Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: Качество школьного образования

Участники экспресс-опроса дали полярные оценки работе старшей школе. Руководители общеобразовательных учреждений считают, что в их учебных заведениях дается качественное образование, тогда как ректоры вузов высказывают серьезные претензии к уровню подготовки абитуриентов.

Просмотров: 3292

Качество образования – тема, которая не сходит со страниц журнала с момента его выхода в свет. Развивая ее, редакция обратилась к руководителям и педагогам школ и вузов с вопросами.

  1. Как вы оцениваете уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов вашего учебного заведения?
  2. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы повысить уровень подготовки в российской школе?
  3. Назовите основные достижения вашего учебного заведения, имеющие отношение к улучшению качества подготовки выпускников.

Участники экспресс-опроса дали полярные оценки работе старшей школы. Руководители общеобразовательных учреждений считают, что в их учебных заведениях дается качественное образование, тогда как ректоры вузов высказывают серьезные претензии к уровню подготовки абитуриентов (см. № 27, 2008)


ТВАРДОВСКИЙ Андрей Викторович, проректор по учебной работе Тверского государственного технического университета, доктор физико-математических наук, профессор

(1) По нашим наблюдениям, уровень подготовки выпускников школ за последние десять-пятнадцать лет явно снизился. Несмотря на серьезные барьеры в виде ЕГЭ, студенты последних лет уже в начале первого курса «забывают» элементарную математику и физику, причем в большей степени это относится к обучающимся на платной основе. Компенсировать такие проблемы школьной подготовки в рамках вузовской практически невозможно. Падение престижа учительского труда, бедственное материальное положение школ в период затяжного кризиса, неудачные образовательные реформы в виде сокращения часов на фундаментальные предметы и слабых экспериментальных учебников не могли не отразиться на уровне подготовки одиннадцатиклассников. И, прежде всего, по математике, требующей при контроле качества особой строгости и принципиальности со стороны учителей. Давно не секрет, что многие «золотые» медали оказываются на поверку липовыми. Введение единого госэкзамена развеяло мифы о высоком уровне среднего российского выпускника школ. Участие нашей страны в международных программах сравнительных исследований качества школьного образования, показало, что по международным критериям двойки за ЕГЭ по математике следовало бы ставить 40 процентам выпускников школ и только из соображений политкорректности эта цифра каждый год сокращается до 20-25 процентов.

(2) На мой взгляд, необходимо вернуться к лучшим традициям советской школы в плане обучения по фундаментальным предметам (физика, математика), увеличив объемы часов на преподавание дисциплин и сохранив прекрасные учебники, по которым обучалось не одно поколение людей, давших стране великих физиков и математиков.

Далее, необходимо во всех институтах, академиях университетах создавать центры довузовской подготовки, в которых уровень знаний школьников можно было бы доводить до достаточного для успешной учебы в высшей школе.

Кроме того, необходимо искать талантливую молодежь. У нас в университете уже второй раз проведена региональная олимпиада «Ищем Ломоносовых». В этом году в ее заочном туре приняло участие около 300 школьников из 15 городов и районов области. Очный тур проходил непосредственно в университете. Победители имели льготы при поступлении в наш вуз на бюджетные места.

(3) В заключение хотелось бы кратко ознакомить читателей с нашим университетом. Это единственный в области государственный технический вуз, поэтому он ориентирован на выпуск квалифицированных кадров, в первую очередь, для нашего региона. В университете обучается более 11 тысяч студентов, осуществляется подготовка по 12 укрупненным группам направлений и специальностей. В настоящее время вуз имеет лицензии на подготовку бакалавров и магистров, соответственно по 23 и 10 направлениям. На 44 кафедрах работает более 600 высококвалифицированных преподавателей. Среди них 67 докторов наук, профессоров и 279 кандидатов, доцентов. Многие из них имеют почетные звания и награды.

На основе опросов ВЦИОМ, общественное объединение «Деловая Россия» определило 50 лучших вузов страны по трем номинациям. Тверской государственный технический университет вошел в этот авторитетный список.


ФЕДЮНИНА Елена Анатольевна, директор Красноярской университетской гимназии «Универс № 1»

(1) Так называемая традиционная школа ориентируется, в основном, на академический результат образования. А наша гимназия, кроме этого, нацелена еще на два вида образовательных результатов – возрастные и компетентностные, в области достижения которых и лежит ключевая проблема.

Попробуем, не прибегая к узкопрофессиональному жаргону, задать представление об этих результатах. Известно, что на вопрос учителя о том, всё ли понятно, «отличник» – имею в виду не зубрилу, а настоящего, о котором мечтаем и который совсем не обязательно учится на «пять», – склонен скорее отвечать отрицательно. А «двоечнику» – противоположный типаж, – наоборот, всегда всё ясно. Различия в ответах демонстрируют разницу в отношении к делу. Говоря о возрастных результатах и пытаясь их оценивать, мы, прежде всего, имеем в виду ответственное и осмысленное, а не формальное и поверхностное отношение ученика к делу, присутствие у него самоопределения по отношению к собственному учению, настоящий интерес и инициативу. Ведь это и есть главные характеристики взрослости.

