Слагаемые качества юридического образованияЮридическое образование остается востребованным, несмотря на закрытие ряда юридических вузов и ограничение приема на юридические факультеты. Качественное юридическое образование – необходимый инструмент построения правового государства, позволяющий решать важные государственные задачи борьбы с преступностью и коррупцией, формирования правового сознания граждан. Просмотров: 330
Жизнь убедительно показала: юридическое образование в России остается востребованным, несмотря на закрытие ряда юридических вузов и ограничение приема на юридические факультеты. Качественное юридическое образование – необходимый инструмент построения правового государства, позволяющий решать важные государственные задачи борьбы с преступностью и коррупцией, формирования правового сознания граждан. Юридическое образование является составной частью отечественной системы образования в целом, поэтому его проблемы неразрывно связаны с происходящими в этой сфере процессами. Зачастую реализуемые сегодня реформы приводят к прямо противоположным результатам, чем те, на которые рассчитывали. Под каток преобразований попал школьный курс «Основы права», в непрофильных вузах сокращено количество часов, выделяемых на курс «Правоведение». В то же время подготовка юристов стала средством выживания для многих вузов, а правовое просвещение граждан отдано в основном на откуп мультимедийным каналам. При таком положении дел опасение «юристов много, а хорошего найти трудно» становится близким к истине. Устранение недостатков юридического образования – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом. И главный вектор модернизации должен быть направлен на улучшение его качества. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с оценкой качества юридического образования, в свете новых законодательных инициатив. Для реализации закона об образовании (от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ) в стране проводится ежегодный мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования. Институт правоведения и предпринимательства (ИПП), являющийся негосударственным вузом, принял участие в мониторинге одним из первых, рассчитывая, что анализ результатов откроет новые возможности для поиска оптимальных вариантов дальнейшего развития. Основным показателем эффективности работы любой организации является качество ее деятельности. Применительно к юридическому вузу – это качество подготовки специалиста и, что не менее важно, его готовность работать по специальности. Рассмотрим в общих чертах, как показатели мониторинга связаны с оценкой качества работы юридического вуза. Образовательная деятельность – первый основной показатель мониторинга, во многом характеризующий качество образования. Однако нельзя не заметить, что показатель количества принятых на обучение зависит от многих факторов. Не так давно количество абитуриентов, принимаемых на специальность «Юриспруденция», стремительно росло. И бюджетники, и обучающиеся с полным возмещением затрат на образование – таких было значительно больше – обучались вместе, и вопрос качества на повестке дня не стоял. Наступили другие времена – демографическая яма и закрытие вузов и филиалов привели к снижению количества обучающихся, и не только юристов. В этот период качество образования стало падать – в том числе потому, что прием на очные отделения был сокращен, а заочное и дистанционное образование получили бурное развитие. Заострим внимание на вопросе приема на юридические факультеты по итогам результатов ЕГЭ. Новшество не способствует повышению качества юридического образования – даже высокий балл не служит гарантией получения на выходе высококлассного юриста. Между тем, в вузах качество знаний выпускников на выходе в достаточной степени не контролируется. Выпускников не тестируют, отчеты Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) не анализируют, мнение председателей ГЭК не учитывают, то есть судить о качестве подготовки кадров в вузе сложно. Было бы разумным разрешить всем юридическим вузам при приеме абитуриентов устраивать дополнительные испытания. Юридическое сообщество совместно с потребителями должно разработать дополнительные виды испытаний не только для проверки знаний поступающих, но и степени их мотивированности работать по профессии и психологической пригодности. Одним из важных показателей мониторинга является международная деятельность. Однако и этот показатель нельзя фетишизировать. Практически в каждом курсе всех учебных дисциплин юридического профиля есть раздел, посвященный особенностям правовых систем различных государств, который позволяет узнать специфику правового регулирования в других странах мира и, при желании, в рамках освоения специальных курсов изучить практику его применения – написать курсовую, дипломную работы, магистерскую диссертацию. Показатель количества иностранных студентов, поступивших в вуз, не имеет прямого отношения к качеству юридического образования. В юристах нуждаются, прежде всего, российские районные и областные структуры и правоохранительные организации, испытывающие кадровый голод. Подчеркнем, ИПП изначально построил свою деятельность на тесном сотрудничестве с