Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества

В дополнение к многочисленным проблемам системы профессионального образования недавно названа еще одна – отсутствие «разумной, профессиональной, достоверной и информационно прозрачной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Редакция журнала «Аккредитация в образовании» предложила представителям вузов высказать свою точку зрения, ответив на вопросы.

Просмотров: 2283

В дополнение к многочисленным проблемам системы профессионального образования недавно названа еще одна – отсутствие «разумной, профессиональной, достоверной и информационно прозрачной системы мониторинга трудоустройства выпускников». О необходимости ее создания завил на состоявшейся 20 марта итоговой коллегии Минобрнауки РФ глава ведомства Дмитрий Ливанов. Идея получила поддержку со стороны части бизнес-сообщества. В частности, член Бюро правления РСПП, президент IBS Group Анатолий Карачинский озвучил, что в мониторинг эффективности деятельности вузов должен быть внесен дополнительный критерий – трудоустройство выпускников, который дополнит объективную картину взаимодействия российских вузов с реальной экономикой.

Редакция журнала «Аккредитация в образовании» предложила представителям вузов высказать свою точку зрения, ответив на вопросы.

  1. Как, по-вашему, можно объективно измерить показатель трудоустройства выпускников?
  2. Каким вы видите оптимальное решение одного из наиболее сложных вопросов сегодняшнего дня – взаимосвязи бизнеса и системы высшего образования, сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой?

ВОЛЬВАЧ Владимир Григорьевич, проректор по стратегическому развитию Омского экономического института, кандидат социологических наук, доцент

– (1) Сегодня мониторинг трудоустройства выпускников вузов возможен либо через службы занятости – по количеству специалистов с дипломами, стоящими в очереди за работой; либо через ассоциации выпускников, которыми обзавелись многие учебные заведения. Однако оба источника не годятся. В первом случае показатель подвержен действию многих случайных факторов, кроме того, от наблюдения уходят самые главные объекты – те, кому нет нужды регистрироваться в качестве безработного. Во втором случае информация является и неполной, и не всегда надежной.

Показатель «трудоустройство выпускников», о котором идет речь, правильнее было бы назвать «конкурентоспособность выпускника на рынке труда», поскольку самую достоверную оценку качеству подготовки молодого специалиста может дать только работодатель. Самым лучшим критерием оценки могло бы быть количество договоров между вузом и предприятиями о целевой подготовке специалистов. Возможно, за этим будущее. Но на сегодняшний день нет ни стимулов для работодателей идти на затраты по целевой подготовке, ни хорошо работающих корпоративных механизмов инвестиций в персонал. В связи с этим временно можно использовать другие инструменты: например, экспертные опросы.

Будем объективны, пока не нашла своего решения и глобальная проблема: как и кто будет осуществлять «общественную аккредитацию» вуза.

– (2) Несколько соображений относительно сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой. На наш взгляд, идеальна модель, когда на программы бакалавриата абитуриенты идут осознанно и сами оплачивают свое обучение, за исключением случаев, когда за них платит государство.

Что касается магистратуры, то в идеале хотя бы в 50 процентах случаев кандидат на обучение должен иметь направление от работодателя. С другой стороны, программы подготовки магистров должны быть с работодателем согласованы. Задача вуза – разработать и предоставить на выбор наибольший выбор магистерских программ и спецкурсов, чтобы и работодатель, и будущий магистр совместно могли выбрать то, что отвечает интересам всех сторон. При такой диспозиции следует вывод: работодатель должен предоставить молодому специалисту работу после окончания магистратуры. Нельзя забывать, что магистерская подготовка обходится значительно дороже.

Следует иметь в виду и то, что часть обучающихся (как показывают наши исследования, это 30-40 процентов) цель образования видит прежде всего в удовлетворении своих потребностей – повышении социального статуса, обеспечении общекультурного развития. Если молодые люди готовы сами оплачивать образование, почему бы и нет? Для этой категории также должны иметь место программы на выбор. Однако если в этом случае участие бизнеса не требуется, то во всех остальных случаях оно должно быть обязательным.

При активном участии бизнеса в разработке и реализации магистерских программ с железной неизбежностью возникнет совместная с вузом организация научно-исследовательской практики, в дальнейшем – разработка хоздоговорных научных тем.

Это послужит развитию стройной системы партнерства и взаимной ответственности за качество подготовки специалистов.