Возрастные результаты очень трудно, а порой и невозможно уловить даже с помощью самых «продвинутых» тестов, но именно они в наибольшей степени определяют дальнейший успех учеников. Поэтому основным провалом современной школы можно считать постепенное отчуждение от образовательного процесса огромного количества ребят (особенно подростков), многие из которых переносят безынициативность и апатичность и на другие сферы жизни. Оценивая с этой точки зрения подготовку выпускников нашей гимназии, тоже приходится признать проблему, хотя в ряде случаев, благодаря использованию интересных решений, нам удается добиться положительных итогов.

Говоря о компетентностных результатах, можно вспомнить простой факт. Очень многие выпускники, успешно решающие на ЕГЭ по математике задания на вычисление логарифмов и производных, не могут справиться с текстовой задачей за пятый класс, не требующей ничего, кроме знания арифметических операций, но предполагающей умение действовать осмысленно, разумно, выделяя и анализируя существенные отношения. Оценивая компетентностные результаты наших выпускников, можно сказать, что они несколько выше, чем в большинстве других школ (мы участвовали в нескольких сравнительных исследованиях оценивающих компетентности учащихся, в том числе в исследовании PISA), но количество фактов, когда и наши учащиеся оказывались беспомощными перед задачей на осмысленное применение знаний, огромно.

(2) Главное – перейти от педагогики натаскивания и педагогики действия по образцу к педагогике развития. Для этого в оценке качества образовательного процесса надо признать приоритет процедур и инструментов, позволяющих ответить на вопрос, каков вклад преподавания отдельных учебных предметов и образовательного процесса в целом в формирование универсальных способностей и компетентностей. Более того, важно уйти от статичной и разовой оценки уровня подготовки учащихся к оценке изменений, которые происходят в них в результате преподавания (индивидуальный прогресс), только тогда станет ясным вклад обучения в развитие учащихся.

В масштабах страны необходимо найти механизмы, открывающие доступ к участию инновационных педагогических команд к разработке новых концепций оценки качества образования, необходимых для этого современных инструментов и банка тестовых заданий. В нашей гимназии есть довольно большая команда, которая имеет интересный и успешный опыт такой работы и готова включиться в нее в большем масштабе.

Конечно, одновременно с инструментами оценки качества образовательного процесса, ориентированными на возрастные и компетентностные результаты, необходимо внедрять и модельные, показательные образцы педагогической практики: предметные модули, предметные и надпредметные тренинги, погружения, образовательные интенсивы, отдельные задачи и задания компетентностного характера, лабораторно-исследовательские занятия и уроки, мастерские и т.д.

Поскольку в целом школьное преподавание является малогибким и довольно инерционным процессом (привязано к учебным программам, учебникам, расписанию и т.д.), возможным механизмом создания спроса на эти инновации, будет их активное использование в рамках дополнительного образования. В настоящее время нужен вызов школьному (урочному) образованию, его конкурентоспособности. Эту роль выполняют школы и курсы иностранных языков, существующие в рамках дополнительного образования. Технологии, которые там применяются, постепенно приходят в общеобразовательные учреждения. В свою очередь, в масштабах страны требуется законодательно закрепить возможность заменять школьное образование дополнительным. Кроме того, государственный образовательный стандарт должен обеспечивать гибкость школьного преподавания и возможность введения упомянутых выше интенсивных форм обучения.

(3) У нас довольно большая гимназия – более 1700 учащихся и более 200 педагогов. Основными достижениями можно считать, во-первых, знакомство большей части коллектива с образцами педагогической практики и оценки результативности учебного процесса, направленными на возрастные и компетентностные результаты, а во-вторых, введение в систематическую практику на младшей и подростковой ступенях методики диагностики индивидуального процесса учащихся «Дельта» по нескольким предметам. Важно и то, что большая часть коллектива включилась в разработку так называемых, «многоуровневых» заданий, которые позволяют детям за счёт освоения учебного материала выходить на новые уровни мышления и понимания. В классах, где были сконцентрированы эти пробы, результаты очевидны. Чувствуется, что мы на верном пути!


ЧУГАЛАЕВ Ахтам Хабибзянович, директор школы № 97 г. Ижевска

(1) При оценке уровня общеобразовательной подготовки выпускников, большинство учебных заведений ориентируется сегодня на результаты внешней экспертизы: мониторинговых исследований, единого государственного экзамена, международных сравнительных исследований. Для нашей школы результаты этих процедур тоже служат главным индикатором и используются для корректировки направлений проводимых реформ.

Приведем данные по ЕГЭ за последние три года. Возросло качество знаний по математике, русскому языку, обществознанию, биологии, иностранному языку. В 2008 году 82,7 процента выпускников получили оценки «4» и «5» по математике, 79,3 процента – по русскому языку. По результатам ЕГЭ, качество обучения в школе выше, чем средние показатели по району и республике.