Управлением Министерства юстиции РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Нотариальной палатой Ленинградской области. Научно-исследовательская деятельность, оценка которой сводится к учету количества публикаций и их цитирований, полученных патентов, а также суммы дополнительного дохода от внедрения результатов НИР, к качеству подготовки юристов также имеет не самое прямое отношение. Хотя, безусловно, без реализации в вузе активной научно- исследовательской деятельности подготовить высокопрофессионального юриста невозможно. В силу объективных причин объемы фундаментальных научных исследований в юриспруденции в последнее время резко снизились – такими исследованиями занимается лишь несколько ведущих научных организаций страны. Учет количества малых инновационных предприятий, да еще и учет дохода от их деятельности для оценки качества подготовки юристов решающего значения не имеют. То же самое можно сказать об учете источников – внутренних или внешних – расходования вузом средств на науку. Негосударственному вузу сложно получить финансирование из внешних источников: в числе участников конкурсов, имеющих право на получение финансирования, чаще фигурируют госорганизации. Будем честны: сама процедура проведения иных конкурсов непрозрачна. В том числе и по этой причине ИПП тратит на науку собственные средства, проводит исследования и конференции на «безвозмездной» для других участников основе. На практике юридические вузы занимаются в основном прикладными исследованиями и решением правовых вопросов для регионов (например, проекты правовых актов, их анализ). В эти исследования вовлекаются студенты, магистранты и аспиранты, что становится решающим фактором их приобщения к научным исследованиям в будущем. При этом профессорско-преподавательский состав вуза занят, прежде всего, исследованиями в области научно-методической и методологической работы, направленной на повышение качества образования. Это занимает много времени при отсутствии серьезной методической информационной поддержки УМО, в условиях «частого» перехода со стандарта на стандарт и внедрения новых технологий в учебный процесс. Что касается публикаций, в настоящее время осветить результаты своих научных исследований можно «за свой счет». Выпустить учебник тоже не проблема. Даже индекс цитирования можно «повысить». Юридическое сообщество должно рассмотреть вопросы защиты прав авторов от недобросовестных коллег и издателей. Сведения о персонале вуза – именно тот показатель, который имеет к качеству прямое отношение. Важно не только кого мы учим, но и кто учит. Нехватку квалифицированных кадров ощущает вся система образования, но юридические вузы – более всего. Многие высокопрофессиональные преподаватели-юристы из-за проблем с финансированием ушли из вузов в коммерческие структуры. А результаты реформ, касающиеся подготовки научных кадров, ВАК, аспирантуры, еще долго будут сказываться на качестве ППС в вузах. В настоящее время ситуация начала меняться к лучшему – этому способствует тенденция к увеличению уровня оплаты труда, возможность привлекать к преподаванию практикующих специалистов. Без инновационных технологий образовательный процесс в юридическом вузе невозможен. Однако дистанционное обучение – без реального общения студента и преподавателя – для юриста неприемлемо. Сведения о материально-технической и информационной базе вуза комментировать не будем. Современный вуз обязан иметь все необходимое. Однако во время визита в один из ведущих вузов США поразил контраст между наличием и количеством компьютеров в учебной аудитории и откровенно слабым содержанием образовательной программы. В те годы наши студенты изучали и знали значительно больше. При подготовке юристов нет нужды использовать столько дорогостоящих технических средств обучения, как при подготовке студентов некоторых других специальностей. Необходимый набор материально-технических средств для обучения юристов в современных условиях предусмотрен лицензией, государственным образовательным стандартом по юриспруденции. В юридическом вузе нужен зал судебных заседаний – в ИПП их даже два. Рядом с вузом находится Пушкинский районный суд г. Санкт- Петербурга, с которым в течение двадцати лет действует договор о сотрудничестве. Здание суда построено по самым современным стандартам. И студенты института имеют возможность проводить здесь учебные мероприятия – как на базовой кафедре. Необходима в юридическом вузе и криминалистическая лаборатория, и она в ИПП есть. Однако в большей степени мы дорожим возможностью «держать руку на пульсе» реальной жизни. С этой целью реализуются договоры о сотрудничестве с Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу, прокуратурой города и области. При этом хотелось бы иметь больше качественных программных средств, разработанных для юристов специалистами УМО. В последнее время в повышении качества образования возросла роль потребителей выпускников. Взаимодействие с работодателями – одно из обязательных условий функционирования вуза. Но для юридического вуза это сопряжено с определенными трудностями, поскольку число гипотетических работодателей для юриста значительно больше, чем для представителей других