ВОЛЧЕК Владимир Алексеевич, ректор Кемеровского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

– (1) Следует согласиться с мнением, высказанным директором центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Валерием Гуртовым о том, что верификация данных о трудоустройстве выпускников учреждений высшего профессионального образования – «задача сложная и трудоемкая, но необходимая».

Получение достоверных результатов трудоустройства, безусловно, возможно только с привлечением таких организаций для «внешней» оценки, которые не заинтересованы в содержании этих показателей.

В соответствии с федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели должны участвовать в обеспечении занятости населения, в том числе предоставляя в органы по труду и занятости информацию о наличии вакантных мест или соблюдении квот для отдельных категорий граждан. Представляется вполне логичным включить информацию о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования в реестр сведений, которые работодатели ежеквартально предоставляют в соответствующие территориальные органы. Эти сведения носили бы обезличенный характер, что не противоречит федеральному закону «О персональных данных».

В итоге Роструд аккумулировал бы у себя данные о занятости молодых специалистов – выпускников учреждений профессионального образования.

– (2) Наш классический университет в настоящее время готовит кадры по 14 направлениям из 20, наиболее востребованным в Кемеровской области.

Взаимодействие вуза и бизнеса представлено сегодня в различных формах. Так, принципы компетентностного подхода при разработке основной образовательной программы (ООП) реализуются с учетом мнений специалистов-практиков, потенциальных работодателей; производственники участвуют в формировании модели современного выпускника, в итоговой аттестации выпускников, маркетинговых и социологических исследованиях рынка труда. Вуз привлекает специалистов-практиков к проведению учебных занятий. Партнеры университета предоставляют места для проведения практики и в дальнейшем трудоустраивают молодых специалистов.

В современной ситуации должно уделяться внимание как повышению качества работы в сфере научных исследований, так и всему, что связано с трансфером этих результатов в реальную экономику. Сегодня университет готов размещать заказы от производственных фирм на проведение научно-исследовательских изысканий. Малые инновационные предприятия (в КемГУ их 22) – это также сфера приложения не только академического сообщества, но и бизнеса.

Интеграция с бизнесом позволяет вузу получить доступ к реализации ценных идей на рынке. В результате такого интеграционного взаимодействия открываются дополнительные возможности и для самих участников интеграции, и для экономики региона в целом. Относительно сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой следует отметить, что пока мы не имеем возможности оценить масштаб проблем, связанных с трудоустройством выпускников-бакалавров. Это станет возможным только через два года.

Система подготовки специалиста в плане трудоустройства выпускников была более сбалансированной. Причина кроется в очевидном преимуществе специалиста перед бакалавром – достаточном объёме практики. В этом смысле бакалавр с его четырехнедельной практикой ущербен и для профессиональной среды малоинтересен, поскольку его надо доучивать.

Выпускники-магистры, по сравнению со специалистами, являются более конкурентоспособными: у них выше научно-исследовательская составляющая подготовки.


ГРИНКРУГ Лев Соломонович, ректор Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, кандидат технических наук, доцент

– (1) В качестве некоторых показателей трудоустройства выпускников могут фигурировать следующие (см. таблицу).

– (2) Сотрудничество бизнеса и системы высшего образования может выражаться в участии работодателей:

  • в реализации образовательных программ вуза (чтение спецдисциплин);
  • в заседаниях Государственной аттестационной комиссии по направлениям (специальностям) подготовки;
  • в утверждении ООП, реализуемых вузом;
  • в согласовании профилей подготовки, предложений вуза по наполнению вариативной (профильной) части учебных планов направлений подготовки/специальностей;
  • в предоставлении баз практики студентам с возможным последующим трудоустройством;
  • в заказе тем и рецензировании выпускных квалификационных работ;
  • в адресной помощи вузам в развитии материальной базы специальностей и направлений;
  • в поддержке студенческих бизнес-инкубаторов;
  • в инвестировании средств в развитие студенческой науки (гранты, стипендии, научное оборудование и прочее).

Что касается сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой, то, по нашему мнению, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих должен быть «подстроен» в отношении требований, предъявляемых к позициям «должностные обязанности», «должен знать», «требования к квалификации», к двухуровневой системе подготовки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дуальная система как катализатор адаптации
Высшее образование и производство: лучшие университетские практики
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности
Некоторые подходы к обучению в Дании
Архитектура посткризисного периода
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Дуальное образование в России
SuperJob: Ставка на молодые кадры растет
APQN: система поощрений как признание репутации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