Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт

Полностью новый стандарт общего образования будет введен в российских школах с 2020 года. Внедрять его начнут с 2011-2012 учебного года. Сначала по новому стандарту начнут учиться первоклассники, на следующий год к ним присоединятся второклассники. Выпускные классы будут учиться по новым ФГОСам только с 2020 года.

Просмотров: 2302

Полностью новый стандарт общего образования будет введен в российских школах с 2020 года. Внедрять его начнут постепенно, начиная со следующего, 2011-2012 учебного года. Сначала по новому стандарту начнут учиться первоклашки, на следующий год к ним присоединятся второклассники и т.д. Выпускные классы ощутят на себе новшество только в 2020 году. Таким образом, первыми полностью отучатся по новым стандартам общего образования ребята, которые впервые переступят порог школы следующей осенью.

О том, как будет происходить одно из главнейших событий в российской школе, на семинаре-совещании в Комитете Государственной Думы РФ по образованию рассказала директор Департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена НИЗИЕНКО.

Успеть до конца года

Переход на новые образовательные стандарты декларирует образовательная инициатива «Наша новая школа», обозначившая все мероприятия, связанные с их введением по срокам, содержанию, ответственным, компетенции субъектов, федерального центра и т.д. Поскольку проекты стандартов могли предлагать не только разработчики, которых Минобрнауки определило по итогам конкурса, но и предусматривалось инициативное внесение проектов, таковых по начальному общему образованию поначалу было три. В результате, все-таки был выбран один стандарт начальной школы, который прошел регистрацию еще в октябре 2009 года. В соответствии с ним разработана, проанализирована и размещена на сайте министерства примерная основная образовательная программа, являющаяся для образовательных учреждений базисом при составлении собственных программ.

– По закону основную образовательную программу формирует само учреждение, – напомнила Елена Низиенко. – И нам предстоит большая работа по обучению управленческих команд школ, чтобы они смогли ее разработать. Опыт составления есть только у инновационных образовательных учреждений. Раньше программы воспитательной и методической работы, учебный план разрабатывались отдельно, и мы часто видели, что в школе воспитательная работа, и методическая работа с учителями ведутся в одном направлении, а учебный план составлен совсем для других целей. Теперь образовательная программа все эти направления должна объединить.

Стандарт основного общего образования внесли в Минобрнауки в мае 2010 года, и он был направлен на доработку – в том числе в связи с принятием ФЗ-83. Ведь для того чтобы образование оставалось бесплатным, государственное задание должно быть прописано в соответствии с ФГОС. Впереди – процедура утверждения стандарта основного общего образования. Уже начата разработка примерной образовательной программы, которая в течение ближайших месяцев появится на министерском сайте в Интернете.

Следующим этапом будет разработка стандарта среднего полного общего образования, подходы к этому уже определены и согласованы со многими регионами.

Как пояснила Елена Низиенко, до конца 2010 года в Минобрнауки планируется утвердить стандарты всех трех ступеней. По начальной школе и основному образованию примерные программы до конца года будут разработаны, а по старшей школе она будет готова в самом начале 2011 года.

Российское законодательство не допускает единовременного перехода на стандарт сразу на всех уровнях. Связано это, прежде всего, с тем, что школьников, начавших обучение по старому стандарту, нельзя переводить на новый. Их придется доучивать. Поэтому с 1 сентября 2011 года начнется постепенное введение стандартов – сначала в первых классах, затем во вторых и так далее. Таким образом, о полном введении стандарта в школе можно говорить с 2020 года.

Новый стандарт разрабатывали по ступеням, в соответствии с которыми его, по мере готовности, и предполагается вводить. Такая схема значительно позволит сократить сроки перехода. «Ступенчатая» технология предполагает введение стандарта в начальной школе с 2010 года, в основной – с 2012 года и в старшей – с 2013 года.

Обновление нормативной базы

Разработанный стандарт имеет структуру, отличную от той, что предусмотрена действующим ФГОС. Последний состоит из набора дидактических единиц, изучение которых определяется по предметам и конкретным временным промежуткам. В новый стандарт включены три группы требований к основной образовательной программе:

  • к результатам реализации, среди которых не только предметные, но и метапредметные и личностные, что обеспечивает компетентный подход;
  • к структуре, на основании которой разрабатываются и примерная программа, и программа школы;
  • к условиям реализации, что является принципиальным новшеством.

Из требований вытекают критерии готовности образовательного учреждения к реализации стандарта. Но в первую очередь должна быть разработана основная образовательная программа. Если ее нет, ни в коем случае нельзя приступать к реализации стандарта.

– Недавно была в одной из школ и попросила показать имеющуюся документацию, – рассказала Елена Низиенко. – Мне предъявили документы восьмилетней давности – за это время не обновлялись ни должностные инструкции, ни другие нормативные акты, ни приложения к уставу, да и сам устав уже устарел. Учреждение оказывает образовательные услуги, которые в уставе даже не прописаны.

Поэтому документация должна быть приведена в строгое соответствие с требованиями стандартов. Необходимо определить модель организации внеурочной деятельности, которая в новом варианте должна стать органичной частью учебного плана. Раньше внеурочную деятельность, как известно, в учебный план не включали.

Регионы предлагают разные ее модели: реализуемые с помощью учреждений дополнительного образования, собственно школой с привлечением других муниципальных организаций (физкультурно-оздоровительных комплексов, домов и дворцов культуры, детских школ искусств и т.д.). Эту модель взаимодействия должен определить муниципалитет.

