Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ

В 2015 году образовательные организации высшего образования осуществят первый выпуск бакалавров, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам. Разумеется, итоги перехода на многоуровневую систему образования подводить еще рано, но необходим постоянный анализ организационных, дидактических и технологических аспектов реализации ФГОС.

Просмотров: 134
В.А. ЧИСТОУСОВ, докторант кафедры педагогики института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук

В 2015 году образовательные организации высшего образования осуществят первый выпуск бакалавров, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам. Разумеется, итоги перехода на многоуровневую систему образования подводить еще рано, но необходим постоянный анализ организационных, дидактических и технологических аспектов реализации ФГОС.

Какие организационно-управленческие и профессионально-­педагогические решения, принимаемые на уровне образовательной организации или структурного подразделения, целесообразны? Какие образовательные технологии в процессе перехода с квалификационного подхода на компетентностный дают адекватные результаты освоения той или иной основной профессиональной образовательной программы? Удается ли достижение цели – формирование компетенций?

Пути достижения цели

Федеральные государственные образовательные стандарты предоставили образовательным организациям широкие возможности по самостоятельному формированию содержания основных профессиональных образовательных программ, а именно: содержания учебных дисциплин базовых частей, наименования и содержания учебных дисциплин вариативных частей учебных планов.

Возникает вопрос: каким образом проанализировать составленный учебный план? В условиях реализации компетентностно­ориентированных образовательных программ ограничиваться лишь анализом выполнения соответствия формальным требованиям, по¬видимому, не совсем корректно. Ведь, например, наличие баланса зачетных единиц между компонентами составленного учебного плана отнюдь не связано и не отражает степень соответствия содержания спроектированных учебных дисциплин, образовательных технологий, методов контроля компетенций целям основной профессиональной образовательной программы и, следовательно, не может быть единственным показателем качества разработанного педагогического продукта.

Исходя из того, что компетенция – это способность к выполнению профессиональной деятельности, интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, профессионально важных личностных качеств, ценностно­-смысловых ориентаций, мотивации, индивидуального стиля работы и общения, ни одна из них (за исключением, пожалуй, некоторых профессионально-­специальных, указанных во ФГОС для специалитетов) не может быть сформирована: а) лишь в процессе обучения и б) силами и средствами одного структурного подразделения.

Смысл профессиональнопедагогических практикоориентированных площадок состоит в объединении усилий сотрудников образовательных организаций (администрации, преподавательского состава, персонала) для решения единых задач путем актуализации и генерации корпоративных знаний.

Из вышеизложенного следует как минимум три вывода. Во-первых, в формирование компетенций должны вносить определенный вклад не только учебный, но и воспитательный процессы, а также процесс развития. Во-­вторых, проектирование основных профессиональных образовательных программ и образовательного процесса, им соответствующего, необходимо вести целостно, с участием всех сторон, заинтересованных в достижении качества. А это и работодатели, и педагоги, и обучающиеся. В-третьих, качество компетентностноориентированных основных профессиональных образовательных программ зависит не только от выполнения формальных требований, но и от качества профессионально-­педагогического обоснования.

Традиционная организация внутренних рабочих процессов в вузах не всегда позволяет в полной мере это осуществить. Например, разработанная документация систем менеджмента качества некоторых образовательных организаций не включает воспитательную деятельность. В свою очередь, воспитательная деятельность подчас планируется и реализуется в отрыве от процессов профессионального становления студентов, а в формировании учебных планов и компоновке основных профессиональных образовательных программ обычно реально участвуют лишь представители выпускающих кафедр.

И, наконец, проблемой является переориентация преподавательского состава с модели деятельности, заключающейся в трансляции готового знания, на модель деятельности, составляющими которой являются педагогическая прогностика и инженерия, сотрудничество и сотворчество субъектов образовательного процесса. Одним из способов решения указанной проблемы является организация и проведение профессиональн-о­педагогических практикоориентированных площадок.

Возможными условиями обеспечения качества компетентностно­ориентированных образовательных программ являются:

  • корректирование внутренних рабочих процессов в образовательных организациях;
  • разработка единого для образовательной организации алгоритма формирования целевых, содержательных и технологических компонентов основных профессиональных образовательных программ;
  • трансформация образовательного процесса в субъектноориентированный;
  • проектирование выбора альтернативных учебных дисциплин учебных планов;
  • организация внутрифирменной подготовки.

Конструктивное взаимодействие

Вслед за академиком РАО А.М. Новиковым считаем, что в современных условиях образовательные организации системы профессионального образования следует рассматривать как обучающиеся организации. Для их эффективной деятельности необходимо организовать целостную внутрифирменную подготовку работников, включающую специальный, педагогический и корпоративный компоненты.

