Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования

Статья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году современной модели независимой оценки качества в сфере высшего образования (НОКВО). Представлены обобщенные сведения о наиболее значимых результатах мероприятий по проведению НОКВО в текущем году, проанализированы выявленные проблемы и пути их решения, а также предложены выводы о дальнейших тенденциях и перспективах развития системы независимой оценки качества.

Просмотров: 271

КАРПОВ Андрей Васильевич

руководитель экспертно-аналитического отдела Национального фонда подготовки кадров, кандидат технических наук, доцент.

ШУМИХИНА Татьяна Алексеевна

эксперт Национального фонда подготовки кадров.

Постоянно развивающаяся практика

Одним из важнейших условий развития системы образования является объективная, достоверная, публичная и понятная система мониторинга и оценки качества образования. При этом наряду с государственной оценкой, а также внутренней самооценкой, когда оценивание проводится самой образовательной организацией, все большую роль приобретает внешняя независимая система оценивания результатов освоения обучающимися образовательных программ.

Мероприятия по независимой оценке качества высшего образования проводятся в Российской Федерации, начиная с 2015 года. За это время количество участников выросло в разы: от 6 вузов и 350 студентов в 2015 году до более 15 тыс. студентов из свыше 300 вузов в 2018-м. Существенно расширилась и география: общее количество субъектов РФ, вузы из которых приняли участие в мероприятиях НОКВО осенью 2018 года, достигло более 70.

Объектами независимой оценки качества образования по основным профессиональным программам, реализуемым организациями высшего образования, в текущем году стали обучающиеся и педагогические работники. При этом оценивались:

– результаты освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ или их частей;

– профессиональные компетенции педагогических работников, в том числе педагогическое мастерство.

Расширился спектр направлений подготовки (специальностей) и предметов (дисциплин), по которым была предоставлена возможность пройти процедуры НОКВО. В список направлений подготовки вошли «Градостроительство», «Информатика и вычислительная техника», «Биотехнология», «Социальная работа», «Лечебное дело», «Международные отношения» и другие.

Всего в 2018 году мероприятия по оценке качества в сфере высшего образования проведены с применением единых фондов оценочных средств (ФОС) почти по 70 дисциплинам (предметам), входящим в базовые блоки основных профессиональных образовательных программ по 15 направлениям подготовки (специальностям) из различных укрупненных групп (УГНС).

Таким образом, общее количество задействованных российских вузов, студентов, состав дисциплин и направлений подготовки (специальностей) позволяют говорить о сложившейся и постоянно развивающейся практике, в перспективе которой – масштабный охват сферы высшего образования механизмами всеобщей независимой системы оценки качества.

 

Повышение уровня независимости

Необходимо отметить, что реализация модели НОКВО в 2018 году была основана на пока еще добровольности участия образовательных организаций в проводимых мероприятиях, и внесессионных сроках проведения НОКВО в вузах (сентябрь – октябрь). Последнее обстоятельство позволило оценивать не просто текущий уровень освоения предмета (дисциплины) как части образовательной программы по итогам учебного периода (семестра), а провести анализ остаточного среза знаний обучающихся – так называемого «несгораемого остатка», сохранившегося в долговременной памяти после каникулярного периода и являющегося своего рода показательным индикатором личностного и профессионального роста, профессионального становления обучающихся за весь период освоения ими образовательной программы.

Вырос интерес руководителей, научных и педагогических работников, иных вузовских специалистов к подобному формату оценивания знаний обучающихся, а также уровня собственного профессионального и педагогического мастерства, результатов деятельности.

Видоизменились технологии проведения НОКВО. В текущем году были масштабно применены дистанционные образовательные технологии с элементами электронного обучения в части оценивания результатов. При этом большинство студентов (около 66%) прошли процедуры оценивания именно в онлайн-формате и по единым ФОС, размещенным на образовательной платформе организатора НОКВО в интернете, доступ к которому (логин и пароль) предоставлялся участникам мероприятий (обучающимся, преподавателям) непосредственно перед началом экзамена.

