Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Негосударственные вузы: выживание или развитие?

Самая значительная претензия к негосударственным вузам – некачественное образование. Но в данном случае эксперты отмечают общее падение образовательного ценза, и негосударственные вузы, как более мобильные во всех отношениях, лишь отражают эту общую ситуацию в стране.

Просмотров: 2300
СЕСЮНИН Николай Алексеевич – ректор Рязанского института бизнеса и управления, доктор технических наук, академик РАЕН

Министерство образования и науки РФ провело мониторинг деятельности всех государственных вузов страны. По его результатам будут приниматься серьезные, возможно, жесткие административные решения. А как этот сигнал воспринимается негосударственным сектором, которому, по заверениям Минобрнауки РФ, также предстоит процедура мониторинга? Какие перспективы видят для себя негосударственные вузы? Эти вопросы мы задали ректору Рязанского института бизнеса и управления, доктору технических наук, профессору Николаю СЕСЮНИНУ.

– Николай Алексеевич, сегодня одна из главных претензий к системе ВПО – низкое качество образования при чересчур разросшемся количестве вузов. Понятно, что негосударственный сектор тоже под огнем критики.

– Да, к негосударственному сектору образования высказывается немало претензий. Но давайте реально посмотрим на сложившуюся в стране ситуацию и оценим, в частности, место негосударственных вузов в общей системе ВПО. Прежде всего мы должны понять, почему вообще появился негосударственный сектор профессионального образования. Безусловно, главной причиной была коренная перестройка всех основ общества, и, чего греха таить, существующая на тот исторический момент система государственных вузов не всегда могла своевременно реагировать на запросы и потребности времени. Ей была необходима реформа. Появление негосударственного сектора – более мобильного в этом отношении и учитывающего запросы рынка – решило эту проблему. То есть негосударственный сектор смог заполнить нишу и удовлетворить запросы общества: например, в новых профессиях. Ведь что такое по сути негосударственный сектор? Это в первую очередь гибкость и быстрота реагирования на вызовы рынка труда.

Таким образом, социально-экономической основой становления и развития негосударственного образования стала рыночная экономика, которая зиждется на частной собственности. К слову, сегодня более 75 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) в России производится в негосударственных отраслях экономики.

Разумеется, впоследствии это породило как плюсы, так и минусы. Но, безусловно, положительным было то, что появление негосударственных высших учебных заведений создало в российском образовании естественную конкуренцию образовательных учреждений, поскольку расширило возможности населения в получении высшего образования.

Что касается негативных моментов, сегодня самая значительная претензия к негосударственным вузам – некачественное образование. Но в данном случае можно поспорить с этим утверждением с той точки зрения, что это все-таки не «родовой признак» российского негосударственного сектора образования. Эксперты отмечают общее падение образовательного ценза, и негосударственные вузы, как более мобильные во всех отношениях, лишь отражают эту общую ситуацию в стране.

– Государство сегодня настолько озаботилось этой проблемой, что готово пойти на серьезные административные решения, на которые не решалось несколько лет. Речь идет пока о государственных вузах. В этом контексте что, на ваш взгляд, ожидает негосударственный сектор?

– Полагаю, что продолжится постепенный, но необратимый процесс интеграции негосударственной высшей школы в сложную единую вузовскую систему. Несомненно, слабые вузы с образовательного рынка уйдут, зато будут развиваться те вузы, которые сумеют сконцентрировать внимание на стратегии инновационного развития страны, на вопросах качества образовательной деятельности.

На самом деле ректорское сообщество негосударственных вузов обеспокоено многими вопросами и проблемами, требующими разрешения.

Что сегодня важно для негосударственного образовательного сектора?

На наш взгляд, государство и негосударственный сектор образования должны пойти друг другу навстречу, у нас ведь тоже есть претензии: отсутствие полноценной государственной поддержки, высокие арендные и налоговые платежи и прочие. Это с одной стороны.

А с другой – и негосударственным вузам необходимо четко показывать свою роль и значение в инновационном развитии страны. Укреплять учебно-материальную базу, заботиться о продвижении образования на международный рынок, вести совместную с другими вузами научно-исследовательскую работу, внедрять дистанционные технологии, создавать научные школы, привлекать лучших специалистов и создавать для них благоприятные условия работы.

Ведь фактически негосударственные вузы сегодня могут рассчитывать только на себя, свои силы. Они словно сканируют образовательное и общественное пространство, проводя с этой целью прикладные исследования, научно-практические конференции, симпозиумы, встречи. Мы вынуждены учитывать потребности времени и более мобильно на них реагировать. И это по-прежнему остается серьезным механизмом развития негосударственного сектора, если хотите, нашим конкурентным преимуществом.

– Говорят, есть «бюджет выживания» и «бюджет развития». Негосударственный сектор, если провести подобную же аналогию, в какой стадии сейчас находится?

– На мой взгляд, мы не можем говорить о том, что негосударственный сектор ВПО находится на стадии выживания, скорее его нынешний уровень – это стадия развития. Все-таки мы многого добились, ведь сегодня негосударственный сектор в какой-то степени может поспорить с государственным: например, по критерию «цена обучения – качество образования».

Система негосударственного высшего профессионального образования состоялась, и теперь представляющие ее вузы выдвигают задачи все более высокого уровня, реализуют инновационные проекты фундаментального и прикладного характера. Скажем, учеными нашего вуза сегодня активно разрабатываются современные лазерные технологии.

Поиск в решении общих проблем привел еще к одному важному для негосударственного сектора результату – объединению своих сил под эгидой Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России (АНВУЗ). Сегодня большинство негосударственных вузов координирует свою деятельность через ассоциацию. Со своей стороны АНВУЗ сотрудничает с Государственной Думой и Советом Федерации РФ, Министерством образования и науки РФ и Рособрнадзором, другими госструктурами, в силу чего негосударственные вузы не остаются в стороне от государственных дел.

Таким образом, несмотря ни на что, система негосударственного высшего профессионального образования в стране состоялась. Здесь обучается более 1,5 млн. человек. Негосударственные вузы стали силой, с которой нельзя не считаться.

– По каким критериям, по-вашему, можно измерять эффективность деятельности российских вузов?

– Если коротко, можно назвать следующие. Первый – способность к интеграции в экономику страны, региона. Второй – научная деятельность с учетом потребностей общества. Третий – предложенные вузом инновационные решения современных задач. Четвертый – общественное признание учебного заведения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
Дагестанский медицинский стоматологический институт готовит востребованных специалистов на собственной клинической базе
Каковы перспективы негосударственных вузов?
Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности
Негосударственное образование в России. Ситуация изменилась
Омский региональный институт: в поисках новизны
Можно ли чиновнику учиться в негосударственном вузе?
Участие СаГА в социально ориентированных проектах региона
Образование с национальным знаком качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