Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов для общей школы

Беседа с Александром Кондаковым, руководителем группы разработчиков новых школьных стандартов об основных задачах новых стандартов и требованиях к условиям реализации образовательных программ.

Просмотров: 2479

Школа должна жить по-новому. А как?

Известно, что разработка первого поколения государственных образовательных стандартов общего образования продолжалась в нашей стране довольно долго, но так и не привела к результату, который устроил бы все заинтересованные стороны: учителей, родителей, государство. Начиная с 2005 года, началась разработка второго поколения государственных стандартов для школы. Исполнителями проекта по поручению Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию являются Российская академия образования и Российская Академия наук. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Возглавляют группы известные ученые.

В настоящее время готовы государственные образовательные стандарты для начальной школы, которые могут быть введены в действие с 1 сентября 2010 года. Завершается работа над стандартами для средней школы и продолжается – для старшей. Разработка проекта близится к концу и не за горами время, когда школа будет жить по-новому. Объяснить, что предлагают нам ученые, чем новые стандарты будут отличаться от имеющихся и какие изменения в образовательной деятельности произойдут после их введения, редакция попросила Александра КОНДАКОВА, научного руководителя проекта, доктора педагогических наук.


– Александр Михайлович, объясните, пожалуйста, на каких принципах строятся новые государственные образовательные стандарты для общеобразовательных учреждений? Чем они принципиально отличаются от имеющихся?

– Главная задача новых стандартов – формирование российской идентичности как условия построения гражданского общества. Школа должна воспитывать патриота и гражданина. Подобные идеи были выдвинуты разработчиками задолго до послания Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ, в котором он привел высказывание Петра Столыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва – гражданин, а потом – гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».

В новом понимании стандарты являются своеобразным договором между семьей, обществом и государством. И это меняет статус самого образования как основы построения гражданского общества. Мы обычно говорим, что задача системы образования – реализовать конституционное право каждого гражданина на получение бесплатного, доступного и качественного образования. В новых стандартах речь идёт об ответственности за соблюдение этого права. Она оговаривается в общественном договоре между семьей, школой и муниципалитетом. Важно отметить, что смысл новых стандартов не в том, чтобы ученик освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы по окончании школы он приобрел определенные личностные качества, обеспечивающие его успешность в дальнейшей жизни.

Когда мы говорим о воспитании гражданина, развитии личности ребенка, нужно понимать, какими качествами выпускник школы должен обладать, что в наше время является основой понятия «современный гражданин России». То есть мы должны разъяснить, какие ценности современного общества должна транслировать школа и что, собственно, мы понимаем под ценностями.

Новые стандарты дают ответ на этот вопрос. Под ценностями мы понимаем убеждения, устойчивое отношение к чему-либо или к кому-либо, духовные, нравственные, моральные принципы, которые приняты обществом. Подходы к определению современной российской системы ценностей были обозначены в 2004 году в послании Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина, в котором было сказано, что «мы строим открытое гражданское общество». Но, пожалуй, впервые ценности современного российского общества были названы осенью 2008 года в аналогичном послании Президента Д.А. Медведева. Это жизнь человека, социальная справедливость, личностная и индивидуальная свобода, семейные традиции, патриотизм, вера в Россию и глубокая привязанность к родному краю, межнациональный мир. При разработке проекта ценностная составляющая стала для нас определяющей. Она закладывается в основу предметных программ и программы воспитания и социализации, разрабатываемые в рамках ГОС. В соответствии с новыми стандартами воспитание превращается в результат образования. А значит, в школу возвращается вторая половина дня, и не только де-факто, но и де-юре, то есть с обеспечением оплаты работы учителя. Это очень существенный момент.

– Что представляет собой система требований, заложенная в основу ФГОС второго поколения?

– Раньше стандарты школьного образования представляли собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь, согласно федеральному закону № 309ФЗ от 1 декабря 2007 года, это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система «трех Т». Первое из них – требования к структуре основных образовательных программ, второе – требования к уровню подготовки выпускников, третье — требования к условиям реализации основных образовательных программ. Третья группа особенно важна, ведь раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, принципы оплаты труда учителей и т.д., то есть обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования. Теперь же ситуация иная: условия должны соответствовать заявленным нормам. Если в стандарты первого поколения входили федеральный, национальнорегиональный и школьный компоненты (содержание образования, определяемое соответственно федерацией, регионом и учебным заведением), то теперь компоненты совсем другие: инвариантный (обязательный для всех) и вариативный (формируемый участниками образовательного процесса).

Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой систему нормативов и регламентов, которые необходимы для реализации этих программ и достижения планируемых результатов общего образования. Обращаю внимание – в системе заложены новые нормативы: такие как информационное обеспечение учебного процесса, обеспечение доступа учащимся и учителям к базам данных, которые адекватны соответствующей ступени обучения. Кроме того, она предполагает комфортную, дружественную по отношению к учащимся, учителям и родителям среду, позволяющую достичь личностных, социальных, познавательных, коммуникативных результатов образования. В послании Президент России обратил на это особое внимание.

Именно понимание стандартов как системы требований и создает систему эффективного управления качеством образования в школе.

– Как изменится в соответствии с новыми стандартами содержание образования?

– Теперь основа содержания образования не входит в сами стандарты, а является сопровождающим его документом – «фундаментальным ядром» по каждому предмету (емкий текст на две-три страницы). «Фундаментальное ядро» фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных учреждениях: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. В нем обобщенно описываются универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

Методологическая основа новых стандартов – системно-деятельностный подход, рассчитанный на практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования ребёнка. Школьник должен научиться проектировать собственную деятельность, овладеть универсальными компетентностями, быть готовым к выбору профессии и вектора дальнейшего образования, а также приобрести гуманистические, демократические ценностные ориентации, умение следовать этическим, нравственным, моральным нормам, оценивать не только других, но и себя. А что касается предметного результата, я бы обратил внимание на то, что самое важное – научить ребёнка применять в повседневной жизни приобретенные знания, умения, навыки, компетенции.

– Предполагают ли готовящиеся стандарты изменение системы оценивания знаний обучающихся?

– К новым разработкам в области стандартов можно отнести систему оценивания достижений обучающихся, основанную на критериальном подходе, а также изучении и обобщении требований семьи, общества и государства к результатам образования, которая позволила создать новый для нашей педагогики документ – ««Планируемые результаты». Он является ориентиром в деятельности образовательного учреждения. Система оценки учебных достижений обучающихся включает:

  • описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией);
  • критерии и процедуры оценивания;
  • состав инструментария;
  • формы представления результатов;
  • условия и границы применения.

Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ каждой ступени общего образования разрабатывался применительно к основным группам результатов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: образовательные стандарты, общеобразовательная школа, александр кондаков, по сути, ао-28

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Качество школьного образования
Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт
О проекте профессионального стандарта педагога
Проблемы и перспективы школьного образования
«Наша новая школа»: от теории к практике
Педагог в системе школьного образования
Проблемы качества современного начального образования
Год учителя. Итоги
Практика сетевого взаимодействия
Британский рейтинг ведущих университетов мира

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Статья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл...
Из журнала
#111От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#111Преобразования в профобразовании
#108Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