Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образованияСтатья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году современной модели независимой оценки качества в сфере высшего образования (НОКВО). Представлены обобщенные сведения о наиболее значимых результатах мероприятий по проведению НОКВО в текущем году, проанализированы выявленные проблемы и пути их решения, а также предложены выводы о дальнейших тенденциях и перспективах развития системы независимой оценки качества. Просмотров: 622
Постоянно развивающаяся практика Одним из важнейших условий развития системы образования является объективная, достоверная, публичная и понятная система мониторинга и оценки качества образования. При этом наряду с государственной оценкой, а также внутренней самооценкой, когда оценивание проводится самой образовательной организацией, все большую роль приобретает внешняя независимая система оценивания результатов освоения обучающимися образовательных программ. Мероприятия по независимой оценке качества высшего образования проводятся в Российской Федерации, начиная с 2015 года. За это время количество участников выросло в разы: от 6 вузов и 350 студентов в 2015 году до более 15 тыс. студентов из свыше 300 вузов в 2018-м. Существенно расширилась и география: общее количество субъектов РФ, вузы из которых приняли участие в мероприятиях НОКВО осенью 2018 года, достигло более 70. Объектами независимой оценки качества образования по основным профессиональным программам, реализуемым организациями высшего образования, в текущем году стали обучающиеся и педагогические работники. При этом оценивались: – результаты освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ или их частей; – профессиональные компетенции педагогических работников, в том числе педагогическое мастерство. Расширился спектр направлений подготовки (специальностей) и предметов (дисциплин), по которым была предоставлена возможность пройти процедуры НОКВО. В список направлений подготовки вошли «Градостроительство», «Информатика и вычислительная техника», «Биотехнология», «Социальная работа», «Лечебное дело», «Международные отношения» и другие. Всего в 2018 году мероприятия по оценке качества в сфере высшего образования проведены с применением единых фондов оценочных средств (ФОС) почти по 70 дисциплинам (предметам), входящим в базовые блоки основных профессиональных образовательных программ по 15 направлениям подготовки (специальностям) из различных укрупненных групп (УГНС). Таким образом, общее количество задействованных российских вузов, студентов, состав дисциплин и направлений подготовки (специальностей) позволяют говорить о сложившейся и постоянно развивающейся практике, в перспективе которой – масштабный охват сферы высшего образования механизмами всеобщей независимой системы оценки качества.
Повышение уровня независимости Необходимо отметить, что реализация модели НОКВО в 2018 году была основана на пока еще добровольности участия образовательных организаций в проводимых мероприятиях, и внесессионных сроках проведения НОКВО в вузах (сентябрь – октябрь). Последнее обстоятельство позволило оценивать не просто текущий уровень освоения предмета (дисциплины) как части образовательной программы по итогам учебного периода (семестра), а провести анализ остаточного среза знаний обучающихся – так называемого «несгораемого остатка», сохранившегося в долговременной памяти после каникулярного периода и являющегося своего рода показательным индикатором личностного и профессионального роста, профессионального становления обучающихся за весь период освоения ими образовательной программы. Вырос интерес руководителей, научных и педагогических работников, иных вузовских специалистов к подобному формату оценивания знаний обучающихся, а также уровня собственного профессионального и педагогического мастерства, результатов деятельности. Видоизменились технологии проведения НОКВО. В текущем году были масштабно применены дистанционные образовательные технологии с элементами электронного обучения в части оценивания результатов. При этом большинство студентов (около 66%) прошли процедуры оценивания именно в онлайн-формате и по единым ФОС, размещенным на образовательной платформе организатора НОКВО в интернете, доступ к которому (логин и пароль) предоставлялся участникам мероприятий (обучающимся, преподавателям) непосредственно перед началом экзамена. Использование онлайн-режима оценивания уровня компетенций обучающихся полностью соответствует современным тенденциям модернизации и системы образования в целом, внедрения цифровых информационных технологий в экономику, а также электронного обучения в образовательный процесс. Более того, онлайн-режим размещения ФОС и проведения мероприятий НОКВО позволяет автоматизировать процесс получения, компьютерного анализа и обработки огромных объемов данных, представления результатов оценивания в различных аналитических разрезах с учетом все более масштабного вовлечения сферы высшего образования в систему независимого оценивания качества. Кроме того, значительно повышается уровень независимости проводимых процедур и мероприятий, так как онлайн-режим исключает так называемый «человеческий фактор», возможные субъективные воздействия и вмешательства в процесс НОКВО. Это обстоятельство существенно актуализирует необходимость дальнейшего развития процедурных и методических регламентов НОКВО с целью ориентирования их в основном на дистанционные образовательные технологии. В 2018 году в соответствии с действующими регламентами вузы могли использовать как разработанные на федеральном уровне единые ФОС, так и ФОС собственной разработки. Единственным требованием при использовании собственных ФОС являлось наличие положительной оценки этих материалов Федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) по соответствующим УГНС. Несмотря на право вузов использовать собственные ФОС, именно разработанные на федеральном уровне материалы были в основном использованы в процессе анкетирования, доля собственных разработок вузов составила менее 5%. Важнейшей задачей является продолжение формирования федерального фонда оценочных средств материалов по всем укрупненным группам направлений подготовки и областям знаний, разработанных и/или одобренных ФУМО и многократно апробированных в реальном процессе оценивания качества подготовки студентов.
