Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартовДля успешного осуществления задач по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций на базе соответствующих профессиональных стандартов, необходимо, во-первых, найти их соответствующее сопряжение с образовательными стандартами и программами. Просмотров: 1084
Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015. В.В. Бородачев, эксперт НСПК, член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров ННГАСУ, кандидат технических наук, профессор
Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в значительной степени актуализировал тему профессиональных стандартов и их роли в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов. В 2014 году Национальному совету при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) было поручено рассмотрение вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций на базе соответствующих профессиональных стандартов. О возможных вариантах решения поставленных перед советом задач рассказывает эксперт рабочей группы НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения. Точки соприкосновения Для успешного осуществления задач по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций на базе соответствующих профессиональных стандартов (ПС), необходимо, во-первых, найти их соответствующее сопряжение с образовательными стандартами и программами. Думается, понятие «стандарт» должно содержать доминирующую консервативную составляющую, направленную на решение стратегических целей, рассчитанных на долгосрочную (более пяти лет) перспективу. При этом стратегические образовательные задачи, заложенные в профстандартах, должны решаться через механизм функционирования государственных образовательных стандартов, причем не только среднего профессионального и высшего образования, но и частично с помощью госстандартов среднего образования. То есть, стратегические образовательные цели ПС необходимо формулировать языком государственных образовательных стандартов. Переменная (тактическая) составляющая профстандартов формируется и систематически обновляется по инициативе профессионального сообщества работодателей и пишется языком ПС в соответствии с государственными требованиями Минобрнауки РФ к этой части документа. В свою очередь, государственные образовательные стандарты, разработанные на основе стратегической составляющей профстандарта с учетом государственных требований к его переменной части, служат основой составления образовательных программ для получения базовой профессии. Важно понять, что число базовых профессий должно быть значительно меньше, чем их существует в настоящее время, а также то, что понятия «профессия», «квалификация», «компетенция» и другие являются совершенно разными по масштабу. Профессия, скажем, может включать несколько квалификаций и десятки компетенций. В сложившейся ситуации государству необходимо определять содержание, формы и методы реализации образовательных программ, качество учебного процесса и его материальнотехническое обеспечение только в рамках базовых профессий, посредством государственных образовательных стандартов через государственное лицензирование и аккредитацию. При этом переменная составляющая даже государственных образовательных программ, с точки зрения содержания и контроля их реализации, является приоритетом профессионального сообщества работодателей. Следует учесть, что очень важно в реальной практике четко распределять эти функции, чтобы не возникало, с одной стороны, дублирования, а с другой – наоборот, «бесхозных» элементов образовательного процесса. Комплексный подход Еще один возможный путь решения поставленных задач – осуществление комплексного подхода к реализации образовательного процесса. Уже сегодня процесс формирования профессии зачастую начинается с дополнительного дошкольного образования, укрепляется или корректируется в организациях среднего образования, обрастает дополнительными компетенциями и квалификациями на уровне среднего профессионального образования, оформляется в организациях высшего образования и доводится до логического завершения, в соответствии с требованиями времени и рынка труда, в системе дополнительного профессионального образования. Поэтому неслучайно, в регионах создаются многоуровневые отраслевые образовательные комплексы, имеющие, кроме своих образовательных площадей, совместные центры коллективного пользования (ресурсные центры новых технологий, информационные центры, единые центры повышения квалификации преподавателей и другие аналогичные учреждения). В Нижегородской области по этой схеме создан Нижегородский строительный образовательный консорциум, который, помимо синергии регионального строительного комплекса и строительных образовательных организаций всех уровней, использует также электронные сетевые возможности всей строительной отрасли России, включая Международную ассоциацию строительных вузов, объединение работодателей – Российский союз строителей, Национальное объединение строителей и другие. Комплексность в организации профессионального образования и обучения рождает и новые формы регионального управления этим процессом с привлечением органов власти субъектов федерации. В Нижегородской области в 2011 году был создан и эффективно функционирует в настоящее время Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли Нижегородской области. При необходимости он привлекает к своей работе и федеральные объединения работодателей в соответствии с принятым пятисторонним соглашением, подписанным губернатором региона, президентом Российского союза строителей и национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей.
