Строительное образование в центре высокотехнологичных измененийЗаседание правления Международной общественной организации содействия строительному образованию (АСВ) и президиума Федерального УМО в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства» состоялось в апреле 2018 года на базе Поволжского государственного технологического университета. Просмотров: 306
Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018. В центре высокотехнологичных измененийЗаседание правления Международной общественной организации содействия строительному образованию (АСВ) и президиума Федерального УМО в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства» состоялось в апреле на базе Поволжского государственного технологического университета.
Инвестиции в будущее В заседании приняли участие 22 члена правления АСВ, представляющие образовательные организации России, Кыргызстана, Казахстана и Беларуси. Приветствовали гостей первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл М.З. Васютин, ректор Поволжского государственного технологического университета В.Е. Шебашев, а также президент вуза Е.М. Романов и директор института строительства и архитектуры ПГТУ В.Г. Котлов.
С основным докладом о перспективных направлениях развития исследований и образования в архитектурно-строительных университетах выступил президент АСВ, ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета А.А. Волков. – Совершенно очевиден стал акцент государства на формирование нового тренда, ориентированного на поддержку исследовательской составляющей, внимание на регионы, – отметил Андрей Волков. – К счастью – и это тоже уже носит не единичный характер и звучит внутри министерства, пожалуй, в новейшей истории впервые, – это акцент на то, что всё-таки отраслевое образование есть и необходимо найти формы его развития. Также позитивный момент – вновь внимательно смотрят на специалитет. Тренд к уничтожению этой формы подготовки остановлен. В целом, как бы ситуация ни развивалась, нужно наращивать и диверсифицировать собственные компетенции, для того чтобы оказаться устойчивыми фактически в любой модели, которая будет предложена. – Стратегически важно системно представлять о чем идет речь, говоря о цифровой экономике… А дальше попытаться увидеть своё место в области профкомпетенций и правильно позиционировать результаты своего труда, с тем чтобы оказаться в том самом будущем, о котором сейчас так много говорится. При этом, без преувеличения, мы рискуем оказаться на пике технологий будущего, – уверен А.А. Волков. Речь идет о том, что научно-технический прогресс в принципе меняет сегодня модель образования, а глобальные технологии меняют модель обучения. И, сталкиваясь с серьезными задачами сохранения и повышения качества образования на новом уровне НТП, необходимо решать их адекватно. Так, например, очень сложно оценить в перспективе «масштабы бедствия» от внедрения онлайн-обучения. – Важно понимать, что это не вместо классического образования, а вместе с ним, – подчеркнул выступающий. – Причем любая технология не самоцель. Важно, какие эффекты она может предоставить. Далее значительная часть доклада была посвящена BIM – технологии информационного моделирования и системотехнике цифровых моделей. Киберфизические системы, «умные города», «умное производство» и другие «умные» форматы уже меняют нашу жизнь, овладевая сначала умами, а затем находя практическое применение. И как сказал профессор А.А. Волков: – В части теоретической постановки вопроса – да, так и будет. А в части практической – когда так будет? – возможны варианты… Вопросов, кстати, возникает много. Как вызвать интерес со стороны абитуриентов? Ведь, например, на ЖКХ молодежь реагирует плохо, а на «умный город» хорошо. Беспокоит вопрос о сокращении количества магистерских программ. – Оптимизация на повестке дня – ничего с этим не сделать. Но если мы предложим интересную образовательную программу, то наберем поток. Это инвестиции, которые окупятся, – поделился своими мыслями с коллегами А.А. Волков. О деятельности научно-методического совета АСВ и ФУМО по разработке примерной основной образовательной программы по направлению подготовки «Строительство» (уровень магистратуры) для актуализированных редакций ФГОС ВО доложил вице-президент АСВ, заместитель председателя ФУМО Е.В. Королев. От имени руководства Федерального УМО Евгений Королев выразил благодарность ректорам Нижегородского, Казанского, Воронежского, Санкт-Петербургского государственных архитектурно-строительных университетов, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Донского государственного технического университета за активное участие сотрудников в деятельности рабочих групп по разработке профессиональных компетенций по магистерским программам.