Использование онлайн-режима оценивания уровня компетенций обучающихся полностью соответствует современным тенденциям модернизации и системы образования в целом, внедрения цифровых информационных технологий в экономику, а также электронного обучения в образовательный процесс. Более того, онлайн-режим размещения ФОС и проведения мероприятий НОКВО позволяет автоматизировать процесс получения, компьютерного анализа и обработки огромных объемов данных, представления результатов оценивания в различных аналитических разрезах с учетом все более масштабного вовлечения сферы высшего образования в систему независимого оценивания качества.

Кроме того, значительно повышается уровень независимости проводимых процедур и мероприятий, так как онлайн-режим исключает так называемый «человеческий фактор», возможные субъективные воздействия и вмешательства в процесс НОКВО. Это обстоятельство существенно актуализирует необходимость дальнейшего развития процедурных и методических регламентов НОКВО с целью ориентирования их в основном на дистанционные образовательные технологии.

В 2018 году в соответствии с действующими регламентами вузы могли использовать как разработанные на федеральном уровне единые ФОС, так и ФОС собственной разработки. Единственным требованием при использовании собственных ФОС являлось наличие положительной оценки этих материалов Федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) по соответствующим УГНС. Несмотря на право вузов использовать собственные ФОС, именно разработанные на федеральном уровне материалы были в основном использованы в процессе анкетирования, доля собственных разработок вузов составила менее 5%.

Важнейшей задачей является продолжение формирования федерального фонда оценочных средств материалов по всем укрупненным группам направлений подготовки и областям знаний, разработанных и/или одобренных ФУМО и многократно апробированных в реальном процессе оценивания качества подготовки студентов.

Обобщенные результаты реализации модели независимой оценки качества в сфере высшего образования (2018)

Всего проведено мероприятий НОКВО: 829 (экзаменов в рамках промежуточной или итоговой аттестации).

Период проведения: 7 сентября – 25 октября

Количество обучающихся, охваченных аттестационными мероприятиями: > 15 тыс.

Количество вузов-участников реализации модели: > 300 из 79 субъектов РФ

Источник: презентация к докладу «Реализация модели независимой оценки качества высшего образования в 2018 году» (nokvo.infoexp.ru).

Некоторые промежуточные итоги

Анализируя результаты НОКВО в 2018 году, следует отметить, что средний уровень знаний обучающихся составил 4,06 балла, по сравнению с 4,28 балла в 2017 году, при этом объективность проведения процедуры оценки знаний вследствие преобладания компьютерной формы оценивания составила 96%, а в 2017 году – 93,85%.

Подводя итоги прошедших мероприятий НОКВО в 2018 году, нельзя не сказать о трудностях при их организации и проведении.

Трудности и проблемы, с которыми пришлось столкнуться в текущем году, в первую очередь связаны с неожиданными для потенциальных участников сроками проведения мероприятий НОКВО, отсутствием в подавляющем большинстве учебных планов образовательных программ итоговой аттестации в указанные сроки, недостаточно высокой заинтересованностью вузов в проведении подобного рода мероприятий, а также отсутствием ФОС, согласованных с ФУМО, по всему спектру реализуемых направлений подготовки.

Отдельно необходимо выделить обстоятельство массового отказа от участия в процедурах НОКВО со стороны негосударственных вузов. Суммарно всего 12 представителей частного сектора приняли участие в реализации модели НОКВО.

Проведение оценочных мероприятий впервые вне традиционного сессионного периода, в сентябре – октябре, стало для вузов одной из существенных организационных проблем. Даже при готовности проанализировать срез остаточных знаний в начале семестра к организационным мероприятиям в этом направлении не был приспособлен традиционный график лекционно-практических занятий, требуя достаточно много дополнительных усилий от образовательных организаций.