Совместные действия Наконец, очень важно состыковать основные положения закона «Об образовании в Российской Федерации» с рекомендациями НСПК, его рабочих групп и отраслевых советов. Поскольку в настоящее время различные организации проявляют большое рвение к систематическому и скрупулёзному поиску «блох» в статьях закона «Об образовании в РФ», касающихся профстандартов, профессионально-общественной аккредитации программ и общественной аккредитации образовательных организаций, необходимо найти защиту от таких посягательств. Актуальная формулировка статей федерального закона позволяет организовать работу как образовательных организаций, так и работодателей в соответствии с его общей концепцией. В целом современная жизнь общества, отраслей экономики, системы образования, субъектов федерации, не говоря уже о муниципалитетах, эволюционирует настолько разнообразно, что никто и никогда не сможет нарисовать какую-то единую траекторию совместного развития. Общие цели и задачи в законе «Об образовании в РФ» сформулированы четко и понятно, поэтому и ответственность за их правильную интерпретацию и реализацию должны делить между собой отрасли экономики, регионы, объединения работодателей, общественные организации и другие участники процесса. Точнее говоря, объединить усилия и создать такую модель реализации задач, которая усилит и весь комплекс взаимодействия, и каждую организацию в отдельности. Для осуществления этого созданы соответствующие условия. Разработан и приводится в Методических рекомендациях по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования с учетом принимаемых ПС, принятых Минобрнауки РФ [1], механизм внесения изменений во ФГОС с учетом преобразований действующих или вновь принимаемых профессиональных стандартов. Механизм актуализации Актуализация ФГОС осуществляется в части разделов, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы [2]. Механизм актуализации содержания ФГОС в соответствии с ПС разработан на основе единых подходов к понятийно-категориальному аппарату, структуре и содержанию ПС, содержащихся в утвержденном Минтруда РФ макете профессионального стандарта. Актуализация ФГОС, в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, не влечет за собой изменения структуры действующих образовательных стандартов и использованного в них понятийного аппарата. Существенные различия в понятийном аппарате ФГОС и ПС устраняются путем установления соответствия между применяемыми понятиями [3]. Учет ПС проводится путем актуализации таких разделов действующих ФГОС, как:
Этапы перехода Процесс перевода требований ПС во ФГОС состоит из нескольких этапов. Первый этап – выбор ПС, который необходимо использовать при разработке ФГОС. Методические рекомендации Минобрнауки РФ предусматривают, что здесь разработчик ФГОС самостоятельно отбирает ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу. Отбор ПС осуществляется на основе анализа видов профессиональной деятельности, описанных в ПС, а также уровня квалификации, указанного в ПС с целью сопряжения с уровнем среднего профессионального или высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации). Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования которых учтены во ФГОС, вносится в раздел «Область профессиональной деятельности». Второй этап – актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника, содержащейся во ФГОС. Здесь производится описание области и объектов профессиональной деятельности. В ПС эти понятия не применяются, поэтому разработчику ФГОС целесообразно самостоятельно привлечь необходимую информацию, касающуюся области профессиональной деятельности, из раздела I – «Отнесение к видам экономической деятельности». При этом области профессиональной деятельности выпускников по преемственным направлениям подготовки различных уровней профобразования должны быть описаны единообразно, вне зависимости от уровней профессионального образования. Что касается «Объектов профессиональной деятельности» и корректировки их перечня во ФГОС, необходимо проанализировать информацию из разделов II – «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» и III – «Характеристика обобщенных трудовых функций», выделив наиболее значимые объекты профессиональной деятельности. Существуют некоторые сложности при описании видов профессиональной деятельности, так как это понятие в ПС и ФГОС имеет различное содержание. Поэтому при корректировке раздела в части описания профессиональных задач, к которым готовится выпускник, рекомендуется учитывать требования ПС, обращаясь к формулировкам обобщенных трудовых функций всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для разработки ФГОС. Третий этап – актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ. Последние представлены во ФГОС в формате общекультурных, универсальных и профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессиональноспециализированных) компетенций. С целью сохранения методологического единства ФГОС определенного уровня образования, изменения в общекультурные и универсальные компетенции вносятся единообразно, по обоснованным предложениям разработчиков ФГОС [2]. Так, предложения об актуализации общекультурных компетенций вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт с учетом требований, отраженных в приказе Минтруда РФ «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (2013), и, при необходимости, требований к личностным характеристикам специалиста, содержащимся в ПС. При внесении во ФГОС предложений по изменениям в общекультурных компетенциях в отношении их количества и формулировок разработчик прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит наименование общекультурной компетенции (общекультурных компетенций), содержание требования ПС, уточненную формулировку общекультурной компетенции. В отличие от общекультурных компетенций, универсальные компетенции в новой редакции ФГОС являются едиными для каждого из уровней профессионального образования и сформулированы с учетом преемственности и различий уровней высшего образования. Они установлены единым перечнем для всех направлений подготовки (специальностей) каждого из уровней профобразования. Внесение изменений в формулировки универсальных компетенций разработчиками отдельных ФГОС не допускается. Вместе с тем разработчику ФГОС необходимо провести анализ личностных характеристик специалиста, содержащихся в ПС (на уровне требований к необходимым умениям), а также требований, отраженных в уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. В случае выявления требований к личностным характеристикам специалиста, существенно отличающихся от содержащихся во ФГОС универсальных компетенций, разработчик вправе обосновать и внести предложение о включении во ФГОС дополнительной универсальной компетенции или об изменении существующей универсальной компетенции. Для актуализации профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций разработчику необходимо:
При актуализации профессиональных компетенций рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках ПС описывают деятельность и реализуются с большей эффективностью по мере увеличения трудового опыта. Корректировка профессиональных компетенций ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов в большинстве случаев не может проводиться прямым перенесением или однозначным соотнесением их с трудовыми функциями ПС. При актуализации перечня профессиональных компетенций разработчикам ФГОС необходимо учитывать два ограничения:
Таким образом, при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС рекомендуется обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации федерального государственного образовательного стандарта. При внесении во ФГОС изменений в профессиональные компетенции относительно их количества, формулировок и категории, разработчик прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит наименование компетенции (компетенций) действующего ФГОС, обобщенную трудовую функцию (ПС), трудовые функции (ПС), уточненную формулировку профессиональной компетенции. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|