Учитывая, что по некоторым направлениям подготовки профстандартов ещё нет (как, например, в дорожном строительстве, экспертизе и управлении недвижимостью), разработка профкомпетенций – очень сложная задача. Более того, на данный момент нет четких ответов даже на необходимые для обоснования новых магистерских программ вопросы:
Тем не менее ведется разработка и профкомпетенций ПООП магистратуры, и индикаторов как общепрофессиональных, так и универсальных компетенций магистров. Следующая задача – разработка примерных программ дисциплин. Об итогах конкурса выпускных квалификационных работ на медаль РААСН им. Н.В. Никитина [1] в 2017 году рассказал ответственный секретарь АСВ М.П. Саинов. Правление АСВ утвердило списки победителей и призёров конкурса. Участники заседания обсудили вопросы организации студенческих олимпиад и конкурсов в 2018 году. Разработке и внедрению в вузах России магистерской программы «Зеленое строительство (умный дом, умный город)» в рамках гранта Эразмус+ было посвящено выступление генерального директора АСВВ.И. Андреева.
Независимая оценка качества О международной аккредитации как механизме продвижения бренда вуза, её преимуществах и технологии шла речь в докладе заместителя директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации Г.Н. Мотовой. Среди преимуществ международной аккредитации были выделены следующие:
Конечно, традиционное для России государственное регулирование в сфере образования сохранится ещё долгое время. Вместе с тем профессионально-общественная независимая оценка качества образования – требование сегодняшнего и завтрашнего дня. – Пока зарубежные эксперты не приедут к нам, никакие наши выступления на конференциях никого не убедят, – подчеркнула Галина Мотова, обращая внимание на незаменимость живого общения профессионалов. Отвечая на вопросы участников заседания о плановой длительности процедур профессионально-общественной аккредитации, Г.Н. Мотова пояснила, что как на национальном, так и на международном уровнях их можно пройти в течение полугода. Однако на совместную аккредитацию надо закладывать год.
О независимой оценке качества подготовки студентов строительных вузов в рамках Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) рассказал генеральный директор НИИ мониторинга качества образования В.Г. Наводнов. В прошлом году ФИЭБ проводился по 18 направлениям подготовки. В экзамене приняли участие 5238 студентов, из них 266 по направлению «Строительство». В этом году, соответственно, 20 направлений подготовки, 6674 участника всего и 332 будущих строителя. В штатном режиме этот экзамен проводится с 2015 года, и каждый этап привлекает всё больше участников, чем предыдущий. Также увеличивается и количество вузов, участвующих в проведении ФИЭБ. В настоящее время это 118 образовательных организаций, из них 80 выступают в качестве базовых площадок. В разработке заданий для ФИЭБ-2018 приняли участие 22 ведущих вуза страны, среди них Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет и Поволжский государственный технологический университет. – Основной принцип проведения экзамена – это добровольность, – отметил Владимир Наводнов. – Никто никого не заставляет: и вузы, и студенты участвуют добровольно. При поступлении в магистратуру многие вузы добровольно приняли решение об учете именных сертификатов ФИЭБ. Кроме того, при определенном количестве участников от вуза и показанных ими высоких результатах сертификаты качества по итогам ФИЭБ выдаются вузам по направлениям подготовки. Наличие этих сертификатов учитывается при проведении профессионально-общественной аккредитации и может быть использовано при процедуре государственной аккредитации. Завершилось заседание подписанием соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области независимой оценки качества образования между ФУМО по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства» и НИИ мониторинга качества образования. Екатерина СИНДЕЕВА. [1] Президиум Российской академии архитектуры и строительных наук учредил медаль РААСН им. Н.В. Никитина в память о выдающемся инженере-конструкторе, авторе Останкинской телевизионной башни и других уникальных объектов Николае Васильевиче Никитине (1907-1973). Медаль присуждается ежегодно одному из выпускников российских строительных вузов или факультетов, гражданину РФ, за дипломный проект, отмеченный высокими инженерно-техническими достижениями. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|