В Департаменте общего образования Минобрнауки РФ считают, что идеальной была бы сетевая модель построения внеурочной деятельности, когда учреждение дополнительного образования становится центром внеурочной деятельности, а его специалисты работают не в одной, а во многих школах.

Учителя для учителей

Большое внимание разработчики стандарта уделили повышению квалификации учителей. В России прошла «обкатку» совершенно новая модель повышения квалификации, которая предусматривает введение института тьюторов. Они проходят обучение в Москве, а затем уже сами передают знания учителям в регионах.

По словам Елены Низиенко, такая система зарекомендовала себя при введении предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Она позволяет качественно обучить большее количество учителей за меньшее время. И перед введением стандарта в начальной школе необходимо, чтобы абсолютно все учителя, преподающие в первых классах, а еще лучше – во всей начальной школе, прошли повышение квалификации в соответствии с новыми требованиями. Без этого нельзя считать школу готовой к введению стандарта. В нынешнем году 18 российских регионов начали работать по новым стандартам в первых классах, а с 1 сентября 2011 года на него перейдут все первые классы.

Вторая модель повышения квалификации связана с переходом на персонифицированный вариант. Средства будут передаваться не региональному институту повышения квалификации, который сам определяет, какие темы давать учителям, сам составляет план, набирает курсантов, учит их, оценивает и выпускает, а непосредственно образовательному учреждению. При этом никто не знает, какой эффект от такого обучения получает школа и получает ли его вообще.

Но часто бывает так, что школа может отдать деньги только региональному институту, потому что других учреждений, занимающихся повышением квалификации учителей, нет. А что в этой ситуации делать, если в институте нет программы, которая нужна школе и ее учителям? Поэтому при переходе на персонифицированные модели встает вопрос о создании рынка повышения квалификации педагогов, чтобы школы и вузы могли заплатить полученные деньги за актуальную для них подготовку.

Планируется также создание возможности повышать квалификацию по модульному принципу. Разве плохо, если преподаватель сможет сам выбирать модули? Он сможет приехать на изучение одного модуля, получить соответствующий документ и при наборе определенного числа модулей уже стать обладателем свидетельства о повышении квалификации или переподготовке. Такие модели апробированы во многих регионах, более того, они показали свою эффективность.

Ждут учителя с введением стандарта и новые правила аттестации. Ключевые изменения здесь заключаются в том, что учитель, который не заявляет себя на аттестацию для получения квалификационной категории, теперь обязательно один раз в пять лет будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. И, как мы уже сообщали, в закон «Об образовании» также внесены изменения, которые обязывают работодателя предоставить каждому учителю возможность для обязательного повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет.

Важный вопрос, без решения которого нельзя переходить на новые стандарты, – модернизация педагогического образования, ориентация педагогических вузов на практику. Потому что, как отметила Елена Низиенко, зачастую молодые педагоги приходят в школу и не понимают, что должны делать. Кроме того, отстали от жизни методические службы, оставшиеся во многих регионах и муниципалитетах. Глава департамента общего образования в нескольких городах лично изучала планы работы методической службы и поняла, что в них ничего за двадцать лет не изменилось.

Впрочем, муниципальные методические службы в регионах, которые ввели персонифицированные модели повышения квалификации, уже аккумулируют у себя информацию о том, где можно пройти повышение квалификации по той или иной теме.

Действовать синхронно

Чтобы работа по подготовке школ велась синхронно, в субъектах РФ определены региональные координаторы введения стандарта. Из их числа создан координационный совет, в котором представлены 17 регионов. За каждым членом совета закреплены представители двух-трех соседних регионов.

В части нормативного обеспечения стандарта на федеральном уровне разрабатываются примерные образовательные программы основного и среднего полного общего образования. В департаменте предполагают, что в феврале 2011 года такую программу получит и старшая школа.

Под стандарт должен быть утвержден и федеральный перечень учебников. Кстати, при стремлении к метапредметным результатам отпадает возможность использования учебников, не скоординированных между собой, когда на уроке истории события изучаются в одном контексте, на литературе – в другом. В этом случае образование не сможет сформировать для ребенка целостную картину мира. Самому ему прийти к этой картине на основе разрозненных данных очень и очень сложно.

В новом порядке экспертизы учебников появилось понятие «система учебников», и сегодня такие системы под новый стандарт уже проходят экспертизы. В декабре они должны появиться в федеральном перечне учебников. Следующей осенью первоклашки будут учиться только по такой системе учебных пособий.

– Меня часто спрашивают о том, сколько денег понадобится на введение стандарта, – коснулась немаловажной финансовой стороны вопроса Елена Низиенко. – К сожалению, не могу назвать точную сумму, но примерно могу сказать, что к расходам, в среднем, прибавится около 30 процентов. Будут разные объемы денежных средств, потому что регионы, которые участвовали в комплексных проектах модернизации образования, уже создали условия для внедрения стандарта. То есть им понадобится меньше средств – от 10 до 12 процентов.

Понятно, что на введение нового стандарта понадобятся дополнительные средства. Где регионы их будут искать – через федеральный центр или у себя в субъекте, – эту «головную боль» переложили на местные власти.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Образование: через призму двух парадигм
Государственная Дума: итоги и перспективы
Новый виток развития регионального образования
Год учителя. Итоги
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов для общей школы
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Функция воспитания возвращается в школу
Бюджет 2012. Образование
Развитие сетевого взаимодействия в школе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