Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О влиянии развития системы ФУМО на качество образования

Журнал «Аккредитация в образовании» неоднократно обращался к теме реформирования системы федеральных учебно-методических объединений. Продолжаем тему, представляя один из первых поступивших ответов на ряд тематических вопросов.

Просмотров: 266

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

Работодатели как ресурс повышения качества образования

Аккумулировать интеллектуальный потенциал отечественной высшей школы призвана система федеральных учебно-методических объединений. Более того, можно с полным основанием утверждать, что именно деятельность УМО в своё время способствовала тому, чтобы российское образовательное пространство не превратилось в хаос вузовских систем, практически не связанных общими требованиями.

Журнал «Аккредитация в образовании» неоднократно обращался к теме реформирования системы ФУМО: В.А. Волкогон, А.А. Недоступ, С.А. Уманский «Базовый элемент высшего рыбохозяйственного образования» (№ 75), В.И. Нечаев, В.Е. Бердышев «УМО аграрного профиля на этапе реформирования» (№ 76), А.Н. Роков «Что происходит в недрах УМО?» (№ 79).

Продолжаем тему, представляя один из первых поступивших ответов на ряд тематических вопросов. Предлагаем и вам поделиться с коллегами своей точкой зрения.

1. Одним из основных направлений деятельности ФУМО является участие в независимой оценке качества образования. Проходили ли образовательные программы, реализуемые в вашей образовательной организации, процедуру профессионально-общественной аккредитации? Если да, что изменилось? Если нет, планируется ли проведение независимой оценки качества образования в 2017-2018 учебном году?

2. При разработке актуализированных ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ возникают вопросы, связанные с оценочными средствами. Стоит ли полагаться при разработке фондов оценочных средств только на ФУМО или их прерогатива – экспертиза?

3. Как вы считаете, являются ли работодатели ресурсом для разработки образовательных программ? Если да, как это происходит? Если нет, то почему?

ШАЙДЕНКО Надежда Анатольевна 

заведующая центром стратегического планирования развития образования, экспертизы и научного консультирования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

ПРИНЦИПИАЛЬНО

«Отчеты о результатах ГАК работодателей, входящих в состав комиссии, нередко содержат конкретные и, главное, реальные предложения. И принципиально важно, чтобы каждый, кто занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации учителей, опирался на это мнение».

(3) Каждый работодатель когда-то был студентом, и от того, «где», «чему» и «как» он учился, зависит, на наш взгляд, его связь с образовательными программами. Классифицировать работодателей по указанным показателям можно на множество групп. Охарактеризуем основные.

Первая группа – работодатели целенаправленно получили среднее профессиональное и (или) высшее образование по профилю своей деятельности. Они являются ценнейшим источником предложений по образовательным программам, так как понимают в них очень многое: от дублирования содержания среднего профессионального и высшего образования до «золотой изюминки» содержания образования, о которой разработчики-теоретики нередко не догадываются. Примеры приведем из наиболее близкого нам педагогического образования. Отчеты о результатах ГАК работодателей, входящих в состав комиссии, нередко содержат конкретные и, главное, реальные предложения. И принципиально важно, чтобы каждый, кто занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации учителей, опирался на это мнение.

Ко второй группе относятся представители крупных отраслей науки, экономики, бизнеса. Чаще всего за плечами этих работодателей несколько высших образований, многоступенчатая карьера, ученая степень (о появившихся в последнее время «сверхталантливых», которые со студенческой скамьи попадают на высокие должности, речи не ведем). Такие люди бывают руководителями не только высокого, но и высочайшего класса. И, несмотря на их колоссальную нагрузку, важно регулярно получать от них рекомендации по образовательным программам. Кстати, подобные реальные предложения от представителей крупного бизнеса России в соответствующие ФУМО и профильные вузы поступают.

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО

Способность получать знания и обрабатывать большие потоки информации вскоре может стать важнее, чем конкретные знания, считает глава Минэкономразвития РФ Максим ОРЕШКИН.

В ходе панельной дискуссии на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов модератор задал министру вопрос о том, какие знания и компетенции будут наиболее востребованы в будущем.

– Важный тренд – что растет важность не конкретных знаний, а способности получать новые знания, – отметил спикер. – Те люди, которые способны обрабатывать большой поток информации, выделять из него самое важное, коммуницировать с другими… люди с такими способностями становятся все более важными в современной экономике.

Работодатели, относящиеся к третьей группе, имеют только среднее профессиональное образование по соответствующему профилю деятельности. Вероятнее всего, они представляют бизнес в негосударственном секторе. От них в большинстве случаев мы не дождемся глубокого анализа предложений по фундаментализации образования, а вот по поводу прикладного бакалавриата с ними следует советоваться непременно. И еще они специалисты по личностным профессионально значимым качествам работников.

Кстати, не кажется ли читателям, что в увлечении проблемой компетентности и компетенций мы забыли о значимости этих качеств и путях их формирования? Но это тема уже для следующей дискуссии.

Источник

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
УМО в области коммерции, маркетинга и рекламы
Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
Время не ждёт
Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Разработка основных образовательных программ
Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