направлений подготовки. Соответственно, требования к компетенциям выпускника они могут предъявить самые разнообразные. Наличие тесных контактов с работодателями и их объединениями позволяет вузу реализовывать практическую составляющую образовательного процесса. Институт правоведения и предпринимательства на протяжении двадцати лет взаимодействует с работодателями в рамках договоров о сотрудничестве. Юридический факультет вуза реализует около 40 долгосрочных договоров. Создан совет работодателей, в состав которого входят представители судейского сообщества, прокуратуры, адвокатуры, полиции, юридических фирм и муниципальных образований. Члены совета предлагают темы для курсовых и выпускных квалификационных работ, предоставляют площадки для проведения практики, проводят совместные с вузом мероприятия, среди которых круглые столы, конференции. Отрадно, что сегодня взаимодействие вуза и работодателей закреплено законодательно. Так, согласно статье 19 федерального закона № 273 представители работодателей и их объединения могут участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ и координации действий по обеспечению качества и содержания образования. Статья 96 закона говорит о возможности проведения работодателями и их объединениями профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В настоящее время ключевое значение имеет разработка профессиональных стандартов. Их содержание внесет определенность в решение вопросов трудоустройства бакалавров и магистров и, следовательно, задаст планку требований к качеству подготовки. В последнее время приняты меры, направленные на повышение престижа профессиональнообщественной аккредитации. Причем наличие такой аккредитации может быть учтено при прохождении процедуры госаккредитации. Приказом Минобрнауки РФ от 23 декабря 2014 года, № 1606 внесен ряд изменений в порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема (КЦП). Особый интерес представляет указание, что при его проведении будет учитываться наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Стоит отметить, что Институт правоведения и предпринимательства на протяжении трех последних лет участвовал в конкурсе на выделение КЦП и получал бюджетные места. Имеется свидетельство о профессиональнообщественной аккредитации Ассоциации юристов России, дважды пройдена общественная аккредитация программ подготовки по направлению «Юриспруденция» в Ассоциации юридических вузов России. В связи с развитием профессионально-общественной аккредитации назрела необходимость решения некоторых вопросов. Среди них совершенствование нормативно-правовой и методической базы и критериев оценки, а также определение организаций, имеющих право заниматься аккредитацией. Министерством образования и науки РФ совместно с Ассоциацией юридического образования разработана новая модель общественной аккредитации юридических программ. Хочется надеяться, что содержащиеся в ней критерии оценки будут дополнять те, которые используются при проведении мониторинга, госаккредитации, плановых и других проверок деятельности вуза. На основании пункта 16 статьи 59 закона об образовании представители работодателей и их объединения могут также привлекаться к проведению итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам. Отметим, в ИПП в составе государственной экзаменационной комиссии неизменно около 50 процентов работодателей. Трудоустройство выпускников – показатель, который объективнее всего характеризует качество вузовской подготовки, – в мониторинге по итогам 2014 года будет учитываться на основании новой методики. Следует обратить внимание, юрист – профессия, которую получают не только для работы в правоохранительных и других государственных структурах, возможны и другие варианты мотивации. Поэтому о качестве образования по факту трудоустройства судить сложно. К оценке качества образования это имеет спорное отношение. Например, выпускник трудоустроился по специальности или просто в течение года куда-либо устроился? Крайне важно получать объективное мнение работодателей о качестве подготовки специалиста в конкретном вузе. Когда работодатели говорят, что трудоустроенный выпускник готов к практической работе и может профессионально работать в команде, они тем самым дают своеобразную независимую оценку качеству подготовки специалиста. Актуальна независимая оценка качества образования также и со стороны потребителей услуги – выпускников. В ИПП для них разработана анкета с вопросами, касающимися организации обучения, доступности и актуальности учебного материала, материально-технического обеспечения и другими. Юридическому сообществу совместно с работодателями необходимо организовать широкое обсуждение, посвященное не только поиску ответов на вопросы, кто и как должен проводить независимую оценку, но и решению проблемы повышения качества юридического образования. Назрела также необходимость нормативно-правового обеспечения реализации всех вышеперечисленных новелл. Хочется надеяться, что многие проблемы российской высшей школы будут в скором времени решены. От этого во многом зависит, будет ли наша страна получать высокопрофессиональные юридические кадры. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|