Разработка федеральных государственных образовательных стандартов для общей школыБеседа с Александром Кондаковым, руководителем группы разработчиков новых школьных стандартов об основных задачах новых стандартов и требованиях к условиям реализации образовательных программ. Просмотров: 2534
Школа должна жить по-новому. А как?
Известно, что разработка первого поколения государственных образовательных стандартов общего образования продолжалась в нашей стране довольно долго, но так и не привела к результату, который устроил бы все заинтересованные стороны: учителей, родителей, государство. Начиная с 2005 года, началась разработка второго поколения государственных стандартов для школы. Исполнителями проекта по поручению Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию являются Российская академия образования и Российская Академия наук. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Возглавляют группы известные ученые. В настоящее время готовы государственные образовательные стандарты для начальной школы, которые могут быть введены в действие с 1 сентября 2010 года. Завершается работа над стандартами для средней школы и продолжается – для старшей. Разработка проекта близится к концу и не за горами время, когда школа будет жить по-новому. Объяснить, что предлагают нам ученые, чем новые стандарты будут отличаться от имеющихся и какие изменения в образовательной деятельности произойдут после их введения, редакция попросила Александра КОНДАКОВА, научного руководителя проекта, доктора педагогических наук. – Александр Михайлович, объясните, пожалуйста, на каких принципах строятся новые государственные образовательные стандарты для общеобразовательных учреждений? Чем они принципиально отличаются от имеющихся? – Главная задача новых стандартов – формирование российской идентичности как условия построения гражданского общества. Школа должна воспитывать патриота и гражданина. Подобные идеи были выдвинуты разработчиками задолго до послания Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ, в котором он привел высказывание Петра Столыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва – гражданин, а потом – гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот». В новом понимании стандарты являются своеобразным договором между семьей, обществом и государством. И это меняет статус самого образования как основы построения гражданского общества. Мы обычно говорим, что задача системы образования – реализовать конституционное право каждого гражданина на получение бесплатного, доступного и качественного образования. В новых стандартах речь идёт об ответственности за соблюдение этого права. Она оговаривается в общественном договоре между семьей, школой и муниципалитетом. Важно отметить, что смысл новых стандартов не в том, чтобы ученик освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы по окончании школы он приобрел определенные личностные качества, обеспечивающие его успешность в дальнейшей жизни. Когда мы говорим о воспитании гражданина, развитии личности ребенка, нужно понимать, какими качествами выпускник школы должен обладать, что в наше время является основой понятия «современный гражданин России». То есть мы должны разъяснить, какие ценности современного общества должна транслировать школа и что, собственно, мы понимаем под ценностями. Новые стандарты дают ответ на этот вопрос. Под ценностями мы понимаем убеждения, устойчивое отношение к чему-либо или к кому-либо, духовные, нравственные, моральные принципы, которые приняты обществом. Подходы к определению современной российской системы ценностей были обозначены в 2004 году в послании Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина, в котором было сказано, что «мы строим открытое гражданское общество». Но, пожалуй, впервые ценности современного российского общества были названы осенью 2008 года в аналогичном послании Президента Д.А. Медведева. Это жизнь человека, социальная справедливость, личностная и индивидуальная свобода, семейные традиции, патриотизм, вера в Россию и глубокая привязанность к родному краю, межнациональный мир. При разработке проекта ценностная составляющая стала для нас определяющей. Она закладывается в основу предметных программ и программы воспитания и социализации, разрабатываемые в рамках ГОС. В соответствии с новыми стандартами воспитание превращается в результат образования. А значит, в школу возвращается вторая половина дня, и не только де-факто, но и де-юре, то есть с обеспечением оплаты работы учителя. Это очень существенный момент. – Что представляет собой система требований, заложенная в основу ФГОС второго поколения? – Раньше стандарты школьного образования представляли собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь, согласно федеральному закону № 309ФЗ от 1 декабря 2007 года, это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система «трех Т». Первое из них – требования к структуре основных образовательных программ, второе – требования к уровню подготовки выпускников, третье — требования к условиям реализации основных образовательных программ. Третья группа особенно важна, ведь раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, принципы оплаты труда учителей и т.д., то есть обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования. Теперь же ситуация иная: условия должны соответствовать заявленным нормам. Если в стандарты первого поколения входили федеральный, национальнорегиональный и школьный компоненты (содержание образования, определяемое соответственно федерацией, регионом и учебным заведением), то теперь компоненты совсем другие: инвариантный (обязательный для всех) и вариативный (формируемый участниками образовательного процесса). Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой систему нормативов и регламентов, которые необходимы для реализации этих программ и достижения планируемых результатов общего образования. Обращаю внимание – в системе заложены новые нормативы: такие как информационное обеспечение учебного процесса, обеспечение доступа учащимся и учителям к базам данных, которые адекватны соответствующей ступени обучения. Кроме того, она предполагает комфортную, дружественную по отношению к учащимся, учителям и родителям среду, позволяющую достичь личностных, социальных, познавательных, коммуникативных результатов образования. В послании Президент России обратил на это особое внимание. Именно понимание стандартов как системы требований и создает систему эффективного управления качеством образования в школе. – Как изменится в соответствии с новыми стандартами содержание образования? – Теперь основа содержания образования не входит в сами стандарты, а является сопровождающим его документом – «фундаментальным ядром» по каждому предмету (емкий текст на две-три страницы). «Фундаментальное ядро» фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных учреждениях: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. В нем обобщенно описываются универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Методологическая основа новых стандартов – системно-деятельностный подход, рассчитанный на практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования ребёнка. Школьник должен научиться проектировать собственную деятельность, овладеть универсальными компетентностями, быть готовым к выбору профессии и вектора дальнейшего образования, а также приобрести гуманистические, демократические ценностные ориентации, умение следовать этическим, нравственным, моральным нормам, оценивать не только других, но и себя. А что касается предметного результата, я бы обратил внимание на то, что самое важное – научить ребёнка применять в повседневной жизни приобретенные знания, умения, навыки, компетенции. – Предполагают ли готовящиеся стандарты изменение системы оценивания знаний обучающихся? – К новым разработкам в области стандартов можно отнести систему оценивания достижений обучающихся, основанную на критериальном подходе, а также изучении и обобщении требований семьи, общества и государства к результатам образования, которая позволила создать новый для нашей педагогики документ – ««Планируемые результаты». Он является ориентиром в деятельности образовательного учреждения. Система оценки учебных достижений обучающихся включает:
Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ каждой ступени общего образования разрабатывался применительно к основным группам результатов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|