содержание, качество и темпы работы вузов по выполнению условий обучения в соответствии с ФГОС. С этой целью в 2011 году Департамент развития профессионального образования Минобрнауки РФ инициировал проведение мониторинга эффективности внедрения ФГОС. Реализовать исследование было поручено Ассоциации классических университетов России (АКУР), Ассоциации технических университетов (АТУ), институту комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова (ИКИО) и региональной общественной организации «Центр изучения проблем профессионального образования» (РОО ЦИППО). С октября 2011 года по сентябрь 2012 года проведены два этапа мониторинга в подведомственных министерству вузах. ЗАДАЧИ На подготовительном этапе мониторинга были разработаны критерии и индикаторы эффективности внедрения ФГОС в учреждениях ВПО в соответствии с задачами, на решение которых направлена модернизация системы профессионального образования.
Выбор и группировка критериев и индикаторов ориентированы на оценку выполнения задач введения ФГОС в систему профессионального образования. При этом важно, что индикаторы, соответствующие тому или иному критерию, должны дать оценку эффективности введения образовательных стандартов в двух аспектах: наличия условий и интенсивности процессов. Кроме того, часть индикаторов нацелена на выявление наибольших успехов в применении ФГОС. Тем самым каждый из индикаторов можно отнести к одному из трех типов: индикаторы условий, индикаторы процесса и индикаторы лучшей практики. СБОР ИНФОРМАЦИИ Судя по полученным результатам мониторинга, можно утверждать, что с помощью выбранных индикаторов (полный перечень критериев и индикаторов см. в [1]) удалось создать картину, позволяющую сделать конкретные выводы и определить «болевые точки» процесса перехода высшего образования на ФГОС. Для получения конкретных данных по всем индикаторам была проделана большая работа. По семи анкетам опрошены респонденты разных уровней: от проректоров до студентов. Взяты глубинные интервью у проректоров и специалистов по учебно-методической работе. Проведена экспертиза ООП. В 43 вузах исследовано не менее трех направлений подготовки ВПО, так что всего проанализировано 167 ООП (108 – бакалавра и 59 – магистра) по 21 направлению подготовки. Периодически проводился мониторинг сайтов вузов. С одной стороны, это было необходимо для сопоставления данных, полученных по результатам заочного опроса руководящего персонала вузов и по результатам внешней проверки сайтов вузов о наличии документов, составляющих ООП, и внутривузовских нормативно-методических документов для реализации ФГОС. С другой стороны – для оценки выполнения вузами требования открытости образовательного процесса, которое установлено ФЗ «Об образовании» в редакции 293-ФЗ (ст. 32, п. 25) и Постановлением Правительства РФ от 18.04.2012 года, № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении». Проведено глубокое вертикальное социологическое исследование в трех субъектах федерации: Саратовской, Свердловской и Тверской областях. Преследовались задачи, во-первых, комплексного анализа в выбранном регионе ситуации с введением ФГОС на всех уровнях профессионального образования и проведения опроса руководящего состава ОУ, преподавателей, обучающихся, работодателей, конкретных предприятий в регионе и представителей профессиональных объединений и ассоциаций; во-вторых, создания инструментария для проведения самообследования в регионе. ИТОГИ МОНИТОРИНГА В целом, как показали итоги мониторинга, в большинстве учреждений профессионального образования созданы стартовые условия и инициированы процессы обновления структуры и содержания образовательных программ. Одновременно были выявлены проблемы в нормативно-правовом, организационно-методическом и ресурсном обеспечении внедрения ФГОС. Проблемы по реализации задачи 1 Вузовский уровень
Федеральный уровень Уже начальный этап разработки и реализации ООП на основе ФГОС обнаружил несовершенство ряда принципов и подходов, заложенных в макет (техническое задание) ФГОС ВПО, что привело к ограничению реальных свобод вузов в формировании своих ООП и подвергло их опасности санкций со стороны органов государственной аккредитации и контрольно-надзорных органов. Системные недостатки ФГОС ВПО 1. Отсутствие единых методологических принципов формирования перечней компетенций при разработке разных ФГОС привело в итоге к нежелательным последствиям.