Предлагаемый далее проект профессионально-­педагогической практикоориентированной площадки является дополнением к перечню форм корпоративной подготовки в образовательных организациях, описанному исследователями в последние годы.

Прежде всего, в формирование компетенций должны вносить определенный вклад не только учебный, но и воспитательный процессы, а также процесс развития. Во-­вторых, проектирование основных профессиональных образовательных программ и образовательного процесса, им соответствующего, необходимо вести целостно, с участием всех сторон, заинтересованных в достижении качества. А это и работодатели, и педагоги, и обучающиеся. В-третьих, качество компетентностно­ориентированных основных профессиональных образовательных программ зависит не только от выполнения формальных требований, но и от качества профессионально­-педагогического обоснования.

Под профессионально-­педагогической практикоориентированной площадкой понимается форма организации коллективной деятельности субъектов образовательной организации или структурного подразделения (рабочей группы). Профессионально-педагогические практикоориентированные площадки не исключают, а, напротив, служат неким оперативным дополнением системы повышения квалификации преподавателей.

Смысл площадок состоит в объединении усилий сотрудников образовательных организаций (администрации, преподавательского состава, персонала) для решения единых задач путем актуализации и генерации корпоративных знаний.

На практикоориентированной площадке для решения общих задач удается объединить преподавателей различных структурных подразделений, участвующих в проектировании, экспертной оценке, реализации, контроле конкретной основной профессиональной образовательной программы. Именно в таких рамках возможна организация совместной деятельности преподавателей с представителями производства, бизнес-структур, профессиональных сообществ, что особенно важно в современных условиях с точки зрения обеспечения опережающей подготовки выпускников образовательных организаций и их конкурентоспособности.

По результатам подготовки, организации и проведения четырех площадок (одной – в вузе, трех – в образовательных организациях СПО) делаем вывод, что они много­функциональны.

Ориентируя субъекты образовательной организации на творческое личностное и профессиональное самосовершенствование, помимо реализации функции профессиональной подготовки преподавателей, площадки также могут выполнять информационную, экспертную, координационную, коммуникационную и мотивационную функции.

Темы и содержание площадок зависят от актуальных задач, решаемых в той или иной образовательной организации, в том или ином коллективе. Соответственно и формы организации, технологии избираются различные: мозговой штурм, тренинг, организационно-деятельностная игра, работа проектных творческих групп, работа экспертов.

Например, в процессе проведения площадки в вузе проектировались способы формирования исследовательских компетенций студентов, способы достижения междисциплиарной и трансдисциплинарной подготовки при переходе на многоуровневую модель образования. В одной образовательной организации СПО решалась задача экспертной оценки элементного состава компетенций, в другой – проектирование элементов технологии профессионально­-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Подчеркнем, что здесь нет, не должно и не может быть шаблонов, тематика всякий раз определяется конкретной образовательной организацией, конкретным коллективом и конкретными проблемами, которые требуют решения.

Результаты анкетирования, которым традиционно завершается проведение каждой площадки, позволили выявить следующие возможности и эффекты применения данной формы организации коллективной деятельности субъектов образовательной организации или структурного подразделения:

  • совершенствование умений педагогов в области аналитической, прогностической, исследовательской и мониторинговой деятельности;
  • совершенствование проектировочных умений педагогов (педагогическое проектирование компетентностноориентированных основных профессиональных образовательных программ);
  • овладение образовательными технологиями;
  • тренировка креативности, умения принимать нестандартные решения;
  • адаптация начинающих преподавателей, обеспечение преемственности;
  • усиление взаимодействия и согласованности;
  • сплочение коллектива образовательной организации, интеграция персонала и формирование корпоративного мышления;
  • обмен опытом, разработка, апробация и внедрение образовательных технологий, технологий организации рабочих процессов образовательной организации;
  • разработка вариантов проектов управленческих решений на уровне образовательной организации (структурного подразделения), внедрение инноваций в образовательный процесс и деятельность образовательной организации.

В октябре планируется проведение пятой площадки, которая будет посвящена вопросам «стыковки» образовательных и профессиональных стандартов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-73, компетентно, качество образования, КФУ, ВПО

Похожие материалы:
Модель оценки качества образовательной программы
Аккредитация: в фас и профиль
Нужно вернуть свободу вузам
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Об особенностях современной системы образования в КНР
Кто и кого учит в России?
Оценка качества образования: точки зрения
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Система менеджмента социальной ответственности
Основные образовательные программы: проектирование, реализация, экспертиза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Из журнала
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#103Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
#106Эволюционный держите шаг?!
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