В 2007-2008 учебном году учащиеся 11 класса в числе 3205 российских школьников впервые приняли участие в Международном исследовании TIMSS по математике (Trend in International Mathematics and Science Study), в рамках которого проводилось тестирование по программе углубленного изучения этого предмета в старших классах. По итогам тестирования, средний балл по России составил 57, а средний балл наших выпускников – 93.

Эти факты свидетельствуют о положительной динамике результатов внешней экспертизы знаний учащихся. Тем не менее, необходимо предпринять усилия, чтобы обеспечить дальнейший рост уровня подготовки выпускников.

(2) По моему, важным показателем уровня подготовки школьников является квалификация педагогов. Она определяет качество всей школьной системы. Единственный способ поднять результаты образования состоит в том, чтобы улучшить преподавание. Следовательно, целесообразно принять меры, во-первых, по повышению престижа профессии учителя и мотивации к совершенствованию его работы; во-вторых, создать условия для профессионального развития педагогических кадров.

На мой взгляд, сложно выделить единичное достижение, которое бы способствовало росту качества обучения в нашей школе. Скорее, это комплекс мер по разнообразным направлениям деятельности, составляющими которого являются:

  • методическая работа по повышению педагогического мастерства учительского коллектива;
  • корпоративная система повышения квалификации работников без отрыва от учебно-воспитательного процесса (курсы на базе школы во внеучебное время);
  • независимый мониторинг по предметам в форме внешней экспертизы знаний на основе отечественных (ЕГЭ) и международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS;
  • отслеживание уровня качества знаний учащихся и сформированности знаний, умений, навыков по предметам в форме рейтинговых исследований на всех этапах обучения;
  • ведение индивидуальных карт успешности для отслеживания деятельности учащихся;
  • введение профильного обучения в старшем звене;
  • осуществление индивидуального подхода в преодолении неуспешности учащихся.

НИКИТИНА Лилия Евгеньевна, заведующая кафедрой общей и органической химии Казанского государственного медицинского университета, доктор химических наук, профессор

(1-2) Не думаю, что буду оригинальна, если скажу, что в последние годы преподаватели вузов отмечают снижение уровня общеобразовательной подготовки абитуриентов в целом и, в особенности, по естественнонаучным предметам, таким как физика, химия, биология. Причины кроются, конечно же, не во введении единого государственного экзамена, который представляет собой всего лишь форму контроля знаний учащихся, причем, если учесть современные тенденции в образовательном процессе, форму достаточно рациональную. Возможно, ЕГЭ в определенном смысле оказался той «лакмусовой бумагой», которая проявила проблемы, связанные с общеобразовательной подготовкой наших школьников. Основная из них – с ней сталкиваются и преподаватели химии Казанского медицинского университета и других вузов – состоит в том, что в зависимости от профиля (углубленная языковая подготовка, гуманитарная или естественнонаучная направленность) в школах отводится различное количество часов на изучение того или иного предмета. Многообразие учебников и учебных пособий по химии, качество которых зачастую оставляет желать лучшего, также не способствует хорошему усвоению предмета. Поэтому преподаватели вузов и тратят драгоценное время на изучение тем, которым не уделяется должное внимание в школе, но без которых немыслимо освоение специальных предметов, базирующихся на знании основ химии.

На мой взгляд, опыт советской школы, когда во всех общеобразовательных учреждениях страны почти одновременно изучалась одна и та же тема с использованием единого учебника, несомненно, является очень полезным. При использовании этого опыта унифицированный образовательный процесс логично будет завершаться унифицированным контролем в виде ЕГЭ. Надеюсь, составители новых государственных образовательных стандартов учтут данное обстоятельство.

Это о форме обучения, а если говорить о содержании, здесь многое зависит от личности учителя и уровня его профессиональной подготовки. Следовательно, очень важно продолжать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня учителей. Необходимо также стимулировать их морально и материально, используя, например, такой механизм, как рейтинг учителя.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются преподаватели, работающие со вчерашними абитуриентами: полное отсутствие у первокурсников навыков самостоятельной работы, а ведь ее доля в вузах из года в год будет увеличиваться. Это объективный и неизбежный процесс. Таким образом, немаловажным является создание пособий для самостоятельной работы для школьников старших классов, обучение их навыкам самостоятельного «добывания» знаний с использованием современных информационных средств.

Конечно же, для изменения отрицательной динамики на положительную требуется немало усилий, энергии, определенных средств, но делать это необходимо, так как в современном мире даже для того, чтобы оставаться на месте, нужно двигаться вперед.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: физическое воспитание детей
Проблемы и перспективы школьного образования
Создание школы XXI века надо начинать заново
Актуальные проблемы отраслевого образования
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
Управление качеством в сфере ДПО
Экспресс-форум: как обеспечить качество образования
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