2. Нечеткая формулировка ФГОС о праве вуза самостоятельно выбирать виды деятельности выпускников для разработки ООП по конкретному профилю (из числа заданных во ФГОС видов деятельности – от 6 и более в одном направлении подготовки бакалавра) вынуждает вузы вводить в учебный план фрагменты дисциплин и практики (иногда по 1-2 ЗЕ) для обеспечения выпускнику компетенций по всем видам деятельности (технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая и прочие). 3. Во всех ФГОС имеется большое количество требований и формулировок, позволяющих неоднозначное толкование. Следствие – уже имеющиеся предписания вузам от Управления надзора и контроля за невыполнение требований ФГОС в случаях, когда на самом деле требования ФГОС не нарушены. 4. Значительная часть ФГОС серьезно отклонилась от требований макета ФГОС (отсутствие вилок зачетных единиц у циклов, указание количества ЗЕ для конкретных дисциплин, в том числе в вариативной части, дробные значения ЗЕ во ФГОС, отсутствие раздела «Физкультура» и другие). 5. Цикловая (горизонтальная) структура ФГОС не обеспечивает разработку вертикальных модулей, формирующих как базовые, так и специализированные знания и умения. 6. Непродуманность количества ЗЕ, заданных разработчиками ФГОС по циклам и разделам, не позволяет спроектировать модульные программы в формате ECTS (кратные заданному числу кредитов), а также зачастую реализовать «практику» и ГИА целым числом недель.
Проблемы по реализации задачи 2 Вузовский уровень
Федеральный уровень
Проблемы по реализации задачи 3 Вузовский уровень
Федеральный уровень
Проблемы по реализации задачи 4 Вузовский уровень
Федеральный уровень
Проблемы по реализации задачи 5 Федеральный уровень
Доступ к ресурсам ЭБС Для иллюстрации регионального распределения проблем и достижений приведём данные только по одному аспекту требований ФГОС – обеспечению вузом каждому студенту возможности неограниченного доступа к электронно-библиотечной системе (ЭБС). Это требование актуализировано также необходимостью создания условий для организации самостоятельной работы студентов, которой, согласно ФГОС, в учебном процессе отведена роль более значимая, чем прежде. Анкетирование проректоров по учебной работе в октябре 2011 года выявило следующие результаты. Полную обеспеченность создали в 41 проценте вузов, более половины достигли еще в 43 процентах вузов и, наконец, в 16 процентах вузов этот показатель не дотягивает до половины. Доступ обучающихся к ЭБС в федеральных округах колеблется от 54 процентов вузов, обеспечивших стопроцентную доступность в Дальневосточном и Приволжском округах, до 32 процентов вузов в Северо-Западном ФО, достигших того же. При этом 20 процентов вузов Центрального ФО не обеспечили доступность даже наполовину. Если же взять суммарный процент вузов по категориям стопроцентной и более чем пятидесятипроцентной обеспеченности доступа к ЭБС, то наилучший результат зафиксирован в Южном ФО – 95 процентов, то есть там только 5 процентов вузов не смогли обеспечить доступность хотя бы на 50 процентов. Опрос в 2012 году преподавателей, приступивших к работе по ФГОС, позволил уточнить положение дел с доступом к ресурсам ЭБС. Средний уровень неудовлетворённости по всем вузам здесь составляет 15 процентов, но за ним стоит весьма широкое распределение: от 5 процентов – в Северо-Кавказском, до 22 процентов – в Дальневосточном федеральных округах. ВЫВОДЫ Обобщенные и проанализированные результаты мониторинга направлены в Минобрнауки РФ, часть из них оглашена и опубликована в сборниках информационно-методических семинаров, прошедших в ряде федеральных округов [2, 3], часть опубликована в виде статей в российских журналах [4, 5, 6, 7, 8]. Официально опубликованные материалы размещены на сайте Ассоциации классических университетов России www.acur.msu.ru в разделе «Проекты». В Минобрнауки РФ направлен пакет рекомендаций по формированию необходимого нормативного-правового и организационно- методического обеспечения реализации ФГОС, по внесению изменений в сами ФГОС, по совершенствованию системы расчетов нормативного финансирования реализации образовательной услуги. Многие эксперты, участвовавшие в мониторинге, включены в рабочие группы при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования и активно участвуют в формировании новой концепции стандартизации и классификации образовательных программ, включая программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также в разработке новых нормативных и методических документов, необходимых для реализации положений и требований нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|