Организация видеосъемки (с обязательной записью звука), наличие независимых наблюдателей, выделение аудиторий с возможностью проведения тестирования в онлайн-формате и правильным размещением студентов в аудитории, гарантирующим невозможность списывания, – все это, безусловно, дополнительные внеплановые организационные проблемы, снизившие интерес вузов к подобным мероприятиям в текущем году. Решением проблемы в будущем может стать предоставление вузам возможности самостоятельно выбирать сроки проведения НОКВО, обеспечив поддержку и развитие федеральным фондам оценочных средств и постоянный доступ к этому ресурсу всех заинтересованных сторон.

Также по результатам проведенного исследования полученных в текущем году итогов НОКВО совершенно очевидно, что на федеральном уровне необходимо ускорить создание единого фонда оценочных средств, расширить спектр материалов по всем имеющимся направлениям подготовки (специальностям) и определить принципиально новые методические подходы при разработке этих материалов. Например, в ряде случаев необходимо перейти от разработки тестов (с ограниченным набором вариантов ответов, когда в большинстве случаев требуется выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов) к разработке материалов, требующих выявления творческих способностей студентов. Федеральная база эталонных фондов оценочных средств должна стать хранилищем разноуровневых оценочных средств (от простейших тестов до интеллектуальных заданий) и инструментом, обеспечивающим единые критерии оценивания качества образования в стране. Одним из вариантов, способствующих решению проблемы, может стать обязательность проведения экспертизы ФОС, разработанных вузами самостоятельно, и отбор из этих материалов лучших образцов для размещения их в едином фонде.

Заинтересованность вузов в таких мероприятиях может быть повышена не только за счет использования нормативных требований – скажем, обязательности учета результатов НОКВО при государственной аккредитации образовательной деятельности, – но и за счет унификации и информатизации самих процедур. Например, обязательность видеосъемки существенно затрудняет проведение тестирования, хотя далеко не всегда является гарантией самостоятельности при ответе на экзамене. А вот использование индивидуального варианта заданий для каждого студента – что достаточно просто сделать в случае компьютерного тестирования и случайного выбора вопросов из общего фонда – может обеспечить самостоятельность ответа.

Перечисленные трудности не носят критического характера и имеют решения на разных уровнях: от принятия поправок в федеральное законодательство в части обязательности данных процедур до разработки локальных актов образовательных организаций, обеспечивающих формализацию организационных мер, а также стимулирующих заинтересованность конкретных работников (преподавателей, специалистов) и обучающихся в участии в подобных мероприятиях.

Одним из важных выводов по результатам исследования итогов реализации в 2018 году современной модели НОКВО является устойчивая положительная динамика количественного роста участников независимой оценки качества образования (вузов, студентов, регионов), масштабность охвата направлений подготовки (специальностей) и дисциплин, а также наличие значимых качественных изменений процедур НОКВО, в первую очередь технологий.

Продвижение и развитие системы НОКВО в стране должно способствовать получению качественного высшего образования, прозрачности предоставляемых вузами образовательных услуг.

Мероприятия по независимой оценке качества высшего образования проводятся в Российской Федерации, начиная с 2015 года. За это время количество участников выросло в разы: от 6 вузов и 350 студентов в 2015 году до более 15 тыс. студентов из свыше 300 вузов в 2018-м. Существенно расширилась и география: общее количество субъектов РФ, вузы из которых приняли участие в мероприятиях НОКВО осенью 2018 года, достигло более 70.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, НФПК, НОКВО, высшее образование, ао-106, качество образования

Похожие материалы:
Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
Образовательные стандарты третьего поколения
Активы и пассивы высшей школы
О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
Управление качеством образования: новые подходы
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Современные вузы: многообразие стратегий развития

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#103БАЙХОСТ организует баварско-российские научные конференции
#105Профориентационная работа Ямальского многопрофильного колледжа
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний