Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программВ 2015 году образовательные организации высшего образования осуществят первый выпуск бакалавров, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам. Разумеется, итоги перехода на многоуровневую систему образования подводить еще рано, но необходим постоянный анализ организационных, дидактических и технологических аспектов реализации ФГОС. Просмотров: 237
В 2015 году образовательные организации высшего образования осуществят первый выпуск бакалавров, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам. Разумеется, итоги перехода на многоуровневую систему образования подводить еще рано, но необходим постоянный анализ организационных, дидактических и технологических аспектов реализации ФГОС. Какие организационно-управленческие и профессионально-педагогические решения, принимаемые на уровне образовательной организации или структурного подразделения, целесообразны? Какие образовательные технологии в процессе перехода с квалификационного подхода на компетентностный дают адекватные результаты освоения той или иной основной профессиональной образовательной программы? Удается ли достижение цели – формирование компетенций? Пути достижения целиФедеральные государственные образовательные стандарты предоставили образовательным организациям широкие возможности по самостоятельному формированию содержания основных профессиональных образовательных программ, а именно: содержания учебных дисциплин базовых частей, наименования и содержания учебных дисциплин вариативных частей учебных планов. Возникает вопрос: каким образом проанализировать составленный учебный план? В условиях реализации компетентностноориентированных образовательных программ ограничиваться лишь анализом выполнения соответствия формальным требованиям, по¬видимому, не совсем корректно. Ведь, например, наличие баланса зачетных единиц между компонентами составленного учебного плана отнюдь не связано и не отражает степень соответствия содержания спроектированных учебных дисциплин, образовательных технологий, методов контроля компетенций целям основной профессиональной образовательной программы и, следовательно, не может быть единственным показателем качества разработанного педагогического продукта. Исходя из того, что компетенция – это способность к выполнению профессиональной деятельности, интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, профессионально важных личностных качеств, ценностно-смысловых ориентаций, мотивации, индивидуального стиля работы и общения, ни одна из них (за исключением, пожалуй, некоторых профессионально-специальных, указанных во ФГОС для специалитетов) не может быть сформирована: а) лишь в процессе обучения и б) силами и средствами одного структурного подразделения.
Из вышеизложенного следует как минимум три вывода. Во-первых, в формирование компетенций должны вносить определенный вклад не только учебный, но и воспитательный процессы, а также процесс развития. Во-вторых, проектирование основных профессиональных образовательных программ и образовательного процесса, им соответствующего, необходимо вести целостно, с участием всех сторон, заинтересованных в достижении качества. А это и работодатели, и педагоги, и обучающиеся. В-третьих, качество компетентностноориентированных основных профессиональных образовательных программ зависит не только от выполнения формальных требований, но и от качества профессионально-педагогического обоснования. Традиционная организация внутренних рабочих процессов в вузах не всегда позволяет в полной мере это осуществить. Например, разработанная документация систем менеджмента качества некоторых образовательных организаций не включает воспитательную деятельность. В свою очередь, воспитательная деятельность подчас планируется и реализуется в отрыве от процессов профессионального становления студентов, а в формировании учебных планов и компоновке основных профессиональных образовательных программ обычно реально участвуют лишь представители выпускающих кафедр. И, наконец, проблемой является переориентация преподавательского состава с модели деятельности, заключающейся в трансляции готового знания, на модель деятельности, составляющими которой являются педагогическая прогностика и инженерия, сотрудничество и сотворчество субъектов образовательного процесса. Одним из способов решения указанной проблемы является организация и проведение профессиональн-опедагогических практикоориентированных площадок. Возможными условиями обеспечения качества компетентностноориентированных образовательных программ являются:
Конструктивное взаимодействиеВслед за академиком РАО А.М. Новиковым считаем, что в современных условиях образовательные организации системы профессионального образования следует рассматривать как обучающиеся организации. Для их эффективной деятельности необходимо организовать целостную внутрифирменную подготовку работников, включающую специальный, педагогический и корпоративный компоненты. Предлагаемый далее проект профессионально-педагогической практикоориентированной площадки является дополнением к перечню форм корпоративной подготовки в образовательных организациях, описанному исследователями в последние годы.
Под профессионально-педагогической практикоориентированной площадкой понимается форма организации коллективной деятельности субъектов образовательной организации или структурного подразделения (рабочей группы). Профессионально-педагогические практикоориентированные площадки не исключают, а, напротив, служат неким оперативным дополнением системы повышения квалификации преподавателей. Смысл площадок состоит в объединении усилий сотрудников образовательных организаций (администрации, преподавательского состава, персонала) для решения единых задач путем актуализации и генерации корпоративных знаний. На практикоориентированной площадке для решения общих задач удается объединить преподавателей различных структурных подразделений, участвующих в проектировании, экспертной оценке, реализации, контроле конкретной основной профессиональной образовательной программы. Именно в таких рамках возможна организация совместной деятельности преподавателей с представителями производства, бизнес-структур, профессиональных сообществ, что особенно важно в современных условиях с точки зрения обеспечения опережающей подготовки выпускников образовательных организаций и их конкурентоспособности. По результатам подготовки, организации и проведения четырех площадок (одной – в вузе, трех – в образовательных организациях СПО) делаем вывод, что они многофункциональны. Ориентируя субъекты образовательной организации на творческое личностное и профессиональное самосовершенствование, помимо реализации функции профессиональной подготовки преподавателей, площадки также могут выполнять информационную, экспертную, координационную, коммуникационную и мотивационную функции. Темы и содержание площадок зависят от актуальных задач, решаемых в той или иной образовательной организации, в том или ином коллективе. Соответственно и формы организации, технологии избираются различные: мозговой штурм, тренинг, организационно-деятельностная игра, работа проектных творческих групп, работа экспертов. Например, в процессе проведения площадки в вузе проектировались способы формирования исследовательских компетенций студентов, способы достижения междисциплиарной и трансдисциплинарной подготовки при переходе на многоуровневую модель образования. В одной образовательной организации СПО решалась задача экспертной оценки элементного состава компетенций, в другой – проектирование элементов технологии профессионально-педагогического сопровождения образовательного процесса. Подчеркнем, что здесь нет, не должно и не может быть шаблонов, тематика всякий раз определяется конкретной образовательной организацией, конкретным коллективом и конкретными проблемами, которые требуют решения. Результаты анкетирования, которым традиционно завершается проведение каждой площадки, позволили выявить следующие возможности и эффекты применения данной формы организации коллективной деятельности субъектов образовательной организации или структурного подразделения:
В октябре планируется проведение пятой площадки, которая будет посвящена вопросам «стыковки» образовательных и профессиональных стандартов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|