Некоторые промежуточные итоги Анализируя результаты НОКВО в 2018 году, следует отметить, что средний уровень знаний обучающихся составил 4,06 балла, по сравнению с 4,28 балла в 2017 году, при этом объективность проведения процедуры оценки знаний вследствие преобладания компьютерной формы оценивания составила 96%, а в 2017 году – 93,85%. Подводя итоги прошедших мероприятий НОКВО в 2018 году, нельзя не сказать о трудностях при их организации и проведении. Трудности и проблемы, с которыми пришлось столкнуться в текущем году, в первую очередь связаны с неожиданными для потенциальных участников сроками проведения мероприятий НОКВО, отсутствием в подавляющем большинстве учебных планов образовательных программ итоговой аттестации в указанные сроки, недостаточно высокой заинтересованностью вузов в проведении подобного рода мероприятий, а также отсутствием ФОС, согласованных с ФУМО, по всему спектру реализуемых направлений подготовки. Отдельно необходимо выделить обстоятельство массового отказа от участия в процедурах НОКВО со стороны негосударственных вузов. Суммарно всего 12 представителей частного сектора приняли участие в реализации модели НОКВО. Проведение оценочных мероприятий впервые вне традиционного сессионного периода, в сентябре – октябре, стало для вузов одной из существенных организационных проблем. Даже при готовности проанализировать срез остаточных знаний в начале семестра к организационным мероприятиям в этом направлении не был приспособлен традиционный график лекционно-практических занятий, требуя достаточно много дополнительных усилий от образовательных организаций. Организация видеосъемки (с обязательной записью звука), наличие независимых наблюдателей, выделение аудиторий с возможностью проведения тестирования в онлайн-формате и правильным размещением студентов в аудитории, гарантирующим невозможность списывания, – все это, безусловно, дополнительные внеплановые организационные проблемы, снизившие интерес вузов к подобным мероприятиям в текущем году. Решением проблемы в будущем может стать предоставление вузам возможности самостоятельно выбирать сроки проведения НОКВО, обеспечив поддержку и развитие федеральным фондам оценочных средств и постоянный доступ к этому ресурсу всех заинтересованных сторон. Также по результатам проведенного исследования полученных в текущем году итогов НОКВО совершенно очевидно, что на федеральном уровне необходимо ускорить создание единого фонда оценочных средств, расширить спектр материалов по всем имеющимся направлениям подготовки (специальностям) и определить принципиально новые методические подходы при разработке этих материалов. Например, в ряде случаев необходимо перейти от разработки тестов (с ограниченным набором вариантов ответов, когда в большинстве случаев требуется выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов) к разработке материалов, требующих выявления творческих способностей студентов. Федеральная база эталонных фондов оценочных средств должна стать хранилищем разноуровневых оценочных средств (от простейших тестов до интеллектуальных заданий) и инструментом, обеспечивающим единые критерии оценивания качества образования в стране. Одним из вариантов, способствующих решению проблемы, может стать обязательность проведения экспертизы ФОС, разработанных вузами самостоятельно, и отбор из этих материалов лучших образцов для размещения их в едином фонде. Заинтересованность вузов в таких мероприятиях может быть повышена не только за счет использования нормативных требований – скажем, обязательности учета результатов НОКВО при государственной аккредитации образовательной деятельности, – но и за счет унификации и информатизации самих процедур. Например, обязательность видеосъемки существенно затрудняет проведение тестирования, хотя далеко не всегда является гарантией самостоятельности при ответе на экзамене. А вот использование индивидуального варианта заданий для каждого студента – что достаточно просто сделать в случае компьютерного тестирования и случайного выбора вопросов из общего фонда – может обеспечить самостоятельность ответа. Перечисленные трудности не носят критического характера и имеют решения на разных уровнях: от принятия поправок в федеральное законодательство в части обязательности данных процедур до разработки локальных актов образовательных организаций, обеспечивающих формализацию организационных мер, а также стимулирующих заинтересованность конкретных работников (преподавателей, специалистов) и обучающихся в участии в подобных мероприятиях. Одним из важных выводов по результатам исследования итогов реализации в 2018 году современной модели НОКВО является устойчивая положительная динамика количественного роста участников независимой оценки качества образования (вузов, студентов, регионов), масштабность охвата направлений подготовки (специальностей) и дисциплин, а также наличие значимых качественных изменений процедур НОКВО, в первую очередь технологий. Продвижение и развитие системы НОКВО в стране должно способствовать получению качественного высшего образования, прозрачности предоставляемых вузами образовательных услуг.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|