Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация критериев аккредитации российских образовательных программ

Необходимость модернизации существующих критериев аккредитации продиктована новыми реалиями – вузы с прошлого года работают по новому федеральному государственному стандарту, Россия в последние годы присоединилась к нескольким международным аккредитационным организациям. Эти обстоятельства, считают эксперты, должны быть отражены в существующих образовательных стандартах.

Просмотров: 2194

В обсуждении приняли участие и представители Томского политехнического университета – заведующий кафедрой организации и технологии высшего профессионального образования ТПУ и президент Ассоциации инженерного образования России (АИОР) Юрий Похолков, проректор ТПУ по образовательной и международной деятельности, председатель Аккредитационного совета АИОР Александр Чучалин и директор Центра международных образовательных программ ТПУ Олег Боев.

Как отмечают эксперты, необходимость модернизации существующих критериев аккредитации продиктована новыми реалиями – вузы с прошлого года работают по новому федеральному государственному стандарту, Россия в последние годы присоединилась к нескольким международным аккредитационным организациям. Эти обстоятельства, считают эксперты, должны быть отражены в существующих образовательных стандартах.

Ассоциация инженерного образования России, чей управляющий состав представлен экспертами Томского политехнического университета, – общероссийская общественная организация, которая уже более 10 лет занимается вопросами интернационализации инженерного образования, изучает международные стандарты и возможности применения этих стандартов к российской высшей инженерной школе. Ассоциация стала участником проекта EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer) для аккредитации инженерных программ и выпускников в Европе. В июле этого года Россия в лице этой Ассоциации вошла в одну из авторитетнейших международных аккредитационных организаций – Вашингтонское соглашение (The Washington Accord), объединяющее 14 европейских и азиатско-тихоокеанских стран. 

По словам проректора ТПУ и председателя Аккредитационного совета АИОР Александра Чучалина, в связи с этими изменениями необходимо пересмотреть критерии, по которым российские вузы смогут разрабатывать образовательные программы и аккредитовывать их в соответствии с международными требованиями.

«Сейчас надо очень грамотно разложить критерии на требования организаций Вашингтонское соглашение и EUR-ACE с тем, чтобы наши программы удовлетворяли и тем и другим критериям, – говорит Александр Чучалин. – Мы сейчас будем усиленно приближать бакалавриат и специалитет к Washington Accord, а магистратуру – к EUR-ACE.  На это, в первую очередь, сейчас будет направлена процедура совершенствования критериев».

Обсуждению этих же проблем был посвящен семинар, проходивший в рамках проекта Сколково, координатором которого является Томский политехнический университет. В рамках семинара прошел тренинг для преподавателей вузов по разработке новых образовательных программ.

Этот проект предусматривает, что в течение двух лет – 2012-2013 годов – на средства фонда Сколково консорциум из шести вузов  – НИТУ «МИСиС», НИЯУ «МИФИ», МФТИ, СамГТУ, ИТМО, ВШЭ и ТПУ – будет разрабатывать модернизацию программ бакалавриата в области приоритетных направлений Сколково. Они касаются информационных технологий, авиационных технологий и космоса, биотехнологий, энергетики и ядерной энергетики.

«Это очень важный проект для России, и мы гордимся тем, что нам довелось координировать эту работу. Это еще одно признание нашей лидирующей позиции», – отметил председатель Аккредитационного совета АИОР.

Свои доклады политехники представили на конференции Европейской сети по аккредитации инженерного образования, на которой также обсуждали, как оценивать качество инженерно образования с точки зрения европейского подхода в рамках Болонского процесса. На конференции также прошло заседание административного совета комитета, который обеспечивает продвижение системы ENAEE в европейских странах.

«Для политеха участие в этих мероприятиях играет большую роль. ТПУ как один из ведущих университетов в категории национальных исследовательских обязан свои программы проектировать под международные стандарты, – отмечает Александр Чучалин. – В программе развития университета написано, что к 2018 году 45% наших образовательных программ должно соответствовать международному стандарту. Поэтому очень важно, что мы варимся в этом соку».

Отметим, что на сегодняшний день в ТПУ аккредитовано около 30 с сертификатом EUR-ACE. Томский политехнический университет одним из первых в России начал проводить международную оценку образовательных программ. Так, в 2003 году прошли процедуру международной аккредитации в соответствии с Accreditation Board of Engineering and Technology (ABET, Инженерный Совет США), Canadian Engineering Accreditation Board (CEAB, Инженерный Совет Канады).

С 2007 года, с момента разработки Европейских рамочных стандартов, все образовательные программы ТПУ при проведении общественно-профессиональной аккредитации оцениваются на соответствие международным требованиям.

С 2010 года, в качестве дополнительного приложения к диплому, ТПУ выдает выпускникам аккредитованных программ соответствующие сертификаты.

В 2012 году ТПУ заканчивают выпускники 22 образовательных программ, имеющих международную общественно-профессиональную аккредитацию.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ТПУ вошел в число лидеров проекта «5-100»
Оценка качества освоения основных образовательных программ
Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности
Заметки на полях ФГОС СПО
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Вузы обяжут проверять дипломы и диссертации на объём заимствований
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Томский политехнический университет присоединился к проекту Edurоam

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